Само расположение села Амсар вызывает сомнение в древности этого населенного пункта.

Ровное место. Открытая с двух сторон долина. Старый караванный путь, и ныне сохранившийся безо всяких изменений, разве что путь стал шире, для проезда машин. Нет старых, прилепленных друг к другу сакль – домов. Но это всего лишь поверхностное мнение. О древности этого села говорят документы. Неизвестно, есть ли доказательства, говорящие о более раннем происхождении села Амсар, но со времени проникновения Ислама сохранились ценные артефакты и документы. Например, такие как «… К примеру, на территории Рутульского района зафиксировано более ста святилищ, хронологически охватывающих период с X по начало XX вв. Что касается исследуемого нами периода, то, согласно местным преданиям, самый раннее из этих святилищ расположено недалеко от селения Амсар, Рутульского района.

Местные жители рассказывают, что этот пир был построен в честь пророка Хизри, (Хидир-наби), который как-то явился на помощь местному охотнику, застрявшему в горной расщелине. Местные жители датируют памятник V — VI вв. Конечно, данная датировка вызывает сомнение, однако, необходимо отметить, что в практике святилищ часто можно встретить то, что немусульманская святыня (камень, родник, гора, пещера и т. д.) под влиянием суфизма переосмысливается и приобретает мусульманскую окраску.». Это факт зарегистрирован А. Р. Шихсаидовым, доктором исторических наук.

Существует еще один документ, который подтверждает мнение Шихсаидова А.Р. «…Среди ранних рутульских святилищ интерес представляет пир «Юлдигов», находящийся недалеко от селения Амсар и датируемый местными жителями IX — X вв. Он представляет собой каменное сооружение длиной и шириной 1,5 м. Возле святилища установлены жерди для привязывания лоскутков материи. Согласно местным преданиям, по дороге, возле которой находится святилище, проезжал четвертый праведный халиф Али на своем коне, после чего на дороге остался большой отпечаток лошадиной подковы. В честь этого события местными жителями был построен пир, у которого прохожие читают молитвы и привязывают лоскутки материи к жердям.» (Небольшое отступление - отпечаток конской подковы в каменной плите находится также и возле села Мюхрек, и местная легенда приписывает этот отпечаток также скакуну пророка Али. В преданиях даже сохранилась кличка коня пророка - Дул-дул).

Особый интерес для исследователей представляет само название села. Амсар - в переводе с арабского - города, поселения, основанные мусульманами в первые годы завоеваний. Некоторые специалисты считают, что «амсар» переводится как военные поселения, округ и т.д. Но есть еще и третья версия - слово «амсар» - множественное число слова «миср», то есть пограничная территория.

    Предпочтительной все же остается первая версия – небольшое военное поселение, городок. Изначально на этом месте, судя по всему, не было никакого населенного пункта, потому как сама местность, где ныне находится село, не соответствует условиям, по которым строились все старинные села Рутульского района, и не только. Если посмотреть принцип строительства, например, соседнего села Лучек, то сразу видно, что дома строились на гребне возвышенности. И понятно, по какой причине. Частые сели и оползни, спускаясь с гор, затапливают, а порой даже сносят все, что попадается им на пути. К тому же близость реки Самур, буйный нрав которой не понаслышке знают жители села, также является причиной стихийных бедствий.

Как выше было указано, на ровном открытом месте в древние времена села не строились из-за боязни стать легкой жертвой для всякого рода завоевателей. Возникает вопрос, что подвигло предков нынешних амсарцев выбрать для проживания столь неудобное место, и откуда они переселились? Учитывая местное название села Амцурде (Амцарде), что означает «при Амсаре», «возле Амсара» и т.д., можно предположить, что предки нынешних жителей села поселились возле построенного арабами военного городка. В дальнейшем название Амсар закрепилось за основанным рядом с военным городком селом. А переселиться они (амсарцы) могли с близлежащего и ныне уже не существующего села Пилек.

Но некоторые историки считают, что не пилекцы основали село Амсар, а наоборот, Пилек основали выходцы из Амсара. Пилек - это всего лишь отселок села Амсар. Думается, что здесь имела место подобная картина, как и с селом Цудик.

Современное село Цудик, по преданиям старожилов, основывалось много раз. И всякий раз стихия, сель и оползни разрушали село, заставляя жителей отселяться обратно в старое село Мюхрек. Нечто подобное, скорее всего, происходило и в селении Амсар. Село Пилек было своего рода запасным вариантом для амсарцев. Когда сель и оползни разрушали Амсар, или нападали могущественные захватчики, амсарцы, наверное, возвращались в горы, в старое село, чтобы через какое-то время вновь переселиться вниз, в равнинный и более удобный для проживания Амсар.

Недалеко от селения Амсар находится одно из красивых и привлекательных мест Рутульского района. Это долина Махик-дере. (слово «дере» переводится как долина). В этой красочной долине протекает чистая и прозрачная речка Махикчай.

Махик-дере - излюбленное место для проведения своего рода пикников и отдыха не только для жителей села Амсар, сюда на отдых приезжают жители всего Рутульского района, да и других районов Южного Дагестана. Интерес у любителей природы вызывает то, что вода в этой речке в любое время года изумительно чистая и прозрачная. Но в этом нет ничего удивительного. Объяснение тому простое. Дно речки сплошь каменистое. Берега, заросшие дерном и травою, вплотную подступают к руслу реки. Издали в летнее время вид реки выглядит красочно: покрытая зеленью сравнительно пологая долина, посередине которой ленточкой вьется чистая и прозрачная речка Махик-чай. По всему течению, от верховий до впадения в Самур нет размытых селем оврагов и обвалов. Дождевые и талые воды с гор не заносят в речку ил и мусор. 

Вряд ли найдется, даже за пределами Рутульского района, человек, рутулец, или проживавший в Рутульском районе, который хоть бы раз в жизни не слушал песни на рутульском языке в исполнении уроженца селения Амсар Шафи Амсаркого. Его творчество известно далеко за пределами родного района, во всем Южном Дагестане. Песни – это душа народа. Покуда слагаются и поются песни на родном, рутульском языке, значит, рутульцы будут осознавать себя сынами и дочерьми своего народа. За это Шафи Амсарский заслуживает чести быть почетным гражданином рутульского народа.

И напоследок еще одно, присущее только месторасположению села Амсар, удивительное явление. В короткие зимние дни жители села Амсар, особенно той части, которая находится ближе к селу Лучек, то есть в западной стороне села, могут два раза в день наблюдать восход солнца. Объяснение тому простое: прямо перед селом, на противоположной стороне, за рекой Самур возвышается гора. Солнце, низко встающее в короткие зимние дни, сначала восходит с восточной стороны, затем на какое-то время оно скрывается за гору, чтобы взойти во второй раз, но уже с западной стороны. И у человека приезжего, не знающего особенности этого явления, возникает ощущение, что он дважды видит в течение одного дня восход солнца.

Автор: Фазил Дашлай - журналист

Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 688
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 40
Мугьманар: 38
Иштиракчияр: 2
leggi, Alpangirl

Сегодня нас посетили: