Старый аул Борч  расположен в верховьях реки Ахтычай на высоте более 2300 м. над уровнем моря. В административном отношении представлял собой самостоятельный сельский совет и входил в состав Рутульского района Республики Дагестан. В прошлом Борч – крупное селение. В 30-х годах и послевоенные годы от Борча отпочковались селения Шорсу (Шекинский район Аз.ССР, более 70 хозяйств) и Хырса (Кахский район АзССР, более 80 хозяйств). Переселенцы из Борча проживают в селениях Даш-юз (50-60 хозяйств), Аг-Булак (15-20 хозяйств) и в г. Шеки (около 150 хозяйств) Шекинского района АзССР. В 70-е годы около 60 хозяйств из Борча переселились в Бабаюртовский район (совхоз «50 лет Октября»). По данным на 1 января 1975 года, в селении Борч насчитывалось 177 хозяйств с населением 1148 человек. Жители Борча известны в Дагестане и Азербайджане как потомственные овцеводы. Сегодня там никто не проживает. Это уже прошлое, история. Село стало достоянием археологии.

 К концу второго тысячелетия от исторического Борча остались лишь развалины. Но в прошлом это было красивейшее село, расположенное в центре альпийских лугов недалеко от вечных ледников. Словами трудно описать красоту Борча, его окрестностей, ковровых полей горных маков и тысячи луговых цветов. Ее нужно увидеть. В июле начинается цветение шиповника. Воздух в это время наполняется особым ароматом. Каждый глоток такого воздуха омолаживает человека.

 Старый аул Борч находился 8 месяцев в году в полной изоляции: Салатавский перевал действовал с 15 мая по 15 октября. Естественно, аул Борч использовали как летнюю стоянку. Борчинцы обладают большим чувством юмора. Они часто подшучивают над собою: называют себя ближайшими соседями Аллаха. И поэтому он их любит и оберегает. Однажды один борчинец спросил другого:
- Скажи, пожалуйста, сколько раз в году ты умываешься? Тот ответил:
- Два раза: один раз - когда весною поднимаюсь в горы, и второй раз - когда осенью спускаюсь с гор на зимние пастбища.
Третий борчинец, услышав этот разговор, воскликнул:
- Вах, ты - настоящая рыба. Я-то думал, что человек в жизни должен умываться два раза: первый раз - когда рождается, второй - когда умирает.

 Борчинцы по своей природе практичны и наделены аналитическим умом, демократичны. Женщина-борчинка пользовалась особым уважением. Она никогда не закрывала лица, не носила чадру, свободно выражала свою волю. В каждом роде, тухуме выделялись женщины-наставницы. Девочки в возрасте 10-15 лет проходили обучение у наставниц. Юноши и девушки имели возможность ближе знакомиться на вечеринках, устраиваемых наставницами перед свадьбой. Девушки выходили замуж в 15-16 лет, юноши женились в 17-19 лет. Дальнейшую школу жены и хозяйки невестка проходила у свекрови. И здесь действовали свои традиции: свекровь относилась к невестке как к родной дочери, передавала ей свой жизненный опыт. Женщина становилась главным лицом в семье: она постоянно дома, с детьми. Отношения, климат в кланах определяли также женщины. И еще: женщина-борчинка никогда тяжелым трудом не занималась. Однако в случае надобности заменяла мужа по хозяйству, выполняя и мужские обязанности. В характере борчинки много от легендарных амазонок - свободолюбивых и воинственных женщин. Такая женщина давала и здоровое потомство.

 По языку борчинцы относятся к рутульцам. По образу жизни, характеру, быту существенно отличаются от рутульцев. По культуре, традициям они ближе к цахурам (йихъийцам). И диалект (борчско-хиновские языковые особенности) смыкается с цахурским, а в ряде случаев - с будухским и крызским языками. Примечательно и то, что говоры селений Борч, Хин (официально Хнов), Шин сохранили разгадку, содержательную сущность этнонима йихь, который последовательно в измененной форме (результат исторического развития) представлен в названиях восточнокавказских народов, например, йихъ-бы - цахуры, агьахьбы (-ар) - рутульцы, агъулар - агульцы, уханар - табасаранцы, будухар - будухцы, йахулар - лакцы, Цьхъар ахъуши - даргинцы, бул къаЬдарар - аварцы, вайнах - чеченцы, ингуши (букв, наш народ), нахчур - чеченцы. В этих названиях общие звукотипы представляют варианты корневой морфемы йихь, хан, дух, кьыр, кьул, гъул, хъаа, нах. Им материально соответствует борчско-хиновское йи-хъуIн-ар, йи-хъуIн-бы «мы», ву-хъуIн-ар, ву-хьу1н-бы «вы». В общем восточнокавказском этнониме заложена идея (смысл, значение) «мы народ», «наш народ». Только эта особенность борчско-хиновского диалекта дает основание полагать, что предки этой общины имели кровное родство с предками восточнокавказских народов. В верховьях Самура и Кура-Алазанской долине они жили 6-7 тысяч лет тому назад.

 У борчинцев и жителей Шекинского района один антропологический тип. Менталитет, психолого-нравственные особенности, бытовая культура, особенно старинная одежда, манера общения, приятная лукавость и многое другое у них общие. Борчинец, проживающий в Шекинском районе, ничем не отличается от коренного шекинца. Стало быть, велика роль борчинцев в формировании этноса Шекинского региона.  
 Энергия земли и тепло солнца объединяют всех. Когда шекинец величает своего кунака лезгина братом, в этом заключается истина; когда дети борчинца и шекинца объединяются в братство, в этом заключено величие. Где же сегодня аул Борч, борчинцы, их обычаи, культура?! Они по всему Кавказу. Надо бы их собрать и возродить былые традиции.

Ибрагимов Г.Х., доктор филологических наук, профессор ДГПУ, журнал "Народы Дагестана", № 6, 2004 г.
Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 679
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 9
Мугьманар: 9
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: