Село Хучни


  Селение Хучни - центр Табасаранского района. По общему мнению его жителей, значение его в прошлом было очень велико. Этим он обязан своей ролью "ворот" из Нижнего части в Верхний Табасаранского района, и дальше  в Дербент. Путь в Дербент издревле шел через Марага, Митаги, Мугарты к последней преграде перед древним городом - крепости Джалган-даг. Немаловажным пунктом на пути в Дербент было с. Хучни, которое было невозможно миновать: дорога проходила вдоль крепостной стены, ходили по ней и лошади, и арбы.

Нижние окраины Табасаранского района  приняли  ислам едва ли не вторым в Дагестане (после Дербента). Тем любопытнее, что в табасаранской речи до сих пор уцелело проклятье: "Пусть тебя накажет умчар". "Умчар" выступает здесь как некое сверхчеловеческое существо. Современные табасаранцы не могут объяснить этого слова. Видимо, "умчар" - имя или обозначение одного из доисламских языческих божеств. Табасаранский язык сохранил и древнее местное название Дербента - "Цалии" (в смысле "стена"). Это удивительно, ибо уже четырнадцать веков стена пересекает табасаранские земли и временами играла заметную роль в исторической жизни народов Табасаранского района.

Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаранском районе, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: "Двадцать тысяч проклятий тебе!". Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана.  Гунны, сасаниды, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы - все побывали здесь; любопытно в связи с этим бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана поверье, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз - и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасаранского района. К слову сказать, проклятья - это целый жанр дагестанского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса.

На расстоянии 3-4 км от Хучни, на возвышенности, сохранились остатки крепости, известной названием "Крепость Семи братьев". О крепости существует легенда, известная в нескольких вариантах, некоторые из них приводились и в литературе. Мое внимание, однако, привлекли именно отличительные детали вариантов легенды: сообщая подробности и взаимно дополняя друг друга, они могут содержать и элементы исторической реальности, не сохранившиеся в источниках других видов. Поэтому приведу здесь различные варианты этой легенды. Все предания говорят о том, что в крепости неко-гда жили 7 братьев и их красавица сестра. Подчеркивая ее красоту, некоторые предания утверждают: ее косы были настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам, спускала его в реку, а затем вытягивала кувшин с водой с помощью кос наверх в крепость. По некоторым вариантам предания, братья поселились в крепости по приглашению жителей близлежащих селений для их защиты, ибо братья были признанными богатырями и умелыми, опытными воинами. Население содержало братьев. Братья успешно защищали окрестные села и неоднократно выдерживали осады. Сестра готовила им пищу и выполняла домашнюю работу.

Однако во время одной из неприятельских осад сестра влюбилась в одного из воинов (по другим вариантам - в предводителя вражеской армии). Далее расхождения между вариантами предания усиливаются. Один из вариантов именует врагов иранцами. Братья обороняли от них проход . Однако иранский воин - возлюбленный сестры - уговорил ее тайно налить соленой воды в дула ружей и в ножны шашек братьев. Она сделала это, после чего попыталась убежать к врагам, но братья вовремя заметили ее бегство, схватили ее и совершили над ней ритуальное убийство камнями (т. н. "даш-къалагъ" - "побиение камнями"). Однако, видя, что оружие их приведено в негодность, они поспешно покинули крепость, успев все же сделать завещание своего имущества окрестным жителям: земельные участки - селениям Ханаг и Ругудж, книги - селению Гасик, домашнее имущество - жителям Хили-Пенджика.

По другому варианту предания, вражеский военачальник попросту подкупил сестру, она собралась перебежать к врагам. Но тут один из братьев поднялся на стену крепости и увидел удаляющуюся сестру. Сразу догадавшись, в чем дело, он бросил ей вслед камень. Тотчас это сделали и остальные братья, которые тем временем тоже поднялись на стену. Братья бросали в нее камни до тех пор, пока она не погибла под целым каменным холмом. С тех пор в знак проклятья до самого недавнего времени каждый прохожий плевал на холм камней - могилу предательницы и швырял туда камень. Холм этот существует и поныне.

По третьему варианту предания, военачальник врагов - иранец, возлюбленный сестры, предложил ей испортить оружие братьев соленой водой. После того как братья погибли, враг ворвался в крепость и двинулся дальше в глубь района, причем была казнена и сообщница-сестра. Враги рассудили, что женщина, предавшая братьев, не может быть верной и кому-либо другому, а потому заслуживает смерти. Труп ее был оплеван табасаранцами и забросан грудой камней. По четвертому варианту предания, сестра была скорее излишне доверчивой, нежели подлой. Она решилась испортить оружие своих братьев соленой водой по наущению вражеского воина - ее возлюбленного - "лишь после того, как враги пообещали ей, что братья её останутся живыми и будут назначены старшинами в 7 больших селениях ныне Табасаранского района . Однако, захватив фактически безоружных защитников крепости, враги нарушили данное слово - они начали казнить братьев одного за другим. Так были казнены пятеро. Двоим каким-то образом удалось вскочить на быстроногих, летящих как ветер лошадей и спастись от врагов. Один из этих братьев - Касум - прожил долгую жизнь и основал селение Касумкент. Между тем, поднялись жители всех окрестных сел, иступили против врагов, не пустили их в Верхний Табарасан, и в конце концов враги вынуждены были уйти восвояси. А изменницу-сестру победившие табасаранцы казнили избиением камнями. И, наконец, в Лидже есть еще один, очень краткий вариант предания, где врагами табасаранцев, противниками братьев названы монголы ("мугалы"). Сестру же, по здешнему преданию, убили сами братья: узнав о ее измене, они сбросили ее со скалы.

Возможно, что в Табасаранском районе  существуют и иные варианты этого предания. Существование его во многих вариантах является весьма любопытным, даже поучительным. Хорошо прослеживаются постепенно наслаивающиеся исторические детали. В качестве противника выступают то монголы, то иранцы, то безымянные "враги", хотя, конечно, в реальной истории едва ли совместимы монголы времен Чингис-хана (другое дело татары Золотой Орды) и огнестрельное оружие. В некоторых вариантах вводятся фантастические детали, характерные для сказки (невиданные косы красавицы сестры). Глухо звучат какие-то социальные моменты (братьев, оказывается, содержали окрестные сельчане).

Наконец, в разных вариантах сталкиваются различные этические подходы - от безусловного следования родственному и общественному долгу до стремления выставить в качестве смягчающих обстоятельств неподвластные человеку факторы (сильные чувства, рок и т. д.), даже робкое стремление как-то указать на личные права сестры. Но, во всяком случае, следует отметить, безусловно, положительное отношение народа к братьям - защитникам родины и, безусловно, отрицательное отношение к врагам во всех вариантах предания.

Крепость у с. Хучни, с которой связано изложенное выше предание, очень наминает по размеру и планировке форты Дербентского оборонительного комплекса. В горах немало крепостных сооружений, башен и т.п., но крепость с. Хучни выгодно отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) без применения цементного или известкового раствора. А кладка стен хучнинской крепости сделана на связующем растворе. Камень местный - это не вызывает сомнений - подобран один к одному. Кладка сделана правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни, примерно 50м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина около 2-2,5 м.

По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей. В северной стене находится единственный вход в крепость. Проход в рост человека. Интересно, что по сторонам его - массивные вертикальные выступы четырехугольного сечения. В стенах прохода сохранились вертикальные пазы, по-видимому, для подъемной двери, некогда скользившей по ним вверх и вниз.

Хучнинская крепость
- двухэтажная, но нижний ярус заполнен землей наполовину, поэтому высота и изнутри несколько меньше, снаружи она достает в среднем 7 м. Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. В общем, хучнинская крепость походит скорее на феодальный средневековый замок, нежели на укрепленный населенный пункт типа средневекового городища. Крепость расположена на выступе горы, у самого ущелья. Со стороны Хучни крутой обрыв, здесь доступа к крепости нет. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший, далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в  Кайтаг и стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного комплекса. По склонам ниже крепости, по-видимому, когда-то было расположено поселение: до сих пор там сохраняются следы кладбища и строений. Скорее всего, оно было связано хронологически с функционированием крепости.

Целый цикл хучнинских преданий связан с борьбой против Надир-шаха. Вот некоторые из них. Население аулов Кулик, Ряхжиг, Цуриг, Гариг, Джатри, Журдаг, Дирчи избрало предводителе борьбе против Надир-шаха некоего Мажвада.
Однако Мажвад вместе с "сыновьями Джюга" перебежал сторону врага.

Другой руководитель горцев - Навруз из Кулика героически погиб при обороне Куликовской крепости от иранцев. Иранцы долго осаждали ее. Наконец, когда защитники были изнурены осадой, иранцы смогли захватить крепость.  В ту же ночь они прибыли к Кулику, напали на иранцев, находившихся в крепости, и истребили их полностью. Около с. Хустиль до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар - "кровавые токи", в память о "молотьбе шаха", особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали.

С 1935г. с.Хучни - центр Табасаранского района. 

 Материал и фото©

Последнее фото с сайта odnoselchane.ru

Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1057
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 23
Мугьманар: 23
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: