Село Кочхюр


Как свидетельствуют исторические данные, в 1935 г. в сел. Кочхюр создали колхоз, а в 1937 г. для нового хозяйства на равнине (территория Магарамкентского района), возле реки Гюлгери, выделили земли под поля и пастбища. 

Новые земли кохчюрцев находились на большом бугорке между реками Самур и Гюлгери. К близлежащим селам не было дорог. Земля заросла кустарником и лесными массивами. Но между ними чистые участки возделывались под кукурузу. Место горцам понравилось. За короткий срок они очистили земли от дикорастущей растительности и подготовили почву для посева пшеницы, ржи. Зимой 1938 года кочхюрцы пригнали туда и стада овец. Было нелегко. Особенно летом горцев мучила лихорадка, от этой болезни и умирали. Но постепенно они привыкли к новому для себя климату. 


 
В 1957 году кочхюрец Эхмед первым построил там себе дом. За ним в Бугда-тепе устремились и другие кохчюрцы. В настоящее время там около 300 хозяйств и более 716 человек населения. 

Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 15.12.1975г. на территории Магарамкентского района, на землях колхоза им. С. Кочхюрского зарегистрирован насел. пункт Бугда-тепе.
 
В селе действуют средняя школа, узел связи, ФАП, переговорный пункт, клуб, библиотека. Жители села пользуются природным газом, электричеством, отчасти они обеспечены водой. На реке Гюлгери построен мост. 

В Бугда-тепе также живут и переселенцы некоторых сел Ахтынского района. Село Кочхюр самое старое село в Курахском районе. Точная дата возникновения села неизвестна. Основой села считает Кьешенг магьле, к которому в последующем присоединились жители соседних аулов. В старину Кочхюр имел оборонительные сооружения. В село можно было войти через единственные ворота. В селе до сих пор действует Джума-мечеть построенная в XI веке и арочный мост на высоте 20 метров.

В 1935 году в селе был организован колхоз. В годы Великой отечественной войны на фронт ушло около 160 кочхюрцев, из них 89 человек вернулись к своим семьям, а остальные погибли, пропали без вести.

После землетрясения 1966 года кочхюрцы в массовом порядке переселились в село Бугдатепе. Кочхюр известен своими ашугами, алимами и мастерами. Здесь жил классик лезгинской и дагестанской литературы Саид Кочхюрский. Его песни поют и сегодня.

Точная дата возникновения села неизвестна, но Кочхюр имеет богатую историю. Это одно из самых старых сел в Курахском районе. Оно расположено на высоте 2100 метров над уровнем моря. Общая земельная площадь составляет свыше 5000 гектаров, из них пашни - 400 га, сенокосы - 1200 га, пастбища- 3500 га. Здесь проживает 1800 человек, имеет 466 хозяйств.

Кочхюрский совет был образован декретом ВЦИК от 20.01.1921 г. В его состав входило и село Титель.Точная дата возникновения села неизвестна, но Кочхюр имеет богатую историю. Оно самое старое село в Курахском районе.

Основой села считается Кьешенгмагьле. После к нему присоединились жители аулов, которые находились по соседству. Как говорят сведущие люди, и название села произошло от переселенцев. Село Кочхюр образовалось от переселившихся четырех селений, отсюда и названия - «Кьудхуьр» или «Куьчхьайибурунхуьр», дословно означает «село из четырех сел или село переселившихся». Со временем "Кьудхуьр", или "Куьчхьайихуьр" превратилось в "Кьуьчхуьр".

Надпись на стене мечети



Как все села Курахского района и Кочхюр в старину имел оборонительные сооружения, стены, в село можно было войти только через ворота. Другого входа не было. На камнях имеются древние надписи шрифтом Куфи. До сих пор стоит Джума-мечеть (трехэтажное здание) построенное в XI веке. Также сохранился арочный мост на высоте 20 метров. К сожалению, после переселения кочхюрцев на равнину мечеть и мост разрушаются. Кочхюр граничит с территориями селений Тител, КIимихюр, Кумух, Курах, Цилинг, Бахцуг и Филер, Гапцаг (Докузпаринский район), Хъуьлер (Ахтынский район). Село разделено на пять магалов: Кьешенгмагьле, Ишахь, Лакахъ (Сенгер), ТIула и Варазан. Имеются 7 мостов (5 арочных), 3 мечети, 5 пIир, 5 родников.

С трех сторон села протекают речки. 37 хозяйств находились на яйлахе. Здесь они занимались скотоводством, готовили молочную продукцию. Село имеет огромные площади сенокосов. Сочными травами кочхюрцы обеспечивали и соседей. Кочхюр - село ашугов, алимов, мастеров. Имена Кочхюр Саида, Гьажи Керемали-эфенди (он несколько лет учился в университетах Стамбула и Каира, ему в селе построили мавзолей), ГьажиМегьамед-эфенди, Къадир-эфенди, Мирзяли-эфенди (говорят, что он обладал нежным, приятным, прекрасным голосом), Гьажимет муллы были известны и за пределами Кюринского ханства.



Неоспоримый факт, жизнь горцев никогда не была легкой и сладкой. Чтобы заработать на кусок хлеба, им приходилось преодолевать много препятствий и невзгод. Поэтому они с давних времен занимались отходничеством, то есть ездили в промышленные центры, богатые районы на заработки. Особенно трудно приходилось горцам тех сел, куда вообще не было никаких дорог. К таким относилось и крупное село Кочхюр - родина великого поэта, ашуга, бунтаря Саида,который поднял свой голос против произвола ханов и беков.

Село расположено в крайне труднодоступном месте. Оно представляет собой как бы естественную крепость: вокруг пастбища, сенокосы, пашни, речки, родники, на огромных холмах стоит село. С восточной стороны от любопытных взглядов село закрывает гора Парзу, с восточно-западной стороны покой и мир кочхюрцев охраняет гора Китинкил. Между этими горами простирается огромная территория села и течет река Кочхюр, и несколько ручейков.

Как все села Курахского района, и Кочхюр в старину имел оборонительные сооружения, стены, сюда можно было войти только .срез ворота с северо-восточной стороны. Другого входа не было. До сих пор стоит в селе Джума-мечеть - трехэтажное здание, построенное в 11 веке. На камнях - надписи шрифтом Куфи. Также сохранился арочный мост на высоте 20 метров через речку, открывающий горцам вход на пастбища и сенокосы. К сожалению, после переселения кочхюрцев на равнину, мечеть и мост разрушаются.



Археологические данные свидетельствуют, что горцы с древнейших времен занимались земледелием и скотоводством. Выращивали в основном озимые. Господствовала паровая система полеводства в форме двух-трехполья. Удобрения применяли не везде и не систематически, редко производилась прополка полей. Хлебопашество имело потребительский характер, недостающие зернопродукты покупали из тех селений округа, где выращивали высокие урожаи зерна.

Сельское хозяйство базировалось на отсталых орудиях производства. Для возделывания почвы употреблялись соха, в которую впрягали пару быков. Буйволы слу-жили тяговой силой. Широко распространенными орудиями труда являлись косы, серпы, кирки, молотильные доски, арбы различной конструкции, вилы, лопаты из дерева.

Во второй половине XIX и начале XX вв. кочхюрцы стали применять более усовершенствованные орудия труда русского образца: железный плуг, волокуши с металлическими и деревянными зубьями, железную лопату. К концу XIX века русская коса вытеснила неудобную, малопроизводительную местную косу.

Нижний мост в селе



Впервые кочхюрцы ознакомились и с русским фургоном, в который впрягались лошади.

После включения Дагестана в состав Российской Империи к традиционным земледельческим культурам, которые выращивали для собственных нужд кочхюрцы, прибавился и картофель.

Любознательным, наверное, будет интересен и тот факт, что впервые в Стране гор картофель начали возделывать на Курахской земле. Русские солдаты, казаки, которые остались в Курахской крепости, в сел. Икра, для защиты владений империи, в гарнизонном огороде сажали картофель.

Местные жители проявили большой интерес к этой культуре. Нашлись и смельчаки, которые ели вареную картошку и говорили: «Очень вкусно!». А потом и начали возделывать эту культуру. Кочхюрцы вывели и собственный сорт корнеплода (длинноватый, с шершавой, красноватой кожурой, очень урожайный и вкусный), который приобрел славу в Кюринском округе.

Кочхюрцы были и большими мастерами-скотоводами. Пастбищ, сенокосов было в достаточном количестве. У животноводов была эффективная система эксплуатации пастбищ в зависимости от травостоя и времени года. Высокогорные и пригульные пастбища были распределены между магалами и родами и использовались по необходимости. Разводили овец курдючной породы, отличавшихся неприхотливостью.

Горцы занимались и пчеловодством. Для этого были почти все условия: лесные полосы, альпийские луга с большим количеством медоносных растений и трав.

Говоря о занятиях кочхюрцев, нужно отметить, что было четкое разделение трудовых обязанностей между мужчинами и женщинами. Наиболее тяжелые работы выполняли мужчины (пахота, гшстьоа скота.косьба, изготовление орудий труда). Женщины отвечали за быт и домашний очаг. Чистка шерсти и прядение - тоже их дело. Доением коров опять же занимались женщины, а вот дойка овец и изготовление из овечьего молока сыра считалось уделом мужчин. Конечно, были и другие трудовые обязанности, делившиеся на «мужские» и «женские».

Кочхюр граничил с территориями селений Тител, Кимихюр, Кумук, Курах, Цилинг, БахцугКурахюского, Филер, ГапцахДокузпаринского и ХулерАхтынского районов. Село было разделено на 5 магалов: Кьешенгмагьле, Ишахъ, Лакахъ, Тула и Варазан. Имели 7 мостов (5 арочных), 3 мечети, 5 пир, 5 родников. Прекрасные места! Особенно весной и летом!

Около 40 хозяйств с весны до зимы жили на яйлахе, специальном месте, где занимались скотоводством и готовили молочную продукцию. Оттуда переправляли её в село.



Общеизвестный факт, Кочхюр являлся и местом ашугов, алимов. Имена Саида Кочхюрского, Гаджи Керемали-эфенди (он несколько лет обучался в университетах Стамбула и Каира, ему в селе построили мавзолей), Гаджи Магомед-эфенди, Кадир-эфенди, Мирзяли-эфенди (говорят, он обладал прекрасным, нежным голо-аш). Гаджимет-муллы, просветителя и мецената Тагира, революционера Эмина Джабраилова, прокуроров ЯрметаЯрметова (работал в Тюменской области), Ахмада Латифова, заслуженного артиста Дагестана АйдунбегаКамилова, капитана судов «Дагрыбфлот», орденоносца Салмана Салманова, руководителей партийных и советских органов ЗарыЛатифовой, Шамсудина Ахмедова, талантливых уче-ныхТажидинаАшурбегова, МиязуллахаМурадова, Алимагомеда Бабаева, Камила Бабаева, Габибулаха Исаева, педагогов Эмиргамзы Джабраилова, АбдулмуталибаМуталибова, заслуженного учителя Дагестана ТехмезаЛяметова, заместителя главы муниципального образования города Каспийска УлушанаМуталибова, за-служенного энергетика Российской Федерации ВелиханаВелиханова, мастера строителя Гаджи Велибегова известны и за пределами Курахского района, Южного Дагестана.

Во времена царствования Николая кочхюрские мастера прославились и в Азербайджане, и в России. Среди них были такие талантливые зодчие, столяры, златокузнецы, строители как Хидир, Мирзамагомед, Латиф, Омар, Тагир.

Тагир прославился и как меценат: на свои деньги он из Баку привез книги для медресе селений Кочхюр, Гельхен, Штул. Помог отремонтировать мечеть и мавзолей шейха султана Ахмада в селении Гельхен. Помогал также поэтам, выпускал их книги. В это же самое время урядником семи соседних сел работал кочхюрец Улушан.

Первым просветителем села можно считать покойного Гаджимурада. Он окончил учительский семинар в г. Дербент и работал в первой русской школе, которая открылась в селе Курах в 1912 году. В последующие годы он продолжал свою педагогическую деятельность в г.Дербент, и первым из сельчан и учителей Дагестан;! удостоился ордена Ленина. Он постоянно оказывал поддержку односельчанам в сельской школе.

Впервые школу в Кочхюре открыли в 1937 году. В семилетнюю школу приходили учиться дети и из близлежащих сел: Тителя, Кимихюра, Бахцуга.

Развалины мечети в селе



Колхоз в селе организовали в 1935 году. Через 2 года за колхозом закрепили земли на плоскости под названием Бугда-тепе. Горцы использовали их как зимние пастбища. Зимой держали там овец. Сеяли озимые, собирали хорошие урожаи зерна.

В годы Великой Отечественной войны на борьбу с врагом защищать свою Отчизну пошли около 160 кочхюрцев. Из них только 89 человек вернулись к своим семьям, остальные отдали свои жизни за Родину.

В 1957 году колхозник Эхмед первым на зимних выгонах построил себе дом. Его примеру последовали и другие. Но их, все-таки, было мало. И только после страшного землетрясения в 1966 году кочхюрцы в массовом порядке переселились на равнину. Тогда и государство вело такую политику: оно охотно поддерживало переселяющихся на равнину горцев. В итоге получилось, что древнейшее горное село Кочхюр опустело, а в местечке Бугда-тепе, рядом с населенными пунктами Ходжаказмаляр, Новоаул, Киличхан Магарамкетского района, образовалось новое большое село.

В настоящее время в нем насчитывается более 350 семей. Часть жителей Кочхюра переселились в поселок Белиджи, город Дагестанские огни, в село Моллахалил. Некоторая часть кочхюрцев живет в городах Дербент, Махачкала, Избербаш, Каспийск, Баку, Сумгаит.

Сейчас Бугда-тепе обыкновенное село, где действуют администрация, отделе-ние почты, Дом культуры, медпункт, средняя школа, детский садик, библиотека. Село газифицировано.

Можно было бы сказать, что жизнь наладилась. Но кочхюрцев постоянно мучит нехватка воды - и питьевой, и поливной. 

В 50-60-е годы кочхюрцы заложили на равнинах и сады, где выращивали яблоки, персики, сливы, фундук, абрикосы, ветки ломились от обилия плодов. Но былого урожая фруктов сейчас также нет - без воды все высохло. Поскольку рядом нет никаких промышленных объектов, кочхюрцы продолжают заниматься садоводством, овощеводством.

Известные люди села:
Агабек Исмаилов - Бакинский нефтяник, кавалер ордена Ленина.
Селминат Гасанова- кавалер ордена Трудового Красного Знамени, делегат XXV съезда ЦК КПСС.
Шейх Ислам - известный в Кюринском округе религиозный деятель.
Абдукерим Ахмедов - работал инструктором Дагобкома КПСС в 1941-45 гг.
Ахмад Латифов -• работал прокурором Курахского, Докузпаринского и Магарамкентского районов.
Шамсудин Ахмедов - работал 2-м секретарем Агульского, 1-м секретарем Хивского райкомов КПСС, председателем Курахского райисполкома.
Зара Латифова - работала министром пищевой промышленности, соцобеспечения Дагестана, завотделом Дагобкома КПСС, председателем Магарамкентского райисполкома и 1-м секретарем Магарамкентского райкома КПСС. Сейчас помощник ректора Северо-Кавказской правовой академии.
Улушан Муталибов - заместитель главы администрации г. Каспийск, кавалер ордена-медали второй степени «За заслуги перед Отечеством».
Гюлбике Велимедова - работала председателем поселкового Совета Дагогни.
Нурудин Ахмедов - работал зам. зав. Отдела обкома КПСС.
Гемзет Ляметов - заслуженный нефтяник Туркменской ССР.
Гаджиахмед Кочхюрский - член Кюринского ревкома.
Тажидин Ашурбегов - профессор Дагмедакадемии.
Миязуллах Мурадов - кандидат технических наук, ДГТУ.
Алимагомед Бабаев- кандидат исторических наук, ДГУ.
Али Бабаев - работал генеральным директором БТИ РД, заместителем министра ЖКХ ДАССР, сейчас 1-й замест. ген.директора БТИ РД, заслуженный строитель РФ и РД.
Магомед Бабаев - кандидат экономических наук.
Габибулах Исаев - кандидат физико-математических наук.
Марат Мурадов - кандидат технических наук.
Загидат Байрамова - работала председателем сельСовета.
Султали Карибов - работал нач. милиции Докузпаринского РОВД.
Талиб Бабаев - работал нач. милиции Агульского района.
Хийирбег Бабаев — работал директором Лезгинского госмуздрамтеатра.
Айдунбег Камилов - заслуженный артист Дагестана, диктор, певец.
Салман Салманов - кавалер ордена Трудового Красного Знамени, капитан корабля рыбного флота РД.
Рахман Шабанов - работал военкомом Сулейман-Стальского района.
Абдулмуталиб Муталибов - заслуженный учитель РД.
Техмез Ляметов - заслуженный учитель РД.
Гуллера Камилова - главный редактор редакции национальных передач на РГВК «Дагестан»
Фаик Агамов - инспектор по технадзору в аппарате уполномоченного представительства Президента РФ Северо-Западного округа.
Гулмет Гулметов - полковник ФСБ

Велихан Велиханов - заслуженный энергетик РФ и РД. Эльбрус Джабраилов - работал начальником БТИ г. Дагогни. Алимет Алиметов - поэт.
Агаширин Камилов - заслуженный работник культуры РД. Магомед Гасанов - председатель судей г. Дербент.
Султанахмед Гаджиев - работал главным художником стекольного завода Дагогни, автор документальных фильмов.
Юсуф Гюлмагомедов — директор школы искусств г. Дагогни. Казибег Курбанов - директор школы искусств сел. Касумкент.


По материалам «Википедия» и «Односельчане»
Фото: Kamilov
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 24
Мугьманар: 24
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: