Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 676
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 21
Мугьманар: 19
Иштиракчияр: 2
Jurnalist, tariverdiev

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Февраль » 21 » Академик РАН Гусейнов А.А. отвечает на наши вопросы

12:31
Академик РАН Гусейнов А.А. отвечает на наши вопросы

Академик РАН Гусейнов А.А. отвечает на наши вопросы
Предоставляем Вам интервью с Гусейновым Абдусаламом Абдулкеримовичем. Это достойный наш земляк, философ, академик РАН,  доктор философских наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой этики МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Института философии РАН, почётный доктор СПбГУП.

Прежде всего, выражаю уважение ФЛНКА и всем коллегам за предоставленную возможность общения с земляками. Благодарю всех, кто обратился ко мне! Извиняюсь, что задержался с ответом, и за то, что не отвечаю сразу на все вопросы. Хотелось высвободить больше времени для спокойного разговора, но, к сожалению, не получается. Буду отвечать в несколько приемов.

1. » Алаудин Ярахмедов (Москва): У каждого философа есть свое отношение к сознанию, мышлению, духу, идеальному и как они соотносятся с материей, природой, бытием. В свое время это стало поводом для Энгельса сформулировать так называемый «основной вопрос философии» - «Что первично, материя или дух (сознание)?» Отсюда первый вопрос, есть ли у Вас как у профессионала экстра-класса в области философии свой эксклюзивный ответ на традиционный основной вопрос философии?

- Действительно, вопрос об отношении мышления к бытию Энгельс назвал основным вопросом всей, в особенности, новейшей философии. Вопрос этот был обозначен уже в греческой античности, в которой начали складываться то, что потом получило название «линии Демокрита» и «линии Платона». Центральным, основным он стал в Новое время, прежде всего, начиная с Декарта, когда философия стала пониматься по преимуществу как гносеология и методология науки. Это, между прочим, означает, что только в этих рамках и имеет смысл противопоставлять сознание и бытие по критерию того, что из них является первичным, а что – вторичным. Разумеется, фундаментальность философского знания не исчерпывается этим вопросом. К примеру, Кант сформулировал четыре кардинальных философских вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Как бы то ни было, вопрос отношения мышления и бытия входит в предметное поле философии в качестве основополагающего и философ не может избежать его даже при сознательном желании сделать это. Что касается моего отношения, то оно определяется тем, что я занимаюсь, главным образом, проблемами этики, то есть остаюсь в пределах второго вопроса из кантовского перечня. И меня, разумеется, прежде всего интересует не то, откуда и как берется сознание, не как оно соотносится с бытием, а нечто прямо противоположное, а именно: как человеческое бытие соотносится с сознанием, насколько оно может быть разумно устроенным – говоря иначе, каковы пределы и возможности индивидуально-ответственного поведения человека. Чтобы мой ответ не выглядел как желание обойти остроту вопроса, могу выразиться так: сознание вторично по отношению к бытию и именно поэтому оно первично по отношению к деятельности человека как разумного существа.

2. » Сабина (Россия): Есть ли у Вас на кафедре дагестанцы?

- На кафедре, которой я заведую (кафедра этики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова), работает один дагестанец (лакец) – Гаджикурбанов Аслан Гусаевич, но он работает не потому, что является дагестанцем (это случайное и, конечно, весьма приятное совпадение), а потому, что он - замечательный и во многом уникальный ученый и хороший педагог. В частности, например, он знает древнегреческий язык, современные западные языки и один из немногих в стране успешно разрабатывает проблему соотношения этики и метафизики.

3. » Н. Гамзатов (Астана, Казахстан): На протяжении нашего исторического пути по объективным и субъективным причинам лезгины расселены и проживают во многих странах мира. Жизненная философия лезгин не претерпела больших изменений. По-прежнему, мы хотим вернуться к нашему очагу, государственности. Мы также хотим, как и прежде, иметь свою государственность и присущие этому образованию атрибуты - гимн, флаг, кинематограф, театр, оперу, балет и т.п. Как Вы считаете, насколько достижимы и реальны наши устремления?

- Вопрос о том, в какой форме возможна и целесообразна государственность лезгин в современном мире, решается самой историей лезгинского народа в его внутренних возможностях и взаимоотношениях с другими, прежде всего, соседствующими народами. Я, например, считаю, что лезгины и в рамках Советского Союза и в рамках Российской Федерации имели и имеют своеобразную форму государственности, которую, конечно же, можно совершенствовать, развивать и т.д., но которую, тем не менее, надо ценить как исключительно важное достижение на пути возрождения нашего народа. Что касается гимна, флага, то ничто не мешает их иметь уже сейчас; ведь гимны и флаги могут быть и существуют у корпораций, отдельных университетов, например. Есть, например, студенческий гимн, гимн РАО ЕЭС и т.д. Весь вопрос только в том, есть ли такая песня, которая сможет стать песней, которая выражает душу и амбиции народа. На мой взгляд, песенные стихи моего старшего брата Ибрагима Гусейнова «Лезги чилер – гьяркьуь чилер», которые мне очень нравятся, вполне бы годились для лезгинского гимна. Что касается гимна и флага, как атрибутов национальных государств, то это уже особый вопрос; к слову сказать, и они во многих случаях складывались до учреждения самих этих государств. Вопрос о кинематографе, театре, опере, балете и т.д. зависит только от возможностей, практических и духовных усилий самих лезгин. Скажем, театр у нас есть, но получает ли он достаточную зрительскую поддержку со стороны лезгин, откликается ли он на их проблемы, печали и страдания – в этом вопросе все же существуют, как мне кажется, проблемы; впрочем, мне уже давно не доводилось видеть его спектакли.

4. » Аслан Абдуллаев (Махачкала, Россия): Вичиз гайи суалариз жавабар гудайла, шаир Арбен Къардаша икIа жаваб гана: «Чна гьамиша чахъ алимар гзаф ава лугьуз дамахарда. Абур гьи рекьяй алимар хьунал кар алач. Абурал алимар я лагьай тIварар ала, абур халкьдин вилик - кьилик квай ксар я. Амма абурун арада дидед чIалал са макъала - затI кхьиз жедайбур шумуд ава? За гьисабайла, са гъилин тупIар бес хьана. Им дамахиз жедай хьтин гьал туш". Абдусалам Абдулкеримович, куьне дидедин чIалал кихьизвани? Куьн михьидаказ лезги чIалал рахазава лагьайла зун шад хьана. Белки зи суалдиз килигна , квез дидедин чIалал са шейъ кихьиниз зигьин гун.

- Зи уьмуьрда за лезги чIвалал кагъазар кхьейди я. Маса затI кхьейди туш. Белки алакьайтIа са бицIи макьала загай кхьизни жедай жеди. Амма зи фагьумдал чаз лесгийриз урус чIалакай кьвед лугьудай дидед чIал хьанва, я дахьйтIа – жезва.

5. » Керем Г. (Кайеркан, Россия): Интересен Ваш взгляд как ученого человека на лезгинскую проблему. Какой должен быть лидер лезгинского народа?

- Не берусь формулировать лезгинскую проблему – в чем она и каковы пути ее решения. Мне кажется, в этом вопросе слишком много эмоций, даже ажиотажа, в отдельных случаях, возможно, даже спекуляций. Я не склонен предаваться паническим настроениям и трагической тональности в том, что касается состояния и судеб лезгин. Есть разум отдельных людей. А есть разум народа. И если посмотреть на поведение лезгин в разных исторических ситуациях, в особенности, последние 50-60 лет, которые совпадают с годами моей сознательной жизни, то я нахожу его в высшей степени разумным. Во всяком случае, коллективный разум лезгин намного выше разума многих (а может быть и всех) отдельных людей, которые выступали от его имени и брались спасти его. Ведь мы часто говорим, что лезгины - один из самых древнейших народов, возрождаем память о Кавказской Албании как нашем Золотом Веке и т.д. Если лезгины существовали тысячелетия, сохранили свою идентичность в тяжелейших ситуациях, то вряд ли разумно поступают те, которые считают, что только от их активности зависит судьба народа и они могут указать, что и как ему делать. Отдельный вопрос о лидере. Чтобы ответить на него, надо перебрать тех людей (очень достойных и вызывающих уважение), которые выступали в последние годы в этой роли. Надо задуматься, чем они не подходили. Мне почему-то кажется, что в психологии лезгин есть нечто такое, что не приемлет единого лидера. А может быть и нет той ситуации, когда такой лидер требуется.

6. » Шанисиб Мурсалова: Конфуций рассуждал: "Это является настоящим удовольствием – практиковать то, что приобрели от ваших учителей…" Кто был Вашим учителем? Практикуете ли Вы то, что у него приобрели? Делитесь ли Вы приобретенным со своими учениками? Есть ли среди них Ваши последователи?

- К сожалению, какого-то одного учителя в том смысле, в котором говорил Конфуций, у меня не было. Конечно, у меня были научные руководители (например, научным руководителем при написании кандидатской диссертации был член-корреспондент АН СССР А.Г. Спиркин). И у меня есть ученики, если иметь в виду тех, кто пишет под моим руководством научные работы: более сорока кандидатов наук, более десяти докторов наук и т.д. Что касается последователей, то я не считаю себя основателем какой-то школы. Я – профессор философии, исследователь. В этом смысле у меня очень много учителей. К ним, кстати заметить, я могу отнести и Конфуция. И разумеется, всем, что я у них приобрел и приобретаю, я делюсь со студентами и аспирантами, делаю это охотно. Вообще, в деле философии беседа, разговор имеет очень важное значение; философские проблемы не имеют одноразовых решений, они требуют постоянных размышлений и каждый, кто приобщается к философии, должен открывать их для себя заново.

7. » Фейзудин Нагиев: У каждого народа должна быть своя национальная идея, без которой народ не может развиваться и сохраниться как единый социально-биологический организм. Какую национальную идею должны выбрать лезгины, чтобы сохраниться как нация, сохранить свой язык, культуру, историю, национальное самосознание, среду обитания?

- Об этом я высказывался в общем плане. Сейчас скажу применительно к лезгинам. Национальная идея лезгин может заключаться только в сознании ценности своего национального бытия. Какая может быть идея у семьи, например? Семья держится только на сознании ее безусловной ценности; она существует до всяких идей, семейная связь имеет изначальный характер. Таким же является народ. Его не выбирают, принадлежность к нему не обуславливают никакими идеями, ценностями и т.д., он сам есть базовая идея и базовая ценность. Другое дело, что у народа в разное время могут быть разные интересы, разные цели, которые меняются, по поводу которых могут быть разные мнения и т.д., точно так же как в семье могут быть разные ситуации, когда, например, надо выбрать, кого из детей послать учиться, если нельзя обеспечить образованием всех. Известный философ и писатель А.А.Зиновьев однажды, когда его спросили, любит ли он русский народ, ответил: «За что мне его любить! Почему я его должен любить? Я же принадлежу русскому народу, а это нечто большее, чем просто любовь». Мне кажется, эта позиция является очень правильной.

8. » Ф. Аюбова (Салихова) (Яраг, Россия): 1. У меня к вам чисто женский вопрос. Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье. На каком языке вы общаетесь в семье? Часто ли приезжаете в Дагестан?

- У меня двое детей, сын Ильяс и дочь Лейла, и двое внуков – Даниил и Сабир, которые сейчас являются студентами начальных курсов. В семье общаемся на русском языке. В Дагестан стараюсь приезжать ежегодно, с братьями, сестрами, племянниками поддерживаю родственные отношения.

9. » Расим Исаев (Махачкала, Россия): У Вас знаменитые предки, оставившие свой след в истории нашего народа. Это Мегьямед Аль-Ярагъи, Алкьвадар Гьасан Эффенди, Готфрид и Генрих Гьасановы. В этой цепочке Вы являетесь ярким звеном, надеемся не последним. Есть ли достойные продолжатели славных традиций среди молодого поколения Вашего рода?

- Себя я, конечно, не ставлю вровень с моими великими предками. Наш род действительно уже, по крайней мере, более двухсот лет трудится более менее успешно в научно-просветительской, гуманитарной сфере. И уверен – эта традиция будет продолжена.

10. » Куругъли Ферзалиев (Дагестан, Докузпаринский район, c. Келет, Россия): Каждый человек по-своему философ. Какой жизненной философии придерживаетесь Вы? Что для Вас является самым важным в жизни?

- Не знаю, является ли каждый человек по-своему философом, но судя по вопросам, которые мне прислали, лезгины чуть ли не через одного философами являются. Что касается жизненной философии, то мне нравится следующее четверостишие Хафиза, которое в качестве жизненного девиза взял Гасан Эфенди Алкадари, и думаю я более менее пытаюсь оставаться в его русле: Для блага в обоих мирах Лишь двух этих правил держись: С друзьями будь ласков в речах, С врагом заключай компромисс.

Самым важным в жизни? Как легко задавать этот вопрос и как трудно на него ответить! Всегда ли человек знает, что для него является важным, а что – нет? Всегда ли он вообще знает, чего он действительно хочет? Люди часто обманываются относительно самих себя. Мне бы хотелось, чтобы в системе моих жизненных ценностей на первом месте стояло достоинство.

11. » Амин (Москва): ФЛНКА за последнее время провела много значимых мероприятий – научные симпозиумы, слушания по разделенным народам, конференцию в Тюмени. Как вы оцениваете итоги деятельности этой организации?

- Конечно, оценивать отдельные мероприятия ФЛНКА, а тем более оценивать итоги ее деятельности я не берусь. Но в целом я отношусь к ФЛНКА положительно. Это большая удача и одновременно свидетельство роста лезгинского национального самосознания, что у нас существует такой способ консолидации.

12. » Пользователь сайта FLNKA.RU: Каковы современные морально-этические идеалы лезгинского народа?

- Ответить на этот вопрос я не могу. Могу поделиться только одним наблюдением. Лезгины, как это кажется на первый взгляд, сегодня не проявляют слишком большого рвения в том, чтобы вернуться к прошлому, имея в виду и шариат, и клановые ценности, и многое другое, не склонны попирать все ценности советской эпохи. В этом я вижу большую мудрость нашего народа.


Отредактировала: Альбина Курбанова, корресп. ФЛНКА




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 2601 | Добавил: Nazimlek | В материале упоминаются: наши, вопросы, Академик, А.А., отвечает, гусейнов
 
 
21.02.2012 18:42
 
Вопрос о том, в какой форме возможна и целесообразна государственность лезгин в современном мире, решается самой историей лезгинского народа в его внутренних возможностях и взаимоотношениях с другими, прежде всего, соседствующими народами. Я, например, считаю, что лезгины и в рамках Советского Союза и в рамках Российской Федерации имели и имеют своеобразную форму государственности, которую, конечно же, можно совершенствовать, развивать и т.д.,

- Об этом я высказывался в общем плане. Сейчас скажу применительно к лезгинам. Национальная идея лезгин может заключаться только в сознании ценности своего национального бытия.


АДМИН МЕНЯ НЕ СЛУШАЛИ ХОТь ПРОФЕССОРА ПОСЛУШАЙТЕ
Ответить       0  
Спам

2 Nazimlek  
 
 
22.02.2012 16:51
 
Обратите внимание на 3 вопрос. Профессор поддерживает создание лезгинской символики.
Ответить       0  
Спам

avatar