Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 682
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 16
Мугьманар: 16
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Ноябрь » 25 » Дербент - Колыбель трех религий на Кавказе (эксклюзивный материал)

18:44
Дербент - Колыбель трех религий на Кавказе (эксклюзивный материал)

Дербент - Колыбель трех религий на Кавказе (эксклюзивный материал)
Краткая историческая справка.

В исторической науке имеются различные точки зрения относительно истории Кавказской Албании, в частности ее северной столицы Дербента. О возрасте Дербента идет много споров, но при этом отдельные историки политизируют данный вопрос в интересах определенных политических сил, идя даже против исторических фактов. Так, установленный в результате более двадцатилетних археологических изысканий профессором А.А.Кудрявцевым 5000-летний возраст Дербента некоторой группой исследователей (М.Гаджиев и др.) подвергается сомнению, и древний город омолаживается сначала на 2500, а затем на 3000 лет!

Одни исследователи выдумывают различные причины для того, чтобы историю Дербента связать с иранским элементом, а другие не менее рьяно приписывают историю Дербента тюркам (оттуда и эти игры с цифрами!). При этом нарочно забывается, что иранцы просочились в Переднюю Азию в VII – VI вв.до н.э. с массами киммерийцев и скифов, а тюркоязычные народы проникали на Южный Кавказ (южнее Дербента) в краткие исторические периоды (гунны в IV в., хазары – во 2-й пол. VI в.) и их государственные образования располагались севернее Дербента, совершая кратковременные набеги на Албанию. Лишь тюрки-огузы, хлынувшие в XII в., остались на территории Северной Албании надолго. Они и сыграли ведущую роль в образовании тюркскоязычного конгломерата, в дальнейшем получившего название «кавказские татары». После октябрьской революции «кавказские татары» получили новое этническое название «азербайджанцы», которое фактически является названием собирательным, так как вбирает в себя многие народы (каджары и другие иранские группы, таты, арабы, терекеменцы, тюрки-огузы, некоторая часть ассимилировавшихся в тюрках лезгиноязычных народов).

Как показывают найденные при археологических раскопках артефакты, возраст Дербента насчитывает более пяти тысячелетий. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы – в конце IV- тысячелетия до н.э. Вероятно, возникновение города связано с участившимися впоследствии с севера набегами кочевников-степняков алан (киммерийцев, скифов, сарматов и др.). Из небольшой крепости Нерен на горе Джалган (Жалга) в глубокой древности он вырос в один из крупнейших античных городов Востока. 

О Дербенте, как о древнем городе, упоминали различные источники. Одни приписывали его основание легендарным персидским шахам Лехраспу или Афридону, правившим в начале I тыс. до н.э., вторые – персидскому царю Хосрову I Ануширвану (531–579 гг. н.э.). А некоторые связывают город даже с Александром Македонским (330-е гг. до н.э.), который вообще на Кавказе не бывал. Первое упоминание Каспийских ворот встречается у известных древнегреческих географов Гекатея Милетского (VI в. до н.э.) и Хареса Мителенского (IV в. до н.э.) в рассказе о событиях VIII–VII вв. до н. э. В персидской хронике «Дербенд-наме» приводится дата закладки города – 733 г. до н.э. (Вероятно, это дата возведения стен).

Дербент имеет многотысячелетнюю историю. Археологические раскопки выявили культурные слои разных эпох, фактически связанных с историей города. Древнейшее поселение на этом месте возникло в раннем бронзовом веке, в конце IV – начале III тыс. до н.э., то есть, 5000 лет назад! Уже тогда местные жители использовали природные условия для создания военных укреплений и строительства крепостей. Для строительства опорной крепости была выбрана неприступная гора Жалга (шарнир, замо`к), от которой крепость получила свое первое название. Из-за того, что в греческих и римских источниках название «Джалган» превратилось в «Джелда», город стал называться также Гелдой – «Солнечным городом».

Крепость с оборонительной стеной появилась на вершине холма Жалга в конце VIII в. до н.э. (это совпадает с датировкой 733 г. до н. э.) «В это время здесь был основан мощный укрепленный пункт, который существовал и развивался, господствуя над проходом, вплоть до сасанидского проникновения [тысячу лет спустя] и возведения иранцами тут нового типа оборонительных сооружений, частично воспринявших планировку древних укреплений Дербента. Этот мощный опорный пункт возник на базе поселения предскифского времени, сменившего здесь в IX–VIII вв. до н. э. более древнее поселение бронзового века».
 
Город-крепость Чула (Дербент) состояла из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё в море каменных стен, которые запирали узкий проход (в 2,5 – 3 км) между морем и выступающим к морю отрогом Большого Кавказского хребта, ограждая с севера и юга территорию города. Чула контролировала узкий проход между Каспийским морем и горой Жалга на «Великом шелковом пути», связывавшем Европу с Азией, страны Европы с Закавказьем и Передней Азией. Поэтому город неоднократно подвергался нападкам разного рода пришельцев. Древние стены города-крепости Чулы не раз разрушались и вновь отстраивались, подвергаясь нападению и осадам киммерийцев и скифов (VIII – VII вв.до н.э.), сарматов-аорсов (III в.до н.э.) и массагетов-аланов (I в до н.э.), аваро-гуннов (IV в.), иранцев-сасанидов (V-VI вв.), хазар (VI в.), арабов (VII – X вв.), тюрок-огузов (в нач. XII в.), монголо-татар (в нач. XIII в.) и др.

В V-VI вв. (с 438 г.) Дербент становится важнейшим военно-стратегическим и административно-политическим пунктом Сасанидов на Кавказе, центром ремёсел и торговли. Наместник Дербента в иерархии сасанидских сатрапов находится в особо привилегированном положении и занимает столь высокий ранг, что ему позволено восседать на золотом троне. В VI веке Дербент, а точнее Дарбанд («Узел ворот»), получает свое название, которое сохраняется и в наши дни. Это иранское название прочно закрепилось за городом, и его не вытеснили другие популярные наименования – тюркское Демир-капы и арабское Баб ал-Абваб. 

Население Чулы составляли автохтонные народы леки (лезгины), албаны, касы, утии (удины), чильбы (сильвы), хечматаки и некоторые осевшие в разные периоды пришельцы (маскуты, гунны, хазары).
 
В VI веке Хосров I Ануширван начал реконструкцию Дербентских стен. К этому времени под видом охраны Дербентского прохода он переселил всех татов из своей страны и тапыров-таваспаров из Таваспарана – самой южной области Албании (находилась в районе между озером Урмия и Каспийским морем). Албания и ранее была связана с Иерусалимом и еврейской культурой: первые христианские миссионеры вначале были евреями-назаретянами. Переселение иранских евреев-татов и южноалбанских таваспаров на север Албании разнообразил демографический состав Албании, в т.ч., Дербента. В городе появляются иудейские духовные памятники и молитвенные дома – синагоги. 

История города – в его названиях. 

Надо сказать, что, не разбираясь в местных названиях (с характерными гортанными и цокающими звуками), историки, географы, исследователи разных стран и народов зачастую искажали подлинные названия мест и поселений (вернее сказать, всю ономастику). Как правильно заметил Г.-Б.Я.Гусейнов, «порою отождествляется название местности с названием города». (Гусейнов Г.-Б.Я. Город тысячи легенд. Махачкала, 1982. С.12).

О географической важности Дербентского прохода, о бесчисленных притязаниях на него со стороны многих завоевателей и особом интересе к этому геостратегическому району красноречиво свидетельствует наличие множества названий Дербента в исторической литературе. Эти название подлинно отражают ступени роста города в течение многих исторических эпох. 

Все эти названия изначально сложились на языках местных народов, а именно на языках албан – леков, касов (не путать с каспиями!), таваспаров… Вот некоторые из них: Жалгъа /Джалган (шарнир, замо`к)), К1еле (крепость), Нерен к1еле (заградительная крепость), Цал (стена), Вар или Варар (врата), Каспид варар (Каспийские ворота), Кьвевар (два-врата), Ч1ула (в пояске) и др. Эти же названия служили основой (калькой) и для названий на других языках: греческом, армянском, иранском, арабском, тюркском… Можно сказать, что в названиях поселения-крепости-города и запечатлена вся история развития города. Опоясанный высокой стеной из огромных каменных глыб город получил название «Ч1ула /Чула», которое в литературе искажено (Чола, Чулли, Жули…) или запутано с другим античным городом (Чор, Чора, Дзор…). 

Клавдий Птоломей (II в.н.э.) на своих картах в этом районе отмечает крепость Гелда (Джелда). В византийских источниках крепость именуется «укрепление Тзор» (Тзур, Цур). Также встречаются названия: «албанский проход», «ворота Чога», «княжество Чога», «ворота Торай». Арабы оставили названия Баб эль-Абваб («Главные ворота» или «Ворота ворот»), Баб эль-Хадид («Железные ворота»), Баб Албан («Албанские ворота»), Сед Албан («Албанская стена»), ал-Баб («Врата»). Турецкие авторы называют этот город Темир капысы или Темир капы («Железные ворота»); грузинские – Дзгвис кари («Морские ворота»), Дарубанд. У армянских авторов встречаются названия «Джора», «Ворота Джора», «Пахак (охрана) Джора», «Пахак стены», «Пограничная крепость Чора», «Гуннские ворота», «Ворота Зуар», «Хонские ворота», «Хонская крепость». Арабское и тюркское название Дербента – «Железные ворота» переняли и русские. В исторических хрониках и фольклоре местных народов город упоминается под названием Чулли (дарг.), Чурул (лакск.). Кроме того, в отдельных источниках город назван «Ас-Сул» (лезг. цал «стена»), «Тимур-кагалга», «Город Чорского прохода», «Великая твердыня», «Джол», «Сед Яджудж-Маджудж», «Крепость Чора», «Город у ворот Чора», «Северные врата», «Дербентские ворота» и т.д. (См.: Гусейнов. Там же).

В литературе часто под названиями Чор – Чора – Дзор и Чола – Чулли – Джол – Чула выступают разные города, а именно Чула (Дербент) и Цур (после разрушения массагетами его назвали Ч1ур «разрушенный»; ныне – городище Топраккала ок.Белиджи). Постараемся разобраться в приведенных выше названиях: 

1. Город-крепость Гелда (Джелда) на картах Птоломея, вероятно, можно сопоставить с первой крепостью, появившейся на холме Джалган (лезг. жалгъа «сустав», «шарнир»). 

2. Названия Тзор, Тзур, Цур, Чога, Торай, встречающиеся в византийских источниках, соответственно восстанавливаются, исходя из местной (лезгинской) топонимики: Тзор, Тзур, Цур соответствуют названию города Цур (ныне городище Ч1ур /Топраккала около пос. Белиджи); Чога есть искажение от Чола посредством перехода буквы л в г; Торай соответствует лезг. Турай («замок», букв. «охраняемый мечом»; ср. тур «меч»; т1ур «ложка», «выдолбленная из дерева лодка», «почка растения»; Т1ури – родина эпического героя Шарвили, город в стране Лек доалбанского времени; ср. Турай – пелазгское название Трои и Тирана – столица Балканской Албании).

3. Армянские названия Джора, ворота Джора, пахак (охрана) Джора, Пахак стены, пограничная крепость Чора, ворота Зуар – относятся не к Дербенту, а к городу Цур, находившемуся на месте городища Ч1ур /Топраккала около Белиджи (все эти названия – суть искажения от Цур); к Дербенту относятся лишь Гуннские ворота, Хонские ворота, Хонская крепость. 

4. Арабские источники буквально калькируют лезгинские названия: Цал (Стена), Вар (Одни ворота), Варар (Врата), Кьвевар (Два врата): Баб эль-Абваб (главные ворота, ворота ворот), Баб эль-Хадид (железные ворота), Баб Албан (Албанские ворота), Сед Албан (Албанские стены), а иногда просто ал-Баб (ворота). 

5. Эти же лезгинские кальки обнаруживаются и в других источниках; персидских: Дарубанд «проход на замке» (от лезг. Ч1ула «в пояске», «в узле»), тюркских: (Темир капысы или Темир капы «железные ворота», от лезг. Варар «врата», Ракьун варар «железные врата»), грузинских: (Дзгвис кари «морские ворота»). 

6. Даргинское Чулли, лакское Чурул, табасаранское Жулли происходят от лезгинского названия Дербента – Ч1ула (Чула).

7. В названиях, встречающихся в отдельных источниках, – ас-Сул (стена), Тимур-кагалга, город Чорского прохода, Великая твердыня, Джол, Сед Яджудж-Маджудж, крепость Чора, город у ворот Чора, Северные врата, Дербентские ворота и т.д.», также встречаем кальки с лезгинского перевода названий Цал (Стена) и Варар (Врата), где наблюдается искажение названий: Ч1ула – на Джол, Ч1ур – на Чора.

Под Чором некоторые исследователи понимают область между Дербентским проходом, Каспийским морем и восточной частью Главного Кавказского хребта. (По описаниям, это Чула-Дербент). Но ранние источники об области Чор-Чола/Чула ничего не знают. Елише, Мовсэс хоренаци, Агатангелос (V в.), а также Себэос, «Ашхарацуйц», Левонд и др. упоминают «стену Чора» (или Чолай), «ворота Чора», «сторону Чора», но не область или страну. Очевидно, в эту историческую эпоху и Чор (Цур/Ч1ур/городище на месте Белиджи), и Чола-Чолай (Чула/Дербент) входили в состав царства Лек/Лекь (в арабских источниках – Лакз).

Первоначально узкий участок между горой Джалган (Жалга) и Каспийским морем назывался «Жалгъандин йал», т.е. «Джалганским привалом; проходом». На холме Жалга была построена первая крепость, которая получила название Жалга. Для защиты страны от набегов северных кочевников киммерийцев, скифов, массагетов, алан и др. (в VIII-VII вв.до н.э.) первоначально была построена северная стена шириной около семи метров (две параллельные каменные стены из огромных блоков-глыб, заполненные камнями, грунтом и песком) с воротами. Для обеспечения постоянной охраны Стены здесь держали специальный гарнизон. С южной стороны стены появились первые поселения. История строительства стены и крепости отражена в названиях: Нер (Заграждение), Цал (Стена) или «Нерен цал» (Заградительная стена) , а ворота дали название Вар (Врата). Позже была построена и южная стена южными воротами. 

Поселения оказались как бы заключенными в поясок, что и дало название Ч1ула/Чула «В пояске». Наличие двух ворот, северных и южных, породило названия «Варар» (Врата) или Кьвевар (Два врата). Стены поднимались на гору Жалга и заканчивались крепостью, получившей название «Нерен К1еле», что означает «Пограничная, окраинная, разделяющая, заграждающая» крепость («нер» - по-лезгински, «нос, перегородка»; нынешнее название крепости Нерен К1еле – Нарын-кала). 

Будучи в центре торговых отношений между Европой и Азией, поселения стали развиваться и расширяться и превратились в город. При Сасанидах город Чула был реконструирован и укреплен. Таким образом, за период своего становления и развития город Дербент получил несколько названий. Позже к ним добавились названия, данные завоевателями (персами, тюрками, арабами и проч.). Из-за неудобства произношения названия Ч1ула «В пояске» на других языках, появились названия Чула, Чулли, Жулли, Чола… 

Современное название «Дербент» (Дарбанд, Дербенд) появилось с сер.VI в., с времени начала реконструкции стен города при Хосрове I Ануширване и встречается в пехлевийских надписях этого времени, высеченных на стенах крепости. В переводе с персидского оно означает «запертые ворота» или «ворота на запоре». Это буквальная калька с лезгинского названия Чула (Ч1ула «в пояске», «в узелке»). Начиная с VII века это название встречается в письменных источниках, например в «Географии» Анания Ширакаци.
 
На основании тщательного анализа сведений нарративных источников и археологического материала М.И.Артамонов и А.А.Кудрявцев установили, что под названием Чола (часто путается с Чор – Чора) в античных источниках подразумевается Дербент . И в «Истории католикоса Вироя» Мовсэса Дасхуранви под названием Чора говорится о Чула-Дербенте (у переводчика: Чора вместо Чола, Мовсэс Каланкатуаци вместо Моисея Дасхуранви): «Но он /правитель и князь Албании Гайшак/ с тревогой следил и видел, что произошло с большим /укрепленным/ городом Чора...» . 

Дербент и северные кочевники.

Персидские хроники, хотя правильно называют возраст Дербента, приписывают основание крепости своим правителям. Но археологические изыскания показали, что иранцы к изначальному возведению стен древних Каспийских ворот отношения не имели. Дербентская крепость существовала тысячи лет без них, пока в IV в. н.э. ее не захватили сасанидские шахи. Хорошо известно, что конец VIII в. до н.э. было временем скифских вторжений из южнорусских степей в Переднюю Азию. Вероятно, возведение Каспийских ворот было связано именно с этим вторжением скифов. В слоях VIII в.до н.э. на дербентском холме Жалган в следах пожара были обнаружены находки изящных скифских и неуклюжих массивных албанских наконечников стрел. Как пишет А.А.Кудрявцев «Подобные наконечники стрел были найдены у стен Ашшура и Вавилона, в слоях древних городов Урарту Тейшебаини и Аргиштихинили, павших в разгар активности киммерийцев и скифов в Передней Азии в VII – начала VI в. до н.э., и во многих других городах Древнего Востока…» . В античном Дербенте не найдено никаких следов иранской культуры: вся керамика VIII–VII вв. до н. э. или местная, чисто кавказская, или… скифская . Это значит, что в Дербентской крепости жили местные албанские племена, защищавшие крепость от скифов, кому и принадлежали наконечники скифских стрел. 

По Геродоту, скифы проникали в Переднюю Азию «по верхней дороге, имея по правую руку Кавказские горы», то есть именно через Дербентский проход. Первые сведения о вторжении скифов относятся к 722–715 гг. до н.э. (ассирийские клинописные таблички с сообщениями о поражении, понесенном урартами от северного народа «гимирри» (киммерийцев. – Ф.Н.). Находки вещей местного, кавказского, и северного, скифского, происхождения в нижних слоях Дербентской крепости показывают, что вторжения киммерийцев и скифов начались сразу же после основания крепости (в 733 г. до н.э.). Об этом свидетельствуют и следы пожара в культурных слоях конца VIII столетия до н.э. 

Набеги скифов завершились в начале VI века до н.э.. длительным походом в страны Среднего Востока. После очередного такого похода скифы (саки) поселились и основали своё царство – Сакасена (ныне Шаки) на северо-западе Албании, просуществовавшее около ста лет. Осевшие здесь скифы в последующем растворились среди местного населения и входили со своей областью Шаки в Союз албанских княжеств. В VI в. до н.э. скифское политическое влияние в Предкавказье сменяется сарматским. 

Скифы оставили следы и в албанской ономастике. Со вторжением скифов можно связать название албанской области Сакасена (Шаки), о котором мы упомянули выше, а также название лезгинского села Испик (искип) и др. Возможно, скифы привнесли в испикскую керамику также свои, скифские мотивы. Не случайно лезгинские узоры и орнамент на посуде, на оружии, на воинской амуниции, на женских украшениях и сегодня похожи на древние аланские и современные осетинские. Керамика Дербента античной эпохи представляет ту же смесь сарматской домашней утвари – горшков, мисок, кувшинов с кавказскими формами. Керамика Дербента первых веков нашей эры поразительно похожа на современную ей керамику Танаиса… 

Все данные археологии говорят о том, что Дербентский проход никогда не принадлежал ни Риму, ни Парфянской (иранской) империи. Рим (Нерон) предпринимал поход к Каспийским воротам, но был вынужден вернуться из-за восстания в Галлии. 

Северная Албания – царство Лек (от крепости Чула до реки Кур) лишь номинально подчинялось Ирану. В охране Каспийских ворот одинаково были заинтересованы и Иран, и Рим. Поэтому царь леков находился лишь в номинальном подчинении Ирану. Иначе албаны по своему усмотрению могли договариваться с северными кочевниками (сарматами, гуннами, хазарами…) и впустить их через Каспийские ворота для охоты на богатые районы, находившихся в сфере влияния Рима (Византии) и Ирана.

Так, во время антисасанидской борьбы царь Албании Ваче открыл проход Чула и пропустил войска маскутов, затем объединился с одиннадцатью царями (вождями) горных племен и нанес поражение персам.) . (После 450 года, во время правления Пероза. – Ф.Н.).

Арабское завоевание Дербента. 

Со времени своего появления Дербент играл и продолжает играть важнейшую роль в жизни – истории и культуре, экономике всех народов и племен Юго-Восточного Кавказа. Как на геостратегически важный район, на Дербент претендовали и южные империи – Иран и Рим. Чула (Дербент) являлась важнейшим северным форпостом Албании, а в IV-VI вв. – и столицей Албании. Это был и важный религиозный центр. На территории крепости Нерен-Келе (Нарын-Кала) в 330-340 гг. был построен христианский храм с крестовым куполом (сохранился и поныне). Здесь находился патриарший престол Албанской автокефальной апостольской церкви, который в связи с угрозой нашествия хазар в 552 году был перенесен в новую столицу Партав (лезгинское «парт1» означает «Объединение», «Союз»). 

В V – VI вв. власть над проходом переходит к иранским шахам (Каваду, Ездигерду, Хосрову I Ануширвану), перестроившим дербентские укрепления.

В 698 г. Чула впервые подвергается нашествию арабов. Первые отряды арабских воинов появляются в Дербенте – Баб ал-абвабе в 22 г. хиджры (642-643 г.). Здание албанской церкви – базилики с резиденцией патриарха оставалось целым и при взятии города арабами, но впоследствии оно было перестроено в Джума-мечеть, которая действует и поныне.
 
Арабские авторы к 722 году уже сообщают о стране лезгин – «Лакз». В 654 г. арабы захватили Дербент, и далее он становится ареной ожесточённых сражений между арабами и местным населением, состоявшей большей частью из лезгинских народов. Ненадолго противостояли арабам и хазары, которые вскоре ушли в сторону Европы. Только в 735 году, когда Мерван ибн-Мухаммед подчинил всю Албанию, арабам удалось полностью завоевать Дербент и превратить его в военно-административный центр Арабского халифата в Дагестане. 

В VIII – нач. XIII в. Дербент – Баб ал-абваб являлся не только важным военно-политическим, религиозным, но и торгово-ремесленным, культурным центром. В городе развивались различные ремесла – гончарство и стеклоделие, металлообработка и ювелирное дело, строительное дело и камнеобработка, ткачество и ковроделие и др. Дербент в VIII-XIV вв. становится и крупнейшим торговым центром и портом на Каспийском море, очагом распространения ислама в Дагестане. В XI начале XIII вв. наблюдается резкий экономический подъем города и социальной жизни, ускоренный расцветом ремесел и торговли, городской культуры, развитием и распространением арабской письменности и языка, книжной культуры и научной мысли. На XI в. приходится деятельность одного из ярких личностей, известных на Востоке – знаменитого ученого-алима Лакзи-Юсуфа ад-Дарбанди, который получал свои знания в Багдаде у самых знаменитых в то время муаллимов Востока. Лакзи-Юсуф был крупным знатоком фикха – мусульманского права в рамках шафиитской школы и историографом при дворе правителя Баб аль-Абваба (Дербента) из династии Аглабидов. Он является также автором известного исторического сочинения «Дербенд-наме».

В период конца XII – начала XIII вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение – Дербентский эмират. Здесь чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив свое существование как самостоятельное владение, а в 1437 г. становится провинцией государства Ширваншахов (ширванское население тоже было лезгиноязычным)

Касаясь территории Дербентского эмирата, Абу Хамид ал-Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель.

При последнем правителе Ширвана и Дербента Фетали-хане (1758 - 1789) у Русского царя и приближенных были планы восстановления Албании, но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. 

Дербент во время монголо-татарского нашествия на Албанию.

Самая трагическая страница в истории лезгинских народов, в том числе и народов Южной Албании, сохранившей христианство, открывается в XIII в. Орды монголо-татар, объединенные под властью Чингиз-хана огнем и мечом покоряли страны Европы и Азии, превращать цветущие города в руины. «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до окончания веков и до Страшного суда», – писал современник этих событий. В 1222 г. отборные монгольские войска во главе с лучшими полководцами Чингиз-хана – Джебэ и Субудаем, разорив многие области и города Средней Азии, Ирана, Закавказья, появились в Ширване. В 1239 г. Дербент был занят монголо-татарами, но город избежал крупных разрушений. И после распада целого государства монголов на мелкие ханства город Дербент, как важный стратегический центр, стал переходить из рук в руки между преемниками государства Чингиз-хана. В дальнейшем Дербент так и не смог оправиться от этих бед, несмотря на предпринятые попытки возрождения – в XIV – XVI веках при ширваншахах Дербенди , в XVII при шахе Аббасе, в XVIII при Фетали-хане.

О зарождении христианства в Кавказской Албании и Дербенте.

Время зарождения христианства в данном регионе характеризуется взаимодействием на исторической арене двух языческих империй: политеистического Рима и зороастрийской Персии. В Восточном Риме – Византии, в Иерусалиме, Сирии начали складываться первые христианские общины. 

В разные периоды исторического развития алупанцы исповедовали разные религии, в том числе раизм (поклонение Солнцу – Ра) и лунизм (поклонение Луне: Селена, Мен, Варз). На рубеже зарождения Алупанского государства (не позднее IV века до н.э.) здесь возродился культ верховного бога Алпана (откуда происходит и название страны «Алпан», «Алупан». (Ал+Пан означает «Красный или Огненный Пан»). Как известно, еще древние греки – пелазги и этруски поклонялись богу Огня Апелюну (откуда, возможно, и греческий Аполлон).

В 43 году один из учеников Фаддея, апостол Елише проповедовал в Албании (в области Маскут, в городе Чуле и в населенном пункте Киш). Здесь в старинном храме Луны Елише устроил христианскую церковь и отслужил обедню. С этого времени Киш становится духовной столицей всего Кавказа и Закавказья. Это событие отражено в «Истории страны Алупан» Моисея Дасхуранви: «Был сорок третий год греческого летосчисления, когда просветился Алуанк, приняв христианскую веру, на двести семьдесят лет раньше просвещения Армении». То есть истории христианства в Дербенте без малого 2000 лет. Принятие христианства Урнайром в 314 (315) году, по Моисею Дасхуранви, было повторным «просветлением» Алупана, который еще в апостольской период познал «о спасительном явлении истинного солнца» . 

Дербент – северная столица Албании и главный город лезгиноязычных народов. 

С Дербентом связана история, культура, экономика лезгин и лезгиноязычных народов. Дербент – прошлое, настоящее и будущее этих народов. Какие же следы этих народов остались в этом древнем городе?

- В лезгинском народном фольклоре – сказках, песнях, притчах и легендах много событий связано с Дербентом.

- В VII-й главе лезгинского героического эпоса «Шарвили» повествуется об освобождении Дербента – Квевара («Два-врата) героем Шарвили.
 
- С лезгинским языком на Кавказе связано много названий: название горы Кавказ – «къав кьаз» – «поддерживая крышу».

- Название Каспийского моря происходит от названия касов – одного из народностей Кавказской Албании. 

- Название горы Джалган (лезг.: жалгъа – замОк, шарнир).

- Название крепости Нерен-к1еле (лезг.: пограничная крепость) которая была первоначально возведена на горе Джалган и с которой начался город Дербент.

- Многочисленные названия города Дербента в процессе его строительства, становления и развития: Цал (Стена), Вар (Врата), Кьвевар (Два-врата), Чула (Ч1ула – «В пояске») и другие лезгинского происхождения.

- Город Чула-Дербент был северной столицей Кавказской Албании, здесь находился главный храм и патриарший престол, к в 552 г. был перенесен в Партав. На территории внутри крепости Нарын-кала обнаружен крестово-купольный храм (который некоторыми учеными выдавался за резервуар для воды). Перед надвигающейся опасностью вторжения хазаров в 552 году века патриарший престол был перенесен в Партав. 

- По мнению А.А.Кудрявцева, современная мусульманская Джума-мечеть в Дербенте представляет собой сооружение албанского храма-базилика, переделанное под мечеть. «Не меньший интерес представляет памятник базиличного типа, известный в исторической литературе как Джума-мечеть. Это сооружение, имеющее характерную для позднеантичных-раннесредневековых христианских культовых памятников трехнефную базиличную форму, вытянут с запада на восток, чем отличается от основной массы зданий гражданской и культовой архитектуры города, сориентированных продольной стороной по оси север-юг. Вероятно, центральный зал, так же как и пристройка с восточной стороны сооружения, появились в начале VII века, когда Маслама перестраивал христианский храм под мечеть и было необходимо выделить парадное место для михраба».
 
- Река Рубас (иранск.) к югу от Дербента имеет исконное лезгинское название – Нерен-вац («пограничная река»).

- Оттого что на территории Кавказской Албании (позже – на территории лезгиноязычных народов) оставались небольшие разрозненные массы кочевников – маскутов, хазар, моголов, огузов и др. (впоследствии часть этих народов поглощалась лезгинскими народами, но тюрки-азербайджанцы в советское время поглотили много других народов, в т.ч. и лезгиноязычных), ни территория, ни духовные и материальные ценности автохтонных народов не могут быть объявлены, принадлежавшими этим завоевателям (массагетам, гуннам, хазарам, арабам, персам, туркам и проч.).

- Причиной для Персидского похода Петра I служила война лезгин против персидского ига под руководством Хаджи Давуд-бека, который перебил много персов и их прислужников при освобождении лезгинского города Шемахи от персов. Петр I предупреждал турецкого султана и персидского шаха, что, дескать, поход предпринимается не для ссоры с султаном и не для войны с шахом, а только лишь для «наказания бунтовщиков». 

- Около поселка Белиджи сохранились фундаменты разрушенного массагетами (маскутами) предположительно в I в. городища Цур («Крепость-броня, медь»). После разрушения город Цур стал называться Чур (Ч1ур – «развалины»).

- В селении Нюгди (в 37 км. к югу от Дербента) сохранилась церковь IV века, воздвигнутая на месте гибели апостола Кавказской Албании Григориса от рук массагетов. 

Кроме того, существенными знаковыми определителями для представления границ Албании в разные периоды ее истории (начиная с доалбанского периода в составе Урарту) может служить албанская ономастика, сохранившаяся в Юждаге, Азербайджане, Грузии, Армении, даже в Иране и Турции. 

Античный город Дербент, упоминается в Святых Писаниях – Библии и Коране. Также Дербент (Квевар – «Два врата») упоминается в лезгинском народном героическом эпосе «Шарвили».

Дербент может гордиться тем, что здесь впервые на территории Кавказа и всей России сложились три религии Писания: христианство (в 43 году), иудаизм (с VI в.), ислам (с VIII в.). Было бы знаменательно, построить здесь же Дом трех религий в виде трехгранной пирамиды, с каждой стороны которой был бы свой вход для верующих.

Фейзудин Нагиев, 
директор НИИ Албанистики, доктор филол.наук.
Тел.: 8-928 5796560
E-mail: faiznagiev@gmail.com





Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 2900 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Нарын-кала, дербент, Фнйзудин Нагиев
1 Сажидин Саидгасанов  
 
 
27.11.2014 13:22
 
С интересом прочитал статью директора НИИ Албанистики, доктора филологических наук Фейзудина Нагиева "Дербент - Колыбель трех религий Кавказа". То, что о Дербенте написаны многие ученные нам известны из других источников. Фейзудин Нагиев дополнительно нашел многие факты о том, что древний Дербент, как северная столица Албанского государство, совместно с соседними народами жили и лезгинские племена, как главенствующие. Это видно из многих названия, как подчеркивает Нагиев Фейзудин слово Жалган - жалгъа, и я могу дополнить словом жалан - стена крепости Нарын кала похожа на крепко как жалан, укрепленная каменная стена.
      +2  
Спам

avatar