Лента новостей
ОПРОС
На основе какого алфавита должен существовать лезгинский язык?
Всего ответов: 363
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 62
Мугьманар: 62
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2019 » Январь » 17 » Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности

17:40
Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности

Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности Габибов Абдуллах - Выдающийся актер современности
Заслуженному артисту России Абдуллаху Габибову - 70 лет. 

Выдающийся актер современности

В 60–70 годы прошлого века главный режиссер Лезгинского театра Багиш Айдаев привел многих одаренных людей из лезгинской молодежи на сцену. Одним из них был впоследствии заслуженный артист Российской Федерации Абдуллах Габибов, актер широкого диапазона. Он одинаково успешно исполняет роли и комического, и трагического и лирико-психологического планов. 
Жизненный путь

Габибов Абдуллах Таджибович родился 3 января 1949 года в селении Чахчах Докузпаринского района в семье учителя. Через некоторое время Чахчахцы переселились в Магарамкентский район, где Абдуллах окончил Тагиркентскую восьмилетнюю школу. Затем он поступил на театральное отделение Дербентского культ просвет училища. Преподавателем по мастерству актера и режиссера, а также по сценическим движениям у него был главный режиссер Лезгинского театра Багиш Айдаев. В училище он поставил с учащимися два спектакля: «Если сердце захочет» по пьесе Г. Рустамова и «Разлом» по пьесе Б. Лавреньева. В них А. Габибов сыграл роли Махсуда («Если сердце захочет»), Поручика Полевой и Второго мичмана («Разлом»). Эти образы, созданные молодым А. Габибовым, понравились Б. Айдаеву, и он в 1967 году, на последнем курсе учебы, принял его на работу в Лезгинский театр. 

Работая в театре, А. Габибов заочно окончил Краснодарский государственный института культуры. Свою дипломную работу, спектакль «Ограбление в полночь» по пьесе сербского драматурга Мирослава Митровича он поставил на сцене Гилиярского народного театра Магарамкентского района. 

В Лезгинском театре А. Габибов работает уже более 50 лет и продолжает заниматься своим любимым делом.

Творчество
Как мы отметили выше, первым учителем А. Габибова по сценическому мастерству и первым режиссером в учебных спектаклях в культ просвет училище стал Багиш Айдаев. В Лезгинском театре он также был его первым режиссером и наставником. Этот замечательный человек проявлял о молодом актере отцовскую заботу, поручал ему ответственные роли, своими советами содействовал его формированию как мастера сцены. 

Первой ролью, исполненной А. Габибовым в спектаклях Б. Айдаева, была роль Ираклия в спектакле по пьесе «Мать» Шоты Роквы. В центре пьесы образ старой женщины, собирающей развеянную по свету после Великой Отечественной войны семью. Сын ее не вернулся с войны. Уже прошло четверть века, как окончилась война, но Софья не теряет веру и ждет возвращения сына. Правление колхоза решило устроить стенд и выставку в память о погибших на фронте односельчан и просит фотокарточку сына, но она отвечает, что ее сын жив и обязательно вернется. 

Появляется почтальон с односельчанами с письмом из Франции от сына Софьи – Левана. Друзья и товарищи отправляют Левану коллективное письмо, чтобы он вернулся на родину, в свое село, но в ответном письме Леван ничего не сообщает о своем возвращении и тогда мать решает поехать к сыну во Францию. 

Леван живет в маленьком городке с семьей: женой Луизой и сыном Ираклием. Когда мать приезжает к ним и ставит вопрос о возвращении Левана с семьей на родину, Луиза отказывается и говорить, что она не может покинуть свою родину – Францию.  

Леван в трудном положении, так как родители Луизы спасли ему жизнь, когда он убежал из фашистского лагеря и до конца войны они сражались в одном партизанском отряде. «Оправдает ли меня жизнь, – говорит Леван, – если я оставлю жену и сына и поеду один?»

Сын Левана очень привязался к бабушке и когда он слышит, что она уезжает одна, заявляет, что он тоже поедет с ней. И Софья уезжает на Родину с внуком. 

А. Габибов создал образ Ираклия как честного, порядочного человека. Его звала земля отцов. Актер сумел чувства, мысли своего героя отобразить естественно и динамично. Об этом спектакле актер рассказал следующее: «В 1970 году Б. Айдаев поставил пьесу грузинского драматурга Шота Роквы «Мать». В спектакле А. Махсудов исполнял роль Левана, а я роль его сына – 14 летнего Ираклия. В одном Дербенте мы в течение нескольких дней непрерывно показывали этот спектакль, а сколько было показов его в районах и селах! И каждый раз спектакль шел с аншлагом. До сих пор зрители меня называют Ираклием. Успеху способствовали и мои партнеры, превосходные актеры Лезгинского театра Абдурашид Махсудов, Зухра Рамазанова и другие».  

Образ Валера

В 1974 году в спектакле «Скупой» по пьесе Ж. Б. Мольера А. Габибов сыграл роль Валера, жениха Элизы, дочери Гарпагона. Валер А. Габибова был умным, трезвым, преданным своей любви человеком. Актерское исполнение отличалось пластичностью. Об игре А. Габибова хорошо отозвались в прессе. В одной из статей, посвященных этому спектаклю, было отмечено: «Лезгинский госдрамтеатр имени С. Стальского поставил на сцене «Скупой» Мольера и показал зрителям города Дербент. Зал был полон. Не каждый театр решится поставить пьесу Мольера. Для этого у коллектива театра должен быть высокий профессионализм. Лезгинский театр осмелился поставить Мольера и это испытание прошло успешно. Зрители сопровождали спектакль непрерывными аплодисментами.  

Образ Акьегета

В 1976 году Б. Айдаев поставил поэтическую трагедию М. Карима «В ночь лунного затмения», пьесу о далеком прошлом башкирского народа. В трагедии рассказывается о девушке, которую насильно выдали замуж. Покорная обычаю, Танкабике женит своего сына на вдове его старшего брата, а его любимую невесту сватает за ребенка, обрекает близких людей на страдание и гибнет сама. Автор показывает, к каким чудовищным последствиям приводит духовное рабство. 

Главные герои пьесы Акьегет и Зубаржат были с детства засватаны, скоро должна была состояться их свадьба. Но приходит скорбная весть: старший брат Акьегета погибает на поле брани. По обычаям того времени, аксакалы выносят решение: Акьегет должен жениться на вдове своего брата Шафак. Однако Акьегет вопреки адатам продолжает встречаться с Зубаржат. Аксакалы, разгневанные непокорностью молодых, решаются на крайний шаг: в ночь лунного затмения, они выгоняют их в пустынную и безжизненную степь на верную погибель.

В спектакле роль Акьегета сыграл А. Габибов. Его герой выступает против традиций своего времени, для него любовь превыше всего. Ради нее он готов пожертвовать всем, даже жизнью. Но современники его не понимают, не уважают его светлые чувства. Потому что для них традиции предков превыше всего и кто выступает против них, по их мнению, является грешником и преступником. В спектакле А. Габибов показал своего героя жертвой отсталых и беспощадных традиций.

И спектакль «В ночь лунного затмения» и образ Акьегета, созданный А. Габибовым, стали особыми событиями в истории Лезгинского театра, они надолго остались в памяти народа.

Образ Ашуга Саида

В 1976 году А. Габибов исполнил роль Ашуга Саида в одноименном спектакле по пьесе Т. Хурюгского и К. Меджидова. Пьеса посвящена жизни поэта Саида Кючхюрского, жившего в ХVIII веке, известного в истории лезгинской литературы как поэт-бунтарь. Драматический конфликт в ней выражен остро, сюжет пьесы отражал историческую реальность. За смелые сатирические стихи, направленные против деспотизма, Саид был ослеплен по приказу кюринского хана.   

А. Габибов смог продемонстрировать на сцене главные качества своего героя: честность, храбрость, бунтарство. Его Саиду были присущи энергия молодости и мудрость старца. Образом Ашуга Саида А. Габибов не только оправдал доверие режиссера-постановщика Б. Айдаева, но также завоевал любовь и уважение многотысячных зрителей.  

Образ Эдгара

Кроме спектаклей Б. Айдаева, А. Габибов удачно выступил также в спектаклях М. Рамазанова. Особенно удались ему роли Руфика в спектакле «Мама, я женюсь» (В. Есьман и К. Крикорьян), Мурсала в спектакле «Сжатый хлеб» (И. Гусейнов), Эдгара в спектакле «Король Лир» (Шекспир), Курбана в спектакле «Фундух-бек» (Ш.-Э. Мурадов и А. Раджабов), Магомеда Эфендиева в спектакле «Горы зовут» (Б. Багишев), Пирмета в спектакле «Сердце матери» (А. Балакаев), Мюшкюра в спектакле «Легенда о любви» (И.Гусейнов) и др. 

В 1980 году М.-Г. Рамазанов поставил на сцене Лезгинского театра один из шедевров мировой драматургии – «Короля Лира» У. Шекспира. Роль храброго и честного Эдгара в нем он поручил А. Габибову. Журнал «Театр» о его игре писал: «В Эдгаре виден смятенный дух и жажда добра. Он пытается «сойти с круга», вырваться за пределы привычных регламентаций, силится забыть прошедшее, он несет в себе искру гуманности, живет надеждой. Вообще его душевная жизнь богата, многообразна и по-своему смела».   

Образ Магомеда Эфендиева
В 1983 году режиссер М.-Г. Рамазанов поставил на сцене Лезгинского театра пьесу БагишаБагишева «Горы зовут», посвященная жизни молодого лезгина Магомеда Эфендиева, которого судьба забросила в Ясную Поляну. 

Главной целью пьесы «Горы зовут», поставленной на основе реальных событий, был показ душевной чистоты, честности человека, живущего ради высоких идеалов. М.-Г. Рамазанов осуществил мечту автора и поставил на сцене театра замечательный спектакль.  

В спектакле участвовали талантливые актеры. Роли исполнили: Льва Толстого – А. Махсудов, Магомеда – А. Габибов, Касума – А. Курбанов, Тарташа – Р. Юзбеков, Зулума – М. Мирзабеков, Махсуда – А. Сайдумов, Пери – М. Саидова, Суны – Б. Ибрагимова. Выделялся образ главного героя Магомеда Эфендиева в исполнении А. Габибова. Актер искусно и ярко изобразил эволюцию, происходящую в жизни своего героя. Магомед А. Габибова превращается из неграмотного сельского парня в образованного и умного юношу. Актер сумел показать изменения, которые происходили в психологии и взглядах М. Эфендиева. 
Образ Идриса
В 1994 году режиссер аварского театра Хайбулла Абдулгапуров на сцене Лезгинского театра поставил спектакль «Толмач имама Шамиля» по пьесе татского драматурга Хизгила Авшалумова. 

В пьесе изображены события из времен Кавказской войны, которые происходили в резиденции имама Шамиля в ауле Ведено. Иса, один из мюридов Шамиля, приводит русского пленного солдата Андрея. К пленнику все относятся презрительно. Шапи хочет зарубить его. Иса защищает пленника, объясняет, что он может пригодиться в домашних делах. Оставив пленника в доме отца, наутро он возвращается в свой отряд.

В доме Шапи Андрея называют Идрисом. Своими способностями он завоевывает уважение всех. Дочери ШапиМадине, которая овдовела, потеряв мужа на войне, он тоже нравится.  

Шапи рассказывает казначею имама Шамиля Хаджио о добрых делах пленника, который даже научился говорить на местном языке. Хаджио уводит Идриса с собой, сказав, что такого человека он давно ищет. Казначей знакомит имама с Идрисом, которого Шамиль назначает своим вторым толмачом, дарит ему для его невесты платок. Идрис, приняв ислам, женится на дочери ШапиМадине. 

Имам Шамиль возвращается после очередного похода на Грузию с пленными внучками последнего грузинского царя Георгия ХІІІ. Хаджио настаивает, чтобы Шамиль потребовал от русского царя Николая не только сына Джамалутдина, но и миллион рублей серебром, ибо так решил диван. 

Близ реки Мичиг состоялся обмен Джамалутдина на княгинь. Хаджио сетует на то, что имам согласился на мизерную сумму – 35 тысяч рублей серебром. Княгини благодарны имаму за рыцарское отношение к ним. Они предлагают свою помощь Идрису, чтобы освободить того из плена, но тот отказывается, заявив, что он отнюдь не пленник, а толмач самого имама, имеет семью.

Все уходят. Идрис остается один. Он колеблется. Там за рекой русский лагерь, Россия, о которой он ночами и днями мечтал. Но нет, он не уйдет, ибо он не должен подвести людей, доверием которых пользуется. Он откликается на кажущийся зов Мадины и возвращается в Ведено.

Роль Идриса в спектакле исполнил А. Габибов. Актер создал образ человека, перед которым стоит дилемма выбора Родины, о которой он тоскует все время своега заточения, или выполнение долга перед доверившимися ему людьми. А. Габибов тонкими деталями показал психологическое состояние своего героя, его переживания, трудность ситуации, в которую он попал. 

Анализируя образ Идриса, созданный А. Габибовым публицист Г. Аскеров отметил: «Если учесть обилие событий, масштабность авторского замысла, то раскрыть эволюцию и человеческую драму Идриса за полтора-два часа на сцене – дело очень трудное и сложное. Идрис не является героем Кавказской войны, тем более одним из ее зачинателей. Скорее всего, он жертва, возможно, даже не понимающий, зачем он оказался на Кавказе. В России ли, на Кавказе ли – для него важнее всего – быть человеком среди людей, жить и трудиться, радоваться и печалиться, так же, как и они. Даже будучи приближенным к политике, став толмачом самого имама Шамиля, он остается уравновешенным и умиротворенным человеком, сохраняет простоту и чистоту души. Именно здесь находит Абдулла Габибов протест против войны, опираясь на простоту и человечность образа, раскрывает трагедию, в одно и то же время негромкое счастье маленького человека, превращающегося на глазах у зрителей в символ мира и любви, который с неодолимой силой опровергает зло».

* * *

Народный писатель Дагестана А. Исмаилов пишет: «А. Габибов – удивительный актер. Как обычно, во всех театрах существуют актеры разных амплуа. Но А. Габибов – актер без амплуа. Ему удается одинакого мастерски исполнять роли всех жанров: драматические, трагические, комические, лирико-психологические… И всех своих героев он создает на очень высоком художественно-эстетическом уровне».

Создав в спектаклях Лезгинского театра галерею разнохарактерных, ярких, жизненных, правдивых образов, А. Габибов внес большой вклад в лезгинское театральное искусство, обогатил его новыми красками. На протяжении своей полувековой творческой жизни актер создал более 100 сценических образов. 

А. Габибов является и композитором-любителем. Им написано много песен на стихи лезгинских поэтов. Они исполняются известными вокалистами. Творческая деятельность А. Габибова по достоинству оценена. В 1986 году ему присвоено звание заслуженного артиста Дагестана, в 1995 году – народного артиста Дагестана, в 2005 году – заслуженного артиста России.

Азиз Мирзабеков, 
кандидат филологических наук
Специально для «ЛезгиЯр»























Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Знаменитые Лезгины | Просмотров: 1079 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Габибов Абдуллах, Азиз Мирзабеков

avatar
1
На счёт продвижения сайта тему сделайте ... я считаю нужно развивать сайт
avatar
0
2
Все соображения или новые идеи по развитию сайта можете отправлять нам на почту info@lezgi-yar.ru
E-маил круглосуточно открыт
avatar