Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1057
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 26
Мугьманар: 26
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2013 » Май » 14 » «Лезги ким» - очаг вдохновения

11:19

«Лезги ким» - очаг вдохновения


«Лезги ким» - очаг вдохновения «Лезги ким» - очаг вдохновения
На днях читатели лезгинской национальной литературы получили новую духовную пищу – художественную книгу «Лезги ким» (Лезгинский годекан), авторами которой являются курушские поэты – отец Лезги Ариф (Ахмедов) и сын Муса Ахмедов. Прежде чем совершить экскурс на страницы книги, хочу отметить: редки случаи в нашей поэзии, когда авторами книги являются отец и сын.

Содержание книги указывает и на светлое будущее: тропинки отца в поэзии продолжает сын-поэт.

В предисловии книги «Лезгинский годекан» народная поэтесса Дагестана Ханбиче Хаметова внимание читателей обращает на следующие слова: «Рядом с деревом, упавшим раньше времени, растет саженец со светлыми надеждами и питающий в себе неповторимую волю. Шест, выпавший из рук канатоходца, еще в небе уверенно взял в руки близкий человек. Подобные ситуации, хотя и встречаются редко, но это жизненная истина». Эти строки рисуют настоящий портрет судьбы авторов данной книги. Путь, начатый отцом Лезги Арифом, который до последнего дыхания любил слово «лезги» как национальную святыню, уверенно продолжает сын Муса Ахмедов. Это в очередной раз доказывает тот факт, что сегодня в наших руках находится книга «Лезгинский годекан». А теперь, уважаемые читатели, чтобы еще раз убедиться в том, что я написал выше, хочу вас пригласить на «Лезгинский годекан».


 
Книга, состоящая из двух частей, начинается со страниц, отражающих творчество Лезги Арифа. Когда речь идет об этом поэте, невольно вспоминаются слова Х. Хаметовой: «Ариф был настоящим патриотом. Он любил родную землю, язык, радовался родному джамаату, родной семье, друзьям. Строки, воспетые родные горы, Лезгистан, несомненно, займут заслуженное место в лезгинской национальной литературе. Колыбелью Арифа является родное село Куруш. Известный на весь мир Куруш являлся для поэта и радостью и счастьем, и песней и печалью и смыслом жизни… Жаль что, жизненная нить Лезги Арифа оборвалась на рассвете творческого пика – ему было всего 46 лет…».

Безусловно, в творчестве Лезги Арифа главное место занимает тема патриотизма. Вся любовь к лезгинской земле у поэта начинается с родного аула. Это утверждают следующие строки:

Дуьнья тирвал машгьурбур я
ПIирер – Дагълар, Къурушар.
Лезгистандин нур, абур я
Гъетер – халкьар, Къурушар.
(«Къурушар» шиирдай)

Хотя поэт и не рос в горах (он родился в селении Новый Куруш Хасавюртовского района), его душа тянется в родные горы – очаг отцов, к холодным родникам и лезгинской земле, по которой ходили они. Эту истину мы видим в нижеприведенных строках:

Кузва хьи зун хайи дагълар акунихъ,
Лезгистанда лезги чIалал рахунихъ.
Ватан сад яз, са шад хабар атунихъ,
Кузва хьи зун, кузва югъ-йиф, кузва хьи.
(«Кузва хьи зун» шиирдай)

По-моему, поэт страдает из-за того что по судьбе курушцы далеки от лезгинской земли, на земле иных народов, создали новый очаг. И ни на мгновение не затихает то душевное пламя, которое горит по родной земле, по лезгинским горам. Как вспыхивает вулкан из гор, хранивших долгое время тишину, так и из сердца поэта перед народом встает пламя патриотизма, которое содержит в себе всю симпатию к родной земле:

Гъурбатда чир жедач ракъин чимивал,
Гатуз чанда хъуьтIуьн мекьи фул жеда.
Ватанда чир жедач рикIиз мекьивал,
Мекьи хъуьтIуьз рикIе чими къул жеда.
(«Лезги я зун»)

Подобную печаль, страдание, чувства, испытываемые к родине, любовь, душевную волю мы встречаем и в ряде других стихотворений поэта. В частности, в стихотворении «Я лезгин» поэт с болью в душе пишет:

Лезги я зун, Къурушви я, Ариф я,
Лезги михьи Самурдин са стIал я.
Самурдин яд дадмиш тахьун гьайиф я,
Дагъларивай яргъа хьун заз са тIал я.
(«Лезги я зун» шиирдай)

Читая стихи Лезги Арифа, я прихожу к такой мысли: он мастерски сумел в образе одного селения показать судьбу (и радость и счастье, и горе и страдание) всего лезгинского народа. Это заметили и другие критики, исследующие творчество Лезги Арифа. Вот что пишет кандидат филологических наук Жамиля Гасанова: «Если говорить о том, как показан облик родины в творчестве Лезги Арифа, то мы видим, что в образе одного селения он рисует всю Лезгистан. Облик родины в творчестве – поэта это не только уголок красоты высоких гор и просторных полей, как показывают многие наши поэты, но и качество на земле, на которой остались нерешенные проблемы несправедливо разделенного народа…». («Лезги газет»,18 апреля, 2013 год, №16, «Поверьте, это истина»).

Тематика стихотворений Лезги Арифа, вошедших в книгу, разнообразна: стихи о родине, о любви («Одной красавице», «Сладкий сон», «Таза»…), сатирические стихи («Проголосуй за меня», «Враг народа», «Сделанные пятнадцать стран»…), стихи, посвященные славным сынам лезгинского народа («Красная гора», «Приветствую», «Жалоба и поздравление»…), поэма о роде «Зангавар» и многие другие поэтические произведения. Каждая лирика отличается своими особенностями, направлениями и интересами. Читатель в них видит чистые намерения, светлую волю и слышит голос сердца и крик души Лезги Арифа.

Лезги Ариф



Вторую часть книги «Лезгинский годекан» представляют произведения Мусы Ахмедова. Когда речь идет о Мусе Ахмедове, вот что пишет в предисловии книги Ханбиче Хаметова: «…По традиции, юноша, пришедший в литературу, пока займет свое место, проходит много времени. Но порою случаются и нетрадиционные случаи. Первые же шаги Мусы уверенно заняли достойное место. В стихах молодого поэта, независимо от возраста, встречаются мастерство, глубина мыслей и простор. Какая здесь тайна? Нет никакой тайны. Потому что мастерство шагает нога в ногу вместе с талантом…».

Действительно, с приходом Мусы Ахмедова на литературную арену, хотя прошло немного времени, за этот короткий срок он сумел создать произведения, которые привлекли внимание читателей. Свидетельством этому является оценка читателей, литературных критиков, поэтов, исследующих литературные процессы. Мои мысли еще раз находят подтверждение в вышеприведенных словах Ханбиче Хаметовой. Если раньше Муса Ахмедов среди народа был известен как поэт-сатирик, позднее он показал себя владельцем пера, пишущим стихи на философскую тему и тему гражданской лирики. Произведения, вошедшие в книгу, начинаются со стихотворения «Объятие матери – рай на земле». Я думаю, написав это стихотворение, Муса Ахмедов сделал открытие: сравнив объятие матери с земным раем. Причиной этому послужило то, что сравнение, приводимое в стихотворении, ни разу никем не использовано и имеет глубокий смысл. Изречение «Объятие матери – рай на земле» не родилось на голой почве. Давайте, внимательно прочтем это стихотворение:

Дидедин къужах - чилерин женнет

«Гьич гъам-къайгъу жедач пак тир женнетда,
Тешпигь авач чилерал а макандиз.
Гьар няметдив ацIай анаг кьисметда
Гунагьсузриз…» - икI лугьузва Кьуръанди.

И гьакъикъат за масакIа кьатIузва,
Амма, Халикь, ваз хъел къвемир, минет я.
За женнетдихъ тешпигь ава лугьузва:
Дидед къужах! Ам чилерин женнет я!

А къужахда шартIар ава женнетдин,
Жедач ана гъамни къайгъу куьрпедихъ.
Дадни къуват хуьзвай гьар са няметдин,
Тешпигь авач дидед хурун некIедихъ.

Дидед лайлай зи бейниди кужумна,
Инсанвилихъ эверзавай азан яз:
- Ширин бала, кьепIинилай гатIунна,
Намус пак хуьх, уьмуьр твах дуьз инсан яз…

…Вахтуни зун ви къужахдай акъудна,
Азиз диде, им къанун я Аллагьдин.
Женнет багъдай и чилерал авудна -
Гьар камуна гьужумзавай гунагьди.

Ингье гила уьмуьрдин терс рекьера
Бягьс тухузва за кьисметдин цIаярив.
«Намус пак хуьх!» - лугьуз заз и женгера,
Ви азандин сес рахазма япарив…

Ферсуз велед дидед рикIин тIал жеда,
Кьейилани тIал зайиф жеч - мумкин я,
Женнетдани секинсуз руьгь «цIал» жеда…
Дидед къуллугъ виридалай четин я.

Гьавиляй за, азиз диде - рагъ кIвалин,
Ви назик рикI хуьда даим гатфара,
Са карди зун сефилзава, за гьикIин?!
Кьуьд гьахьзава, агь, ви кьилин чIарара...

Как мы видим из этих строк, поэт утверждает то, что рай, предназначенный безгрешным на том свете, есть и на земле. Но и на земле в этот рай попадают те же самые безгрешные - младенцы. Этот рай - материнское объятие. Это не просто изречение. Как мы видим, автор удачно это доказал по фактам. Я хочу поздравить автора с тем, что он на арене лезгинской национальной поэзии создал стихотворение, в котором содержится портрет с элементами нравственно-эстетического воспитания.

Как выше отмечено мною, читатели знают Мусу Ахмедова и как поэта-сатирика. Он с помощью своего острого пера показывает недостатки нашей современности и осмеивает негативные явления в жизни людей:

Кьуд пад рушар, чебни саки кьецIил я,
Куь бубаяр намусдиз лап кьезил я,
Куьз худ гузвач насигьатдин къирмаждиз?
Дуьнья вири элкъуьрнава пляждиз.             
(«Насигьатдин къирмаж»)

В этом стихотворении поэт делает замечание тем отцам, которые не уделяют должного внимания своим детям и говорят о том, что если вовремя не взяться за кнут воспитания, то положение в будущем окажется в худшем состоянии, и убеждают, что тогда будет поздно.

Муса Ахмедов



Поэта волнует не только вышеуказанная тема, его затрагивает и та несправедливость, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни. Особенно видя тех, которые стоят у руля политики и трудятся ради личной выгоды, у поэта рождаются следующие строки:

Кушкушдалди рахана,
Ван тежервал гъейридаз,
Тахт гумачир пачагьди
Суал гана цIийидаз:

-ГьикI я, пачагь Чакъал, вун?
ТуькIуьзвани крар ви?
Ягълу квай а къуллугъдал
Къумбар яни гьалар ви?

-Валлагь, стха Жанавур,
Сир тек са ваз лугьузва:
Ви пацукай хкатай
Лешериз сас хгузва!      
(«Пачагьрин суьгьбет»)

Как мы видим из этих строк, народ не доверяет тем, кто находится у власти, и каждый новый чиновник ворует народное богатство и показывает то, что это - их мечта и цель. Недостатков и несправедливостей современности очень много. Об этом поэт говорит во многих стихотворениях, вошедших в книгу «Лезгинский годекан».

P. S.

Отмечу, что книга получилась очень содержательной: фотографии Верхнего и Нового Куруша, находящиеся в начале и в конце на толстой обложке книги, сделали книгу качественной и богатой. Достоинством книги является и то, что в ней не встречаются ошибки. Несомненно, «Лезгинский годекан» на литературной арене занимает одно из центральных мест. От чистого сердца поздравляю Мусу Ахмедова с очередным творческим успехом – изданием книги «Лезгинский годекан», которая стала достоянием родного – лезгинского - народа.

Ниже я хочу преподнести вниманию читателей сайта ЛЕЗГИЯР несколько стихотворений, которые вошли в книгу «Лезги ким».

Лезги Ариф

Лезги я зун

Лезги я зун, Къурушви я, Ариф я,
Лезги михьи Самурдин са стIал я.
Самурдин яд дадмиш тахьун гьайиф я,
Дагъларивай яргъа хьун заз са тIал я.

Намуслувал, Камаллувал, Инсанвал -
Лишанар я лезги халкьдин чи вири.
Чилин винел лап еке тир заланвал
Ватандивай къакъудун я халкь хайи.

Гъурбатда чир жедач ракъин чимивал,
Гатуз чанда хъуьтIуьн мекьи фул жеда.
Ватанда чир жедач рикIиз мекьивал,
Мекьи хъуьтIуьз рикIе чими къул жеда.

Самур сад я, кьве патавай халкьарни
Лезгистандин девлетар я, чIехи тир.
Булутрив кьван хкаж хьанвай дагъларни
Чи тарихдин шагьидар я рехи тир.

Гьи залумдин хиялдиз, лагь, и зулум -
Са лезги чил кьве пай авун атана?
Самурдикай сергьят уна чаз малум,
Лезги дагълар кьве паталди атIана.

Лал рикIериз сес гуз жедач мецивай,
Есирвилиз инсанди бахт лудай туш.
Ватанпересри лугьузвачни рикIивай,
Кьве пай хьанвай халкьдиз са бахт гудай туш.

Са дидедихъ жеда пара балаяр,
Диде сад я са кьепIинин балайриз.
Лезги Чилихъ пара ава рухваяр,
Лезгистанни сад ийидай архайриз.

Лезги я зун, Къурушви я, Ариф я.
Шагь дагъларин гьвечIи тир са ккIал я.
Лезгистан заз кьве пай хьунухь гьайиф я,
Лезги Ватан, ви тIал гьакIни зи тIал я.

Кузва хьи

Кузва хьи зун хайи дагълар акунихъ,
Лезгистанда лезги чIалал рахунихъ.
Ватан сад яз, са шад хабар атунихъ,
Кузва хьи зун, кузва югъ-йиф, кузва хьи.

Кузва хьи рикI дагъдин къайи булахрихъ,
Цуьквед кьунвай гатфар къацу яйлахрихъ,
Ватан сад яз, лезги халкьдин дамахрихъ
Кузва хьи зун, кузва, гьайиф, кузва хьи.

Кузва хьи чан Шагь дагъларин гьавадихъ,
Дагъдиз яргъа, чара хьайи бубадихъ,
Кьве пай хьанвай лезги чилин йивадихъ,
Кузва хьи зун, кузва зайиф, кузва хьи.

Шарвилиди тунва вичин гапур чаз,
Ватан саддай акьул це на, Самур, чаз.
Мус жеда луз Лезгистанда са нур заз,
Кузва Лезги, кузва Ариф, кузва хьи.

Сад я Самур

Дагъустанни Азербайжан -
Са лезги чил кьве пай хьанва.
Самурдин яд - лезгийрин чан
Чаз, Къурушриз, яргъал хьанва.

Кьве пай хьанвай лезги халкьар,
Чун са тарцин хилер тушни?
Лезгистандин кьакьан дагълар,
Къуруш дагълар кьилер тушни?

Терекдин яд, Сулакдин яд,
Гьардахъ вичин тIеам ава.
Самурдин яд - дуьньядин дад,
Лезгистанда чаз гьам ава.

Куьре, Къуба, Дербент ( Кьве Вар),
Лезги халкьдин яд я Самур.
Ахцегь, Къачмаз, Кьурагь, КцIар
Сад хьайила, шад я Самур.

Муса АХМЕДОВ

Са Студентдин дерт

Институтдик кутурла,
Студентвал акурла,
Кашар, мекьер чIугурла,
КIвал-югъ рикIел хтана зи,
Пашман гьиссер рахана зи.

Гъиле кьунва ктаб, дафтар,
Гьич чин тийиз са пай гьарфар,
КIелиз тежез жуван хатIар,
Кьил фикирри тухвана зи,
Валлагь, чара атIана зи.

Аквада заз гагь-гагь ахвар:
Дидед гъилин чими афар.
Кватайла - ичIи къапар
Вилик ква кьацIана зи,
Алай якIар цIрана зи.

Йиса кьведра меркездиз къвез,
Муаллимрин гуьгъуьн къекъвез,
Куьк жибинар яхун хъжез,
Буба кьилив атана зи,
Кьил ахмуррив гатана зи.

Накь бубадай акъатна чIал:
«Маса гудан хуьревай мал,
Шегьердавай «лапаг» патал?»
Дилавар мез галкIана зи,
Лап бейнидиз тIал яна зи.

Маса ганвач картуф - газар,
Агакьзавач хуьряй пулар,
Экзаменрихъ хьанва «тумар»,
Кьил къайгъуйрив ацIана зи,
КIвачер чиле акIана зи.

Мукьвал ала сессия хъуьтIуьн,
Кьил ичIи я, гьакIни жибин.
Лугьуз жуваз: «ГьикIин? Вучин?»
Кьил хиялри тухвана зи,
Дердер мадни юзана зи.

Буба, вун зи гьалдиз тамаш,
Хутах хуьруьз, мийир кармаш.
Къелемд эвез кьада за лаш,
Илим зид туш, кьатIана за,
Нехир хуьда хтана за.

Небгет Папариз

Цла, къава йисаралди
Кьве чIиб ругни карка жеда.
КьацIай пекер варцаралди
КIвалин пипIе хара жеда.

Хьайила вич кIвалин - къан паб,
Жагъич кIваляй михьи са къаб,
Чандиз тагуз зерре азаб,
Фурсни дамах пара жеда.

Ийич са кар алай зегьмет,
Рахун гъиляй жедач муьгьлет,
Хатадай авуртIа туьгьмет,
Гьарайдин ван чIура жеда.

Нез жеч ада авур хуьрек,
Гьам хинкIал хьуй, гьамни чуьрек,
Жагъида ваз шумуд чIар, кек,
Къажгъандин къен къара жеда.

Йикъан къене ада кьудра
Ягъиз жеда чиниз пудра,
Туш, памада са шумудра...
Гуьзгуьд вилик гара жеда.

КIвач эцигич гьич тевледа,
Кал юкьвахъди жед фитеда,
Фич и папан вун вагьтедай,
Валлагь, бахтикъара жеда.

ИкIни жеда 

«Зи яр хьухь, руш, санал бахтлу жеда чун…»,
На жавабна: « Вун кесиб я, чубан я.
«Мерседесдин» машин гвайдаз къведа зун,
Вахъ лагьайтlа, авай девлет балкlан я...».

Ягьанатар ийиз, вун зал хъуьрена,
Ацукьнач вун зи балкlандин пурарал.
Шумуд илчи куь варцелай элкъвена,
Ви вил алай «Мерседесдин» чархарал…

Зул галукьна ви уьмуьрдин гатфарихъ,
Гила вуна дериндай «агь» къачузва:
Рехъ алатай бенде кьванни варарихъ
Са ламраллаз хтанайтlа лугьузва.

Цуьк яз ама

Паб:
- «Зи цуьк»- лугьуз на зун цавуз акъуддай,
Жегьил вахтар, я итим, чахъ хьаначни?!
Атир чlугваз, зун хурудив агуддай,
Гила, лагь, бес зун гьа цуьк яз амачни?

Итим:
- Цуьк яз ама, жемир, я паб, вун сефил,
Амма цуьквер гьар са жуьре авазва.
Жегьил чlавуз вун тир зи цуьк – «Къизилгуьл»
Гила заз вун «Кактус» цуьк хьиз аквазва.

Кактусдин цуьк сагъламвилиз я хийир,
Зи гафариз фикир це, паб, хъсандиз.
Ни чlугвадай галач адахъ са атир,
Хурув кьуртlа, цацар гьахьда зи чандиз.

Ахмедхан Сражединов, 
старший преподаватель ДГПУ, литературный критик - специально для ЛезгиЯр







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 7234 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Лезги Ариф, Ахмедхан Сражединов, Муса Ахмедов, очаг, Лезги ким

avatar
1
Поздравляю!Молодец Муса!
Очень люблю его сатиритические стихи.
На днях мне пришлют мой экземпляр smile
avatar