ОПРОС
На основе какого алфавита должен существовать лезгинский язык?
Всего ответов: 71
Лента новостей
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 41
Мугьманар: 40
Иштиракчияр: 1
Лезгин1961

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2019 » Март » 13 » Лезгинский Новый Год - Яран Сувар

09:40
Лезгинский Новый Год - Яран Сувар

Лезгинский Новый Год - Яран Сувар Лезгинский Новый Год - Яран Сувар
И. Гаджимурадов (Бонн/Германия)

Праздник весны Яран Сувар, который занимает особое место в культуре лезгин, часто неверно воспринимается как заимствование из иранской культуры (Науруз/Невроз у иранцев, таджиков, курдов и т.д.). Однако при исследовании древних корней данной традиции выясняется, что этот праздник первоначально был xарактерным для оседлых земледельческих культур Передней Азии и Кавказа. Хотя не исключено, что подобные аграрные традиции могли зародиться вне зависимости от развития земледелия в древних очагах его зарождения в Передней Азии, логично предположить, что культовые аграрные традиции зародились изначально именно там, где зародилось само земледелие, то есть в Передней Азии и на Кавказе.  

В богатых осадками плодородных предгорных регионах Загроса, Анатолии и Закавказья сохранились следы древнейших земледельческих цивилизаций со своими характерными отличительными признаками, которые неотъемлемо связаны с особенностями материальной и духовной культуры древнейших земледельцев (специфические культовые сооружения, жилища, орудия производства, керамика и т.д.). Специалисты установили, что предполагаемый ареал распространения прасеверовосточнокавказского языка-основы полностью совпадает с географией бытовавшей на указанных выше территориях Кура-Араксской раннеземледельческой культуры, гомогенно развивавшейся на протяжении VI – III тыс. до н.э.. В связи с массовым проникновением иноязычных культур (в первую очередь индоарийского происхождения) распад этой культурной общности к концу III тыс. до н.э ускорился, причем языковая конвергенция началась еще раньше и привела к распаду языковой общности на нахско-дагестанские и хуррито-урартские языки. В течение последующих тысячелетий местные кавказоязычные народы были ассимилированы или вытеснены в высокогорные районы. Результаты этого «отступления» и локальной сегментации, а также обособления местных этнических единиц в первую очередь вдоль русел горных рек, наглядно отображены на этнолингвистической карте Восточного Кавказа. 

Геоботаники считают, что Восточный Кавказ следует относить к очагам первоначальной земледельческой культуры, и включают его вместе с Закавказьем в юго-западноазиатский центр происхождения культурных растений. Преобладание продуктов земледелия в рационе народов Дагестана настолько значительное, что оно нашло отражение в соответствующей культурной лексике – выражение «кушать» в лезгинском и некоторых других дагестанских языках звучит как «кушать хлеб». О важном значении хлеба свидетельствует также изобилие названий его разновидностей в местных языках и многообразие ритуальной пищи на основе злаков. При сравнительном изучении языков горцев филологи установили также, что к одному из самых древних пластов общей лексики дагестанских языков относятся почти одинаковые обозначения пахотных орудий, пашни, зерна, злаков, быка/вола (плужное земледелие) и т.д. При этом не отмечается схождений в скотоводческой лексике, что подтверждает исконно второстепенную роль скотоводства в хозяйстве горцев и распространение скотоводства в более поздний период. Характерны также реликты культа солнца и быка, наблюдаемые, например, в местной орнаментике, что также являлось атрибутами именно земледельческой направленности хозяйственной деятельности древних дагестанцев. Об исконно аграрной составляющей хозяйства горцев Дагестана свидетельствует также террасное земледелие - плодородная почва из речных долин транспортировалась высоко в горы и размещалась на искуственных террасах, высеченных в скалах. 

Важнейшим элементом аграрных культур изначально являлся особый календарь, основанный на солнечном цикле. Реликтом такого древнего солярного календаря является сельскохозяйственный календарь лезгин, который делится не на месяцы, а на циклы (большей частью 15-дневные), соответствующие определенным сельскохозяйственным работам, особенностям климата в данный период, порядковому расположению в определенных временах года и т.д. Ниже приводятся наименования делений лезгинского календаря:

Весна (по-лезгински гатфар) 
Яр: 21 март - 4 апреля
Алкьвар-далкьвар: 5 апреля - 9 апреля
Элхен-гелхен: 10 апреля – 14 апреля
УрукIун-турукIун: 15 апреля - 21 апреля
Гатфарин цIиг: 22 апреля - 6 мая
Тумар: 7 мая - 21 мая
ЧIим: 22 мая - 6 июня
Рагъ: 7 июня - 21 июня

Лето (по-лезгински гад)
Ракъар: 22 июня – 6 июля
Хиб: 7 июля - 21 июля
Чиш: 22 июль- 5 август
Гатун цIиг: 6 август - 20 август
ЧIем: 21 августа - 4 сентября
Кьуьгъвер: 5 сентября - 19 сентября

Осень (по-лезгински зул)
Зулун къар: 20 сентября - 4 октября
Зулун тумар: 5 октября - 19 октября
Зулун цIиг: 20 октября - 4 ноября
Зулун ригъ: 5 ноября - 19 ноября
Зулун хиб: 20 ноября - 4 декабря 
Аязар: 4 декабря - 19 декабрь

Зима (по-лезгински кьуьд)
Рагъ элкъвей къар: 20 декабря - 4 января
ХъуьтIун къар: 5 января - 19 января
ХъуьтIуьн цIиг: 20 января - 3 февраля
ХъуьтIуьн чиш : 4 февраля - 18 февраля
ХъуьтIуьн хиб: 19 февраля - 5 марта
ХъуьтIуьн кьуьгъвер: 6 марта - 20 марта

Список, приведенный выше, является сводом известных на сегодняшний день данных, требующим доработки и уточнения, так как тема кавказских сельскохозяйственных календарей изучена недостаточно. Многие из приведенных наименований пока не поддаются «расшифровке» с помощью лексики лезгинского языка (напр. алкьвар-далкьвар, элхен-гелхен, урукIун-турукIун и т.д.). Можно преположить, что не поддающиеся толкованию на основе современного лезгинского языка наименования сельскохозяйственных периодов являются именами древних языческих божеств, или небесных светил, которым были посвящены аграрные календарные циклы. Подобные парные имена божеств известны из древнего пантеона хурритов, населявших горные регионы Анатолии в III - II тысячелетиях до нашей эры (Мунки-Амунки, Нара-Намшара, Мунтара-Мутмунтара и т.д.). Сравнительное изучение лексики родственных лезгинскому языков может пролить свет на секрет этих загадочных древних наименований в календаре. 

Характерно, что особое положение в сельскохозяйственном календаре лезгин занимает весна, которая характеризуется наибольшим числом своих циклов – их целых восемь, тогда как число циклов в другие времена года ограничивается шестью 15-дневными циклами. Кроме того данный список позволяет утверждать, что свой календарь лезгины издавна привели в соответствие с важными астрономическими наблюдениями: день весеннего равноденствия – яр, дни летнего и зимнего солнцестояния – ракъар, рагъ элкъвей къар, что в переводе означает «дни солнца, дни завершения солнечного цикла». 

Что касается наименования Яран Сувар, то здесь лексика лезгинского языка позволяет дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении данного термина, что в свою очередь проливает свет на историю возникновения этого древнейшего аграрного праздника. Слово яр/яру/иер имеет в лезгинском языке множество родственных между собой значений «невеста/любимая, утренняя заря, красный, красивый, весна, праздник весны, праздник нового года, пятнадцатидневка, исчисляемая с 21 марта». Исконное значение здесь, очевидно, «(красная) заря» (ср. табасаранское уьру «красный», лакское оьру «бурый», чеченское 'уьйрие «утро»). 

Интересен тот факт, что день весеннего равноденствия 21-го марта у лезгин считался началом нового года. Это объясняется тем, что отсчет годичных солнечных циклов у древних земледельцев велся первоначально по празднику в канун дня весеннего равноденствия, совпадавшего с началом полевых работ нового сезона. По значимости, обрядовому богатству и массовости Яран Сувар превосходит все другие народные торжества. Лезгины с особой тщательностью готовились к этому празднику: белили свои дома, делали «генеральную уборку» в доме и на дворе, пекли особые пироги, варили особые культовые напитки, наряжались сами и украшали своих домашних животных, разводили ночью костры, устраивали народные гуляния и т.д.. Следует также особо отметить культовое значение красного цвета во время праздника: быкам на шею повязывалась красная лента, женщины надевали на свои запястья браслеты из нитей красного цвета, что является реликтами солярного культа. 

Солярный календарь, которым пользуются сегодня почти во всем мире, для большей точности и простоты исчисления привязывается к лунному циклу, отсюда, в частности, его деление на месяцы. Примечательно, что в известных нам латинских наименованиях месяцев сохранилась традиция исчисления года, начиная с марта. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь являются соответственно латинскими терминами, означающими в переводе седьмой, восьмой, девятый и десятый месяц, если начинать отсчет именно с марта, а не с января, что потдверждает предположение о том, что новый год и в древнем Риме начинался в марте. Реликтом древнего аграрного праздника весны, приходящегося на период, непосредственно связанный с днем весеннего равноденствия в конце марта, является праздник Пасха (в григорианском календаре праздник приходится на период между 22 марта и 25 апреля). Несмотря на общепринятую в христианстве и иудаизме традицию увязывать эту дату с важными с религиозной точки зрения соответствующими событиями (Воскресение Христа, исход евреев из Египта), аграрный характер праздника, несомненно более древнего, чем соответствующие религии, совершенно четко прослеживается. Целый ряд соответствий, например, с лезгинским Яран Сувар (народные гуляния с разжиганием костров, ритуальные крашеные яйца, особые пироги, символика обновления природы, дата проведения и т.д.) не оставляет места для иного толкования данной древней традиции, которая семитами, для которых земледелие исконно было чуждым, вероятно была заимствована у оседлых аграрных обществ Древнего Востока.

Семантическая и лексическая связь приведенных выше лезгинских терминов яр/яру/иер между собой очевидна, поэтому утверждения о том, что некоторые из приведенных лексем могут быть заимствованиями из других языков не имеют под собой основания. Наоборот, соответствующие лексемы в других языках могут быть ранними заимствованиями из древних языков Кавказа и Передней Азии, родственных современным лезгинскому и другим северокавказским языкам. Факты такого заимствования из прасевероавосточнокавказского в древние индоевропейские языки известны лингвистам. Поэтому не случайны по всей видимости лексические параллели лезгинскому понятию Яр в индоевропейских языках, например Ярило/Ярила, ярый, яркий, яровая (пшеница), ярка в славянских языках. Характерное наименование периода времени, исконно отсчитываемого от дня весеннего равноденствия в марте, сохранилось в других индоевропейских языках: эра в греческом языке, year/Jahr в германских языках и т.д.. 

Солярный календарь, в отличие от календаря исконно кочевых народов (например арабов), основанного на лунных циклах, мог возникнуть только у оседлых, т.е. земледельческих народов, так как солнечные циклы в отличии от лунных можно наблюдать и измерять, только постоянно проживая на одном и том же месте и используя специальные астрономические приборы, которые в древности заменяли монументальные сооружения, расположенные в особом порядке, сообразно необходимости регулярно наблюдать за «координатами» восхода и захода солнца. Монументальность этих сооружений (например, Стоунхендж в Англии, III тыс. до н.э.) диктовалась не только их культовой значимостью, но также тем обстоятельством, что для точности обсервации солярных циклов требовалась особая стабильность и незыблемость этих каменных «солнечных часов» древнего мира, так как солярные календари были результатом постоянных наблюдений за солнечными циклами на протяжении многих лет, а может быть и столетий. Такие монументальные сооружения были под силу только высокоразвитым обществам, обладающим достаточными техническими средствами и людскими ресурсами для изготовления, транспортировки и надлежащей установки гигантских каменных блоков. Организацию и мотивацию людских масс при строительстве мегалитовых сооружений нельзя объяснить иначе как наличием устоявшихся религиозных культов, во главе которых стояли жрецы, которые и были, по всей видимости, первыми астрономами. Реликты подобных солярных «каменных обсерваторий» и по сей день сохранились в горах Восточного Кавказа – старики в высокогорных селениях указывают на искуственные каменные нагромождения по гребням ближайших к селам гор, когда рассказывают, как в давние времена по месту восхода и захода солнца определяли по этим ориентирам начало праздника Яран Сувар. Исходной точкой наблюдения был при этом один из огромных валунов, врытых в землю на киме, лезгинском годекане. Можно предположить, что само аварское слово годекан (соответственно ким, гим, гимга, гъудикан и т.д. у лезгин и других дагестанских народов) исконно было обозначением мегалитового каменного строения, служившего своеобразной обсерваторией. С утратой своего исконного культового назначения годеканы, на которых в древних горных селениях до сих пор сохранились врытые в землю массивные каменные или деревянные блоки, превратились в своеобразные «клубы» для встреч местного мужского населения. Показательно, что мечеть в селах строилась часто в непосредственной близости от годекана, что подтверждает его прежний культовый характер. Их исконно культовое, а именно «астрономическое» назначение, подтверждается также тем обстоятельством, что древние годеканы никогда не размещались в закрытых помещениях. Старики, закутавшись в овчиные шубы, нередко проводили всю ночь на годекане, следуя древней традиции наблюдать за движением небесных светил не только днем, но и ночью. С изобретением часов и введением современного летоисчисления необходимость в таких древних обсерваториях отпала, однако в древние времена было очень важно точно определить время весеннего равноденствия, другие аграрные циклы, чтобы своевременно начать или закончить сельскохозяйственные работы.

Праздник весны и начала нового сельскохозяйственного сезона сохранился у многих кавказских народов до сих пор (у некоторых в форме праздника весеннего «выхода плуга»). Исконный смысл праздника заключался в представлениях древних земледельцев: начало нового года отождествлялось с бракосочетанием богини весеннего плодородия с верховным богом (у лезгин соответственно богиня плодородия и весеннего солнца Яр и бог-громовержец Алпан): бог, часто изображаемый в иконографии с рогами, булавой и связкой стрел (символика быка-производителя, вспахивающего землю, а также грома и молнии), одаривал землю своим животворящим семенем – дождем, в результате чего оплодотворялась земля, символом которой являлась женщина/жена/невеста, «рожавшая» злаки и т.д. Соответствующий феномен «священной свадьбы» известен с древневавилонских времен и характеризует весеннее обновление природы. С указанным культом связан по всей видимости сохранившийся до недавнего времени у лезгин обычай, произносить заклинания, направленные на вызов дождя в засуху или на прекращение продолжительных дождей, во время которого участники ритуала обращаются к небу (к Алпану?), держа в вытянутых руках особые куклы, наряженные как невесты. Семантика этой «священной свадьбы», по-гречески hieros gamos, означавшая у древних греков бракосочетание богини Геры (Hera) и бога-громовержца Зевса (Zeus), почти идентична исконному значению лезгинского выражения «яран сувар», так как и лезгинский речевой оборот переводится как «праздник» богини Яр. Символом этой священной свадьбы у лезгин считалась весенняя радуга Яргъи-Руш, наименование которой часто неверно толкуется как «длинная девушка», так как исконное значение этого имени «дочь богини Яр, дочь солнца». 

Символика циклического весеннего обновления природы совершенно четко прослеживается как у древних греков, так и у лезгин. Характерно, например, что в греческой мифологии Гера, имя которой созвучно с именем лезгинской богини Яр, каждый год перед вступлением в брак с Зевсом совершала омовение в священной реке, восстанавливая таким образом свою девственность. В качестве параллели здесь можно привести один из вариантов перевода имени Яр с лезгинского языка, который звучит как «невеста». 

Свидетельством особой древности весеннего праздника земледельческих культур Древнего Востока является упоминание в источниках II тысячелетия до н.э. из Алалаха, Нузи и Угарита весеннего месяца и праздника у хурритов под названием hiyara/hiyari. Характерно также, что термин «золото» звучал на хурритском как hiyari, что подтверждает родство соответствующей терминологии у современных лезгин и древних хурритов, а также соответствует описанному выше семантическому и лексическому ряду, подтверждающимуся материалом различных языков: утренняя заря, красный, красивый, золотой, солнце, весна и т.д.

Особая важность сельскохозяйственного весеннего Нового Года и точного летоисчисления на основе солярных циклов для аграрных культур обьясняется требованиями, которые предъявляет к оседлым обществам сам характер сельского хозяйства, успех которого почти целиком зависит от благоприятного для данной местности времени посева, выявленого методом проб и ошибок на протяжении многих лет и даже веков. Кочевым культурам несвойственна привязка календаря к солнцу, так как оно не играло такой важной роли в их хозяйстве и в виду кочевого образа жизни у них не было возможностей для фиксации солнечных циклов.  

Учитывая то, что в Иране уже со времен Ахеменидов (VIII век до н.э.) новый год приходился на 21 марта, а праздник Науруз (что означает в переводе «новый день», т.е. новый год) позднее был возведен в ранг государственного, его можно считать исконно иранским или азербайджанским праздником, так как становление иранцев и азербайджанцев, как народов происходило не в Индии, предполагаемой родине индоарийских народов, или в Центральной Азии – исконной родине тюркоязычных народов, а в предгорьях Анатолии, Загроса и Закавказья – в непосредственном взаимодействии с древнейшими земледельческими цивилизациями, этнический характер которых первоначально был совершенно иным, чем это наблюдается на соответствующих территориях сейчас. Неправомерно, однако, считать лезгинский Яран Сувар иранским или азербайджанским заимствованием, так как более древние местные корни этой особой традиции, характерной исключительно для аграрных культур, подтверждаются лингвистическим и этнокультурным материалом.














Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Традиции Лезгин | Просмотров: 1139 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: И. Гаджимурадов

avatar
1
А к чему сейчас нужна дискуссия по-поводу Яран сувар? Мы привыкли считать это иранским праздником, многие считают его азербайджанским, а верующие вообще его не празднуют, так как есть элементы антибожества. А вообще праздник не очень похож на лезгинский, какой-то он инородный, не родной
avatar
4
Увы, уважаемая Карамелька, это самый лезгинский из всех существующих праздников. Это тот редкий случай, когда культурное заимствование другие народы сделали именно у лезгин. У религиозных людей, верно, свои праздники. Но лезгин можно идентифицировать именно по отношению к этому празднику. В целом, статья написана хорошо. Но надо заметить некоторые отличия именно лезгинского, т.е. первоначального праздника, от аналогичных праздников других народов. У лезгин в основе праздника лежит идеология, а не земледельческий "вопрос". Ведь центральным "местом" на празднике является огонь, а не "праздник первой борозды". Думаю, это связано с тем, что праздник зародился в более древнее время. Праздник знаменует первые достижения человечества - покорение огня и установления законов цикличности времени, т.е. - создание первых календарей.
avatar
8
Спасибо за комментарий, огонь один из атрибутов праздника, но не главный. Огонь разжигали на холмах в знак "нового солнца", как бы встречая, указывая путь "обновленному" солнцу. Основной смысл праздника - несомненно календарная обрядность аграрных обществ, связанная именно с обновлением природы, началом нового солнечного цикла, о чем я в популярном виде попытался подробно рассказать в статье.
avatar
17
Карамелька: самая большая проблема лезгин именно в этом: песни и танцы в азербайджанскиом стиле, к которым мы так привыкли за последние десятилетия, лезгины считают исконно лезгинскими, а древнейший исконно лезгинский праздник весны считают азербайджанским. Лезгины самый загадочный народ на Кавказе.
avatar
2
ЯРАН — СУВАР У  народов Кавказа  красивый  обычай ведется                       Отмечать праздник  Мира,  Весны и  Любви.                                             У  лезгин этот  праздник  Яран- Суваром зовется,                               Ты попробуй  прекрасней  его назови. В  нем слились  и  мечты, и  надежды,  и радость.                                                   Души  предков в  том  празднике вечно  живут.                                     Нас они  охраняют  от бед  и  несчастий,                                                               Всех  живущих  к  терпенью,  согласию зовут. Хоть   и вижу  впервые   я действо  такое,                                                                     И  обычаев  всех я  не  знаю совсем,                                                                    Я  желаю  Вам, братья,  любви  и покоя,                                                             Вам  и  детям, и  внукам,  и правнукам  всем. Пусть  не будет  печали  на нашей  Планете,                            Крепнет пусть  «ЛЕЗГИЯР»  и идёт  лишь  вперед!                          Пусть  счастливыми будут  все  люди на  свете,Вместе  с ними  -  Ваш добрый  лезгинский  народ!
avatar
3
Карамелька: самая большая проблема лезгин именно в этом: песни и танцы в азербайджанскиом стиле, к которым мы так привыкли за последние десятилетия, лезгины считают исконно лезгинскими, а древнейший исконно лезгинский праздник весны считают азербайджанским. Лезгины самый загадочный народ на Кавказе.
avatar
5
Это круто, уважаемая публика. Грешным делом даже не догадывался,
что именно отношение к этому празднику идентифицирует нас как лезгин.
Всего лишь один день в году, зажег костер, привязал красную нитку,
пропустил рюмочку-другую, без чего, надо сказать,
довольно трудно осознать всю глубину и мощь данного действа и...
идентифицировался.
Как все легко и просто в нашем мире...
avatar
6
Молитесь усерднее мсьё.
avatar
7
Предлагаю не извращать суть лезгинских праздников. У лезгин нет обычая пропустить рюмочку-другую после Яран сувар. Это уже привнесённый обычай, как и некоторые другие обычаи, людьми, которые не уважают наш народ. А идентификация лезгин очень простая - если уважаешь наши обычаи, значит лезгин, если нет, - то пусть себя отнесёт к кому ему угодно - скатертью дорога.
avatar
22
Это очень сложно постичь... но все, повторюсь, ВСЕ обычаи лезгинского народа так или иначе откуда-то привнесенные. И лезгинский здесь не исключение, так обстоят дела у всех народов, от мала до велика, в течении столетий и тысячелетий один культурный пласт наслаивался на другой более древний, одни верования уходили и приходили другие. Кроме того, всегда существовал культурный обмен между соседствующими народами. Тот же яран сувар носит в себе как признаки зороастризма, распространенных на территории древней персидской империи, так и следы ведических религий, которые по сей день можно найти у народов населяющих Поволжье, включая даже этимологию самого слова "Яр".

Для разумного человека вопрос не в привнесенности того или иного обычая, а вопрос в том, что этот обычай дает твоему народу. Укрепляет ли его или разрушает. Вот здесь нужно четко отделять мух от котлет, есть обычаи старые, прошедшие проверку целые века и даже тысячелетия и которые органично стали частью души лезгинского народа. А есть традиции последних десятилетий, что называется "от интеллигенции, воспитанной колонизаторам". Включающие, к примеру, моду на азербайджанские танцы на свадьбах, какое-то "особое" отношение к празднованию яран сувар, распитие спиртных напитков на так называемых "национальных" праздниках. У каждого своя голова на плечах, но вот он, собственно, и весь расклад "котлетного производства", никому свою точку не навязывая..
avatar
23
Агьмед, Вы наверно невнимательно прочли текст, а полемизируете с комментаторами, это основная проблема комментаторов здесь. Разумеется ни один народ не варится в своем соку, взаимное обогащение, заимствование культурных и прочих традиций вещь нормальная, а у лезгин принимает иногда катастрофические масштабы. Именно поэтому лезгины танцуют на таджикский манер и "балдеют" от восточной музыки, забыв лезгинку и характерные "мущинские традиции" своих предков. Иногда действительно трудно понять, что исконное, а что привнесенное. Но ведь именно выяснение этого и является предметом данной статьи, почему никто это не замечает? Речь идет о совершенно конкретных феноменах, зафиксированных конкретно у лезгин. В первую очередь это особый календарь, именно это "гвоздь программы", у наших соседей, по крайней мере соседей с юга нет ничего даже отдаленно подобного. Наименования астрономических календарных дат: Яран Сувар, ракъар, рагъ элкъвей къар, которые соответствуют особым "астрономическим" датам - день весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, исконные, они не заимствованные. Эти наименования очень древние и легко объясняются и этимологизируются именно на базе лезгинского и других кавказских языков, но никак не иранских или славянских языков. И это совершенно очевидно и абсолютно бесспорно. Если лезгины заимствовали указанную традицию, откуда взялся этот уникальнейший календарь, эти даты, эти характерные наименования и их конкретная привязка??? У меня никогда не было цели навязывать свое мнение кому бы то ни было. Но удивительным образом именно у моих земляков лезгин на первом месте эмоции и личные предпочтения, очень трудно вести дискуссиию по существу. Прошу обосновывать свое мнение. Что касается того, что хорошего или плохого в той или иной культурной традиции, то такой подход не может интересовать исследователя, который пытается показать исконные корни феноменов, а не выступать в роли морального апостола. Во всяком случае, Яран Сувар при всей схожести с похожими традицими других народов, имеет особые характерные элементы, которые совершенно бесспорно свидетельствуют об особой древности этой традиции именно у лезгин.
avatar
24
Здесь никто не говорит, что лезгины - первые люди на земле, а все другие приняли хорошее от нас. Естественно народы постоянно перенимают традиции и моду друг друга. Неудивительно, что разные народы могли иметь общих предков и общую культуру. Яран сувар - именно тот случай, когда именно у лезгин праздник или обычай сохранился в близкой к первоначальной форме. Никто здесь не говорит, что всякие обычаи хороши, особенно, когда они вытесняют свои хорошие обычаи, например замещение у лезгин лезгинку азербайджанскими танцами. Но народ существует, пока у него существуют свои, отличные от других народов традиции и культура. Если это у народа отнять, то народ прекратит своё существование в короткие сроки, т.е. рухнет. Насчёт отделения мух и котлет: именно этот праздник является светлым для лезгинского народа - этот праздник символизирует прогресс народа в древние времена. И не наша вина, что другие народы, перенявшие этот праздник от нас ли, или от наших более древних предков, извратили суть праздника.
avatar
9
Когда обсуждали Лезгинку, чей это танец я с краю следил и старался не подавать шума, если провокаторы не запустят механизм по присвоению танца. Лезгинка наша и тут нет вопросов, а вот Новруз не наш и тут мы выступаем в качестве провокаторов, которые пытаются присвоить праздник. Да, мы называем праздник Яран Сувар, но это совсем ничего не значит, праздник персидский и все элементы празднования нам чужды
avatar
10
Балабеков, конкретно по тексту замечания есть? Говорить можно что угодно, каждый имеет право на свое мнение, но желательно говорить по существу.
avatar
11
А я что то не по теме написал? Все по теме
avatar
12
Я самым подробным образом на примере уникального лезгинского календаря и других очень древних феноменов показал, что праздник исконно лезгинский, в этом не может быть сомнений. Если Вы утверждаете обратное, обоснуйте.
avatar
13
Дорогой Lezginco я не ученый и не смогу написать статью, чтобы обосновать свои слова, выше и Карамелька написала о том, что праздник инородный. Я его никогда не считал лезгинским. Можно конечно прибрать этот праздник и найти элементы традиционного, но при таком разкладе в каждом детали можно будет найти лезгинское. Сложная тема и как бы не обидеть другие народы нужно понимать, что искажение истории не сулит нашему народу ничего хорошего. Истории великой у лезгин не мало
avatar
14
Как же Вы можете что-то утверждать, если Вы никак не можете обосновать свои слова?То, что я утверждаю, я самым подробным образом обосновал, это Вам не нравится, я понял. Вам не надо писать новую статью, но как Вы можете утверждать, что я искажаю историю? Персы и таджики празднуют Новруз, это верно, но значит ли автоматически, что лезгинский Яран Сувар скопирован с азербайджанского? Или Вы вообще не читали текст? Я говорю о том, что даже не будучи ученым нельзя голословно утверждать что-либо. Тем более обвинять меня в фальсификации и в искажении. Я надеюсь Вы поняли, а то мы мимо друг друга говорим.
avatar
15
Я ничего не утверждаю, а лишь высказываю свое мнение и очень не хотелось бы, чтобы наш диалог превратился в спор, я далек от этого. Что касается азербайджанского в празднике, то да, я его считаю больше азербайджанский, где-то местами иранский, но уж точно не наш, если честно историю праздника я не знаю, лишь предки говорили о его происхождении.
avatar
16
Это важный вопрос, здесь нельзя руководствоваться инстинктами, нужно постараться разобраться в материале и потом делать выводы. Весенний календарный праздник очень и очень древний, существует с тех пор, как существует земледелие, то есть как минимум 6-7 тысяч лет. Тогда об азербайджанцах, иранцах и т.д. вообще не могло быть речи, их тогда не существовало, как не было и лезгин в современном понимании. Яран Сувар это не семени и гогалы, а нечто более древнее, связано с солнечными циклами и т.д. Я понимаю, что Вы говорите, но Вы не понимаете, что я говорю и не собирался спорить. Вы имеете в виду, что это не тактично по отношению к нашим соседям азербайджанцам, как бы "воровать" их праздник. Сейчас стало модным у лезгин, выискивать у наших соседей какие-то вещи и огульно заявлять об их лезгинском происхождении. Я не сторонник этого. Но в случае с Яран Сувар ситуация абсолютно однозначная, ярчайшее доказательство исконности праздника у лезгин - это особый сельзскохозяйственный календарь с исконными наименовании конкретных периодов весеннего равноденствия, солнцестояния зимой и летом и т.д. Именно об этом феномене  идет речь. Этого нет ни у азербайджанцев, ни у иранцев, таджиков, узбеков и т.д. Поэтому никак не может быть исконно иранским праздником, это совершенно бесспорная истина. Проблема в самих лезгинах, которые танцуют и поют на азербайджанский лад и думают, что это исконно лезгинская музыка, а древнейший лезгинский праздник - наоборот - считают азербайджанским. Это и смешно и грустно одновременно.
avatar
18
В Турции например не отмечают этот праздник
avatar
20
В Турции Невроз отмечают только ираноязычные курды. У тюркских народов Кавказа и Средней Азии эта традиция или от кавказцев или от иранцев. А иммигрировавшие из Индии 3 тыс. лет назад иранцы заимствовали этот праздник уже на новом месте: горных регионах Загроса. Там откуда иранцы пришли, то есть в Индии, такого праздника нет. Остальное подробно описано в статье.
avatar
25
Уважаемый, перестаньте изучать лезгинскую историю по азербайджанским источникам и книгам, и тогда у вас будет меньше ошибочных представлений о лезгинской истории.
avatar
19
Я вот только не могу понять смысл расписывание яиц, для чего их рисуют, у русских тоже есть такая традиция расписывают пасхальные яйца, к чему бы это?
avatar
21
В справочниках дается в основном однобокая информация о "пасхальном яйце", попытка увязать эту традицию с христианством и т.д. Однако традиция красить яйца в красный и желтый  цвет (лезг. "хъпи" от "къиб" - яичный желток) намного древнее и символизирует солнце, новый солнечный цикл, о чем подробно написано в статье. Не случайно также культовое значение особых лезгинских пирогов, на которые размазывается яичный желток (шак1ук1а, алуга и т.д.), что также является символикой обновления солнца, солнечного цикла. Красный цвет "яру" и имя праздника и весенней "солнечной" богини "Яр" самым тесным образом связаны между собой. О символике солнца, выражающейся в атрибутах красного цвета, в разведении костров во время Яран Сувар, самым подробным образом написано в статье. Это все исконные, наидревнейшие чисто лезгинские, ниоткуда незаимствованные феномены. Это вывод - результат многолетних исследований.
avatar
26
Ничего не имею против тех кто отмечает яран сувар, но как тут выразились это идентифицирует лезгин якобы, это конечно сильно сказано . Лезгин прежде всего идентифицирует свой родной язык и подобающее воспитание ,поведение . А то что яран сувар это пятое десятое . Правильно Ахмед говорит один день в году ,и то точно кто скажет а чем замут вообще , отмечаем новый год или открытие сезона рабочего. Бухать нельзя -хорошо, а теперь посмотрим видео московских ,питерских и других продвинутых лезгин как они будут отмечать ,посидят побухают потонцуют в стиле прогрессик Хаус и выложить эту гилематью в Ютуб . Ещё раз этот праздник вроде как древний и народный , если в каком нибудь горном селе с соответствующими народными блюдами (тач мАч , ) с соответствующими действиями (день борозды ) традициями ,одеждой ,как это делали древние лезгины я с удовольствием понаблюдаю , но в современном варианте это просто тусовка ,не приносящая никакой пользы
avatar
27
Опять полемика комментаторов между собой, разве в статье есть хоть одно слово о том, что Яран Сувар это хорошо или плохо? Почему никто не хочет посмотреть на то, о чем статья: в чем корни этой традиции, какие особенности у лезгин, с чем это связано и т.д. Чтобы побухать и поорать "сярай лезгияр" подавляющему большинству лезгин повод не нужен, тем более они не будут целый год ждать, чтобы праздновать Яран Сувар. Затем эта "братва" толпой выходит танцевать под таджикскую музыку "рыбий танец" с ужимками из индийских фильмов, нередко виляя тазом и мило пожимая плечиками, в стиле "танцев живота". Такие два шага не могут под лезгинку сделать, но с пеной у рта будут доказывать, что лезгинка "наша, но мы ее больше не танцуем, потому что ее у нас аварцы украли". Я своими статьями не пытаюсь воспитывать или поучать лезгин, речь идет об интересных феноменах в культуре лезгин, они могут быть интересны и чукчам и китайцам. Я хотел получить отклики от земляков, которые могут вспомнить что-либо из своих соответствующих наблюдений, конкретные вопросы, как например вопрос о смысле крашения яиц, на который я попробовал ответить и т.д.
avatar