Лента новостей
Загрузка...
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 65
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 61
Мугьманар: 61
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2019 » Апрель » 29 » Лезгины помнят о восстании шейха Штульского

13:00
Лезгины помнят о восстании шейха Штульского

Лезгины помнят о восстании шейха Штульского Лезгины помнят о восстании шейха Штульского
27 апреля годовщина Восстания в Южном Дагестане под руководством шейха Мухаммад Рамазанова (шейх Штульский) в 1930. «ЛезгиЯр» вспоминает некоторые детали лезгинской истории. 

Руководство республики, проанализировав события, связанные с восстанием весной 1930 г. в этих районах, выяснило, что уполномоченные органы власти приступили здесь к насаждению колхозов путем административного нажима, и к концу февраля 1930 г. в районе было создано 44 колхозов с вовлечением в них 2168 хозяйств. Одновременно местные властные структуры без соответствующей агитационно-пропагандистской работы, без учета мнения сельских жителей вели работу по насильственному изъятию вакуфного имущества мечетей, закрыли 48 мечетей, при этом арестовали всех протестующих против такой акции властей.

К другим мотивам восстания относились случаи насильственного изымания всего хлеба вовремя хлебозаготовок, в том числе предназначенного для питания и посевов, не только у зажиточных крестьян, но и у середняков. Поэтому среди повстанцев большинство составляли середняки и даже крестьяне-бедняки. Анализ состава участников восстания дает все основания предполагать, что в выступлении шейха Штульского приняли участие представители всех слоев сельского общества указанных районов.

Главной целью восстания было требование восстановления шариата, предоставления тех прав, которыми горцы обладали до установления советской власти в Дагестане. Повстанцы во всех аулах сменили председателей сельсоветов и других советских работников, назначили на их места старшин, разогнали колхозы. Так, в Касумкентском районе был убит секретарь райкома партии Ю. Герейханов. Органы власти быстро и жестко отреагировали на вооруженное выступление масс. Для ликвидации восстания была организована крупная оперативная группа, состоящая из войсковых частей Красной Армии, милиции и отрядов партизан из местных горцев.

Чтобы понять мотивы и цели этого восстания, как отмечает историк Х Махмудов необходимо детально ознакомиться с содержанием дела № 1632 по обвинению Магомеда Рамазанова и др., а также с некоторыми документами партийного фонда, ранее не введенными в научный оборот.

Вот некоторые анкетные данные руководителя выступления шейха Штульского: «Гаджи Магомед Эфенди Рамазанов родился в 1855 году в селении Штул Курахского района. В 1929 году привлекался органами, после двух месяцев содержания под стражей освобожден. Владеет собственностью в Штуле, Касумкенте и Ю.Стале – три дома, сады, 50 голов скота и т.д., семья – три жены, семь детей. Имеет высшее религиозное образование - шейх». Отметим, что Штульский был известным религиозным деятелем в Южном Дагестане, часто бывал в Махачкале и Баку».

Подготовка к восстанию велась в течении одного – двух месяцев. Люди шейха разъезжали по селениям, агитировали против колхозов, распространяли прокламации, составленные Штульским. Намечалась общая дата выступления – 1 мая. 

Началось восстание, несмотря на подготовку, внезапно, что подтверждается данными сводки Курахского РК ВКБ (б) в Дагобком партии: «началось восстание внезапным столкновением повстанцев с Курахским отрядом, который они разоружили и распустили, районные власти, узнав об этом факте, бросив район, бежали… Восстание стихийно распространялось, 27 апреля оно перекинулось в Касумкент, здесь начавшаяся на базаре перестрелка распространилась на весь райцентр, в ходе которой были убиты секретарь РК ВКБ(б) Герейханов и сотрудник уголовного розыска.

В развитии событий в Касумкенте Штульский не участвовал. К восстанию присоединились все села Курахского района: Цнал, Ичин, Махмудкент и др. Затем восстание начало распространяться в Табасаране – 27 апреля власти селения Тинит (центр Табасаранского района) бежали, услышав о восстании, а 28 апреля туда вступили повстанцы. Возглавлял повстанческий штаб в Тините Акимов. Распространились слухи и в северном Табасаране, здесь повстанческий штаб возглавлял Мавзакая Эфенди. Повстанцы Табасарана были плохо вооружены. Тем не менее, они разоружили погранзаставу, и взяли в плен пять человек...Общая численность восставших доходит до трех тысяч человек». 

В выступлении шейха Штульского приняли участие не только духовенство и кулаки, но и основная масса населения – крестьяне, а также часть партийных и советских работников, что подтверждается многочисленными документальными данными.



Официальные власти быстро и жестко среагировали на выступление: «для ликвидации восстания была организована центральная оперативная группа из прибывших войсковых частей и отрядов партизан из местных горцев. Были привлечены также части 5-го полка Северо-Кавказской дивизии, дивизион самокатчиков, два взвода ОГПУ Дагестана и партизанские отряды из горцев. Была разработана масштабная операция с привлечением войск.

Плохо вооруженные, неподготовленные, не получившие ожидаемой поддержки повстанцы были жестоко разбиты. Только Штульскому с небольшой группой руководителей восстания удалось скрыться в Курахских лесах. К 2-3 мая оперативно-войсковая операция была завершена, основные очаги сопротивления подавлены, органами ОГПУ принимались меры к поимке скрывающихся в лесах руководителей движения. В районах охваченных восстанием, прошла тотальная проверка всего мужского населения и чистка в партийных и комсомольских организациях. Органы не скупились на обещания сохранения жизни скрывающимся руководителям восстания в обмен на добровольную явку.

К ним засылались авторитетные люди с письмами от близких, а также с обращением руководства ДагОГПУ, с предложением сдаться в обмен на сохранение жизни. В ответ на эти призывы шейх Штульский направил декларацию на имя начальника ДагОГПУ Мамедбекова:

«Вам известно, что в последнее время проведение мероприятий советской власти, при неумелом руководстве на местах вызвало массовое возмущение населения, связанное с коллективизацией и обобществлением личного имущества и скота граждан, что в конечном итоге привело к разорению крестьянских хозяйств, а также массовые гонения на религию и религиозных деятелей. Ввиду этого я вынужден был руководить не вооруженным восстанием, а всеобщим протестом, выполнив который я сразу отступил от районного центра, доведя до вас это недовольство. Причем в этот никакие репрессии нами не применялись, была строгая дисциплина. Несмотря на наши протесты, вы предлагаете мне добровольно явиться. Вследствие этого я прошу удовлетворить следующие наши просьбы:

1) Не затрагивать основы нашей религии; 
2) Отказаться от обобществления личного имущества и скота граждан; 
3) Решить вопрос избирательных прав, установить всеобщее избирательное право; 
4) Отказаться от массовых арестов и освободить невинно заключенных; 
…теперь, когда вы расследуете истинные причины настоящего протеста и в зависимости от результатов настоящей просьбы, я готов к вам явиться…» (Составлено 12 мая 1930 года).

Довольно долгое время Штульскому с группой единомышленников удавалось скрываться в лесах Касумкента и Кураха. Точно не известны обстоятельства пленения или добровольной явки шейха, но в деле имеются материалы его допроса, датированные 19 июля 1930 года: «Я – Гаджи Магомед Эфенди Рамазанов шейх Штульский заявляю: что 26 апреля 1930 года я возглавил вооруженное восстание против советской власти, граждан Кюринского округа – районов Курахского, Касумкентского и Табасаранского. 

Целью восстания было требование от советской власти восстановление шариата, предоставление тех прав и положений которыми пользовались граждане до прихода советской власти в Дагестан. В частности, мои и граждан, мною возглавлявшихся, сводились к следующему:

а) восстановление шариатских судов и школ с преподаванием для детей; 
б) введение брака по шариату взамен ЗАГСа; 
в) ликвидация сельских советов и восстановление статуса старшин; 
г) возвращение отобранных мечетей и прекращение гонений на религию;
д) освобождение служащих культа от налогов;
ж) восстановление в избирательных правах незаконно лишенных; 
и) прекращение арестов невинных людей.

Изложенные выше мы хотели предъявить советской власти в виде ультиматума, что если советская власть не выполнит их, то начать военные действия и таким образом добиться своего. Причем мы решили, если не победим, будем скрываться в горах и оттуда производить налеты на сельсоветы, комячейки и т.д. с целью помешать советскому строительству, пока власти не выполнят наши требования. Оговорюсь, лично я на победу не надеялся, так как восстание граждан было плохо вооружено, но я знал советская власть пойдет на уступки, если увидит массу вооруженных и восставших людей». Подпись – Штульский. 

Восставшие были жестоко наказаны. Было привлечено к ответственности 316 человек, из них 104 осуждены на различные сроки концлагерей сроком от 3 до 10 лет. 

Среди осужденных был старший сын Штульского Магомед-Шапи, приговоренный к 10 годам лагерей. По Табасаранскому району дело было в отдельное производство, решением тройки осуждено 72 человека.

Постановлением тройки, при полномочном представителе ОГПУ Северо-Кавказского края по ДАССР от 29 ноября 1930г. «за организацию вооруженного восстания с целью свержения советской власти и в соответствии со ст. 582 УК РСФСР шейх Рамазанов (Штульский), которому к тому времени исполнилось 75 лет, был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией имущества».

К данной мере наказания были приговорены и 10 его соратников, в их числе Масумов Иса, Магомедов Абдул-Вагаб, Айдемиров Навруз, Загиров Муталиб, Кафланов Абдуразак и другие. Остальные участники антиколхозного движения в составе 39 семей, проживавших в 17-ти селениях Касумкентского и Табасаранского районов решением районных троек от 22 февраля 1935г. были выселены (кулацкое выселение) за пределы Дагестана как активные участники антиколхозного, антисоветского восстания в апреле 1930г.

©






Loading...

Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 1597 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: шейх Штульский, история лезгин, Восстание Штульского, Штульский

avatar
1

Цитата
а) восстановление шариатских судов и школ с преподаванием для детей;
 

т.е. возвращение в первобытное общество? многоженство, мракобесие?

Цитата
б) введение брака по шариату взамен ЗАГСа;
 
4 жены, которые обязаны стоять у плиты? 

Цитата
в) ликвидация сельских советов и восстановление статуса старшин;
 
тупые старшины которые в силу только религиозных знаний имею право управлять народом? к чему эти старшины привели? 
Цитата
г) возвращение отобранных мечетей и прекращение гонений на религию;

а че Аллах не помог? а если серьезно, то было плохо? благодаря коммунистам и гонениям религии (опиума для народа), многие из вас умеют читать и писать. а могли бы жить как народы Сирии, Турции, Египта. Ах да, в Сирии, Египте и Турции тогда пришли к власти злобные атеистически настроенные президенты, которые силой всех заставили учиться и умнеть. 

Цитата
д) освобождение служащих культа от налогов;

а почему освобождать? как раз их и надо налогами облагать. ведь они занимаются бизнесом, который ничего не производит.

Цитата
и) прекращение арестов невинных людей.

а кто решил, что люди невинны? богатый Штульский? 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Коммунисты правильно сделали, что свергли этих уродов с власти, и привезли на Кавказ знания и мир. Никогда не было на Кавказе так хорошо, как во времена СССР. И Дагестан в первую очередь должен быть благодарен как раз тем самым плохим атеистам, которые насильно заставляли народ читать книги, и учить язык. Которые создали грамматику и алфавит многих языков Дагестана.
А что сейчас? религия свободна, и народ в нищете. Может вам стоит хоть немножко изучить историю, почитать Сулеймана Стальского и т.д. А то наступаете на грабли.
avatar
2
Согласен. Сейчас я считаю, что не зря Васильева и Здунова пригнали в Дагестан и постепенно отстраняют от власти местных ханов. Иначе 100% придумают новые обычаи в откровенно уродливых формах. А на жизнь жаловаться грех: все сейчас с "айфонами" гуляют, жрут в дорогих ресторанах, но жалуются на жизнь.
avatar
3
Ни чего плохого в коллективных производствах народного хозяйствах и в других новизнах  социализма нет. И поэтому те кто противились реформам ,те скорее всего
были хапугами и буржуями . Расставаться с "честно нажитым" им было тяжело.
И "ЛезгиЯр" не стоило заниматься такой не приятной вехой в истории лезгинского
народа. Достаньте лучше что нибудь из истории тех лет славного азер-го народа ,,если
не слабо .
avatar
4
Настоящие свободомыслящие Лезгины никогда не забывали о таких исторических событиях нашего народа в отличии от циклопообразных  холопствующих существ и других плебеев с рабским мышлением, которые  по путански повелись на большевистский опиум "о светлом будущем - коммунизме" и  сегодня продолжают отдаватсья своим пахлёбкадателям, присланным рюским царём.
avatar
8
свободомыслящий? ты наверное на полном серьезе считаешь себя свободомыслящим, раз так отчаянно защищаешь шариат, буржуев, которые "честно" нажили свои хоромы.. 
мы наверное те самые холопы по путански повелись на большевистский опиум.. лол.

Давай расскажу тебе про большевистский опиум.
1. Стал Сулейман...
2. Рождение лезгинского алфавита, письменности, грамматики, литературы.
3. Появление газет на лезгинском. (ВНИМАНИЕ, не на тюркском и не на арабском)
4. Когда до революции грамотность была ужасно низкой, на некоторых сайтах писали про 12.2%... После революции начали строить множество школ, которых могли посещать каждый (даже бедный холоп).
5. 40% населения Дагестана ездили в Баку, на заработки. (холопы они такие).
6. Большая половина населения сел Дагестана болели сифилисом, туберкулезом, проказой. (шариат он такой, сексом заниматься запрещает, но почему-то сифилис проходит)
7. Царь/Хан/Имам/Шах/Император/Президент - это не признак холопства. Признак в том, что ваши влажные мечты о том, что до революции и при шариате было ТОП - бред сивой кобылы. 
8. ИНФРАСТРУКТУРА.. В Дагестан пришла цивилизация. Народ не то, что начал жить как человек. Когда в соседней Турции не было света, в деревнях Дагестана горел свет в библиотеках и музеях. 
9.10.11.12.13.14 и т.д.

да этих моментов в истории много, просто "свободомыслящие" как ты мыслят к сожалению как тупые камни, вместо того, чтобы открыть хоть одну гребенную книгу по истории. Ах да, эти книги - пропаганда и опиум от большевиков.. Главное продолжай в том же духе верить в это.
avatar
5
До того мы были на сила ум честь авторитет нас боялись нас уважали коммуняки с нами очень дружили(в многих сферах жизни секретари ком-пом были Лезгины) совет хукумат а Даге основным Лезгины создали и......................после этого на нас повесили ярлык не доверия и начали разрушат все и под скрытый наблюдением
avatar
9
да и сейчас, лезгины в своей массе образованные. Среди лезгин больше атеистов, ученых, музыкантов. 

никто не вещал на нас никакие ярлыки недоверия. Кто вешал?
avatar
6
...........мы посей день не можем выйти из этого психические коллапса,надо создать свою чтоб нация знал особенно молодёж эти нац проблемы если не молодёж нам ничего на будущий не светит,хватит на других работать пора свою иметь и на себе работать сейчас ни кто не мешает
avatar
7
Похоже некоторые тут действительно под кайфом думают и мыслят . Один из них даже
недавно в стихотворной форме пробовал выразиться на китайскую тему ( пытался в чай
что-то опустить ?).Поэтому думаю не вам и подобным давать оценки коммунизму и социализму
avatar
10
Во повылазили адепты коммунизма, пытающиеся подать голос в защиту той утопии, которую давно уяснил весь цивилизованный мир и  неспросыхающие "строители - победители социалистического труда"  дети Артём Энриковичей, Декабрь Лазаровичей итд. Желаю Лезгинам очиститься от всего не своойственного нашему народу  и не обращать внимания на призывы атеистов-анонистов.
avatar
11
не в обиду, но мне особенно смешно слышать аргумент про цивилизованный мир от мусульманина.

цивилизованный мир всячески пытается терпеть мусульман, которые постоянно взрывают кого-то.

я не коммунист, и из ни откуда не вылазил. тем более, я тот еще капиталист, и налоги платить за мусульман, особенно пенсию для мусульман и христиан платить не хочу. Но это уже другая тема.
давай открою глаза тебе.
1. 8 часовой рабочий день.
2. раз в год ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск. (в США этот отпуск пришлось сделать, но только максимум 2 недельки)
3. больничные. (при болезни, вы могли получать зарплату и выздоравливать.
4. никто не может вас выгнать с работы просто так. ИБО ТРУДОВОЙ КОДЕКС.

ну, и кто же тут холоп? я, который выступаю в защиту своих прав? или ты, который даже не знает про это?
avatar
12
как видишь, ты кроме того, как с пеной изо рта орать, что комми повылазилииии, ничего толкового не смог сказать.  я тебе аргументы, а ты ор. я аргументирую, выкладываю цифры, исторические моменты, а ты все еще орешь.

ори дальше скандалистка. но когда дорастешь до умной дискуссии, то возвращайся
avatar
13
"Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы" (П.Столыпин).
"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"(М. Ломоносов).
avatar
16
этим ты типа хочешь сказать, что ты знаешь свое прошлое, а мы глупцы?? или типа у нас нет самосознания, потому что мы видим пользу в коммунистах, а у тебя есть это самосознание за любовь к шариату?
начнем трезво смотреть на вещи.
1. любовь к шариату штульского = ассимиляция к арабам.
2. создание лезгинского алфавита и грамматики от коммунистов = развитие национального самосознания.
3. строительство кучей мечетей и медресе = учение арабской теологии, традиций и последовательная ассимиляция.
4. создание лезгинских газет на лезгинском языке в плохом коммунистическом мире.
5. штульские и прочие буржуи, которые получили земли за хорошую службу царю (т.е. за жополизость) владеют кучей земель = это по вашему хорошо? Хорошо, когда 10% людей владеют 90% богатствами?
6. пропаганда ислама, где тебе заставляют опустить голову и хавать тот факт, чтобы ты дальше служил им за копейки, потому что после смерти ты попадешь в рай.
7. по крайней мере эти плохие коммунисты постарались сделать рай ДО смерти...
8. уровень жизни, образования, медицины были одними из высочайших во всем мире. 
покажи мне арабскую, шариатскую страну, где уровень жизни был на то время выше?
Нет нет, не надо мне показывать Дубай, который был построен европейскими и прочими западными архитекторами за нефтедоллары. Это даже не аргумент.
avatar
14
А где Вы адептов коммунизма увидели, уважаемый Ali Babaev? Скорее всего, с  99,999 %-ной вероятностью  бывший модератор данного сайта и он же по совместительству автор героических памфлетов в защиту лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, над которым самим же, по собственному же признанию, цитируя его же слова, - "никто еще свечку не держал". Так что, до коммунистов, если исключить атеистическую направленность, здесь довольно далековато; подобных персонажей при них брали на учет, на перевоспитание, принудительно лечили, либо же вообще отправляли в места не столь отдаленные на несколько лет..
avatar
15
Что касается самих, реальных коммунистов, то намерения у них может и были достойные, - как минимум пытались построить справедливое общество, но без Бога, отменив и запретив его, потому учение их и было обреченно как утопическое. Да к тому же на начальном этапе своей власти и по костям людским прошлись, надо добавить, весьма и весьма впечатляющих масштабах...
Если говорить о самом восстании и его последствиях для лезгинского народа, то они, не подлежат никакому сомнению, носили крайне негативный характер для дальнейшего развития этноса. Северо-кавказские народы, которым худо-бедно удалось сохранить свое духовенство в годы репрессий,  в значительно большей степени сохранили преемственность в поколениях, свою культуру в исконном ее виде, религиозная среда менее радикализирована, ну а про процент разных маргиналов, с головой окунувшихся в глобализацию, оставив лишь приставку "лезги" говорить иногда просто не хочется..
avatar
17
........Сейчас и сегодня нам надо думать что делать чтобы мы опят и снова не попали чужую опеку(мы трезвомыслящий народ ну наивный и доверчивой а так же индивидуумы в дворе хх1 век пора....) у нас сверх достаточно ресурсы и по уму всех сферах жизни.Не слушая никого самостоятельно развивать свою идентичность для этого все возможность есть и был(раньше не разрешали общ коммунизм хорошо, ну не руках был) а как? СНАЧАЛА РЕФЕРЕНДУМ 2020 году с обоих сторон после перепись.....а дальше все в наших руках.
Играми Лезги комментарий то кот. вы пишите позади надо жить и работать,развиваться сегодняшним днем,создавать свой стиль метод нац политика разработать свойственно по душе к своим,не нарушая закон РФ
НЕТ У НАС ТОЛКОВАТЕЛИ то есть они ЕСТЬ ну нет организаторов всем им мешает который СВЕРХ КРЫШИ ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ
avatar
18
...ну не тех руках был...
avatar
19
кто нибудь знает, какова судьба приговоренных к различным срокам по этому делу, и сына его?
avatar
20
очевидно- не все лезгины поддержали Штульского. Некоторые даже были на противной стороне. И как не крути получается небольшая гражданская война. Лезгин против лезгина. Как и сейчас на этом сайте, на этой ветке.
avatar
21
И Штульский и его враги (в данном случае) коммунисты хотели , наверное, построить справедливое общество. Каждая сторона видит дорогу к такому обществу по своему, да и критерии этого общества разнятся у каждой стороны. Но в итоге что?
Страдает простой народ.
avatar
22

Цитата
кто нибудь знает, какова судьба приговоренных к различным срокам по этому делу, и сына его?


Те, кого в первую очередь интересует реальная история своих тухумов и аулов, а не басни старины далекой про Албанию из под чужого пера, вроде
как обязаны это знать. Могу сказать по родовым селениям дедушки и
бабушки, что оба имама этих сел были приговорены к различным срокам и умерли в
тюрьме, так и не выйдя на свободу. К слову говоря, насколько известно,
ни один, ни другой в этом восстании не участвовал, они, что называется,
попались под горячую руку...
avatar
23
Читать вас одно удовольствие, спасибо Агъмед стха
avatar
24
получается, что они погибли, из -за восстания, в котором и не участвовали. Вывод - нужно или готовить революцию получше или вовсе не начинать.  После Штульского получается начался террор и большевики "скосили " добрую часть лезгинского народа.
Я вообще то хотел узнать судьбу его сына.
И про Албанию, я полагаю, тоже нужно знать.
avatar
25

Цитата
И про Албанию, я полагаю, тоже нужно знать.

Возможно.
Но вот вопрос, зачем человеку, не интересующемуся историей
своего тухума или родового селения, она (эта Албания) вообще нужна???
avatar
26
а почему не совместить желание знать историю своего тухума с желанием знать историю всех лезгин, и даже албанский период ее.
И не понятно, разве есть кто то , кто не хочет знать историю своего рода?
avatar
27
Могу только за Вас порадоваться...
К сожалению, сам располагаю несколько иным опытом,
в подавляющем большинстве попадались суперзнатоки по Кавказской Албании,
при этом не знающие иногда даже имени своего прадеда,
не говоря уже об остальном...
avatar
28
приятно когда за тебя радуются, особенно когда это делает лезгин , - мы почему то  на это дело скупы.
avatar