Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 50
Мугьманар: 50
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2016 » Август » 28 » Муртузали Гаджиев, остыньте..... Очередной скандал вокруг Дербента

12:47

Муртузали Гаджиев, остыньте..... Очередной скандал вокруг Дербента


Муртузали Гаджиев, остыньте..... Очередной скандал вокруг Дербента 19 августа в очередном выпуске газеты «Дагестанская правда» вышла статья известного в Дагестане журналиста и политолога Ханжана Курбанова под названием «Ворота мудрости». Статья о культуре и философии Дербента. 

Как передает «ЛезгиЯр», Курбанов пишет о том, что Дербент считался северной столицей и оплотом Кавказской Албании, что имел культовое назначение еще и при религии раизм (так называемое солнцепоклонничество), поскольку лезгины до сих пор почитают солнце. Древнейший город является частью алпанской (протолезгинской) культуры, - написал в своей публикации Курбанов

И сразу же пошла реакция. Статья не осталась без внимания и один из первых отреагировавших стал дагестанский историк Муртузали Гаджиев. Тот самый Муртузали Гаджиева - автор омоложения Дербента на 3000 лет резко отреагировал на статью Х.Курбанова. Настолько резко, что мы просто не смогли не придать огласке. Предлагаем вашему вниманию комментарий Муртузали Гаджиева

— «Прочитал статейку «Несколько слов о культуре и философии Дербента» в «Дагправде». Столько словоблудия... и незнания в области истории и археологии... Какой такой Ковар/Кьвевар - что за галиматья? Какой такой христианский албанский храм? Какой такой (прото) лезгинский раизм? Какие 5000 лет? Что за алпанская (протолезгинская) культура? Что за такая божественная основа культуры и философии Дербента? Ну и политолог... Диву даешься... Что за яралиевщина и бадаловщина? Хорошо, что не подписался, что сотрудник нашего института», - с сарказмом прокомментировал дагестанский историк.  

Стоит отметить тот факт, что издание «Дагестанская правда» - это главная официальная общественно-политическая газета республики и находится под полным контролем Рамазана Абдулатипова. Странным также является тот факт, что материал был там опубликован и по нездоровой реакции можно сказать, что нанес удар по антилезгинским бесам, которые засели в науке и в политике. 

А мы, в свою очередь, еще раз предлагаем ознакомиться со статьей Ханжана Курбанова «Ворота мудрости». 



Ворота мудрости

Несколько слов о культуре и философии Дербента

Дагестан представляет собой удивительный край, который может стать экспериментальной площадкой этнокультурного, этнополитического, этноконфессионального многообразия. Но многообразие само по себе мало что значит, если оно не скреплено мирным, стабильным и эргономичным существованием. Этот опыт может быть широко представлен на международных площадках, форумах в ООН. В этом контексте Дербент имеет особый символический смысл.

Дербент, безусловно, – уникальный город, пример кавказской мудрости и философии, город концептуальный, со своими древними традициями общежития, веротерпимости и уважения к иным культурам и верованиям. Дербент таким стал ввиду исторического опыта, обусловленого геополитическим местоположением. Находясь на плодородной, живописной и обильной влагой географической точке, этот город занял одну из самых серьезных ниш в истории и культуре народов Восточного Кавказа. Он регулярно подвергался нападению завоевателей с разными философиями, идеологиями и мировоззрением, уровнем культуры и военной мощью. Каждый раз приходилось давать отпор врагу, а в ситуации Дербента это значило находиться в состоянии постоянного напряжения.

Такое состояние не могло продолжаться всегда. Социально-политическое и психологическое напряжение, страхи, фобии сменялись попытками установить контакт, дать философскую и психоаналитическую оценку состоянию «захвата». Наступал момент, когда силой отвечать на орды, полчища, готовые уничтожать, сеять смерть и грабить, было сложно; противостоять профессиональным карателям было практически невозможно. Городской культуре – если она не огородилась мощной крепостной, фортификационной системой – всегда сложно выполнять задачу с одной стороны развития, а с другой – отпора. Крепость в Дербенте была задолго до сасанидов, представителей персидской культуры. Но крепость, как известно из исторических хроник, не всегда была безусловной преградой на пути следования противника. Находились иные пути: обман, подкуп, хитрость. К примеру, отравление родников, питающих Дербент, было одним из методов противника (в данном случае – арабов).

Дербентцы – благородный народ, духовный, полагающийся на помощь Бога. При попытках применить силу они отвечают методом «айкидо» – непротивление силе, а стараются эту силу, энергию перевести в иное русло, пытаются установить контакт с этой силой, как бы поддаются этой силе, чтобы затем применить к ней свой прием «удушения в объятьях». Таков Дербент. И это позволило городу не задерживаться на чужеродных (хазарских, персидских, арабских и пр.) ментальных, культурных, идеологических особенностях, но при этом принимать абсолютно демократическую, мудрую установку.

Дербент – город мира. Это, безусловно, порождало у врага синдром приятия культуры местных жителей. Даже ислам в Дербенте не такой, каким он пришел из недр Халифата с миссией всеподавления, агрессий и принуждения, что в общем-то противоречит Корану, но тем не менее арабы использовали принуждение и аппарат насилия везде, где могли обеспечить его военно-карательной и административной системой.

Историки спорят о непрерывности исторической судьбы Дербента как укрепления, города, места обитания. Более опытные и умудренные знаниями говорят о 5-тысячелетии города, другие полагают, что произошел временной обрыв, когда в течение якобы трех тысячелетий Джалганский холм, на гребне которого находился Дербент, был «мёртв» и находился в историческом запустении. С этим тезисом не согласен руководитель и организатор четвертьвековых археологических раскопок (1970-1995 гг.) в Дербенте, в районе крепости Нарын-кала, Александр Кудрявцев. Его доводы кажутся нам достаточно обоснованными не только логикой заселения исторически и геополитически важных участков, но и целым рядом археологических артефактов, свидетельствующих о более чем 2000-летнем (на котором настаивают другие ученые) историческом пути города.

Прерываться история Дербента не могла по той простой причине, что контроль этого каспийского перешейка всегда был желанной и вожделенной целью всех сколько-нибудь серьёзных военно-политических игроков, появлявшихся в этом районе. История не регистрирует каких-либо серьезных временных затиший. Да и затишьем (если таковое и было) всегда старались воспользоваться для обустройства нового поселения в благодатных участках ойкумены. Одним словом, только страшная засуха или эпидемия могли погнать отсюда народ. Но археологические данные говорят о другом: о том, что здесь кипела жизнь. Поэтому омоложение даты Дербента кажется нам поспешным политизированным шагом, необоснованно ниспровергающим ранние археологические данные. Эксперты ЮНЕСКО, признавшие 5000-летие города и взявшие под свою охрану его памятники, столкнулись с беспрецедентным явлением. Однако они не спешат пересматривать свои убеждения о возрасте города, на котором практически единогласно остановились члены Ученого Совета АН СССР.

Но современное недоразумение с возрастом ничем не повредило древнейшему на территории России городу, который, подвергаясь притязаниям чужеродных идеологий, завоевателей и религий, сумел остаться Дербентом! Впитав культуры разных цивилизаций, Ворота Ворот остались особым очагом мудрости и разума.

В истории Дербента не было и быть не могло Варфоломеевской ночи, не было массовых политических чисток. Арабы, хазары, персы, турки, русские – все с приличествующим святому и вечному городу пиететом относились к нему. Дербентская женщина, пекущая хлеб в хьаре (кавказская пекарня), подарила несколько лепешек Петру Великому в ответ на его просьбу продать ему их. Это и есть дербентская культура: если в город вошел гость с миром, то и хлеб мы ему даем не за деньги, а в дар как гостю. А что может быть ценнее хлеба!

Арабы знали, что это особый город, и пробирались через персов и древних предков лезгиноязычных народов к Дербенту – Ковару (лезг. Кьвевар – Два Врата), ибо знали, что город – ключ к обладанию средневековым Востоком, центры которого формировались в орбите Дербента и под его влиянием. И арабское поименование Дербента – Баб-аль-Абваб – это калька  автохтонного названия «Ворота Ворот» («Два Врата»). Так где же эти «Два врата»? Одни ворота – естественные географические и геополитические ворота, это каспийский перешеек в самом узком месте, где Кавказский хребет близко подходит к седому Каспию. Другие ворота – это ворота, сооруженные в проеме неприступной крепости. Получается, что Дербент (Баб-аль-Абваб) и есть Ворота и основан он как ворота (замок, крепость) на пути естественных врат, созданных самой природой.

Трудно припомнить город, куда стремились столько завоевателей и которым хотели овладеть столько сильных мира того. Город, где переплелись культуры и ментальности народов, сюда стекавшихся. Но самым важным в культурном коде дербентца были умение уживаться, веротерпимость и толерантность. Та самая толерантность, которой нас хотят учить европейцы с их культурными вывихами, однополыми браками и ювенальной юстицией. Европейская толерантность – это деструктивная и гнилая позиция согласия со злом и антибожественным. А дербентская толерантность – традиционное сожительство культур и характеров, при котором никто не собирается превращать тебя в себя, а слабый сам стремится к сильному и лучшему. То есть сильный для дербентской культуры, значит лучший. А лучший – это сильный! Впору называть культуру, порожденную Дербентом, новым историческим наименованием – дербентская культура, дербентская философская парадигма, характерными особенностями которой были и остаются степенность, разум, принцип «айкидо», т.е. отпор силе не силой, а ловкостью и энергетикой света.

Дербент был северной столицей и оплотом Кавказской Албании, религиозным центром, поэтому он святой. Известно, что крестово-купольный храм, который находится на территории цитадели Нарын-кала, ранее был албанским христианским храмом. Возможно, что он имел культовое назначение еще и при религии раизм (так называемое солнцепоклонничество), которое исповедовалось (прото)лезгинами. Лезгины до сих пор почитают солнце. Солнце для них не просто светило, а источник света, пропитания и особой энергии, которой они питаются на заре. Солнце – Огонь – это символы зарождения новой жизни. Красный цвет – цвет солнца на заре – также почитается лезгинами и в качестве оберега из шерстяной нити носится на запястье руки. Такой же «браслет» мы можем наблюдать у иудеев и православных.

Философия древних жителей Дербента – предков дагестаноязычных народов – это философия не ислама и даже не христианства, это гуманистическая философия мира и блага – хайра (Благо, Добро, Разум). Монотеистические религии, особенно ислам, придя в Дербент, трансформировались. Известно, что изначально имея военно-политический запал, ислам в Дербенте утихомирился, впитал культуру коренных жителей города. Это часть алпанской (протолезгинской) культуры, элементы которой мы видим в воплощении европейской демократии, которая не приемлет насилие, принуждение и закабаление разума. Насилие в той или иной мере присутствовало как в монотеистических религиях, так и в древних деструктивных и тоталитарных языческих культах.

Таким образом, культура Дербента, философия Дербента исходят из божественной основы, имеют духовную, духовно-интуитивную природу, при этом не приемлют насилие, репрессии и унижение, которые несли на своих мечах религиозные (или политические) фанатики и экстремисты, будь то арабы, персы или турки. В этом суть культуры и философии Дербента, которую нужно беречь и лелеять, ибо они есть основа для цельного и созидательного развития человеческой цивилизации.








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 5826 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: ханжан Курбанов, Муртузали Гаджиев

avatar
1
Что за Муртазали? Кто он ? Не тот ли, кто всю жизнь утверждал, что Дербенту 5000 лет, и на этом сделал себе вес в науке? Кто это? Не тот ли, кто в угоду заинтересованным лицам и не исключено, небезвозмездно, омолодил древний город на 3000 лет? Кто это вообще? О какой архиологии он говорит? Какое отношение он имеет к науке? Не к должностям в академии наук, а к науке?
avatar
2
Помните фразу из известного советского мультфильма "Хотите я его стукну и он станет фиолетовыми… ". Вот и в этом случае, чтобы узнать что у человека внутри иногда нужно его стукнуть… а эта статья, безусловно удар по антилезгинской и антиалбанской "опозиции"))) Вот люди и меняют цвет!
avatar
3
_!_
avatar
Муртазалиевы, Абдулатиповы приходят и уходят. А Кавказская Албания была, есть и будет. И Яралиев есть, как видный общественный деятель Дагестана. Побольше бы таких,   как Ханжан Курбанов.  Но нас спасет САДВАЛ.
avatar
5
Юбилей Дербента это увлекательная детективная история с элементами политики, экономики и немножко истории. Тут перемешались интересы многих народов, государств, кланов, группировок и т.д. Прочитайте немного здесь про это:

"Если исходить из метода Кудрявцева, выходит, что государственность на территории Дербента имеет чисто древнедагестанскую генеалогию, поскольку упоминаемый Птолемеем город Гелда (древнеалбанский Чол) входил в состав государства Кавказская Албания. Изложенный выше метод Гаджиева показывает, что город как факт государства на холме Нарын-Кала – это наследие эпохи Сасанидов, и фактом появления развитого государства в сердце Юждага Дагестан и Россия обязаны исключительно Персии (Ирану). 
 Александр Кудрявцев считает научный метод своего ученика непатриотичным. ««Возможно, кто-то хочет отдать этот город Сасанидам и не считать его связанным с Дагестаном? Я считаю, что это антипатриотично, так как до Сасанидов здесь на протяжении трех с половиной тысяч лет проживали местные дагестанские племена», – сказал ученый дагестанским СМИ три года назад". 

http://kavpolit.com/articles/vozrast_derbenta_arheologija_i_politika-15634/
avatar
19
Разговоры о "патриотизме", как аргумент в споре, в устах ученого - это явный признак его научной беспомощности...
avatar
6
Почитаейте научные публикации Муртузали Гаджиева,они есть в книге Албания Кавкасика, и они ни разу не анти лезгинские,более того именно он подчеркивает преимущесвенно лезгинский характер Албании.Статья же  Ханжана Курбанова действительно набор Бадаловского бреда про раизм и т.д,о чем собственно писал в своей последней статье и М.Кюреви
avatar
7
Муртузали Гаджиев подсадка и стуКАЧ в том числе дилетант по археолог его специально по работе поставили контролировать, сдвигая замечательных специалистов с места, видно по его работе делает тормоза каваз албан
avatar
8
Возраст Дербента должны определять независимые эксперты, а не коммерсанты от археологии, готовые за копейки омолодить хоть самого мамонта.... Наверняка был заказ сверху на омоложение дагестанского города, в пользу крымского Керчи, а подогретый баблом археолог Гаджиев  не мог сказать нет...
avatar
9
Черт Муртузали одним словом.
avatar
10
Чё за типсон, дерзак Что - ли
avatar
11
Реакция здесь большинства на слова археолога М.Гаджиева говорит лишь об одном: люди легче воспринимают сказки, чем научные данные. Это и понятно: для восприятия науки надо над собой работать, ходить в библиотеки и этим поднять свой интеллектуальный уровень, а сказки можно слушать и легко воспринимать, не посещая в жизни ни одной библиотеки, не прочитав ни одной книжки...
Сказочники на время могут поднять "патриотический" дух, но они никогда не смогут создать основу для самосознания народа, способного на реальные дела, ибо сказочные образы мгновенно разрушаются, когда соприкосаются с реальностью ...
avatar
12
Меня всегда удивляют люди, оппонирующие другим, не зная даже то, как этих других зовут на самом деле. Это же я вижу и в случае оппонирования здесь некоторыми МуртАзали Гаджиеву. Уверен, что эти оппоненты не только не знают его точное имя, но и не читали ничего из его научных трудов...
Все кричат, что А.Кудрявцев что-то доказал, но никто не приводит ссылки на его доказательство. Сам Александр Абакарович лишь в прошлом году начал "угрожать" обществу, что он "докажет", что городу Дербенту- 5000 лет: http://riaderbent.ru/inosmi/468-aleksandr-kudryavcev-ya-vse-ravno-dokazhu-chto-derbentu-5000.html.
Обратите внимание, он только обещает доказать, а его апологеты уже от всех требуют признания доказанным того, что он только обещает доказать?!
Я грешным образом считал, что возраст любого города устанавливают по результатам археологических и иных исследований. Александ Абакарович, видимо, идет другим путем: он задал возраст Дербента и теперь ищет доказательства им заданному возрасту...
avatar
13
Народ не дурак со стороны видно что он ставленник и федеральный наемник со стороны видно и никаких библиотек не нужен ходит, хватает что как он работает с стороны видно он дилетант. Случайности нет снимая с работу профессионалов результативных людей эта фальсификация называется. Спускайтесь на землю мы найдем правду.Уважаемой Кюреви на чей огород камень кидаешь лучше помог бы разоблачит эта не справедливость
avatar
14
Воистину, "каждый суслик в поле агроном"...
avatar
17
Это Вы про Ханжана Курбанова?
avatar
15
Воистину, ,,каждый крот в стране кгбешник........
avatar
16
Муртузали Гаджиев - компетентный и стремящийся максимально быть объективным историк и археолог, заслуженно уважаемый среди профессионалов историков-археологов. Объективные работы останутся в науке навсегда. А этих всяких, вызубривших префиксы и слова вроде прото-, раизм и т.д. и ныне высасывающих из пальцев "патриотические" мысли, уже через день никто не вспомнит. Остыньте, не афишируйте свое невежество...
avatar
18
Наверное, и о себе...
avatar
20
ЦЕНЗУРА
Ответ: Без оскорблений обходимся.
avatar
21
cry
avatar
22
Фан-клуб Гаджиева подоспел. И причем тут Кудрявцев? Археология - такая же наука, как и любая другая. И в науке должно быть поменьше пропоганды.
5005 лет и не капли меньше! )
avatar
23
ЦЕНЗУРА
avatar
24
Joe BIack-----опять цензуришь, снова цензуришь дразнишь дразни сво........
avatar