Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 682
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 10
Мугьманар: 10
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Декабрь » 29 » Низами Абдулгамидов: «Что изображено на флаге ФЛНКА: «подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?»

18:11
Низами Абдулгамидов: «Что изображено на флаге ФЛНКА: «подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?»

Низами Абдулгамидов: «Что изображено на флаге ФЛНКА: «подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?»
В век так называемого информационного состояния современной цивилизации и культуры является крайне важной выработка наиболее выразительной и гармоничной символики организаций: логотипов, эмблем, гербов, флагов и др. «Московские лезгины» также озадачены этой проблемой и пытаются создать свою адекватную символику, комбинируя образы солнца, гор, орла и пр.

У ФЛНКА эта работа уже проделана и утвержден флаг с определенной символикой. В качестве символической формы использована гемма-печать Асвагена – одного из царей Кавказской Албании. Однако использование этой геммы в качестве лезгинского знака вызвало бурные дискуссии в лезгинских кругах. Мы публикуем статью одного из участников этой дискуссии Низами Абдулгамидова, который аргументирует свою позицию, делая обширные исторические экскурсы и привлекая разнообразные научные источники.

Все эти дискуссии следует воспринимать позитивно как конструктивный вклад в символотворчество.
 
Центр связей с общественностью
РОО «НКА «Московские лезгины»

 Что изображено на флаге ФЛНКА: «подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?
 
Мы часто говорим о подъеме национального самосознания нашего народа, однако, до настоящего времени у лезгин пока еще не возникло какой-либо устоявшейся, узнаваемой символики, которая играла бы заметную роль в деле поддержания и укрепления чувства единства в лезгинском обществе, особенно, в молодежных кругах. И это еще более странно, если учитывать известную склонность лезгин к творческой деятельности и обилие различных лезгинских общественных организаций.

Заполнить этот пробел попыталась общественная организация «Федеральная лезгинская национально-культурная автономия» (ФЛНКА), которая 29 ноября 2012 года сообщила на своем официальном сайте об утверждении флага организации. Не будем останавливаться на теме конкурса, до этого объявленного и проведенного ФЛНКА. Перейдем сразу к тому, что, в конечном итоге, флаг общественной организации вызвал, мягко говоря, изумление, так как на выбранном варианте оказался символ, нигде ранее не обсуждавшийся в лезгинских кругах.

Вот как представила лезгинской общественности этот символ сама ФЛНКА: «В центральной части поля размещается символ с геммы-печати Асвагена – одного из царей Кавказской Албании, подчеркивая связь времен и преемственность поколений, обозначая лезгинский народ в качестве наследника государственности Кавказской Албании. Символ выполнен желтым (золотым) цветом, символизирующим богатство, зрелость и благородство, и представляет собой один из древнейших знаков – «лунную колесницу».

Разумеется, мы не будем подвергать сомнению право любой организации самой выбирать собственную символику. Но, учитывая тот факт, что в названии ФЛНКА фигурирует наименование нашего народа, думаем, что мы имеем право высказаться по поводу её флага, который возник столь неожиданно. Тем более что тема этого флага уже вызвала бурную реакцию во многих лезгинских кругах, в частности, она много обсуждалась и обсуждается на сайте www.sharvili.com – самом старом функционирующем лезгинском сайте. Потому в настоящей статье мы пользуемся, как уже общеизвестными, так и некоторыми доводами, приведенными виртуальными участниками дискуссии на сайте «Шарвили».

1. Откуда взялась эта «лунная подставка»?
 
Любому мало-мальски сведущему в истории ислама известно, что ни пророк Мухаммед, ни кто-либо другой из его прямых последователей не использовали полумесяц как религиозный символ. Полумесяц был символом империи персидских Сасанидов и изображался на коронах её правителей как центральный символ. После арабского завоевания Ирана в 651 году полумесяц был заимствован мусульманскими правителями и постепенно стал восприниматься как символ ислама, особенно после многовекового господства Османской империи в мусульманском мире. Но изначально полумесяц (в различных вариациях) являлся сасанидским символом. В этом вопросе нет никаких споров между специалистами по истории Востока.

Символ, который изображен на флаге ФЛНКА и назван на её сайте «лунной колесницей», является разновидностью изображения полумесяца. Тем, кто интересуется историей Востока, он давно известен и, помимо указанного названия, в исторической литературе имеет и другие названия: «лунная повозка», «лунная телега», «эфталитский знак», «сасанидский знак» и т.д.

В частности, этот символ воспроизведен на двух геммах (драгоценных камнях с вырезанными изображениями) IV в. из собрания Британского Музея. На одной из них изображена стоящая женская фигура с цветком в правой руке, слева от которой видно изображение обсуждаемого нами символа [1]. А.Д. Бивар полагал, что на этой гемме представлена богиня Анахита, которая выступала "госпожой” династии Сасанидов. На другой гемме помещено изображение грифона, перед ним – изображение обсуждаемого символа, а позади – изображение «полумесяца» и круговая среднеперсидская надпись [2]. Встречается указанный символ также на монетах государственных образований эфталитов и других народов, но только тех, которые находились в вассально-союзной связи с Сасанидами. Форма знака, его элементы, являющиеся центральными в сасанидской эмблематике, ясно говорят о его сасанидском происхождении. Известный немецкий специалист по Ирану Х. Йанихен рассматривает этот знак («лунная повозка») в многочисленных вариациях как религиозный символ, царский знак и государственный герб Сасанидов [3]. «Вероятно, принадлежность к той или иной ветви сасанидского дома определяла собою различные варианты в начертании основной тамги (родового фамильного знака – Н.А.)…» [4].

При обсуждении темы флага ФЛНКА на сайте «Шарвили», некоторые участники дискуссии обратили внимание остальных участников дискуссии на тот факт, что на предметах, напрямую связанных с сасанидскими правителями (шахиншахами), имеет место быть лишь изображение различных вариантов «полумесяца», но нет изображения именно этой так называемой «лунной повозки». «Лунная повозка» изображена исключительно на атрибутах государственных образований, занимавших важное военно-политическое положение, но игравших роль буферных, пограничных политических  структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами. Это невольно заставляет думать, что нижняя часть обсуждаемого символа – совсем не колесница и не повозка, а обыкновенная подставка под полумесяц, столик для полумесяца. Это обстоятельство дает основание называть этот символ в целом «лунной подставкой» и полагать, что он символизирует нахождение обладателя этого символа (шаха, царя) на более низкой ступени властной иерархии по отношению к обладателю знака «полумесяца» (к шахиншаху, к «царю царей»). В любом случае, это свидетельство в пользу верховенства Сасанидов.  К такому выводу пришли участники обсуждения на сайте «Шарвили» самостоятельно, узрев в нижней части обсуждаемого символа не «повозку», а «подставку». Однако оказалось, что на это ещё раньше обратил внимание   Б.Я.Ставиский, назвавший обсуждаемый символ «полумесяцем на двуногой подставке» [5].
 
2. Сасаниды и правители Кавказской Албании.
 
Первая известная историографии царская династия Кавказской Албании, в персидских источниках называемая Арраншахами, была местного происхождения. По мнению авторитетнейшего специалиста по Кавказской Албании К.В.Тревер, «первые цари Албании, несомненно, являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей». По её мнению, «об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)» [6].

Гемма-печать АсвагенаСменившая Арраншахов династия Аршакидов была младшей ветвью парфянских Аршакидов и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию. Династия Аршакидов берет свое начало от Аршака I – одного из предводителей парнов, захвативших в результате восстания  в 247 году до н.э. власть в Парфии – в области Селевкидского царства, образовавшегося на землях, доставшихся при распаде империи Александра Македонского военачальнику эллинов Селевку. (На вершине своего могущества Селевкидское царство включало в себя часть Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и нынешнего Пакистана). Захватив Парфию, Аршакиды основали на её территории независимое государство, позже распространившее свою власть на весь Иран, а также Афганистан, Центральную Азию, Месопотамию и Малую Азию. После 224 года н. э. в результате антипарфянского восстания царя области Парс Ардашира, сына Сасана, к власти в Иране пришла династия Сасанидов, сменив династию Аршакидов.

Тем не менее, боковая ветвь рода Аршакидов сумела закрепиться на Кавказе в качестве местной аристократии в то самое время, когда Сасаниды укрепляли свою власть в Иране, борясь с ранее царствовавшей в Иране ветвью рода Аршакидов.  Это стало возможным благодаря тому, что кавказские Аршакиды, в отличие от представителей царствовавших в Иране Аршакидов, признали за  сасанидским шахом Ирана верховенство в регионе и, благодаря этому, у них с Сасанидами сложился союз, скрепленный междинастическими браками. Об этом говорит, например, то, что в битве между римлянами и иранцами,  происходившей близ Амида (359 г.), сасанидского шаха Шапура II сопровождал албанский царь Урнайр, который был женат на сестре шаха. В сражении на Дзиравском поле (371 г.)  против объединенных римско-армянских войск Урнайр вновь воевал на стороне сасанидского шаха,  что,  впрочем,  не мешало сасанидским правителям взимать с албанского населения в свою пользу различные подати,  а также использовать его на крупных строительных работах, во время военных походов и т. д. – все это ясно говорит о вассально-союзных отношениях албанских правителей с Сасанидами.

Такие вассально-союзные отношения проявлялись и в символических атрибутах власти некоторых албанских царей. Царь Албании Асваген, предположительно правивший в 420-438 годах н.э. и по происхождению по мужской линии являвшийся Аршакидом, выбрал для своей печати не изображение какого-либо символа рода Аршакидов, а знак Сасанидов, названный Б.Я.Стависким «полумесяцем на двуногой подставке» – для краткости, можно назвать его «лунной подставкой».

Как мы уже подчеркивали выше, этот знак («лунная подставка») является не чем иным как родовым символом Сасанидов, и среди специалистов по этому поводу нет споров. Поэтому можно смело утверждать, что, будучи по происхождению Аршакидом, Асваген счёл нужным подчеркнуть с помощью печати отнюдь не свое происхождение, а вассально-союзную связь с Сасанидами. Именно так приходится понимать этот геральдический выбор Асвагена. В те времена албанская власть при формальной независимости, в действительности, находилась в подчинённом положении по отношению к персидским правителям – и албанские цари это явно осознавали. А подтверждает это рассуждение следующий факт. Сын Асвагена Ваче II, правивший после него в Албании,  построил город, которому (видимо, в верноподданническом порыве) дал имя Перозапат в честь тогдашнего персидского царя Пероза. Позже этот город стал известен под названием  Партав (Бердаа), и туда переместилась ставка царя Албании.

Вернемся к «лунной подставке». Как известно, факт изображения данного символа на гемма-печати албанского царя Асвагена установил дагестанский специалист по истории Кавказской Албании М.С.Гаджиев. У тех, кто признает сей факт установленным этим специалистом, не может быть оснований не признавать его вывод, закономерно вытекающий из сопоставления этого факта с другими фактами использования изображения «лунной подставки». А вывод его заключается в том, что обсуждаемый нами символ, зафиксированный на гемме царя Албании Асвагена, на сасанидо-кушанских монетах Хормизда (когда Хормизд был царевичем и правил в Кушане) и на монетах эфталитов (хионитов), «можно расценивать как символ боковой ветви династии Сасанидов, принадлежности к этому могущественному, «происходящему от богов» царственному роду» [7].
Таким образом, выбор аршакидским царем Албании Асвагеном сасанидского родового знака «лунной подставки» для своей печати говорит лишь о вассально-союзной связи этого царя с правившим тогда в Иране сасанидским родом. Этот факт ничего не символизирует из истории и культуры Кавказской Албании, кроме того, что в период правления царя Асвагена албанский правитель находился в фарватере политики иранского сасанидского рода и в родственных отношениях с этой персидской царской династией.
 
3. Где находится «Луна» на «лезгинском» Олимпе?
 
Выше мы попытались разобраться, существует ли историческое обоснование целесообразности размещения изображения «лунной подставки» на флагах организаций, называющих себя лезгинскими. И мы его не нашли. А есть ли такое обоснование в лезгинской культуре? Для этого надо вспомнить место «Луны» в лезгинской мифологии, так сказать, на «лезгинском» Олимпе.

По данным античных источников, в Кавказской Албании существовал культ главных божеств. Страбон перечислял их в такой последовательности: Гелиос, Зевс, Селена. Эти греческие теонимы соответствуют лезгинским названиям божеств («гъуцар») «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна»).

О месте и роли различных божеств в религиозных верованиях предков лезгин уже существует много литературы. Об этом написано, например, в диссертации  Ф.А.Бадалова [8]. Далее мы кратко повторим общие сведения и рассуждения из данной работы о божествах «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна») с добавлением собственных необходимых рассуждений.

Начнем с рассуждений и сведений о божестве «Варз». Специалистам известно, что почитание такого божества, как «Варз», отражено не только в фольклоре и лексическом материале, но и в материальной культуре албанского периода (особенно, в керамике). Но «Варз», по поверьям лезгин – «двуликое» божество. Одно его лицо – светлое лицо, улыбаясь, показывает свою лояльность верховному богу, а вот другое лицо – темное лицо обращено к хтоническим существам (чудовищам со сверхъестественными способностями). У лезгин распространено двоякое отношение к лунному божеству: с одной стороны, они его почитают, однако, в то же время относятся к нему с недоверием и опаской. Очевидно, что такое неоднозначное божество в лезгинской мифологии не может быть взято в качестве символа, олицетворяющего все лезгинское.

Другое дело, бог «Алпан». Поклонение «Алпану» - богу огня, громовержцу имеет очень древние корни на территории Кавказской Албании. Ему приписывали магическую очистительную силу. «Алпан» воплощал не только эту функцию, но и этический идеал справедливости (он обязан восстановить ее, если она нарушена в природе или в обществе). А огонь, молния и гром – его оружие («молния» на лезгинском языке называется «Алпандин ц1ай» – огонь «Алпана»). Можно было бы взять в качестве символа лезгин какое-либо из изображений «Алпана», если бы не две причины: 1) отсутствие какого-либо изображающего его символа и 2) наличие «Солнца», занимающего более важное, особое место в лезгинской мифологии.

Анализ археологического, языкового, фольклорного и других материалов подтверждает особый статус «Рагъ» («Солнца») в домонотеистическом пантеоне божеств лезгин. Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что изображение солнца в виде диска с расходящимися лучами является одним из характерных мотивов наскальных рисунков. На керамических изделиях часто повторяются именно такие рисунки. Повсеместно встречается также знак шестилучевого солнца и его символическое изображение – свастика. Солнечный календарь лезгин, который старшее поколение использует по сей день, снова же свидетельствует об особом статусе «Рагъ» в религиозных верованиях.

Отсюда ясно, что именно изображение «Солнца» – единственное, что мы можем использовать из лезгинской мифологии в качестве символа лезгин, но никак не изображение «двуликой» луны.

4. Что в XXIвеке на флаге ФЛНКА может символизировать изображение «лунной подставки»?



Флаг ФЛНКА.
 
Как упоминалось выше, «презентация» флага ФЛНКА вызвала шквал критики со стороны многих лезгин, вовлеченных в общественные процессы, в том числе, на официальном сайте ФЛНКА. Увидев это, президент ФЛНКА А.П.Керимов на сайте ФЛНКА высказался следующим образом: «Я с большим вниманием ознакомился с доводами, приведенными на нашем сайте противниками размещения печати Асвагена на флаге ФЛНКА. Несмотря на то, что наши лезгинские историки и специалисты по албанскому периоду считают эти доводы не выдерживающими критики, я готов к дальнейшей дискуссии… Когда мы утверждали размещение печати албанского царя Асвагена на флаге ФЛНКА, для нас самым главным было продемонстрировать этим решением историческую связь нашей лезгинской организации с албанским государством». И добавил: «Если они (противники размещения изображения «лунной подставки» на флаге ФЛНКА – Н.А.) смогут представить нам убедительные и неоспоримые доказательства чисто сасанидского происхождения албанской символики, правящей семьи и государственности, я готов инициировать на Совете ФЛНКА для обсуждения данного вопроса и принятия решения о дальнейшей судьбе символики нашей организации».

К сожалению, после этого заявления «лезгинские историки и специалисты по албанскому периоду» не сказали ни слова, хоть как-то обосновывающего целесообразность размещения на флаге ФЛНКА этой «подставки», которая, к тому же, вовсе не является уникальным албанским символом. Как показано выше, данный знак использовался в атрибутике многих образований, игравших роль буферных, пограничных политических  структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами. 

Вот почему данный знак не может демонстрировать «историческую связь» ФЛНКА «с албанским государством». Специалистами давно доказано, и мы уже писали об этом выше, что она, эта «подставка», является символом «чисто сасанидского происхождения» и символизирует лишь связь с Сасанидами и ничего более. В случае Асвагена этот символ, нанесенный на его печать, говорит лишь об одном: царь Албании находится в родственной связи с Сасанидами и в зависимости от этой правящей в Иране семьи. Как убедительно доказано теми же специалистами по истории Ирана, албанская царская династия, к которой относился Асваген, являлась аршакидской по отцовской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парфии – в исторической части Ирана, и сасанидской по материнской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парсе – в другой исторической части Ирана. 

Историографией пока не установлено, участвовала ли в генезисе аршакидско-сасанидской семьи, правившей в Кавказской Албании до упразднения в ней Сасанидами царского престола в 461 году, какая-либо линия, своим происхождением восходящая к аборигенным народам Кавказской Албании. Науке неизвестна какая-либо кровная связь правившей в Vвеке в Албании «семьи» с предками лезгин, зато известна связь с Сасанидами «через материнское молоко» практически каждого члена этой «семьи»...

Дабы окончательно обосновать нелепость использования «лунной подставки» в качестве лезгинского символа, приведем еще один, уже современный пример. Сегодня, скажем, глава Республики Дагестан, где живут лезгины, на своей печати использует изображение «двуглавого орла» как символ подчиненности своей власти российскому государству. Будет ли уместным для нашего потомка, откопавшего на территории нынешней Махачкалы, спустя сотни лет, печать сегодняшнего главы Дагестана, где изображен «двуглавый орел», объявить этот знак лезгинским символом? Даже если мы все согласны с тем, что с Россией у лезгин связано исключительно доброе, это не делает и не сделает византийского «двуглавого орла» лезгинским символом.  Так и с «лунной подставкой»: этот символ вассально-союзной связи Кавказской Албании с сасанидской империей не может считаться лезгинским символом хотя бы потому, что, используя этот символ, свое подчиненное Сасанидам положение указывали во времена раннего Средневековья, как уже установлено, многие политические образования, а не только Кавказская Албания.

Одним словом, использование сегодня изображения «лунной подставки»  организациями, называющими себя лезгинскими, может символизировать одно из двух:  либо эти организации ничем лезгинским, по сути, не интересуются и им эта символика нужна для чего-то другого, не относящегося к лезгинской проблематике; либо отдельные их представители, ратующие за эту символику, очень плохо знают лезгинскую историю и дают неадекватные советы руководителям таких организаций.

Все вышеизложенное убедительно показывает, что, сделав своей символикой изображение обсуждаемой пресловутой «лунной подставки», ФЛНКА, публично позиционирующая себя как лезгинская организация, поставила себя в неудобное положение. Что греха таить – ведь эту символику кто-то продвигал, проталкивал, отстаивал как знак демонстрации исторической связи ФЛНКА с албанским государством. Возможно, этот знак и предлагался ранее кем-то из специалистов для размещения на печатной продукции по албанистике, но изображение, которое было бы уместным на обложке научного труда по Кавказской Албании, совершенно не годится для символики современной лезгинской организации. 

И те «знатоки», которые, в результате, убедили, пусть из лучших побуждений, Совет ФЛНКА разместить ту же самую «лунную подставку» на её флаге, попросту говоря, «подставили» нашу славную организацию. И не заметить это уже невозможно… Ведь очевидно, что если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин – то совершенно нелогично заимствовать знак с печати именно того царя Кавказской Албании, который нивелировал эту самобытность из политических и прочих соображений.

Н.А. Абдулгамидов, преподаватель, г. Москва




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 8468 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Низами Абдулгамидов, московские лезгины, символика ФЛНКА, флаг
1 123  
 
 
29.12.2012 22:20
 
машаАллах молодцы!!!!!!!!!!!!
Ответить       0  
Спам

2 Радик  
 
 
30.12.2012 20:08
 
На флаге знак шайтана? Кто автор?
Ответить       0  
Спам

3 Радик  
 
 
31.12.2012 18:52
 
Ты какой то нервный тип! Все таки кто автор флага?У меня нет полумесяца!Я например не одобряю этот знак на флаге.А ты нервничаешь.Почему?
Ответить       0  
Спам

4 123  
 
 
31.12.2012 23:50
 
окей (админам)

-просто не надо кричать и критиковать, покуда сам не знаешь правды. т.е.люди любят что то из себя строить, умников, критикуют, в данном случае ФЛНКА - даа это их ПРАВО! рисовать СМАЙЛИК или ГОРЫ. а Ислам нас не обязывает на флаги Арабскую вязь наносить = такого вообще не было! так что не болейте "исламизмом"! Мусульмане лучше и цивилизованнее, чем фанатики-радикалы-заблудшие.
Ответить       +1  
Спам

5 tamtam  
 
 
01.01.2013 00:58
 
не только знак шайтана это ,сам пиризидент похож на шайтана, а какие разборки ведут на сайте Финка .правильно люди ругают финка на других сайтах , не работают, имеют темное прошлое и позорят честное имя лезгин.до сих пор нет ответа на статью в обвинений их в криминале. азерб власть тоже поступают как последние идиоты , такое чуство что когда люди становярся пиризидентами то теряют почву под ногами, смотреть было противно на торт в сумгаите , смотреть было больно очень как пиризидент функа качается на стуле как дите в jeневе .
для меня лично почти все пиризиденты на постсоветском пространстве должны пойти или в дурдом или в турму за коррупцию. я не могу говорит за вес азерб народ но по моему хoрошо сказал Рустам ибрагимбеков . примерно так, Как я буду его уважать если он меня не уважает . Вот этим флагом видно реальное отночение и уважение к лезгинскому народу. ну а азерб народу тоже не повезло - крупно, последние видео ректора все и открыло и подтвердило. как я могу уважать Керимова ?? путина ??? алиева ???? как я могу Уважать ЛЕНИНА СТАЛИНА GITLERA . ФИНКА это очень Титаник в руках пашаевих.
Сколько у нас теперь таких титаников в бывшем СССР ???
С новым ГОДОМ УВАЖАЕМЫЕ ЛЕЗГИНЫ Армяне АЗЕРБАИДZaНЦИ ,То есть закавказские ТАТАРЫ . С новым годом мой ЛУБИМИЕ СОВЕТСКИЕ люди .ЖЕЛАЮ ВСЕМ Чтобы ВСЕХ НАС УВАЖАЛИ ВСЕ ПРЕЗИДЕНТЫ
.
Ответить       0  
Спам

6 LAR  
 
 
01.01.2013 19:17
 
создается такое впечатление что только созданием флага, все вопросы лезгин будет решатся сразу.наши соседи азерб-аны в свои истории несколько раз меняли и еще менять будут свои язык,культуру,флаг,гос-ость,но вроде ничего-живет,существуют.а мы последный месяц спорим только про флаг,хотя проблем хватает.
Ответить       +3  
Спам

avatar