Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 15
Мугьманар: 15
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Февраль » 7 » Освобождение Кавказа от Ирана, или как 1000 лезгин разбили 3-тысячное войско кызылбашей

15:22

Освобождение Кавказа от Ирана, или как 1000 лезгин разбили 3-тысячное войско кызылбашей


Освобождение Кавказа от Ирана, или как 1000 лезгин разбили 3-тысячное войско кызылбашей
24 числа месяца рамадан 1132 года хиджры (19 июля 1720 г.) объединенные силы дагестанских правителей выступили в военный поход против города Шемахи — важнейшего опорного пункта Персии на Кавказе. Цель похода 30-тысячной армии состояла в освобождении жителей Шемахи из-под власти шиитов. Этот важный эпизод в истории Дагестана был частью освободительного движения суннитов Восточного Кавказа против Ирана и навязываемой им рафидитской идеологии. 

В первой половине XVIII века на защиту суннитов Кавказа встали несколько выдающихся государственных деятелей и полководцев — Хаджи-Давуд (правитель Ширвана), уцмий Ахмед-хан (правитель Кайтага), Сурхай и Шукук (эмиры Кумука) и Муртазали-хан (сын Сурхая). Благодаря помощи Аллаха, а затем энергичным действиям этих незаурядных личностей удалось не только остановить экспансию Ирана на Кавказе, но и спасти суннитов от геноцида рафидитов. 
      
В начале XVII века военная мощь Турции на Кавказе ослабела. Одновременно между правителями Восточного Кавказа начались феодальные междоусобицы. В результате это привело к господству в регионе Ирана. Персидский шах Аббас I начал завоевание Кавказа, занял Дербент и поставил там своего наместника. Шах Аббас насильственно насаждал шиизм на захваченных землях, не брезгуя массовыми казнями суннитов, отказывавшихся переходить в шиизм. В качестве орудия возмездия он использовал кызылбашей (букв. «красноголовые», прозванные так из-за ношения чалмы с 12 пурпурными полосами в память о 12 шиитских имамах), которые объединились вокруг суфийского ордена «Сефевийе». Пытаясь распространить шиизм и стремясь выкачать с населения всё большие доходы, кызылбаши устраивали настоящий террор.

Не гнушались иранские правители заниматься и прямым подкупом местных правителей для удержания своей власти. В исторических трудах, например, можно часто встретить подобные сообщения: «Царь рафидитов послал тогда с войсками третьего эмира, по имени Хаджихан, который одарил взятками эмиров и старейшин области Дагестан, чтобы они оставили усуми в одиночестве….Рустам-хан-усуми нашел убежище в крепости Кал’а Курайши. Так продолжалось в течение ряда лет. Рустам-хан-усуми горячо взялся за дело, обошел дагестанские селения, собрал там улемов и раисов, посовещался с ними. И сказал он эмирам Дагестана и старейшинам Баршли: «Разве джихад не долг каждого мусульманина, когда врываются неверные и нечестивые в землю ислама?! Или вы не убоитесь Аллаха и не постыдитесь посланника Аллаха в День Воскрешения?» И еще он сказал: «Что вы ответите в День Воскрешения, когда посланник будет своими устами порицать вас?» Взяточничество было возведено Сефевидами в ранг государственной политики, и средств на это они не жалели.

Между тем, из-за постоянной вооруженной борьбы народов Кавказа Персия не смогла добиться их полной зависимости. В наибольшей степени иранский гнёт испытывали территории низменных и предгорных районов Дагестана. К началу XVIII века — моменту массовых волнений лезгин, джарцев, цахурцев и других народов — большинство феодальных владений лишь номинально подчинялись Ирану. Под непосредственным владычеством династии Сефевидов находилось только Ширванское беглербекство с центром в Шемахе.

С самого начала восстание горцев носило антииранский характер с четким религиозным подтекстом. Человеком, который сумел объединить разрозненные восстания народов Восточного Кавказа, стал Хаджи-Давуд Мюшкюрский, который был главой суннитских имамов Лезгистана. Народ его уважал за глубокую веру и благочестие. В своей борьбе этот талантливый полководец, проницательный политик и авторитетный религиозный деятель преследовал только одну цель: освобождение от шиитского владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства.

Понимая, что в одиночку ему не справиться, он решил обратиться к дагестанским владетелям. На его призыв откликнулся уцмий Ахмед-хан. Он собрал полки из жителей своей области и отправил к Сурхаю и Шукуку посланца, который передал: «Если вы — мои подданные и верны мне, то постарайтесь вместе со мной: я хочу совершить поход для взятия города Шемахи и освобождения его жителей из-под власти шиитов».

24 рамадана 1132 года хиджры объединенные войска мусульман направились к Шемахи и смогли сразу овладеть половиной города. Тогда старейшины направили к Ахмед-хану посланцев, которые заявили ему: 

— «Не разрушай наш город и не захватывай имущество. Мы в твоем подчинении и будем послушны твоему приказу. Вернись со своим войском в свои области, не разрушая города, тогда мы сделаем то, чего ты пожелаешь». 

Ахмед-хан поверил им и вернулся со своим войском к себе на родину. Однако все это было хитростью и коварством со стороны жителей города. Приняв меры предосторожности, они вышли за стены крепости, а затем стали грабить имущество суннитов — жителей Мускура. Узнав об этом, Ахмед-хан направил небольшой отряд для защиты жителей Мускура и других суннитов от кызылбашей. Всю зиму они защищали мусульман от рафидитов.

Год спустя дагестанские правители решили окончательно решить вопрос с Шемахи, предприняв второй поход. Шамхал Адиль-Гирей был против этого похода из-за щедрых доходов, поступавших ему от кызылбашей, и он пытался подкупить Ахмед-хана. Однако тот ему заявил: 

— «Мы не прекратим борьбы против рафидитов ради взятки, в то время как мусульмане изнывают под их властью, так что я сделаю, что при этом [требуется]». 

Из-за угроз шамхала уцмий Ахмед-хан вынужден был остаться в Кайтаге, опасаясь нападения с его стороны, отправив на помощь единоверцам лишь часть своего войска.

В результате Хаджи-Давуд в союзе с Сурхаем Казикумухским, Али-Султаном Цахурским, Ибрагимом Куткашенским и отрядом, посланным Ахмед-ханом, выступил в направлении Шемахи. Первым к городу подошел отряд лезгин из 1000 человек, который с ходу разбил 3-тысячное войско кызылбашей. После 25-дневной осады оплот Сефевидов на Восточном Кавказе пал. Овладев крепостью, сунниты не тронули нешиитское население города: армян, евреев и русских. Те рафидиты, кто оказывал сопротивление, были казнены.

Освобождение Шемахи от сефевидских захватчиков положило конец более чем 200-летнему иранскому господству в регионе. Шах ничего не смог предпринять против этого. Тем не менее, правители Гянджи и Эривана решили напасть на мусульманское войско и собрали 30-тысячную армию. Однако, разузнав об их планах, кавказские сунниты разбили их и обратили в бегство. Таким образом, почти вся территория Ширвана была освобождена от Ирана. На освобожденных от персидско-кызылбашских захватчиков землях было создано суннитское государство, как отдельное ханство под протекторатом Турции с предоставлением ему внутренней автономии.

Источник: musulmanin.com







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 6788 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Хаджи Давуд

avatar
1
))) Какой---накалякал эту сказку?
Ответ: Отредактировала Слезинка
avatar
5
Azeribala,get Garabag shikestesi chal aman,aman,amaaaaan)))))
avatar
6
Ты никогда не думал, почему таких как ты зовут паразитами? Да потому, что вы отвратительны и вместо слов впрыскиваете яд. И поверь, что ваши слова , мысли и намерения хуже яда.
avatar
7
Ti eto komu Murad?
avatar
8
Mikael? не тебе.
avatar
13
ok!
avatar
2
Полководец — Хаджи-Давуд действительно был Великим военачальником,с его именем связаны многие исторические моменты тех времен и его заслуги должны стать примером молодым,независимо от национальности. Хаджи-Давут Мюшкюрский не разделял людей по национальному признаку и тем более по по религиозным соображениям. Конечно Российские ученые и историки пытаются промолчать и боятся писать правду о Хаджи - Давут Мюшкюрский,поскольку его целью и задачами были освобождение коренных народов от иностранных захватчиков.Некоторые советские (СССР) ученые придумали еще более смешное фантазии,якобы Хаджи-Давут Мюшкюрского пригласили турки на переговорах и захватили как плен. Все это ложь ,ложь и еще раз ложь,поскольку советская идеология не могли предумать более умные и реальные верции,им это было не выгодно !! Для любителей статистики сообщаю,что почти все Тюркоязычные народы исповедующие Ислам ,Сунниты,хотя во многих странах ,несмотря на усилия зинтресованных западных стран сумели сохранить единство Мусульман. Нам делить нечего, у нас всех один Аллах ! Предлагаю посмотреть на денежные кюп ры на фото,в Исламской республике Ирене,Суниты и Шииты молится АллахуMy WebPage
avatar
3
это факт
avatar
4
пора повторить подвиг с ---саранчой !!!!!!!!!!!!

били персов, арабов и турков!

не уж то прогнемся под ----1918 ?????????
avatar
9
ты забыл добавить про русских
avatar
11
а что было в 1918 году ? напомни нам
avatar
10
в селе Мискинджа (Докузпаринский район ) живут лезгины- шииты .

Забыли ?
avatar
12
Тут мы обсуждаем вопрос об истории,а вдруг вспомнили про паразитов,что с творится с психикой людей ? Правильно говорил один мудрец, "Яблоко от яблони недалеко падает " !!!
avatar