Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1057
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 24
Мугьманар: 24
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Август » 29 » Салаф-легенды Легистана

12:41

Салаф-легенды Легистана


Салаф-легенды Легистана
О мусульманской общине Южного Дагестана, большую часть которого занимают лезгинские районы, ходят легенды по всей республике. В Духовном управлении называют этот регион Дагестана практически полностью салафитским.

Республиканские чиновники и силовики нагнетают в обществе тревогу относительно того, что именно в этом приграничном с Азербайджаном регионе со стремительно исламизирующейся молодежью враги России могут устроить вооруженную провокацию, подобную цхинвальской.

Салафитская молодежь остальных районов Дагестана с восхищением говорит о том, что «юждаговской» верующей молодежи удалось стать практически безальтернативной мусульманской группой в своих районах. Это связано с тем, что в Южном Дагестане в советские годы, в отличие от районов Нагорного Дагестана, практически на корню была уничтожена мусульманская традиция среди стариков.

Оттого сегодня в Южном Дагестане, в отличие от аварских, даргинских и кумыкских районов республики, практически отсутствует такая социальная группа, как верующие старики или организованные суфийские братства. Возрождение ислама в Южном Дагестане в постсоветский период шло практически на пустом месте.

И верующая молодежь, называющая себя последователями движения «Ахлю с-Сунна валь-Джамаа», что является синонимом салафитского направления в исламе, стремительно заполнила духовный вакуум в районах Южного Дагестана. Оттого и старики в других районах Дагестана рассказывают друг другу легенды о том, что в лезгинских районах случилось доселе невиданное в горах – молодежь начала наставлять стариков в религии и призывать их в мечети.

Уникальность Сулейман-Стальского

Ворота в горные ущелья Южного Дагестана. Именно такую роль всю свою историю играло селение Касумкент – райцентр Сулейман-Стальского района республики. Испокон веков он, благодаря своему географическому положению, являлся связующим звеном между горными районами Южного Дагестана и остальным миром. С этим связана его богатая история. Ни одно сколько-нибудь значимое историческое событие Восточного Кавказа не обошло стороной этот край.

Ситуация в религиозной сфере в Сулейман-Стальском районе кардинальным образом отличается от ситуации не то что по всему остальному Дагестану, но и даже от ситуации в соседних южных районах республики. Вроде бы и здесь, и в некоторых соседних районах все более широкую религиозную нишу занимает салафитская молодежь.

Однако в Сулейман-Стальском районе царит удивительное спокойствие, а в соседних районах в воздухе разлита тревога и недоверие. И есть от чего. Так, в соседнем Дербентском районе еще недавно гремели взрывы, похищали верующих, организовывались штурмы домов с боевиками – все по ставшей привычной в Дагестане схеме.

В Табасаранском районе впервые в Дагестане был расстрелян суфийский шейх – Сиражуддин Хурикский. В Марагамкентском районе полтора года назад случилось массовое задержание и избиение силовиками верующей молодежи в мечети селения Советское.

Тогда остроту конфликту добавил тот факт, что директор средней школы селения Сидикулах Ахмедов в достаточно резкой форме запретил девочкам посещать школу в мусульманских платках. В последующем Ахмедов был расстрелян неизвестными. Кроме того, Марагамкентский район, в отличие от Сулейман-Стальского, является приграничным с Азербайджаном районом, что приводит к большей социальной напряженности и большей нервозности правоохранительных структур.

Что же касается Сулейман-Стальского района, то здесь общий фон отношений между районными властями и растущей мусульманской общиной во многом формировала районная администрация. Прежний глава района Имам Яралиев и нынешний Нариман Абдулмуталибов изначально выказывали свое доверие и поддержку лидерам мусульманской молодежи района.

При их поддержке мусульмане восстанавливали старые и строили новые мечети, организовывали грамотную информационно-просветительскую работу в районной печати и на районном телевидении. При поддержке районной администрации закладывался доверительный диалог между исламизирующейся молодежью и придерживающимся более светских позиций поколением стариков.

Молодые наставники

Имам района Рамазан Рустамов, которому и самому-то в районе 30 с лишним лет, постоянно призывает верующую молодежь к терпению и мудрости в отношениях со старшим поколением. Данный факт немаловажен, поскольку в других районах Дагестана конфликты между верующей молодежью и воспитанным в атеистической традиции старшим поколением предельно напрягают ситуацию в обществе

Заместитель имама и пресс-секретарь мусульманской общины района Джамалуддин Таджибов, молодой парень с окладистой бородой, день и ночь бьется над выстраиванием эффективной работы пресс-службы общины мусульман района. Сам он является выпускником исторического факультета махачкалинского педунивера, одинаково хорошо говорит на лезгинском и русском, подтягивает свой арабский.

В личных беседах и он, и имам района высказывали свою уверенность в том, что спокойная обстановка в районе связана именно с тем фактом, что районным властям и растущей мусульманской общине, состоящей почти полностью из верующей молодежи, удалось выстроить доверительные отношения.

Власть, старики, молодежь

Если говорить о стариках, то в этом районе молодежь к ним относится с почтением и уважением, а те, в свою очередь, тоже симпатизируют молодым мусульманам.

Почти на всех собраниях имамов района присутствует лидер совета старейшин района Фахрудин-хаджи Османов. Он прилагает немало усилий для того, чтобы интересы мусульман, как молодых, так и взрослых, учитывались в разных сферах жизни.

«Практически все группы мусульман района – салафиты, суфии, ихваны и др. строят доброжелательные отношения друг с другом, – утверждает Рамазан Рустамов. – Разногласия в тех или иных сферах религии тут решаются путем мирного диалога в соответствии с законом Аллаха и Сунны Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Исламовед Руслан Гереев признает, что в целом развитие мусульманской общины в Сулейман-Стальском районе имеет стабильно-прогрессивный мирный характер. Иногда ситуацию могут омрачать некоторые незначительные инциденты, которые разрешаются путем мирного диалога.

С его слов, на сегодняшний момент Сулейман-Стальский район стоит рассматривать как модельную для всего остального Дагестана. Поскольку на сегодняшний день здесь и руководство района, и силовые структуры, и лидеры мусульман заинтересованы в том, чтобы сохранить мир и порядок. Хватит ли у сильных мира сего мудрости и проницательности к тому, чтобы хранить этот островок мира и стабильности и далее?..

Источник: Настоящее Время
Автор: Алина МАНАФОВА







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Разное | Просмотров: 5248 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгистан, салафиты

avatar
1
Незнаю
avatar