Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 39
Мугьманар: 39
Иштиракчияр: 0

Сегодня нас посетили:

Главная » 2014 » Март » 14 » Ученые-генетики обнаружили неожиданные примеси у лезгин

11:01

Ученые-генетики обнаружили неожиданные примеси у лезгин

В феврале этого года в журнале Science были обнародованы результаты кропотливого исследования в области геногеографии, которые могут пролить свет на проходившие в глубине веков миграции и процессы смешения разных человеческих общностей, приведших к появлению современных народов. Взялись за это дело весьма ученые из Института эволюционной антропологии немецкого Общества Макса Планка и Гаррет Гелленталь из Университетского колледжа Лондона. Из отобранной сотни народов оказался почему-то один дагестанский – лезгины.

Учеными в общей сложности были проанализированы ДНК 1490 людей, относящихся к 95 народам, представляющих собой генетически отдельные популяции со всего мира. Каждый геном исследовался с беспрецедентной тщательностью – по 474,5 тысячи отдельных маркеров – снипов. На основе этого анализа была составлена интерактивная карта, которая, по мнению ее составителей, показывает историю смешения человеческих популяций.

Как указано в резюме статьи, целью данной работы было выявление в каждом народе «примесей» и установление временного отрезка, когда происходило то или иное смешение. Задача была поставлена грандиозная. Но надо сразу отметить, что при всей возможной достоверности полученных данных достигнутый результат может представлять лишь весьма приблизительный слепок «генетической истории» человечества. Полторы тысячи человек могли быть репрезентативной выборкой, если бы они отбирались для каждого народа, а не для всей совокупности людей. Количество популяций также явно маловато, так как по подсчетам ученых на Земле проживает до 6 тысяч разных народов, многие из которых довольно многочисленные и имеют большой ареал расселения, что также необходимо учитывать.

Ученые на основе проведенного анализа сделали несколько выводов. В частности, большая часть человеческих популяций образовалась в результате скрещивания различных генетических групп на протяжении последних 4000 лет.

Согласно Атласу в генетической истории лезгинского народа произошло два события, составивших его настоящий генофонд. Однако указан лишь один временной промежуток: начало 14 века н. э. (с 1138 по 1446 гг.).

Среди источников «примесей» как проживающие на Кавказе грузины, армяне и адыги, так и более отдаленные жители Ближнего Востока, особенно восточного Средиземноморья, Ирана, Пакистана (включая бурушаски, чей язык имеет отдаленное родство с северокавказскими языками), Индии (евреи), а также более экзотическими для нас народами Восточной и Южной Азии (дауры и другие) и российские чуваши. Довольно сильные связи обнаружены с Европой (Греция, юг Италии, Литва, Белоруссия, Польша, кельтские народы Британии и Ирландии, но особенно – Австрия и Германия).

Вторая миксация также связана с народами Кавказа, восточного Средиземноморья и Аравийского полуострова и в меньшей степени литовцами, поляками, белорусами и валлийцами, даурами и другими народами северо-восточного Китая, а также якутами.

Вот такие необычные и не совсем понятные результаты выдает интерактивный Атлас. Однако надо учитывать, что он составлен на основе генетического материала 18 лезгин и примерно такого же количества представителей каждого из других народов.

Безусловно, генетическое исследование этнических общностей как одно из перспективных междисциплинарных направлений современной науки еще находится на пути своего становления, а методология исследований – явно далека от совершенства. Тем не менее возможно в ближайшее время достижения геногеографии позволит заполнить многие лакуны и откроет тайны происхождения отдельных народов.

Амиль Саркаров, обозреватель газеты «Настоящее время»