Село Ашага-Ярак


В верховьях небольшой речки Ярак-су, на южных склонах горы Каркул, в местности Хваъ, расположено село Ашага-Ярак.
Село других названий не имеет. Точное время образования не известно. Со слов аксакалов, аул возник в середине XVII века. Соседи (чулакцы и юхари-яракцы) село называют Хоар по названию местности.


Основание аула Ашага-Ярак предписывают трем братьям-кровникам из Юхари-Ярака, назвавшим свое местожительство Асккан Яракк (Нижний Ярак). Название селения происходит из двух слов: «яр» в переводе с тюркского - «гора» и «ак» - подножие горы.
Есть и другое предположение о происхождении названия села: через то место, где обосновались братья Исмаил, Бабах и Мюрч, проходила дорога государственного значения в Грузию. Слово «ракк» в переводе означает «двери», и это место как бы является входом в Табаристан (так называли тогда Табасаран).


В то время в магале Нитрих было много разрозненных аулов. Это такие аулы, как Бегран, Гюбряг, Чучгар, Амнар, Инжла, Дадага. Они и вошли в состав вновь образованного аула Ашага-Ярак.
Тухумы селения Ашага-Ярак: Аьдамяр, Бабахар, Мюрчгар, Агъяр, Аьгьмадяр, Гъадимяр, Ражабаяр, Уьсар, Асккандар, Инжлар, Гъимблаф, Дадагнар.
Все тухумы в ауле были узденями. Это значит, что крестьяне были независимыми и свободными. В то время в селении было три квартала: нижний, средний, верхний. В основном тухумы и кварталы совпадали. Роль старшины в ауле выполнял кавха, который избирался односельчанами. Все вопросы, связанные с проблемами аула, крестьяне решали на сходе. Сход обычно собирался на годекане. Сенокосы и пастбища в основном были общинными, встречались и частные владения. Лес в окрестностях аула был общим. Такие лесные массивы, как Афна, Ажний, Стхан, делили для вырубки.

Крестьяне занимались преимущественно земледелием и скотоводством.
Орудия труда (плуги, сани, лопаты, молотильные доски, веники) изготовляли сами крестьяне. Женщины в основном занимались обработкой шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных носков, паласов.
Мастеров по обработке металла было мало. Самым знаменитым мастером по металлу в ауле, да и не только в ауле, а по всему магалу Нитрих был мастер Манаф. Именно к нему приходили крестьяне из соседних аулов для изготовления сельхозорудий. Из мастеров-каменщиков известными были Ибрагимовы, Исмаил и Шихгерей, а по дереву - Секеров Али. В ауле действовала одна мечеть. Управлял ею имам, избранный всеми крестьянами, как человек, знающий ислам, опытный, справедливый, мудрый. Таким имамом был мулла Мердан. Специальных мусульманских школ, медресе в ауле не было. Обучали при мечети только арабскому письму и чтению Корана.
Яракцы принимали активное участие в революционном движении 1905-1907 гг. (Шагверди, Агабала и Кулиев Гаджимирза). Шагверди и Агабала погибли в Баку. Пламенный революционер Юзбеков Тарикули славился не только в ауле, но и в Южном Дагестане. Про него сельчане слагали песни, воспевали его мужество и бесстрашие. Имя Юзбекова Тарикули присвоено пионерской дружине Ашага-Яракской средней школы.
Наиболее состоятельными в селе были семьи Раджабовых и Гаджиагаевых. Они были раскулачены и выселены из аула за использование подневольного труда.

Халидов М.Х., участник ВОВ
Мирзабеков Б.А., предприниматель
Почти все в селе были безграмотными. На русском языке умели читать Раджабов Риза и Гаджиев Гаджи. К ним приходили не только односельчане, но и жители других сел магала Нитрих, чтобы им перевели письма на родной язык.
Большинство населения Ашага-Ярака жило в нужде. В хозяйствах с большими семьями не хватало хлеба со своего приусадебного участка. Поэтому многие были вынуждены ехать на заработки в Дербент, Баку. В начале XX века частные торговые лавки открыли Аюб, Мисрихан, Мирзамагомед.


В 1926 году в частном доме Халидова Мердана открыли четырехлетнюю школу. В ней работали Байрамов Велибек, Гусейнов Гусейбек, Мурадов Мурад, Мирзабеков Агабек и др.
Из селения Ашага-Ярак в Великой Отечественной войне участвовало 46 человек. К большому сожалению, 34 участника пропали без вести, домой вернулись 12 воинов. Их ряды из года в год редеют. Но каждый человек, который прожил достойную жизнь и оставил после себя благородный след, вместе с историей своего села и народа переживет века.


Наиболее популярным не только в селе, но и в республике является Раджабов Абдурагим Недтефович - декан экономического факультета, заведующий кафедрой организации и предпринимательства в АПК, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор. Родился в 1946 году, родовые корни из селения Ашага-Ярак, проживает в Махачкале.
После окончания Дербентского сельскохозяйственного техникума работал в совхозе «Табасаранский», а с 1967 года по 1969 год проходил военную службу в рядах Советской Армии. С 1970 года по 1979 год был студентом, затем аспирантом Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. В 1979 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
В 1980 году был принят на работу в ДагНИИСХ, а с 1982 года по настоящее время работает в Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии. Прошел все должности от ассистента до профессора.
Шихгереев Х., судья Верхсуда РД
Раджабов А.Г., профессор
Женат, имеет двух сыновей и дочку. 

Источник: mo-khivskiy.ru

Фото ©

Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 16
Мугьманар: 16
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: