Село Микрах, лезгины, история лезгин, лезгинские песни, лезгинка, танец лезгинка
 
 
Селение Микрах Докузпаринского района, расположенное на крутых склонах Шалбуздага, издавна является известным центром ковроткачества. Микрахские ковры славятся среди лезгинских ковров, как по рисункам, так и по качеству тканья, а микрахцы отличаются от других лезгин искусством быстрой работы. Среди народа распространено выражение - Если хочешь иметь дома много ковров, то женись на микрахке.

Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в народно-прикладном и ремесленном производстве. Широкой известностью пользовалось и кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное дело. 


Каждый народ лезгинской группы производил свои самобытные изделия домашнего ремесла. Так постепенно произошла специализация производства - отдельные аулы превратились в центры производства определенных изделий. Искусство изготовления ковров – яркий образец народного творчества лезгин. Складываясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, лучшие традиции коврового искусства передаются из поколения в поколение. Лезгинские ковры отличаются яркими красками, сложным орнаментом, что говорит о большом художественном вкусе мастериц. Основным изобразительным мотивом ковров является ромб - фур (в переводе с лезгинского языка означает яма). Обычная композиция ковра состоит из трех ромбов различных вариантов. В кусарских, микрахских коврах можно встретить ромб, украшенный геометрическим орнаментом – поднос с крупными цветочными розетками.         



Наряду с ворсовыми коврами лезгины издавна вырабатывали и ковровые изделия без ворса. Из них наиболее распространенными были сумахи (паласы) - ковры с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой. Также вязались разнообразные хурджуны (дорожные сумки), чувалы (мешки), и, конечно же, узорные носки – кюлютар. Построение узоров на вязаной обуви очень близко к ковровому орнаментальному искусству и у каждого селения был свой неповторимый рисунок. Вязались носки круглый год и женщины достигали высокого мастерства в этом деле. Наиболее древним орнаментом для украшения лезгинских цветных носков следует считать герметический орнамент (изображения в виде завитков зигзагов, ромбовидных фигур и др.), которые предназначались для пожилых людей. В изделиях для детей и молодежи больше использовались изображения животных, птиц и даже человека.           

В Дагестане, почти каждая высокая гора, по народному преданию, считается священной. Это, действительно, отголоски язычества и зороастризма, которые в Стране гор сильны до сих пор. А всё началось, согласно старинной легенде, с приезда в село Микрах  двух братьев-праведников. Один из них неожиданно умер и был унесен стаей прилетевших белых голубей. Люди поднялись на Шалбуздаг, отыскали тело, похоронили его, прославив праведника как святого. А могила стала местом паломничества. И традиция навещать летом священную гору сохранилась до наших дней. Едут сюда не только дагестанцы, но и жители соседних республик. И в этом есть зерно Истины. Обязательно ли смотреть диковины других стран, когда еще не все успел посмотреть на своей родине? 



Возможно, это и не Хадж, а поклонение родным местам, память об ушедших поколениях предков и воспитание патриотизма у молодежи. Стоя на вершине Шалбуздага, увидев величественную панораму Кавказских гор, каждый горец на мгновение затаит дыхание, перед красотой родной земли. И если человек семь раз поднимется на одну из вершин Кавказа, оглядится вокруг, испытает восторг, гордость и благодарность, за подаренную ему аллахом землю, – разве это не будет Хадж? 

Источник: Кусарские новости. Два последних фото с сайта odnoselchane.ru
Лента новостей
Загрузка...
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 628
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 25
Мугьманар: 25
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: