Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 29
Мугьманар: 29
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Декабрь » 27 » Не слышно передач на лезгинском языке

16:15

Не слышно передач на лезгинском языке


Не слышно передач на лезгинском языке
Еще 20 лет назад, 16 сентября 1992 года подписанный президентом Азербайджанской Республики Указ " О защите прав и свобод, государственной поддержке языка и культуры, проживающих в Азербайджанской Республике национальных меньшинств, малых народов и этнических групп»  был встречен с большим сомнением со стороны общественности. 

В связи с этим указом в нашей республике начали проводить ряд мероприятий, одним из которых стала 15-минутная радиопередача «Араз», вещавшая раз в неделю на лезгинском, талышском и курдском языках. Передача была создана в январе 1993 года. 

Лезгины, считавшие это важным фактором развития демократии, надеялись в дальнейшем на увеличение времени вещания таких программ. Однако прошло 20 лет, а надежды не оправдались. Наоборот, несколько лет назад программа передач «Араз» и вовсе была закрыта.  Подобные передачи стали вещать  на других частотах, которые не были доступны на территории нашей республики, поэтому   население не могло их слышать.

По этой причине десятки людей обращались в редакцию лезгинской газеты «Самур». В газете было опубликовано несколько статей, информация была доведена до сведения соответствующих организаций. Наконец, в газете  «Самур», от 28 сентября 2006 года, мы обратились с открытым письмом к председателю Закрытого Акционерного Общества «Государственное Телерадиовещание Азербайджана» Арифу Алишанову. К сожалению, это обращение и по сей день осталось без ответа. Последующие обращения также остались безответными.

Несмотря на это, в очередной раз мы напоминаем руководству ЗАО «Государственное телерадиовещание  Азербайджана», что уже тысячи людей не верят в освещение лезгинских программ за рубежом. Поскольку ни в одной из соседних стран, нет свидетельств этому. До каких пор будет продолжаться такое халатное отношение к передачам для народов республики, призванных развивать  их языки и культуры?

В январе следующего года, на гостелерадиовещании будут отмечать 20-летие программ на лезгинском, талышском и курдском языках. Вот тогда  должен быть поднят вопрос об увеличении времени  радиопередач для малых народов,  а также создании на указанных  языках телевизионных передач. Мы уверены, что так оно и будет. 

Этого требуют и достижения в связи с расширением демократических институтов в стране за последние годы и рост влияния Азербайджана на международной арене.

Также предлагаем ознакомиться с текстом на азербайджанском языке, опубликованным в издании «Самур»

Ləzgi dilində verilişlər eşidilmir 

İyirmi il bundan əvvəl, 1992-ci ilin sentyabrın 16-da Azərbaycan Respublikası Prezidentinin imzaladığı "Azərbaycan Respublikasında yaşayan milli azlıq, azsaylı xalq və etnik qrupların hüquq və azadlıqlarının qorunması, dil və mədəniyyətinin inkişafı üçün dövlət yardımı haqqında" fərman ölkə içtimaiyyəti tərəfindən böyük rəğbətlə qarşılandı. Həmin fərmanla əlaqədar respublikamızda bir sıra tədbirlər həyata keçirilməyə başlandı. Belə tədbirlərdən biri 1993-cü ilin yanvarında "Araz" proqramı ilə ləzgi, talış və kürd dillərində həftədə iki dəfə 15 dəqiqəlik verilişlərin səsləndirilməsi oldu. Bunu ölkəmizdə demokratiyanın inkişaf etdirilməsinin mühüm amillərdən biri kimi qəbul edən ləzgilər gələcəkdə verilişlərin vaxtının artırılacağına böyük ümid bəsləyirdilər. Lakin 20 il ötməsinə baxmayaraq, bu baş vermədi. Əksinə, bir neçə il əvvəl milli dillərdə verilişlərin "Araz" proqramı ilə yayımlanması saxlandı. Həmin verilişlər başqa dalğalarda yayımlanmağa başlandı. Elə dalğalarda ki, onlar respublikamızın ərazisində yayılmır və əhali bu verilişləri eşitmir.

Bu səbəbdən onlarca insan "Samur" qəzeti redaksiyasına müraciət etmişdir. Bununla əlaqədar qəzetdə bir neçə məqalə dərc olunmuş, həmin məsələ əlaqədar təşkilatların nəzərinə çatdırılmışdır. Nəhayət, "Samur"un 28 sentyabr 2006-cı il tarixli sayında Azərbaycan Televiziya və Radio Verilişləri Qapalı Səhmdar Cəmiyyətinin sədri cənab Arif Alışanova açıq məktubla müraciət etdik. Təəsüf ki, həmin müraciət indiyə kimi cavabsız qalıb. Sonrakı müraciətlərimiz də eşidilməz olub.

Buna baxmayaraq, növbəti dəfə Azərbaycan Televiziya və Radio Verilişləri Qapalı Səhmdar Cəmiyyətinin rəhbərliyinə xatırladırıq ki, artıq minlərlə insan ləzgi dilində verilişlərin respublikamızdan xaricdə yayımlandığına da inanmır. Çünki qonşu ölkələrin heç birində bu verilişləri eşidən yoxdur. Respublikamızın xalqlarından ötrü yaradılmış, onların dillərinin inkişafına qulluq edən verilişlərin belə aqibəti nə vaxta kimi davam edəcək?

Gələn ilin yanvarında respublika radiosunda ləzgi, talış və kürd dillərində verilişlərin yayımlanmasının 20 illiyi qeyd olunacaq. Belə bir vaxtda söhbət bu dillərdə radioverilişlərin həcminin artırılmasından, həmin dillərdə televiziya verilişlərinin yaradılmasından getməlidir. Əminik ki, belə də olacaq. Bunu ölkəmizin son illər demokratik təsisatların genişləndirilməsi sahəsində qazandığı nailiyyətlər, onun beynəlxalq aləmdə getdikcə artan nüfuzu da tələb edir.

Газета «Самур»
Перевод материала осуществлен на базе Лезгинского национального портала - ЛезгиЯр











Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезги TV-Радио | Просмотров: 7657 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгинское тв, Лезгины на ТВ

avatar
1
Ну если будете азербайджанцев обзывать и кентоваться со всякими шахназарянами то конечно и не увидете и не услышите ничего на своём языке.
dry
или этоа армяне тут под лезгинскими никами будут отшиваются ? првовокаторы им это и надо
angry

Обратитесь к президенту Азербайджана.
чёж молчите ?
Ответ: Предупреждение
avatar
2
Ооо при чем здесь обзываться или не обзываться!? При чем провокаторы? Провокаторам поддаются государство,которыое обязано обеспечивать функционирование языка коренного народа на своей территории?
avatar
3
ИншАллах будет радио и тв на лезги, талыш и т.д. У лезгин есть свои СМИ, пусть начнут давление на власть по этому поводу. Только все надо делать с умом. Власти могут в миг перевести стрелки на армян, мол это их дела и тем самым дискредитировать все начинания лезгинских активистов. Все должно идти по плану, степ бай степ, а не на кавказский манер - кинжал в руки и яллах..

Нужно понимать, что цель осуществляема и она не идет в разрез с конституцией и международными нормами. Но несмотря на это нужно вести борьбу за свои права адекватно. Не надо идти на конфронтацию на пустом месте и искать врагов в лице целых народов, которые даже не в курсе почему их ненавидят. Кроме того не надо вступать в сомнительные союзы с врагами народа с которым вы живете на одной земле и делите один хлеб. Есть круги азербайджанских ультра нациков и безмозглых пантюркистов и прочих одноклеточных, которые спят и видят, чтоб лезгины сожгли все мосты соединяющие наши народы, ибо это играет им на руку, но тем самым представляет никакой угрозы для Азербайджана.
avatar
4
"ZAQ1" ЦЕНЗУРА
Ответ: Правилам сайта запрещено переходить на личные оскорбления.
avatar
5
Пока ЦЕНЗУРА политика гейдара азербайджанизация на Лезгинских территориях будет действовать,никакой Лезгинской радио и ТВ не будет .Поэтому нам Лезгинам остаются один путь-бороться против азербайджанства.Аллагьди чаз куьмекрай ин квалахдал.
avatar
6
Не слышно передач на лезгинском языке?И никогда не услышите
avatar
30
не надо так
avatar
7
: Не верь,не жалуйся,не проси!: Выход только-один! Опираясь на инструментарную помощь врагов этого ЦЕНЗУРА образования---ЛИВАНИЗИРОВАТЬ его!!! Пы.Сы. Алтайцев- на АЛТАЙ!
avatar
11
... сквозняк!
Надо думать о возможных действиях и начать с реально выполнимых задач. Какие они, давайте предлагать!
avatar
8
А в Дагестане есть для них что то подобное (кроме мест на базаре)?
avatar
10
Найти себе место в базаре, это уже начала пути к успеху. Базар и Вокзал являются базовыми принципами культурной интеграции и освоения новых территорий. Сначала базар, потом базарком, а потом уже в начальники. Схема безупречна надежная, прошла все испытания временем.
avatar
9
готовьте еше одно обращение. С подписями общественных деятелей не только лезгинских, в том числе авторитетных в республике людей, правозащитных институтов и организаций. Копию отошлите в ООН верховному комиссару по правам человека .
За это никто Вас не сможет упрекать. Найдите одного азербайджанца в роде Рустама Азимова для сбора подписей, но за Лезгин. Неужели из 8 миллионов не будет одного азербайджанца поддерживающий своих мусульманских братьевт Лезгин.
Требование должно быть ТВ передача и Газета на лезгинском языке на бюджетной основе, как в Дагестане. по 500 тыс. манатов в год каждому направлению. Ничего невозможного, меньше чем любой памятник Гейдару Алиеву в сумме.
Язык, образование, история и культура -вот тематика! ТВ передача "Лезгины", газета "Цъар"
avatar
14
Давайте на чистоту. Вот вы говорите, что в России есть телевидение для лезгин, однако не говорите о том, в каком состоянии это телевидение. Бросим эту тему.

В РФ есть федеральные каналы - первый канал общественный ОРТ, далее Россия 2, НТВ...Считаются самыми центральными каналами. Теперь вспомним, в каких сводках фигурируют там лезгины? В никаких, временной time для лезгин в этих каналах не существует. Факт? Факт

В Баку же есть общественный канал, центральный ITV , а также каналы Лидер-АНС-АТВ и т.д, в которых, замечу, есть временной time для лезгин. Факт? Факт.

А каналы в Дагестане и прочее не имею силы ибо зрительный диапазон куда низок, чем, допустим Лидер ТВ...

Почему лезгины РФ не требуют у ОРТ, Россия 2, НТВ региональных передач?

У лезгинов Азербайджана нет своего телевидения - это тоже факт, однако есть то, чего нет у лезгин РФ...

В общем и на Юге, и на севере есть свои проблемы, нет семьи без проблем...Просто нужно поднимать темы, дипломатией решать, а не топорными методами..иначе и северных и южных поставят на пятую точку и надолго...поскольку нет у нас организованный силы, нет единой цели...
avatar
15
И добавлю, таким образом лезгин, проживающий в США, либо в любой части Европы, имеет больше шансов увидеть лезгинскую передачу на Лидер ТВ, чем с других каналов, так как , к примеру Касумкент ТВ не ловит за пределами Дагестана...
avatar
43
Приведите ссылку хоть на одну передачу на лезги ч1ал этого Лидер тв,а не просто ц1апские рассказы о лезгинах.
avatar
12
WTF is Rustam Azimov?
avatar
13
Ай да лезгины!
Не прошло и полгода, а уже просят телевидение...
Красаффффффчики! На новый год Ильхаму такую бонбу под задницу. Ильхам и своих тюрок боится, а тут лезгины телевидение просят.

Ну это обращение они тоже продинамят. Всегда прокатывало, почему бы и в этот раз не попробовать замолчать тему.

Вон, друг наш Azeribala, уже с амортизатором пробежал:
Цитата
будет радио и тв на лезги, талыш и т.д.

Подкладывает амортизатор.

Но ведь тема то не заглохнет... smile
Azeribala
Цитата
не надо вступать в сомнительные союзы с врагами народа с которым вы живете на одной земле и делите один хлеб.

Так и в чем проблема? Под зад коленом этому "народу" biggrin
Вот моя точка зрения
http://www.yerkramas.org/2012....oshenij
Цитата
Carthago delendam esse – Карфаген должен быть уничтожен!
В наших умах и сердцах Азербайджанская республика уже мертва.

Так что, Azeribala, дайте лезгинам что просят и еще чуууууууть больше. Хоть кто-то назовет вас порядочными людьми.

А то очень удобная позиция посылать нах..., поясняя тем что "вы сотрудничаете с врагом, поэтому фиг вам"
avatar
16
Лавхрентий,, У лезгин начальный этап национального возрождения. Они пока как младенцы в этом вопросе. Армяне по сути своей подлые, коварные и хитрые, они сразу воспользовались этой картой, но вы не знаете лезгин. Они не манипулируются по складу характера и тендируют к справедливости, в отличие от хайванов. Почему мы так спокойны и уверены в лезгинах? Потому что мы их знаем. Мы не боимся повернутся спиной к ним, ибо не ожидаем подвоха. Лезгин не ударит в спину, это ниже его достоинства.

Младенцы верят всему что нашептать им в ухо, но это будет происходит не всегда. Через определенный период они начнут думать сами. Я не отрицаю проблем лезгин, но их надо решать адекватно и пропорционально. Не будут лезгины подымать оружие на азербайджанцев или игнорировать карабахскую проблематику из-за того что у них нет ТВ в АР. Так что хайваны, не теряйте времени, займитесь скажем курдами, может получится. Все те кто сотрудничает с вами - это исключение.
avatar
45
этих "младенцев" больше всего в свете боялся Гейдар Алиев. Интересно, чего ваш "ум, совесть и честь нации" так и не смог освободиться от этого страха до самой смерти. Во времена своего правления, кого он репрессировал и сажал в тюрьмы, ровно половина были лезгины. Он панически искал среди лезгин себе конкурентов. Об этом в те времена говорили и шептали все. Что стоит его первая речь о Садвале, когда его избирали председателем верховного совета. " ....я всех вас поздравляю! ... разговаривал с министром юстиции России, организацию "Садвал" закрыли". Короче, тыры-пыры и сайахлама!
Мы не младенцы, мы просто не подлые как падары и прочие.
avatar
17
В ужасном, помимо второсортных песен...есть конечно и фильмы - индийские, или какие-то арабские..

О лицензионных передач и фильмов вообще не стоит говорить
avatar
18
cool Тоже Путин виноват?
Кто же виноват в том, что на лезгинском канале НЕТ НОРМАЛЬНЫХ передач?
Вам лезгинам в России дали канал. Так развивайте его!
Создавайте передачи.

Мы же говорим о том, что в АзР лезгинам НЕ ДАЮТ своего канала...
ЛезгиЯр, что вы не по делу адвокатом Ильхама выступаете?
Вот если бы Azeribala дал вам канал, а вы бы с ним обращались так как в Дагестане, то базара нет.
avatar
19
А кто виноват? Конечно администрация президента, ведь Газпрому легче 100 млн. потратить на Халка и Витселя, нежели спонсирование канала. Такого рода проблема и в Азербайджане

Я не выступаю в качестве адвоката, я люблю честность и честно предъявлять. Я не отрицаю, что проблемы существуют..Просто хотелось бы побольше адекватного подхода, без наличия двойных стандартов.

Понимаешь Лаврик, я попал в некий "ступор", когда спортсмена Альберта Селимова перечислили к предателям по причине его выступления за клуб Баку Файрс, он победил и однако та же самая ситуация, когда Джабар или Хабиб поднимают российский флаг - это в порядке вещей. Пора избавляться от двойных стандартов

Прочтите пожалуйста сколько поздравлений поступило Селимову http://lezgi-yar.ru/news....16-1006

Та же ситуация, но с российским бойцом http://lezgi-yar.ru/news....20-1010

Таких примеров на сайте пруд-пруди

Напомню, все они являются лезгинами, только география разная, соответственно подход общества разный...Вот в чем наша проблема и, думаю, армяне и азербайджанцы здесь должны воздержаться от комментариев, это проблемы лезгинского толка
avatar
21
Не понимаю вас.
При чем тут "Газпром"?
У вас есть канал. Вот и скидывайтесь на его наполнение контентом.
Канал вам дай, за вас еще контент прикупи, наладь-настрой, пережуй и в рот положи.

Уважаемый ЛезгиЯр, при всем моем лично к вам, у вас в Дагестане есть все возможности развивать автономию. В добрый путь!
avatar
22
"Средства у нас есть, у нас ума не хватает" (с)
avatar
23
не прибедняйтесь! все у вас хватает...
И миллионэры у вас тоже есть, которые могут даже док. кино профинансировать.
Бардак прекращайте и вперед!
avatar
40
Вообще-то Селимов тоже Российский боец,родишийся и живущий в Каспийске и всего в своей жизни достигший в Росии.А по поводу каналов это несравнимые вещи абсолютно.
avatar
20
Кстати, хочу напомнит, что возрождение лезгинского самосознания в АР идет по шине - Седегет Керимова, М.Маликмамедов и ко., а не по шине флнка и других гавкающих субъектов. За последние 3-4 года пошел скачек в активности лезгин- Самур, Алем, Сувар и т.д. имеют успех. Я не сомневаюсь, что лезгины добьются в скором времени и ТВ и радио на своем языке. Кстати первая партия учебников лезгинского языка уже вышла в Баку. Одним словом, даже при такой власти есть прогресс. Будем надеется на лучшее.
avatar
47
Твои хитрости выглядят как горе от ума. Учитель наставник замаскированный шкурой карагойунлы. Никакой пользы от тебя здесь, как кроме вбивать клин. Вы задыхаетесь в собственном страхе. Кто будет готовить контент в Лезги ТВ. Ты же начнешь с президента и его достоинства, во имени святого Отца и Сына.
С другой стороны, удивляюсь дебильности этих аз. идеологов, да создали бы и ТВ и Радио и посадили бы туда пару пилибеев -с утра до вечера пусть пенят во славу "азербайджнства" и "бир миилетик"!
видишь ли Гоюнбала, у них даже на это не хватает ума и смелости. Рожденным гойунам-шенгулюмам выпала судьба сыграть роль волчий стаи.
avatar
24
попрашайки нам дадут канал?смешно.Ведите воспитания в свох семьях против азерб-анству-вот тогда мы можем конкретно требовать а не просит.
avatar
26
Ф. Абосзода; Основная часть тюркских кочевников появилась в Азербайджане как чернорабочие, а другая - как попрашайки.
LAR, Вы как всегда правы на 100%.
avatar
25
Закрыли "Садвал" как пособницу дашнакских террористов. Никто лезгин в терроре не обвинял, всегда говорили о хайванском носе в этих терактах. Это еще раз подтверждает мои слова о суфлерах и младенцах.

Что касается автономий, то ты как армян не можешь судить как разные этносы могут мирно сосуществовать в одном государстве. Твой ЦЕНЗУРА будучи в начале 20-го века многонациональным вдруг от доброты хайванской стал моноэтничен, и это за какие-то 50-60 лет. Это и есть одна из причин почему я вас называю ЦЕНЗУРА.

Я склонен к тому, что образование территориальных автономий по этническому составу в регионе, где по соседству живут народы вроде вас и империями вроде России, тем более в многонациональном обществе не приведут к долгосрочному миру. Я(Мы) предлагаю(ем) более лучший вариант- Государство где нет титульной нации, где у всех равные права и каждый этнос мог развиваться как ему угодно в рамках конституции! Культурные вопросы народов должны решаться сугубо в рамках культурной автономии. Есть дополнительные проблемы, но и они решаются.

Отсюда вытекает вопрос о отношении лезгин Азербайджана к карабахскому конфликту. Если уж лезгины часть общество, то надо и "саночки возить", я не сомневаюсь в том что лезгины будут активно учавствовать в войне, тем более это их стихия. Не всегда людьми движит только лишь этноцентризм и собственная выгода, но тебе, ахпер джан, этого не понять...
avatar
33
Азерибала как думаешь сколько здесь настоящих лезгинов ? biggrin
avatar
27
LAR, ЦЕНЗУРА
avatar
28
Ф. Абосзода такое сказать не мог. Тюрки были завоеватели..
avatar
32
а чё такое Абосзода ? tongue
avatar
44
Завоевателями были тюрки-монглоиды,кипчакская военная и политическая элиты,а не огузы,от персидского агъуз-низменный,низкий.Вы всегда были погоняемым стадом у кипчаков.
avatar
29
Да Азерибала ты прав,
действительно там где появлялись армяне , потом исчезали местные народы - в Западном Азербайджане (армения), Карабах, Джавахети.
Лезгины с другим менатлитетом, они конечно не способны предать и воткнуть нож в спину как армяне.
Под прикрытием русских - армяне уже воткнули ножи в спину туркам, азербайджанцам, грузинам.
ну турки особенно их проучили.
теперь армяне называют это "геноцидом", хотя на самом деле никакого геноцида не была, а было ликвидация армянского терроризма.

короче армяне облажались по полной в Турции, остатки убежали в Азербайджан и там начали резать азербайджанцев и опять под прикрытием русских. Но и там в Азербайджане армяне облажались - на помощь азербайджанцам пришли турецкие солдаты и уничтожили там десятки тысяч армянских головорезов.

Но и на этом армяне не успокоились - когда русские большевики захватили Грузию армяне тут же развязали против грузин войну с целью захвата грузинских территорий. И это после того как только что грузины приютили армянских беженцев.

Вобщем армяне шансов на подлость предательство и беспредел не упускали, пользуясь тяжёлым положением соседей.

Теперь они видите-ли "друзьями" лезгинов заделались,
у армян вообще нет, не было и не будет ни друзей, ни родственников.
angry
И вообще какое собачье дело армянам будет у лезгинов там своё тв или нет
Ответ: Армяно-азербайджанский конфликт здесь не обсуждается. Просим учесть это
avatar
31
да вы уже дорешались до самого 1915 tongue ,
решайте дальше, только когда Эрдоган вас департирует не обижайтесь, а то уже поплакали после его заявления, умоляли его
avatar
34
Лезгины я желаю вам своего тв на родном языке, честное слово. smile
avatar
35
окей понятно ! smile
avatar
36
армянин Лаврик ЦЕНЗУРА
Ответ: Во-второй раз предупреждаю: Никаких армяно-азербайджанских разборок на ЛезгиЯре
avatar
37
ZAQ1, Обосзоде - это есть Абасзаде, но только с очень узким ртом.
avatar
38
Да уважаемый!!!!! забыли с вами проконсультирваться создавая сайт!!!!!! вам не дают покоя старые обиды или комплекс неполноценности?

Вам не нравится сайт или LezGiYar ?????????????
avatar
39
i gde est kanal tv na lezginskom , hotelos bo posmotret ?????? esli est konechno
avatar
41
тюрки! домой!
avatar
48
ЦЕНЗУРА
avatar
42
и не услышите тв и радио! вы рабы! ЦЕНЗУРА
avatar
46
кому арбуз?
avatar
49
123 ты армянин
avatar
50
Саламалейкум!

--
Ответ: ДозаСчастьЯ:Пишите по теме
avatar
51
кто бы говорил))
avatar
52
админы почему блокируете))))
avatar
53
"55 ZAQ1 Вчера 15:41" 123 ты армянин"
--
-------------------------
Ответ: ДозаСчастьЯ:без оскорблений,пожалуйста.
avatar
54
(админ) =) еда это не оскорбление =)

я просто ответил этому татару, что я не армян.
Ответ: ДозаСчастьЯ:мне виднее
avatar