Статистика Форума
Обновленные темы
Популярные темы
Активные лезгияр
Новые пользователи
Подарок ребе... Ответов [ 2 ]
Естественный... Ответов [ 19 ]
Шиирар Ответов [ 246 ]
обои Ответов [ 1 ]
Какой курорт... Ответов [ 2 ]
Вопросы-отве... Ответов [ 1150 ]
Анекдоты Ответов [ 383 ]
Любимые или ... Ответов [ 257 ]
Шиирар Ответов [ 246 ]
Музыкальное ... Ответов [ 213 ]
Слезинка Постов [ 2159 ]
Лань@Админ Постов [ 643 ]
LezGiYar Постов [ 565 ]
Ярушк@ Постов [ 376 ]
Lek5 Постов [ 326 ]
PastukhДата [ 17.12.2024 ]
UnknownMolluskДата [ 26.11.2024 ]
DadariorsvДата [ 10.11.2024 ]
DadariorsДата [ 04.11.2024 ]
DmitriusfeДата [ 30.10.2024 ]
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ДозаСчастьЯ, Ярушк@  
Ч1ал ва тарих
 
Сообщение 18.03.2013, 16:27
Сообщение #1


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
Лезгинский язык

Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, - носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним "лезги" находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании (если не учитывать сходство "лезги" с "пелазгами"). Согласно историкам, этнографам и лингвистам (Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие) этническое название "лезги" идентифицируется с другими подобными названиями племен "лазг", "лакз", "лег", "лек", "гел" и т.п., составляющих основное племенное объединение Кавказской Албании. Племена Кавказской Албании, приведенные в "Алупанской книге", отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; "кирк" ("Киркар" - лезгинское селение), "мик" ("Микрагь"- лезгинское селение), "гили" ("Гили-яр" - лезгинское селение), "муш" ("Мушкур" - лезгинское топонимическое на-звание); "уди", "лег", "лезг", "цах", "кас", "шек", "сул", "чур", "сек", "тапас" - лезгиноязычные племена; "кел", "хеб", "ц1егь", "хеч", "хьел", "гав", "них", "шек", "мух", "лекь" -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств - греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название - "лезгины" и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании - "албанцы", происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только "обобщающий" характер. Нам кажется, что слова "лезги" и "лезгияр" не только показывают число (единственное и множественное соответственно), но и олицетворяют понятия "племя лезг" и "лезгинские племена".


--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 22.03.2013, 16:53
Сообщение #2


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
С III тыс. до н.э. в северо-восточной Месопотамии жили племена кутиев, язык которых отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, они были родственными хурритам. В конце XXIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. до н.э. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии.
В "Алупанской книге", как одно из племен Кавказской Албании (Алупана), отмечается племя "мушк", которое было расположено у устья реки Кьулан-вац1 (букв. Серединная река; современный Самур). Северо-восточная часть тер-ритории современного Азербайджана до реки Самур и ныне называется "Мушкур" - родина народного героя лезгин XVIII века Гаджи Давуда Мушкурского.
По мнению И.М. Дьяконова, "мушками" назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что отдельные языковеды ошибаются, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя "мушки" в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригъ Хивского района (Южный Дагестан) тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение "фригийцев" с "фригъцами" не является случайным.


--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 03.10.2013, 21:27
Сообщение #3


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 
Лезги Къадир

Чи классикар

XVII виш йис вири лезги халкьдин уьмуьрда хьиз, чи литературадани гзаф залан девиррикай сад я. А чIавуз яшамиш хьайи шаирри халкьдин залан кьисметдикайни уьмуьрдикай, чапхунчийрин вагьшивилерикай, Ватан кIевера авай гьаларикай рикIел аламукьдай эсерар кхьенва. Чи шаирри чпин шиирар гьам лезгидал, гьамни араб, фарс, туьрк чIаларал теснифзавай. А чIавуз анжах са чIалал кхьей шаирар чал кьериз-цIаруз гьалтзава. Тарихдин чешмейрай анжах са чIалал - арабдалди кхьей шаиррикай Гьашим ал-Ахтыдин тIвар малум я. Ам гзаф зурба къелемэгьли тир ва адан са кьадар эсерар араб уьлквейрани машгьур хьанай. Гьашим ал-Ахтыди виликан араб чIалалди кхьей лезги шаиррилай тафаватлу яз и чIалал чи поэзиядиз лезги темаярни гъана. Мисал яз ада Ахцегьин гьалар тесниф авур шиирар къалуриз жеда.
Са шумуд чIалал кхьизвай устадрин арада Лезги Салигь, Къалажугъви Забит, Имам Куьреви ва Лезги Къадир вириниз сейли хьанай. Абурукай Лезги Къадира кьве чIалал - лезги ва туьрк чIаларал кхьизвай.
XVII асирда яшамиш хьайи Лезги Къадир чи литературадиз Ватандихъ ва ватанпересвилихъ галаз алакъалу тир темаяр гъайи шаир я. Ам Куьре вилаятда дидедиз хьана. Шаир дидедиз хьайи хуьр икьван чIавалди тайинариз хьанвач. Халкьдин меце Къадир “Къураба” лакIаб алай шаир хьизни ама. Вичин хайи хуьре, хьайи кIвале са шад югъ такур Къадир хуьрба-хуьр, элба-эл, къураба хьиз къекъвез хьана. Шаирдивай халкьдин кьилел атай мусибатар, миллет маса гузвай ксарин ламатIвилер эхиз хьанач ва ада и темадай гзаф шиирар кхьена. Халкьдин мецин эсерра чал Къадиран тIвар алаз са кьадар манияр гьалтзава. И манияр гъам-хажалатдив, хифетдив, асретдив ацIанвай рикIин сузайриз ухшар я:

Хажалатрин кьакьан кIеле
ЦIуьриз тежер фагъир я зун.
Бахтсуз хана, хайи кIвале
Шадвал такур Къадир я зун.

* * *
Заз Къураба Къадир лагьай,
Руш ви гафар гьикI эхин за?
Ашкъидикай са пай тахьай,
И дерт суруз гьикI тухун за?

* * *
Яд эллера рикIиз къайи
Зун хьтиндаз макан женни?
Хайи деге барбатI хьайи,
Къурабадиз Ватан женни?

Манийрай аквазвайвал, Къадир хъсан шаир хьиз, хъсан ватанпересни тир. Вичин хайи кIвал-югъ, хайи Ватан бахтлу яз акун адан рикIин мурад тир. Амма а девирда адан мурадар кьилиз акъатун мумкин тушир. Адавай халкьдин кьилел къвезвай мусибатар ижтимаи къурулушдихъ галаз алакъалу тирди, и къурулуш дегишар тавуртIа, белани алудиз тежерди кьатIуз жезвачир.
Сифте яз Лезги Къадиракай малумат гайиди филологиядин илимрин доктор Мавлуд Ярагьмедов я. Ада шаирдин Ахцегь жуьнгуьнай жагъу-рай шииррикай сад вичин “Дагъус-тандин савкьватар” (азербайжан чIалал, Баку, 1987-йис) ктабда чапна. Эхиримжи вахтара Лезги Къадиран шииррикай са кьадарбур мадни жа-гъанва. Агъадихъ чна шаирдин “Пака-ман шагьвар” тIвар алай шиир гузва.

ПАКАМАН ШАГЬВАР

Пакаман шагьвар, зи фагъир гьалдикай,
Агакьра ван яргъа авай эллерив.
Зулумрикай фелекдин, чав къалрикай,
ЦIигел хьункай, лагь, зун къизил гуьллерихъ.

Зи гъам чIугваз, дидед рикIел хьанва тIагъ,
Кими тежез вилерилай туькьуьл нагъв.
Зи бахт, вичел хажалатрин алаз дагъ,
Аватзава дерин-дерин вирериз.

Гурлу селлер авахьзава азгъундиз,
Къати я гар элкъвезавай чайгъундиз.
Лейлидивай къакъатнавай Межнун хьиз,
Авара яз катнава зун чуьллериз.

Жуван миллет маса гун туш жедай кар,
Мусибатри тавурай чаз дуьнья дар.
Чи миресрив агакьра зи дуьз хабар,
Аватункай, лагь, зи гими гьуьлериз.

Къадир я зун шадвал такур гьич кIвале,
Хажалатрин залан пар я зи шеле.
Ажалди вахт ганва, кьенвач зун гьеле,
Кхьена, дерт пайзава за эллериз.©




--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 30.10.2013, 21:32
Сообщение #4


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 01.11.2013, 16:13
Сообщение #5


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
Лезги ч1ал

Багьа я заз, уьмуьр хьиз, зи лезги чlал,
Ифирнавай чатухъандин къати цlал.
Рекьидалди акъат тийир кlарабрай,
Туруни хьиз, акъуддай зун азабрай.

Чlала тунва чи сивера мез ширин,
Ада чирна алуд ийиз дерт серин,
Къуват гана, гъалиб жедай, женгина,
Гьахьна рикlе, къизмишвилин ялав хьиз,

Ам къекъвезва зи манид гьар бендина.
Дуствилелди, стхавилин къулав гъиз,
Руьгь кутуна чак садвилин, ашкъидин,
Чим гузава мерд рикlиз гьар лезгидин.

Рахурзава чlагъан, чуьнгуьр, далдам, тар,
Машгьурзава хуш авазрал чи патар.
Эминанни Сулейманан ял галай,
Тарихдал чан хкиз авай, зар алай.


--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 01.11.2013, 16:44
Сообщение #6


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
Дасхуьруьнви Моисей

ЧIехи зари ва алим Дасхуьруьнви Моисей VII асирда Алпанис-танда яшамиш хьана. Ам дуьньяда вичин "Алпанистандин тарих" ктабдалди машгьур хьанва. И къадим эсер 625-йисуз алпан чIалал кхьенва, са шумуд виш йис вилик эрмени, урус, француз ва маса чIалариз таржума авунва. Адан копияр Эрменистандин Матенада-ран библиотекада хуьзва. "Алпанистандин тарих" лезги халкьарин тарихдикай теснифнавай сад лагьай чIехи эсер я. Тарихчиди вичин ктабда IV-VI асиррин алимрин ктабрикай менфят къачунва ва вич шагьид хьайи вакъиай-рикай суыъбетзава. Суьгьбетни кIелиз хуш къведайвал, рангар ядай гафар ишлемишиз, авунва. Моисей Дасхуьруьнвиди "Алпанистандин тарих" ктабдалди лез¬ги миллетрихъ цIийи аямдин сифте асирра кьилди гьукумат, культура, кIел-кхьин ва литература хьайиди субутарзава. И къимет авачир хьтин ктабдалди чIехи камалэгьлиди гьам вичин халкьдиз, гьамни вичиз зурба гуьмбет эцигна.


--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 01.11.2013, 19:04
Сообщение #7


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
Кушуви Михьитар

ЧIехи зари ва алим Михьитар (тарихдин ктабра ам Мхитар Гош яз гьатнава) Алпанистандин Куш хуьре дидедиз хьана. Кушуви Михьитаран зурба ирс яз кьве ктаб ама: " Алпанрин тарих" ва "Къанунрин кIватIал". Сад лагьай ктабдин тIварцIяй аквазвайвал, М. Кушувиди Моисей Дасхуьруьнвиди башламишай кар давамарна - Алпанистандин тарихда хьайи агьвалатар галай-галайвал кхьена. Санлай къачурла абур XII асирдиз талукь я. Кьвед лагьай ктабда алпан халкъарин адетар ва хашпара диндин къану-нар кIватIнава. М. Кушувидин ктабар эрмени, азербажан, урус ва маса чIалариз таржума авунва. Абур лезги халкьарин тарихдин, культурадин ва литературадин къиметлу ивирар-гуьмбетар я. Кушуви Михьитар 1213-йисуз кечмиш хьана.


--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 02.11.2013, 22:21
Сообщение #8


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 
Цитата murad84 ()
murad84

сагърай.мад сеферда источникни къалурнайт1а,пара хъсан жедай))


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 11.11.2013, 15:47
Сообщение #9


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 11.11.2013, 19:21
Сообщение #10


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 
©


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 18.11.2013, 09:23
Сообщение #11


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 161
Регистрация: 06.12.2011
Из: Перу
Пользователь №: 286
Отсутствует

 
Меня смущает слово "копия" в письме Гьажи Исмаил Эфенди


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 18.11.2013, 20:15
Сообщение #12


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
Бадеди зи дидедиз

Аманат яз гана чIал.

Зи буржи - вахкун я ам

Зи балайрив авайвал.

Раида Саидова


--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
[Прикрепленный файл 4506597.png (0.1 Kb) ]
 
Сообщение 18.01.2014, 11:17
Сообщение #13


Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует

 
Начиная с VIII века, после завоевания арабами Кавказа, в Лезгистане распространяется арабский язык, литература и культура. Албанский алфавит, которым лезгинский народ пользовался в течение нескольких веков, стал вытесняться из сферы употребления. Вместо него лезгины начали применять в письме новый алфавит, созданный на арабской графике, который получил название "аджам". С его помощью на лезгинский язык переводились религиозные, научные и художественные произведения.

Появились центры распространения арабского языка и литературы. Представителями лезгинского народа создавались литературные памятники на арабском языке. К таким памятникам можно отнести, например, эпиграфические надписи и прозаические произведения.

Эпиграфические памятники, хотя и кратки по содержанию, но сообщают важные сведения об исторических событиях. Они создавались по особым традициям. В них содержались афоризмы, краткие нравоучения, крылатые слова, мудрые изречения и т. д.

Прозаические произведения посвящались отдельным событиям истории. Их авторы сообщали ценную информацию о своих и прошедших временах, ("Ахты-наме" — X в., "История Дербента и Ширвана" — XI в., "Раихан ал-хакаик ва-бустан ад-да-каик — XI в., "Цахур-наме" — XIII в., "События в Дагестане и Ширване: ХIV-ХV вв. и др.).

В исторических источниках встречаются имена таких арабоязычных писателей и ученых, как Хаким ибн Ага ал-Ахты (X в.), Абул Фередж ад-Дербенди (XII в.), Хаким ибн Ибрагим ал-Лекзи ал-Хиналуги ал-Дербенди (XII в.), Седреддин Сулейман ал-Лекзи (XIV в.), Махмуд ал-Хиналуги (XV в.), Гашим ал-Ахты (ХVII-ХVIII вв.), Рахманкули ал-Ахты (XVIII в.), Абдурахман ал-Ахты (XIX в.) и др.

Кроме них до нас дошло также творческое наследие десятков других крупных представителей арабоязычной лезгинской литературы, таких, например, как Агамирза ал-Киани (XVIII в.), Магомед ал-Яраги (1772-1838), Мирза Али ал-Ахты (1771-1858), Гасан Алкадари (1834-1910) и др.

[b]Начиная с XI века в Лезгистане распространяется вместе с персидским и арабским языками также тюркский язык и литература. Лезгинские поэты создают свои произведения как на персидском и арабском, так и на тюркском языках.

Первым тюркоязычным поэтом, видимо, является Кюре Мелик. О нем первым сообщил литературовед М. Ярахмедов в своей монографии «Из истории азербайджанско-дагестанских литературных связей".

Кюре Мелик жил и творил в XIV веке. До нас дошла его элегия на тюркском языке под названием "Мусибат-Наме" ("Поэма о трагедии"). В этой поэме автор отражает события в Лезгистане, связанные с нашествием хана Золотой Орды Тохтамыша.

После Кюре Мелика из известных нам тюркоязычных поэтов можно отметить Мискина Вели Факира Мискинджинского, Ибрагима Мюшкюрского и Акбера Мюшкюрского, живших в XVI веке. Их творениям присущ высокий уровень поэтического мастерства, для них характерно использование наряду с традиционной классической поэтикой народно-поэтических мотивов ашугской лирики.

В ХVII-ХVIII вв. увеличивается число тюркоязычных поэтов. Нам известны имена таких поэтов как Лезги Салех Ярагский, Кюре Имам, Забит Каладжухский, Лезги Кадир Кюринский (XVII в.), Лезги Ахмед, Бука Цилингский, Лейли-ханум Мискинджинская, Сейид Ахмед, Ихрек Режеб, Назим Ахтынский, Закир Ахтынский (XVIII в.) и др. Все эти поэты создавали свои произведения не только на восточных языках, но и на родном лезгинском. Это доказывают и слова Лезги Салеха:


Ашуг говорящий, эйустад, милый устад,
Кто не знает лезгинского языка,
как будет знать персидский?
Кто не изучал "алиф", "бей" с детства,
Откуда будет знать этику, культуру?

(Подстрочный перевод)

Как и в мировой литературе, XIX век в истории лезгинской литературы знаменит как "плодотворный век". В это время еще больше становится число тюркоязычных поэтов. Можно привести, к примеру, имена таких корифеев слова, как Эмирали Тагирджальский, Гасан Ал-кадари, Мирза Джабраил, Мирза Керим, Джабраил Мискинджинский, Багир Каладжухский, Аодурахман Ахтынский, Мазали Али, Нуру Ахтынский и др.

К сожалению, надо отметить, что все это богатое литературное наследие не доведено до лезгиноязычных читателей в полном объеме и не исследовано в достаточной степени.


[Автор: Азиз Мирзабеков, Сейфедин Бедирханов // журнал "Возрождение"



--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 19.01.2014, 21:48
Сообщение #14


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 

©


--------------------
Перейти в начало страницы
 
[Прикрепленный файл 8196474.jpg (186.1 Kb) ]
 
Сообщение 19.01.2014, 22:05
Сообщение #15


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 



©


--------------------
Перейти в начало страницы
 
[Прикрепленный файл 4647742.jpg (120.4 Kb) · 5654107.jpg (143.6 Kb) ]
 
Сообщение 15.03.2014, 16:47
Сообщение #16


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 

©


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 24.03.2014, 17:24
Сообщение #17


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 

©


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 20.04.2014, 14:53
Сообщение #18


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 
©



--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 12.03.2015, 15:00
Сообщение #19


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 



--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 12.03.2015, 15:37
Сообщение #20


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 14.03.2015, 19:08
Сообщение #21


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 
Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.

После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.

Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары.

Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта) клали чуреки, масло, сыр, халву.

Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

С конца XIX – начала XX вв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.


Из книги М. Гаджиевой
"Лезгины. История, культура, традиции"





--------------------
Перейти в начало страницы
 
[Прикрепленный файл 3833245.jpg (148.4 Kb) ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: