Статистика Форума
Обновленные темы
Популярные темы
Активные лезгияр
Новые пользователи
Подарок ребе... Ответов [ 2 ]
Естественный... Ответов [ 19 ]
Шиирар Ответов [ 246 ]
обои Ответов [ 1 ]
Какой курорт... Ответов [ 2 ]
Вопросы-отве... Ответов [ 1150 ]
Анекдоты Ответов [ 383 ]
Любимые или ... Ответов [ 257 ]
Шиирар Ответов [ 246 ]
Музыкальное ... Ответов [ 213 ]
Слезинка Постов [ 2159 ]
Лань@Админ Постов [ 643 ]
LezGiYar Постов [ 565 ]
Ярушк@ Постов [ 376 ]
Lek5 Постов [ 326 ]
PastukhДата [ 17.12.2024 ]
UnknownMolluskДата [ 26.11.2024 ]
DadariorsvДата [ 10.11.2024 ]
DadariorsДата [ 04.11.2024 ]
DmitriusfeДата [ 30.10.2024 ]
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lezgin85, Ярушк@, Mira  
Интересно!
 
Сообщение 24.02.2011, 12:37
Сообщение #1


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
Нашла в инете 14 постулатов для Кодекса Лезгина.

1. Главной целью и смыслом жизни лезгина является служение Аллаху, своему народу и Отечеству.

2. Высшим проявлением любви лезгина к родине является защита Отечества от нашествия врага, борьба с внутренними пороками, ослабляющими Отечество.

3. Созидательный труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом лезгина, как и защита своей страны во время войны.

4. В любых обстоятельствах лезгин должен проявлять уважение к Отечеству и к выбору своего народа. Он должен уметь подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору, даже если ему придется поступиться
своими убеждениями.

5. Поступками и чувствами лезгина управляет разум, а сердце помогает ему избежать крайностей. Но основа отношения лезгина к миру - человечность.

6. Справедливость - истинная мера в отношениях лезгина с людьми. Он должен быть справедливым к другим так же, как и к себе. В своих действиях лезгин исходит из принципа взаимности: "Не делай другим того, что может быть неприятно тебе".

7. Благородство лезгина проявляется не только в справедливости, но и в почтительности, уважении к людям, независимо от их возраста и социального статуса. В общении с людьми он должен быть вежлив, сдержан и скромен.

8. Духовная чистота - это зеркало, в котором отражается внутренняя сущность лезгина-кавказца и его деяния. Без нее не может быть подлинной человечности и сострадания.

9. Истинное мужество проявляется в терпении и умении управлять собой и ситуацией. Безумная храбрость - это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка лезгина - это мужество знающего.

10. Лезгин предельно уважительно относится к представителям других народов и религий, не навязывает силой или принуждением своих взглядов или образа жизни.

11. Лезгин должен уметь не только отстаивать свою правоту, но и выслушать чужое мнение, согласиться с ним, если оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре более слабому противнику является не слабостью, а
проявлением благородства.

12. Сделанное ему добро кавказец возмещает многократно. Ведь благодарность является чертой благородного человека. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.

13. В чужом городе или в окружении людей другой культуры лезгин должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать им в той мере, какой это не задевает его национального достоинства. В этом выражается его благодарность.

14. Лезгин отвечает за свои слова и поступки. Он сдерживает данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 06.05.2011, 18:11
Сообщение #2


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
Понравилось ... решила поставить здесь...

Дружили два друга один богатый , другой бедный .
Они были лучшими друзьями . Однажды богатый друг собрался со своей женой в ресторан .
Там к ней стал приставать мужчина и богатый пырнул его ножом в живот .
Он не знал что делать и позвонил своему бедному другу , тот сразу приехал .
Через некоторое время ресторан был забит ментами и бедный друг взял всю
вину на себя . Ему дали 20 лет. Вот он сидит в тюрьме и ему надоело и он
сбежал . Пришел он к дому своего богатого друга и стучится, а тот его
прогоняет и не открывает . Бедный удивился поступку его лучшего друга,он только одно промолвил : Бог судья и Он всё видит "...... Бедный не знал куда идти , он сел на лавочку и сидел . К нему подошел пожилой
мужчина и отдал ему сумку а сам ушел ....Бедный опять ничего не понял и
решил открыть сумку а там были миллионы . На эти деньги он купил себе
дом, машину , поменял имя .... Однажды днём он ехал на своей машине и
встретил шикарную девушку . Она была очень красивой. Они познакомились
стали общаться и в дальнейшем она переехала к нему жить . Как- то утром в
дверь позвонила пожилая женщина . Она просила у него поработать
домохозяйкой за бесплатно , но он стал говорить что у него есть деньги и
он может заплатить . ...Она стала у них работать . Через некоторое
время он решил жениться на этой девушке и позвал на свадьбу своего друга.
На свадьбе все веселятся , все рады ,и тут богатый друг взял микрофон
и говорит : .... БРАТ, а помнишь как мы дружили? а помнишь как я убил
человека, а ты всю вину взял на себя ? а я всё помню брат. ....Брат , а
помнишь когда ты пришел ко мне в дом а я тебя прогнал ? а знаешь почему ?
так знай, брат, потому что у меня дома были менты. Брат, а помнишь того
старика, который оставил тебе сумку с деньгами ?Это мой отец ....А
помнишь ту женщину, которая пришла к тебе работать за бесплатно
домохозяйкой ?Это была моя мать....Брат, а эта девушка, что сегодня стала
твоей женой, это моя сестра ...Так брат, я отдал тебе самых важных в моей
жизни . ОНИ - ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ. Я ОТДАЛ ТЕБЕ СВОЮ ЖИЗНЬ , БРАТ .....



--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 06.05.2011, 19:54
Сообщение #3


Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 326
Регистрация: 27.01.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 62
Отсутствует

 
Кодекс Лезгина.Лезгины в основном так и ведут себя по жизни.Но времена изменилис,сейчас в этот кодекс надо бы ввести поправки.Сейчас все берут нахрапом,наглостью и многими другими действиями не очень типичными для нашего народа.


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 06.05.2011, 23:04
Сообщение #4


ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует

 
Мне тоже по душе кодекс и считаю эту новость можно грузить на главную тоже...А на счет притчи, то напомнил мне фильм "брат")


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 09.07.2011, 07:55
Сообщение #5


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
История Лезгин до 1883г.

4-3 вв до н.э. - возникновение государства Кавказская Албания

627 г. - Первое крупное вторжение хазаров на территорию Кавказской Албании

630 г. - Умер албанский каталикос

639 г. - Первое вторжение арабских войск на территорию Кавказской Албании

654 г. - Албанский князь Джанваншир (Жуваншир) заключил военный союз с византийским императором Константином II

722 г. - Арабы совершили поход в Лакз

1065 г. - Эмир Дербента отправился в Мюшкюр для изгнания оттуда курдов

1169 г. - Зодчий Ашур, сын Ибрагима, построил в г. Баку Лезги-мечеть

1340 г. - Родился лезгинский поэт Мелик Кюринский

1410 г. - Умер Мелик Кюринский

1456 г. - Написана "Хроника" Магомеда Хиналугского, повествующая об истории лезгин

1460 г. - Разгромлено войско иранского шаха Джунейда, а сам он убит. Похоронен в селении Яргун в Кусарском районе.

1488г. - Иранский шах Хайдар совершил третий поход в Дагестан. В битве на берегу реки Рубас он был убит, а его войско разгромлено

1511 г. - Иранское войско захватило Кюре и нанесло поражение Курахскому общинному союзу.

1578 г. - Турецкие войска напали на Южный Дагестан

1601-1604 гг. - Восстание лезгин, табасаранцев, рутульцев и цахурцев против турецкого засилья

1610 г. - Вблизи трёх селений СтIал лезгины и табасаранцы нанесли поражение иранскому войску

1630 г. - Восстановлена крепость Ахты (АхцIегь). Образовались сильные вольные общества лезгин: Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара

1698 г. - Родился лезгинский поэт Эмин Ялцугский

1711 г. - Предводителем антииранского движения становится Хаджи-Давуд Лезгинский

1719 г. - Арестован и посажен в тюрьму Дербента Хаджи-Давуд Лезгинский

1720г. - Бегство Хаджи-Давуда Лезгинского из тюрьмы. Войско Хаджи-Давуда вступает в г. Шабран. Наступление Хаджи-Давуда на Кубу, Дербент и Баку

1721г. - Взятие Хаджи-Давудом крепости Худат и г. Шемахи. Заключение союза с Сурхай-ханом Кази-Кумухским. Поход еревансокго хана против Хаджи-Давуда завершился неудачей. Войска Хаджи-Давуда и Сурхай-хана вступили в Карабах

1722 г. - Утверждение Хаджи-Давуда правителем Ширвана. Войска Хаджи-Давуда и Сурхай-хана осадили г. Гянджу. Подписание договора о военной помощи с Турцией

1723 г. - Войска Хаджи-Давуда Лезгинского и Ахмед-хана Кайтагского захватили г. Ардебиль в Иране

1728г. - В Гяндже турки вероломно арестовали Хаджи-Давуда, перевезли его в Эрзерум, а оттуда на остров Кипр, затем на Родос, где он и умер.

1738 г. - Лезгины и джарские аварцы осадили г. Баку

1739 г. - Лезгины и джарские аварцы вторично осадили г. Баку

1767 г. - Родился поэт Саид Кочхюрский

1783 г. - Первая попытка Росси воссоздать на территории Дагестана и Азербайджана государство Албанию

1789 г. - Умер Фетх-Али Кубинский, правивший в течении 30 лет

1824 г. - Жестоко подавлено восстание в селении Карчаг

1834 г. - Родился видный ученый и просветитель Гасан Алкадарский

1837 г. - Начало крупнейшего на Кавказе восстания лезгин под руководством Хаджи-Магомеда Хулухского против царских войск

1838 г. - Родился поэт Етим (Магомед) Эмин

1840 г. - Умер Магомед Ярагский, верховный глава накшбандиййского тариката. Похоорнен в с. Согратль

1848 г. - Имам Шамиль осадил Ахтынский крепость и взорвал башню, но вынужден был отступить из-зи засевших в тыл русских войск

1869 г. - Родился поэт Сулейман Стальский

1881 г. - Родилась поэтесса Саяд Стальская

1883 г. - Восстали жители селения Ялах

Источник ©


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 09.07.2011, 10:32
Сообщение #6


Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 326
Регистрация: 27.01.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 62
Отсутствует

 
Было бы интересно продолжить эту тему, про людей, исторические,хотя бы известные факты и летопись.


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 28.10.2011, 09:35
Сообщение #7


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
В Афганистане есть такой город Кандагар.
Говорят, что назвали этот город лезгины, которые переселились сюда во времена завоеваний
Тимура, и в реалии "КIанда Гар" в переводе означает "хочу ветра". Лезгины
жившие в горной местности, никак не могли привыкнуть к равнинам, к азиатской жаре
и всегда "желали ветра". Но, как говорят точно, в настоящее время в Кандагаре живут около 1000 лезгинских семей (факт), и хоть они и называют себя лезгинами, их стиль разговора и сам язык отличается от нашего.

Источник ©


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 29.10.2011, 15:52
Сообщение #8


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
В старину каждый аул должен был иметь своих борцов - пехлеванов, готовых отстаивать честь и независимость родины. Говорят, однажды в Ахты прибыла группа всадников с именитым пехлеваном и поставила условие: «Я пагьливан акъудур, я харж эциг» – или выставляйте своего богатыря, или платите дань. Считалось большим позором не принимать таких гостей и не соблюдать этот древний лезгинский обычай. Не находя нигде местного богатыря, чавуш – глашатай скорбно возвращался к начальству – къази. «Не тужи, я буду с пришлым мериться силой!» - отозвался работавший в поле здоровый лежбер по имени Мирзеба –(есть сведения, подтверждающие, что его хтул- внук был непобедимым борцом в мире на ковре Мустафой Дагыстанлы, проживающим в Турции) землепашец, опуская на волю волов. Перед схваткой на базарном майдане, наполненном людьми, по обычаю, пехлеваны предварительно должны были показать своё удальство, силу. Лежбер взял горсть орехов из находившегося рядом мешка и так сильно сжал, что из него потекло масло. Устрашившись, соперник отказался с ним состязаться. До сих пор ахтынцы из уст в уста передают легенды о его непревзойдённой силе.

Источник - ahtymo.ru


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 07.11.2011, 17:36
Сообщение #9


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
Лекос (Лекас, Лекан) — легендарный первопредок леков. В средневековых грузинских источниках этноним «леки» обычно использовался для обозначения всех народов Дагестана. Позднее в аналогичном собирательном значении горцев Дагестана использовался этноним «лезгины».

Источник©


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 11.11.2011, 16:51
Сообщение #10


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
По признанию современника, русского резидента при персидском дворе времён Надир­шаха И. Калушкина, «… а ведь и десять персиян против одного лезгинца (т. е. дагестанца) стоять не способны.

Источник©


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 12.11.2011, 13:42
Сообщение #11


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует

 
Ал-Гарнати перечисляет некоторые из «семидесяти народов», живших в Дагестане и принявших ислам.

«Чрезвычайная сложность исторических, этнических к лингвистических проблем, связанных с «горой языков», очень затрудняет отождествление названии, приводимых в арабских источниках, еще больше осложнении вносит в дело арабский алфавит, совершенно не подходящий для передачи необычных иностранных имен» 19.

Первым у ал-Гарнати назван лакзанский язык. Речь идет несомненно о языке лезгинов, которых мусульманские источники называют «лакз». В. Ф. Минорский 8 связи с этим названием замечает, что оно «состоит из “лак" (“лаг" — “человек" на местных языках) плюс иранский суффикс “з", показывающий происхождение. В русском языке слово “лезг-ин" (с метатезой) употреблялось без различия применительно ко всем жителям Дагестана, но в местном употреблении и у арабских географов этот термин применяется только к племенам Южного Дагестана, где, по переписи 1959 г., жило 223 тыс. лезгин»

Источник: Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©

Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 09.12.2012, 18:57
Сообщение #12


Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует

 
Поговорим о лезгинах. Интересно
почитать
.То, что лезгинские народы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью по сравнению с аварцами, даргинцами и кумыками, знает любой, знакомый с этой республикой. Многих удивляет данный факт. Ведь эти народы первыми приняли Ислам не только на Кавказе, но и на всей территории современной России. Лезгины дали Кавказу большое число ученых,всмопним просто М.Яракского

(лезг. Ярагъ Мегьамед) (1771—1838) — основатель мюридизма на Кавказе и учитель имама Шамиля, а также всех имамов Дагестана . На их землях до сих пор стоят мечети, построенные еще в первые века Ислама. При глубоком изучении архивных данных становится очевидным, что причиной ослабления религии является не слабая приверженность ей этих народов, а как раз наоборот. Последнее сделало их объектом самых страшных антиисламских репрессий…

Сопротивление мусульман
Со второй половины 20-х гг. резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике не сразу был воспринят в среде местных мусульман. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела именно в районах, населенных лезгинами и лакцами, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.

Первые факты публичного сожжения экземпляров Корана и рукописных арабских книг были зафиксированы именно в Дербентском районе в начале 1930 г. Подобные акции местных атеистов были названы даже центральным руководством в Махачкале «левыми перегибами».

Именно по той причине, что в лезгинских землях Ислам пустил глубокие корни еще с первых веков распространения на Кавказе, местные шейхи также сопротивлялись новой власти наиболее ожесточенно. К примеру, только в 1926 г. на территории лезгинских Самурского и Кюринского округов произошло 45 случаев антисоветских выступлений, организованных местными суфиями.

К 1930 году в Рутульском и Ахтынском районах, населенных народами лезгинской группы, власти не смогли добиться масштабного закрытия молитвенных зданий. Местные ячейки Союза воинствующих безбожников сообщали в Центральный комитет Махачкалы, что в данных районах «…Работать трудно, нет поддержки из-за полной охваченности населения религиозным фанатизмом».

В то же время, после того как в лезгинском Касумкентском районе было закрыто свыше 40 мечетей и усилились темпы коллективизации, местные шейхи возглавили вооруженные протестные выступления. Часть жителей селений Ичин, Махмуд-Кент и Целегюн самостоятельно открыли мечети и организовали отряды ополченцев, которые возглавил суфийский шейх из селения Штул Хаджи Мухаммад Эфенди Рамазанов.

В селах Хутхул, Курах, Штул, Ашакент, Ирича, Кушхур (ныне Кочхюр) практически была низложена советская власть. Восстание охватило Курахский, Касумкентский и Табасаранский районы.

Следует заметить, что штульский «бунт» катализировал в самых разных районах Дагестана резкие религиозные протесты, направленные против перегибов сплошной коллективизации и антирелигиозной политики большевиков – ликвидации шариатских судов, закрытия мечетей, арестов богословов, лишения избирательных прав имамов и алимов и т. д.

В мае того же года религиозные деятели Муса Ширинбеков и мулла Мухаммад организовали восстание жителей двух сел Ахтынского района Хнов и Фий, а также села Борч Рутульского района. Повстанцы были поддержаны восставшими Закатальского и Нухинского округов Азербайджана, населенных в основном дагестанцами, выступивших под руководством шейха Мустафы Шейх-заде и Исмаила Эфенди.

В тоже время в марте в дидойском селении Шаури Цунтинского района бывший сподвижник пятого имама Дагестана и Чечни Нажмуддина Гоцинского Вали Даглаев организовал вооруженные отряды сельчан, разогнал сельсовет и восстановил шариатские суды. Антисоветские силы, подержанные духовными лидерами, активизировались и в аварских селах Харахи и Орота Хунзахского района.

В декабре 1936 г., после того, как в Лакском районе были закрыты практически все мечети, по всей области вновь стали вспыхивать стихийные протесты с требованием открыть молитвенные здания. В 16 населенных пунктах исламские лидеры вновь усилили свои позиции в сельских джамаатах.

На подавление этих выступлений власти бросили значительные отряды ОГПУ, войсковые подразделения. После жестоких репрессий все руководители стихийного сопротивления были или убиты или арестованы, а последние очаги сопротивления были жестоко подавлены и ликвидированы.

Анти-религиозная политика на землях лезгин
В то же время непокорные исламские анклавы становились объектами карательных акций, силовой секуляризации, активной атеистической пропаганды, на которую направлялись значительные усилия и ресурсы. Если в начале 1937 г. в заселенном аварцами Цумадинском районе не существовало ни одной ячейки Союза воинствующих безбожников, то в лакском Хосрехе уже действовало 25 местных атеистов, в Каши – 12, Вихли – 16.

В 1938 г. только в одном лезгинском селе Усухчай Докузпаринского района было открыто 16 ячеек Союза воинствующих безбожников. В лакском Кази-Кумухе и лезгинских Ахтах стояли самые мощные в республике радио громкоговорители для антиисламской пропаганды. Только в Ахтах, где прежде было 10 квартальных мечетей и одна соборная, в начале 30-х гг. было установлено 320 радиоустановок.

После подавления хновского восстания из села было выслано свыше 100 жителей, включая целые семьи. А большую часть крупного рогатого скота у «бунтарей» Хнова конфисковали и передали ахтынскому колхозу.

Следует заметить, что именно в лакских районах впервые в Дагестане вошел в практику непосредственный снос мечетей. В 1938-1940 гг. из 14 лакских населенных пунктов Кулинского района в пяти были снесены мечети, села остались без каких-либо молитвенных помещений, пусть даже пустых или превращенных в колхозные склады, но номинальных символов былой мусульманской культуры.

Атеистическая политика широко использовала советские школы, превратив их в орудие целенаправленной борьбы с исламом, через активное внедрение светского начального образования по районному признаку. Например, в 1929 г. в лезгинском Касумкентском районе на 134 населенных пунктов действовало 25 школ, в Лакском на 92 пункта – 26 школ, в лезгинском Ахтынском районе на 48 – 24.

Для сравнения на 110 населенных пунктов в Дахадаевском районе в местах компактного проживания даргинцев функционировало 11 школ, в аварском Кахибском районе на 46 населенных пунктов – 6 школ, в населенном аварскими народами Цумадинском районе на 128 – 11. Ислам в лезгинских районах был фактически обезглавлен, шейхи и имамы казнены и арестованы, мечети снесены или закрыты, а Кораны и исламская литература уничтожена.

Потерявшие духовные ориентиры лезгины, все больше отрывались от национальных и религиозных традиций, пропитывались светскими идеями и образом жизни. Что же касается аварских, даргинских и кумыкских районов, то до них у советской власти просто руки дошли в меньшей степени. К моменту завершения активной борьбы с Исламом у лезгин грянула Великая Отечественная война.

В ходе этой войны Сталин несколько ослабил давление на религию. Он даже пытался использовать ее для мобилизации населения на войну и для повышения духа солдат на фронтах.

Таким образом, именно в незатронутых столь жестокими антиисламскими репрессиями селах аварского нагорья, даргинского предгорья и кумыкской плоскости, в советский период сохранились анклавы, в которых удалось законсервировать исламскую жизнь на бытовом уровне. Постепенно в подобных местах сложились неформальные центры религиозной мысли, подпольного изучения религии, заучивания Корана и передачи религиозных знаний. К моменту краха СССР именно из подобных анклавов подпольной религиозной жизни в аварских, даргинских и кумыкских районах и началось бурное возрождение Ислама.

Сегодня это исламское возрождение все больше начинает охватывать лезгинские районы. Попытки уничтожить Ислам у лезгин полностью провалились. Народы, которые первыми приняли Ислам, заплатили большой кровью за верность религии Аллаха, сегодня возвращаются к ней все активнее.


--------------------
Сагърай Лезгияр!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 09.12.2012, 21:46
Сообщение #13


Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует

 
ОБРАЗ РАДУГИ В ФОЛЬКЛОРЕ ЛЕЗГИН
(БАДАЛОВ Ф.А., ГАНИЕВА А.М.)

Хважамжам -юноша, который шёл по зелёной полосе радуги (моста) и попал в небесный мир. В предании появление названия "Хважамжам" рассказывается о юноше, который не находил себе достойную невесту ни в родном, ни в соседнем селе. Он решил жениться на небежительнице, просил богов, чтобы они взяли его в небесный мир и долгие годы ждал приглашение с небес. Односельчане его прозвали "Женихом, который невесту ищет в небесах" (Вилер цавара авай ччам", или просто" Жених небес "(Цаварин ччам". Однажды после дождя появилась радуга, конец которой опирался на порог дома этого парня. Он принял это как знак, пошёл по зелёной полосе и исчез. Мать юноши ещё долгие годы, при появлении радуги звала своего сына: "Я хва! Я ччам " ("Эй, сын! Эй жених!". Если при виде радуги говорят "хважамжам", то люди по привычке зовут того исчезнувшего парня.

Хозяйкой этого моста была милая и красивая девушка, и именно она указывала путь душам, возвращающимся в небо: души героев, воинов она проводила по красной линии, земледельцев - по жёлтой, животноводов - по зелёной, рыболовов - по синей и т.д. В народе эту девушку - путеводительницу величали как "Яргъи муькъуьн руш" (Девушка (хозяйка) длинного моста). Прошли века, последовательно принимались христианство, ислам и языческие представления лезгин были забыты,народ начал называть и почитать природное явление радугу (как символ того длинного моста между Землёй и Небом) Яргъи руш.
Яргъи муькъуьн руш - девушка (хозяйка) длинного моста или фея обеспечивающая переход людей по радуге в небесный мир. В фольклорных текстах она персонифицируется по-разному: то как "долговязая девушка", то как "длинная девушка", то как дочь Алпана и Яр, то как покровительница ковроткачества, то как колдунья, насылающая на людей болезнь, известную у лезгин под названием "яргъи руш" (рожа - инфекционная болезнь кожи).
По этому мосту (по радуге) с неба на землю переходят и боги. В предании рассказывается, что сестра семи братьев попала в плен к врагам и они её долго пытали. Она никого не выдала, и тогда враги сожгли её. В то время весь мир сделался мрачным: небо потемнело, земля задрожала. Небо пролило слёзы, земля застонала. Сестра семи братьев превратилась в радугу и стала мостом между землёй и небом, чтобы боги могли спуститься на землю и знать, что на ней твориться.

Источник: http://farid-lezgin.livejournal.com/5258.html


--------------------
Сагърай Лезгияр!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 11.12.2012, 20:43
Сообщение #14


Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует

 
Интересные факты

В 1908 г. году был построен теплоход «Лезгин» — один из первых теплоходов России/
Во время ВОВ на танкере «Лезгин» перевозили нефть из Баку в Астрахань/
В 1933 году была выпущена почтовая марка СССР под названием «Лезгины» (художник В. Завьялов).
В 2003 году в Москве были разделены сиамские близнецы-ишиопаги, этнические лезгинки, сёстры Зита и Гита Резахановы.


--------------------
Сагърай Лезгияр!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 12.12.2012, 00:38
Сообщение #15


Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует

 
Русская учительница в лезгинских горах - Девичьи сердца в плену Дагестана

Памятник русской учительнице в Махачкале

В Махачкале, очень близко от берега Каспия, на высоком постаменте, стоит скульптурное изображение скромной женщины с открытой книгой в руке. Так выглядит первый не только в России, но и в мире памятник русской учительнице.

Как ее зовут? Вера Васильевна, Валентина Николаевна, Раиса Марковна, Елена Ивановна, Ольга Сергеевна, Полина Петровна… каждый дагестанец назовет ее по-своему. И, хотя, имена разнятся, образ для всех один и тот же – светлый и благородный.

Человеческий подвиг

Русским учительницам в Дагестане посвящены стихи, о них написаны книги. Но, к сожалению, систематизированных статистических данных о том, сколько же представителей русской интеллигенции за все годы прошлого века приехало и проработало в республике, я так и не нашла.

Картину можно составить только по разрозненным данным разных периодов. Например, по данным на1925 г. в Дагестане работало около 30 учителей, педагогический стаж которых превышал 25 лет.

«Многие из них еще задолго до свершения Октябрьской революции трудились на благо нашей республики. Это немалая цифра для тех лет», – говорит кандидат исторических наук Наида Дибирова. Она знает эту проблему не понаслышке, поскольку ее диссертация была посвящена роли русской интеллигенции в развитии науки и образования в Дагестане в первые годы советской власти.

В те годы в Дагестане не было общего для всех народов языка. Чуть ли не в каждом ауле люди жили обособленно, и говорили, в основном, на понятном только им языке. Ситуация в сфере образования резко осложнилась с началом Великой Отечественной войны.

Многие педагоги тогда, не раздумывая, с оружием в руках ушли защищать свое Отечество. Всего за первые два года войны в действующую армию ушло 3,5 тыс. учителей из Дагестана. Потому в послевоенные 1946-47 годы в дагестанские школы было направлено 450 русских учителей. А в последующем приток молодых специалистов в республику достигал 1000-1500 человек в год.

Суровое откровение

Подавляющее большинство из русских учительниц – молодые девушки, окончившие учебные заведения и распределенные по местам работы. Знали ли они, куда их направляют? Как выясняется, о республике они имели только смутное представление.

Еще в училище, а потом и по прибытию в Махачкалу им, конечно, рассказывали в более или менее общих чертах о том, в какие именно населенные пункты они направлялись. Но то, что обнаруживали они по приезду в конечный пункт назначения, в основном становилось для них настоящим откровением – суровый горский быт, не менее суровые обычаи и традиции и предвзятое отношение к женщине. Однако…

Валентина Николаевна Курбанова, учительница.
Учительница русского языка и литературы Валентина Николаевна Курбанова, в девичестве Гнездилова, одна из тех юных выпускниц учебных заведений, что в послевоенные годы были направлены в Дагестан по распределению. Сама она родом из деревни Фатеевка Курской области. Но судьба связала ее жизнь совершенно с другим краем.

Она и сегодня охотно вспоминает, как она оказалась в Дагестане. «К нам в педучилище пришел представитель Министерства образования, повесил карту и начал рассказывать про Дагестан, сколько там районов, сколько национальностей», – рассказывает Валентина Николаевна. Именно так она и попала в высокогорное лезгинское село Курах на далеком Кавказе.

Но у нас и выбора-то не было. Ведь иначе не отдавали документы. А без них и на работу не устроишься, – объясняет учительница. – Не только наши, но и выпускники соседних педагогических учебных заведений, за исключением нескольких человек, которые не могли ехать по семейным обстоятельствам, как мобилизованные, эшелоном были отправлены в Дагестан».

Связать судьбу

Направляемых в регионы специалистов обязывали проработать по направлению, как минимум, три года. И лишь после этого учитель мог сам выбирать, где ему дальше работать. Молодой выпускнице педучилища Валентине казалось, что всего каких-то три года и долг Родине будет возвращен.

Долг она вернула с лихвой, отдавая всю себя целиком своей новой работе. Но вот жизнь ее навечно осталась связанной с далеким горным селом Курах в Южном Дагестане. Здесь она нашла свою судьбу, вышла замуж за молодого учителя химии Эмина Курбанова и стала частью его большой и дружной семьи.

Вместе с мужем она приняла и образ жизни, и традиции, и культуру нового для нее народа. И не только приняла, но и лучше многих других соблюдает все. И детей своих воспитала прекрасными во всех отношениях людьми. У нескольких поколений сельских учеников, которые прошли через ее уроки, к Валентине Николаевне особое отношение.

Все они в один голос готовы рассказывать о том, какой она на редкость культурный и интеллигентный и главное – чистоплотный во всех смыслах этого слова человек. Заслуживший к себе глубокое уважение всех, кто встречался с ней в жизни, а особенно – учеников, в которых она вложила всю себя.

«Вы знаете, ведь дети абсолютно не знали русский язык, – продолжает она свой рассказ, – Приходилось приносить на урок наглядные пособия. Вот так я приносила на урок хлеб, воду, яблоко, другие предметы, показывала их детям и учила их произносить правильно названия, потом записывали, а потом…»

Таким же образом учила она через своих учеников и лезгинский язык. Сегодня, Валентина Николаевна, похоронив мужа, осталась во главе большой семьи. У нее пятеро детей, полтора десятка внуков и уже больше двух десятков правнуков.

О далекой Родине – Курской области – напоминают ей лишь картина со склоненными над лесной заводью березами, что висит в гостиной, и первый слог названия ставшего ей родным Кураха.


--------------------
Сагърай Лезгияр!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 09.01.2013, 22:34
Сообщение #16


ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует

 
В лезгинском языке для обозначения орла и печени используется одно слово — «лекъ». Это связано с существовавшим давно обычаем горцев выставлять тела умерших на съедение хищным орлам, которые прежде всего старались добраться до печени покойника. Поэтому лезгины считали, что именно в печени заключается душа человека, которая теперь переходила в тело птицы. Существует версия, что древнегреческий миф о Прометее, которого боги приковали к скале, а орёл ежедневно клевал его печень, является аллегорическим описанием такого обряда погребения горцев.

spektr.info


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 16.01.2013, 16:59
Сообщение #17


ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует

 
Лезгин Григорий Карпович: 1889 года рождения
Место рождения: Пермская обл., Лысьвенский р-н, с. Лучино;
русский;
место проживания: Пермская обл., Чусовской р-н, п. Восход
Арест: 31.12.1937
Осужд. 07.01.1939 .
Приговор: Дело прекращено за недоказанностью состава преступления. Освобожден 08.01.1939.
Источник: Книга памяти Пермской обл.


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 31.03.2013, 16:43
Сообщение #18


Жегьил
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Регистрация: 19.10.2011
Из: Украина
Пользователь №: 237
Отсутствует

 


"Зачем она говорит по-французски? Я не люблю французского языка, потому что понимаю его не лучше конюха Аршака, хотя Люда прилагает немало стараний, чтобы выучить меня этой светской премудрости… То ли дело лезгинский язык! Сколько в нем музыки и поэзии! Он сладок, как голос буль-буля, как серебряная струна чонгури или звон горного ручья" #лезгинский язык

[Лидия Чарская, "Вторая Нина"]


--------------------
Читайте
Перейти в начало страницы
 
[Прикрепленный файл 1014478.jpg (62.4 Kb) ]
 
Сообщение 02.05.2013, 21:02
Сообщение #19


ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует

 
В делах по воровству у лезгин свидетели играли значительно большую роль, чем у аварцев и даргинцев. Нередко истец имел тайных свидетелей, которые открывались и доказывали факт преступления, если ответчик принимал ложную очистительную присягу.


--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 10.05.2013, 11:36
Сообщение #20


ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует

 
Повседневная жизнь лезгин

Издавна лезгины выращивали ячмень, пшеницу, просо, рожь, кукурузу, рис, бобовые. Занимались скотоводством, их зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане. Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Также были известны кузнецы из Ахты и оружейники и ювелиры из Икра.

Дома в основном строили каменные, реже – саманные, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах – двух- и многоэтажные. Нижний этаж занимали хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую вела наружная лестница со двора.

Женский наряд состоял из рубашки, шаровар, платья, поверх надевали бешмет. На голове носили платок, чухту, украшали себя серебряными поясами и множеством браслетов, колец, монист и бус. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь. Традиционная одежда у мужчин была общедагестанского типа. Сегодня все носят одежду современного покроя.
©



--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 06.02.2014, 14:09
Сообщение #21


Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует

 
Тейп «Ахтой» в Чечне - выходцы из лезгинского аула Ахты. Это часть ахтынцев, воевавших на стороне Имама Шамилья против царских войск. Когда стало ясно, что Шамиль потерпел поражение, непримиримая часть ахтынцев ушла вместе с Шамилем сначала в аул Ириб (совр. Чародинский р-н), а затем и в Чечню...


--------------------
Перейти в начало страницы
 
 
Сообщение 20.11.2015, 12:25
Сообщение #22


Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует

 
Достоевским из повести «Записки из Мертвого дома» (о лезгинах) :

«Но опишу вкратце состав всей нашей казармы. В ней приходилось мне жить много лет, и это все были мои будущие сожители и товарищи. Понятно, что я вглядывался в них с жадным любопытством. Слева от моего места на нарах помещалась кучка кавказских горцев, присланных большею частиью за грабежи и на разные сроки. Их было: два лезгина, один чеченец и трое дагестанских татар. Чеченец был мрачное и угрюмое существо; почти ни с кем не говорил и постоянно смотрел вокруг себя с ненавистью, исподлобья и с отравленной, злобно-насмешливой улыбкой. 

Один из лезгинов был уже старик, с длинным, тонким, горбатым носом, отъявленный разбойник с виду. Зато другой,Нурра, произвел на меня с первого же дня самое отрадное, самое милое впечатление. Это был человек еще нестарый, росту невысокого, сложенный, как Геркулес, совершенный блондин с светло-голубыми глазами, курносый, с лицом чухонки и с кривыми ногами от постоянной прежней езды верхом. Все тело его было изрублено, изранено штыками и пулями. На Кавказе он был мирной, но постоянно уезжал потихоньку к немирным горцам и оттуда вместе с ними делал набеги на русских. В каторге его все любили. Он был всегда весел, приветлив ко всем, работал безропотно, спокоен и ясен, хотя часто с негодованием смотрел на гадость и грязь арестантской жизни и возмущался до ярости всяким воровством, мошенничеством, пьянством и вообще всем, что было нечестно; но ссор не затевал и только отворачивался с негодованием. Сам он во все продолжение своей каторги не украл ничего, не сделал ни одного дурного поступка. Был он чрезвычайно богомолен. Молитвы исполнял он свято; в посты перед магометанскими праздниками постился как фанатик и целый ночи выстаивал на молитве. Его все любили и в честность его верили. «Нурра — лев», — говорили арестанты; так за ним и осталось название льва. Он совершенно был уверен, что по окончании определенного срока в каторге его воротят домой на Кавказ, и жил только этой надеждой. Мне кажется, он бы умер, если бы ее лишился. В первый же мой день в остроге я резко заметил его. Нельзя было не заметить его доброго, симпатизирующего лица среди злых, угрюмых и насмешливых лиц остальных каторжных. В первые полчаса, как я пришел в каторгу, он, проходя мимо меня, потрепал по плечу, добродушно смеясь мне в глаза. Я не мог сначала понять, что это означало. Говорил же он по-русски очень плохо. Вскоре после того он опять подошел ко мне и опять, улыбаясь, дружески ударил меня по плечу. Потом опять и опять, и так продолжалось три дня. Это означало с его стороны, как догадался я и узнал потом, что ему жаль меня, что он чувствует, как мне тяжело знакомиться с острогом, хочет показать мне свою дружбу, ободрить меня и уверить в своем покровительстве. Добрый и наивный Нурра!»



--------------------
Перейти в начало страницы
 
[Прикрепленный файл 7708737.jpg (87.1 Kb) ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: