Интересно!
|
|
|
Сообщение 24.02.2011, 12:37
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 06.05.2011, 18:11
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 06.05.2011, 19:54
|
Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 326
Регистрация: 27.01.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 62
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 06.05.2011, 23:04
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 09.07.2011, 07:55
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 09.07.2011, 10:32
|
Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 326
Регистрация: 27.01.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 62
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 28.10.2011, 09:35
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 29.10.2011, 15:52
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 07.11.2011, 17:36
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 11.11.2011, 16:51
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 12.11.2011, 13:42
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 09.12.2012, 18:57
|
Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует
|
Поговорим о лезгинах. Интересно почитать .То, что лезгинские народы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью по сравнению с аварцами, даргинцами и кумыками, знает любой, знакомый с этой республикой. Многих удивляет данный факт. Ведь эти народы первыми приняли Ислам не только на Кавказе, но и на всей территории современной России. Лезгины дали Кавказу большое число ученых,всмопним просто М.Яракского
(лезг. Ярагъ Мегьамед) (1771—1838) — основатель мюридизма на Кавказе и учитель имама Шамиля, а также всех имамов Дагестана . На их землях до сих пор стоят мечети, построенные еще в первые века Ислама. При глубоком изучении архивных данных становится очевидным, что причиной ослабления религии является не слабая приверженность ей этих народов, а как раз наоборот. Последнее сделало их объектом самых страшных антиисламских репрессий…
Сопротивление мусульман Со второй половины 20-х гг. резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике не сразу был воспринят в среде местных мусульман. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела именно в районах, населенных лезгинами и лакцами, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.
Первые факты публичного сожжения экземпляров Корана и рукописных арабских книг были зафиксированы именно в Дербентском районе в начале 1930 г. Подобные акции местных атеистов были названы даже центральным руководством в Махачкале «левыми перегибами».
Именно по той причине, что в лезгинских землях Ислам пустил глубокие корни еще с первых веков распространения на Кавказе, местные шейхи также сопротивлялись новой власти наиболее ожесточенно. К примеру, только в 1926 г. на территории лезгинских Самурского и Кюринского округов произошло 45 случаев антисоветских выступлений, организованных местными суфиями.
К 1930 году в Рутульском и Ахтынском районах, населенных народами лезгинской группы, власти не смогли добиться масштабного закрытия молитвенных зданий. Местные ячейки Союза воинствующих безбожников сообщали в Центральный комитет Махачкалы, что в данных районах «…Работать трудно, нет поддержки из-за полной охваченности населения религиозным фанатизмом».
В то же время, после того как в лезгинском Касумкентском районе было закрыто свыше 40 мечетей и усилились темпы коллективизации, местные шейхи возглавили вооруженные протестные выступления. Часть жителей селений Ичин, Махмуд-Кент и Целегюн самостоятельно открыли мечети и организовали отряды ополченцев, которые возглавил суфийский шейх из селения Штул Хаджи Мухаммад Эфенди Рамазанов.
В селах Хутхул, Курах, Штул, Ашакент, Ирича, Кушхур (ныне Кочхюр) практически была низложена советская власть. Восстание охватило Курахский, Касумкентский и Табасаранский районы.
Следует заметить, что штульский «бунт» катализировал в самых разных районах Дагестана резкие религиозные протесты, направленные против перегибов сплошной коллективизации и антирелигиозной политики большевиков – ликвидации шариатских судов, закрытия мечетей, арестов богословов, лишения избирательных прав имамов и алимов и т. д.
В мае того же года религиозные деятели Муса Ширинбеков и мулла Мухаммад организовали восстание жителей двух сел Ахтынского района Хнов и Фий, а также села Борч Рутульского района. Повстанцы были поддержаны восставшими Закатальского и Нухинского округов Азербайджана, населенных в основном дагестанцами, выступивших под руководством шейха Мустафы Шейх-заде и Исмаила Эфенди.
В тоже время в марте в дидойском селении Шаури Цунтинского района бывший сподвижник пятого имама Дагестана и Чечни Нажмуддина Гоцинского Вали Даглаев организовал вооруженные отряды сельчан, разогнал сельсовет и восстановил шариатские суды. Антисоветские силы, подержанные духовными лидерами, активизировались и в аварских селах Харахи и Орота Хунзахского района.
В декабре 1936 г., после того, как в Лакском районе были закрыты практически все мечети, по всей области вновь стали вспыхивать стихийные протесты с требованием открыть молитвенные здания. В 16 населенных пунктах исламские лидеры вновь усилили свои позиции в сельских джамаатах.
На подавление этих выступлений власти бросили значительные отряды ОГПУ, войсковые подразделения. После жестоких репрессий все руководители стихийного сопротивления были или убиты или арестованы, а последние очаги сопротивления были жестоко подавлены и ликвидированы.
Анти-религиозная политика на землях лезгин В то же время непокорные исламские анклавы становились объектами карательных акций, силовой секуляризации, активной атеистической пропаганды, на которую направлялись значительные усилия и ресурсы. Если в начале 1937 г. в заселенном аварцами Цумадинском районе не существовало ни одной ячейки Союза воинствующих безбожников, то в лакском Хосрехе уже действовало 25 местных атеистов, в Каши – 12, Вихли – 16.
В 1938 г. только в одном лезгинском селе Усухчай Докузпаринского района было открыто 16 ячеек Союза воинствующих безбожников. В лакском Кази-Кумухе и лезгинских Ахтах стояли самые мощные в республике радио громкоговорители для антиисламской пропаганды. Только в Ахтах, где прежде было 10 квартальных мечетей и одна соборная, в начале 30-х гг. было установлено 320 радиоустановок.
После подавления хновского восстания из села было выслано свыше 100 жителей, включая целые семьи. А большую часть крупного рогатого скота у «бунтарей» Хнова конфисковали и передали ахтынскому колхозу.
Следует заметить, что именно в лакских районах впервые в Дагестане вошел в практику непосредственный снос мечетей. В 1938-1940 гг. из 14 лакских населенных пунктов Кулинского района в пяти были снесены мечети, села остались без каких-либо молитвенных помещений, пусть даже пустых или превращенных в колхозные склады, но номинальных символов былой мусульманской культуры.
Атеистическая политика широко использовала советские школы, превратив их в орудие целенаправленной борьбы с исламом, через активное внедрение светского начального образования по районному признаку. Например, в 1929 г. в лезгинском Касумкентском районе на 134 населенных пунктов действовало 25 школ, в Лакском на 92 пункта – 26 школ, в лезгинском Ахтынском районе на 48 – 24.
Для сравнения на 110 населенных пунктов в Дахадаевском районе в местах компактного проживания даргинцев функционировало 11 школ, в аварском Кахибском районе на 46 населенных пунктов – 6 школ, в населенном аварскими народами Цумадинском районе на 128 – 11. Ислам в лезгинских районах был фактически обезглавлен, шейхи и имамы казнены и арестованы, мечети снесены или закрыты, а Кораны и исламская литература уничтожена.
Потерявшие духовные ориентиры лезгины, все больше отрывались от национальных и религиозных традиций, пропитывались светскими идеями и образом жизни. Что же касается аварских, даргинских и кумыкских районов, то до них у советской власти просто руки дошли в меньшей степени. К моменту завершения активной борьбы с Исламом у лезгин грянула Великая Отечественная война.
В ходе этой войны Сталин несколько ослабил давление на религию. Он даже пытался использовать ее для мобилизации населения на войну и для повышения духа солдат на фронтах.
Таким образом, именно в незатронутых столь жестокими антиисламскими репрессиями селах аварского нагорья, даргинского предгорья и кумыкской плоскости, в советский период сохранились анклавы, в которых удалось законсервировать исламскую жизнь на бытовом уровне. Постепенно в подобных местах сложились неформальные центры религиозной мысли, подпольного изучения религии, заучивания Корана и передачи религиозных знаний. К моменту краха СССР именно из подобных анклавов подпольной религиозной жизни в аварских, даргинских и кумыкских районах и началось бурное возрождение Ислама.
Сегодня это исламское возрождение все больше начинает охватывать лезгинские районы. Попытки уничтожить Ислам у лезгин полностью провалились. Народы, которые первыми приняли Ислам, заплатили большой кровью за верность религии Аллаха, сегодня возвращаются к ней все активнее.
--------------------
Сагърай Лезгияр!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 09.12.2012, 21:46
|
Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует
|
--------------------
Сагърай Лезгияр!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 11.12.2012, 20:43
|
Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует
|
--------------------
Сагърай Лезгияр!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 12.12.2012, 00:38
|
Марифатлу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 376
Регистрация: 04.05.2012
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 500
Отсутствует
|
Русская учительница в лезгинских горах - Девичьи сердца в плену Дагестана
Памятник русской учительнице в Махачкале
В Махачкале, очень близко от берега Каспия, на высоком постаменте, стоит скульптурное изображение скромной женщины с открытой книгой в руке. Так выглядит первый не только в России, но и в мире памятник русской учительнице.
Как ее зовут? Вера Васильевна, Валентина Николаевна, Раиса Марковна, Елена Ивановна, Ольга Сергеевна, Полина Петровна… каждый дагестанец назовет ее по-своему. И, хотя, имена разнятся, образ для всех один и тот же – светлый и благородный.
Человеческий подвиг
Русским учительницам в Дагестане посвящены стихи, о них написаны книги. Но, к сожалению, систематизированных статистических данных о том, сколько же представителей русской интеллигенции за все годы прошлого века приехало и проработало в республике, я так и не нашла.
Картину можно составить только по разрозненным данным разных периодов. Например, по данным на1925 г. в Дагестане работало около 30 учителей, педагогический стаж которых превышал 25 лет.
«Многие из них еще задолго до свершения Октябрьской революции трудились на благо нашей республики. Это немалая цифра для тех лет», – говорит кандидат исторических наук Наида Дибирова. Она знает эту проблему не понаслышке, поскольку ее диссертация была посвящена роли русской интеллигенции в развитии науки и образования в Дагестане в первые годы советской власти.
В те годы в Дагестане не было общего для всех народов языка. Чуть ли не в каждом ауле люди жили обособленно, и говорили, в основном, на понятном только им языке. Ситуация в сфере образования резко осложнилась с началом Великой Отечественной войны.
Многие педагоги тогда, не раздумывая, с оружием в руках ушли защищать свое Отечество. Всего за первые два года войны в действующую армию ушло 3,5 тыс. учителей из Дагестана. Потому в послевоенные 1946-47 годы в дагестанские школы было направлено 450 русских учителей. А в последующем приток молодых специалистов в республику достигал 1000-1500 человек в год.
Суровое откровение
Подавляющее большинство из русских учительниц – молодые девушки, окончившие учебные заведения и распределенные по местам работы. Знали ли они, куда их направляют? Как выясняется, о республике они имели только смутное представление.
Еще в училище, а потом и по прибытию в Махачкалу им, конечно, рассказывали в более или менее общих чертах о том, в какие именно населенные пункты они направлялись. Но то, что обнаруживали они по приезду в конечный пункт назначения, в основном становилось для них настоящим откровением – суровый горский быт, не менее суровые обычаи и традиции и предвзятое отношение к женщине. Однако…
Валентина Николаевна Курбанова, учительница. Учительница русского языка и литературы Валентина Николаевна Курбанова, в девичестве Гнездилова, одна из тех юных выпускниц учебных заведений, что в послевоенные годы были направлены в Дагестан по распределению. Сама она родом из деревни Фатеевка Курской области. Но судьба связала ее жизнь совершенно с другим краем.
Она и сегодня охотно вспоминает, как она оказалась в Дагестане. «К нам в педучилище пришел представитель Министерства образования, повесил карту и начал рассказывать про Дагестан, сколько там районов, сколько национальностей», – рассказывает Валентина Николаевна. Именно так она и попала в высокогорное лезгинское село Курах на далеком Кавказе.
Но у нас и выбора-то не было. Ведь иначе не отдавали документы. А без них и на работу не устроишься, – объясняет учительница. – Не только наши, но и выпускники соседних педагогических учебных заведений, за исключением нескольких человек, которые не могли ехать по семейным обстоятельствам, как мобилизованные, эшелоном были отправлены в Дагестан».
Связать судьбу
Направляемых в регионы специалистов обязывали проработать по направлению, как минимум, три года. И лишь после этого учитель мог сам выбирать, где ему дальше работать. Молодой выпускнице педучилища Валентине казалось, что всего каких-то три года и долг Родине будет возвращен.
Долг она вернула с лихвой, отдавая всю себя целиком своей новой работе. Но вот жизнь ее навечно осталась связанной с далеким горным селом Курах в Южном Дагестане. Здесь она нашла свою судьбу, вышла замуж за молодого учителя химии Эмина Курбанова и стала частью его большой и дружной семьи.
Вместе с мужем она приняла и образ жизни, и традиции, и культуру нового для нее народа. И не только приняла, но и лучше многих других соблюдает все. И детей своих воспитала прекрасными во всех отношениях людьми. У нескольких поколений сельских учеников, которые прошли через ее уроки, к Валентине Николаевне особое отношение.
Все они в один голос готовы рассказывать о том, какой она на редкость культурный и интеллигентный и главное – чистоплотный во всех смыслах этого слова человек. Заслуживший к себе глубокое уважение всех, кто встречался с ней в жизни, а особенно – учеников, в которых она вложила всю себя.
«Вы знаете, ведь дети абсолютно не знали русский язык, – продолжает она свой рассказ, – Приходилось приносить на урок наглядные пособия. Вот так я приносила на урок хлеб, воду, яблоко, другие предметы, показывала их детям и учила их произносить правильно названия, потом записывали, а потом…»
Таким же образом учила она через своих учеников и лезгинский язык. Сегодня, Валентина Николаевна, похоронив мужа, осталась во главе большой семьи. У нее пятеро детей, полтора десятка внуков и уже больше двух десятков правнуков.
О далекой Родине – Курской области – напоминают ей лишь картина со склоненными над лесной заводью березами, что висит в гостиной, и первый слог названия ставшего ей родным Кураха.
--------------------
Сагърай Лезгияр!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 09.01.2013, 22:34
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 16.01.2013, 16:59
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 31.03.2013, 16:43
|
Жегьил
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Регистрация: 19.10.2011
Из: Украина
Пользователь №: 237
Отсутствует
|
--------------------
Читайте
|
|
|
|
|
|
Сообщение 02.05.2013, 21:02
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 10.05.2013, 11:36
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 06.02.2014, 14:09
|
Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 20.11.2015, 12:25
|
Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|