Усухчай – центр Докузпаринского района. Селение расположено в живописной местности у подножья Шалбуздага, Ярудага и Гатункилдага, на правом берегу второй по величине реки в Дагестане Самура. Вокруг села Усухчай многочисленные Фруктовые сады.Через центр Докузпаринского района с. Усухчай идет асфальтированная дорога в Ахтынский и Рутульский районы. В районном центре имеется районная больница, средняя школа, клуб, библиотека, Районный узел связи, почтовое отделение, магазины, аптека, столовая и др. Докузпаринский район образовался в 1934 г.В 1960 г. в связи с укрупнением многих районов в Дагестане Докузпаринский район был упразднен. Населенные пункты района были переданы двум районам – Ахтынскому и Магарамкентскому.В 1993 году постановлением Правительства Республики Дагестан признавая упразднение района ошибочным, Докузпаринский район был создан вновь.В настоящее время в обслуживание Докузпаринского района входят восемь сельских администраций и шестнадцать населенных пунктов, которое полностью обеспечены автобусным движением со столицей Республики Дагестан, Махачкалой.Кара-Кюре – одно из древнейших селений Лезгистана. Основателями Кара-Кюре считаются три крупных родственных объединения – сихилы: Югулар, Пугъуцар и Тваркар. Эти сихилы в свою очередь делились на тухумы, и в каждый из них входило от 10 до 15 тухумов. Выдающимся историческим памятником селения является знаменитая каракюринская мечеть, которая была построена Абу-Муслимом примерно в 10 веке. Правителем в с.Кара-Кюре тогда был сын Абу-Муслима Мехтер Санджаба. Все стены мечети полностью заняты стуковым панно, которое сверху завершается куфической надписью религиозного содержания. Изучение этих надписей дало возможность утверждать, что эти куфические буквы относятся к переходному периоду и характерны для надписей Средней Азии 10-11 веков.Вот что сказано в одной из этих надписей:«О верующие! Бойтесь Аллаха и скажите сильное слово»«Нет бога, кроме Аллаха».«Вот… сын… имя Аллаха».«Исаак сын Хасана уповает на Аллаха».«Приступи к своей молитве и не будь из бесчестных».Этот вид архитектурного декора каракюринской мечети представлен и в Кавказской Албании. Это показывает, что Каракюре был одним из культурных уголков в Лезгистане. У входа в мечеть на каменной плите имеется еще одна запись на арабском языке: «Аллах помог джамаату Каракюре в ремонте этой мечети после того, как ее вместе с селением разрушили русские войска. Джамаату помогли также Бедирхан-Юзбеши и наши великие друзья из селения Такъар:Бимурад, сын Касима, уста Мухамад Риза, Мурад Эфенди Каракюринского». В Каракюре кроме главной мечети Абу-Муслима было еще пять квартальных мечетей, расположенных в разных частях селения.В 1888 г. в с. Каракюре впервые была открыта светская школа, называли ее тогда «одноклассным начальным общественным училищем» и функционировала она в помещении сельской мечети. В 1910 г. она была преобразована в двухгодичную школу. Число учащихся увеличилось до 127 человек. Вместо одного в школе стало теперь три учителя. По инициативе знатных людей села в 1915 г. в с.Каракюре было открыто высшее начальное училище, в котором учились в основном дети богачей. В 1930 г. каракюринская школа была преобразована в полную начальную школу. Здесь учились не только дети каракюринцев, но и дети из соседних сел (Гараха Мака и Усухчай). В 1935 г. каракюринская школа стала семилеткой, и первый выпуск ее состоялся в 1937 году.В 1967году каракюринская школа была преобразована в среднюю школу, в ней работают квалифицированные учителя, в их числе многие бывшие ученики школы.Каракюринцы гордятся своими славными земляками: Хаирбеком Демирбековичем Замановым, ставшим командиром стрелковой дивизии в период ВОВ. Он был единственным дагестанцем, занимавшим во время войны такую высокую должность; Ханбике Эмирсултановой, первой девушкой из Докузпаринского районо, воевавшей на фронтах ВОВ; ее мужем Эмирсултаном Амирахмедовым, активным участником многих сражений на фронтах ВОВ; Букаром Наметуллаевичем Гамидулаевым, академиком Международной академии новых технологий, доктором технических наук, генерал – майором технических войск, генеральным директором крупного НПО ВПК в г. Пензе; Сережудином Гамидуллаевым, доктором экономических наук, проректором по учебной части Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, полковником таможенной службы; полковниками ФСБ и МВД Шайдабеком Эмирбековичем Шахвеледом и Закерьей Закерьяевым; братьями Абасовыми- Керимханом Саидахмедовичем, работающим главой администрации докузпаринского районо и Акимханом Саидахмедовичем, руководителем отделения Федерального казначейства по южным районам Дагестана; Сабиром Наврузовичем Наврузовым, Генеральным директором закрытого акционерного общества и многими другими.Текипиркент. Селение расположено между селениями Микрах и Куруш. В селении Текипиркент около шестидесяти домов, расположенных в живописной местности у подножья Шалбуздага и Ярудага. В селении имеется мавзолей Пиргасан Эфенди, мечеть, школа, клуб, магазин и единственная в мире Текипиркентская ГЭС, которая работает от родниковой воды Шалбуздага.Куруш. Название селения связано с пребыванием здесь арабов из племени курейш, которое распространяли ислам в этих местах. Сначала селение находилось возле моста в местности Кизихур. До сих пор сохранились развалины поселения и могильные плиты. Первыми жителями селения Куруша были кочевники из разных мест, и со временем селение стало одним из больших населенных пунктов южного Дагестана. Об этом говорит многочисленность тухумов. Самым большим из них был Хайтахар, который составили выходцы из Кайтага. Представители этого тухума были духовными служителями. Тухум «Авурар» был из аварии, а «Хуливияр» - пришедшие с приморья, «хул» означает «море».Сами себя курушцы называли лежберами. Во главе селения стояли представители физирар. Представители этого тухума в период царизма получили титул беков.Селение было большое насчитывало более тысячи хозяйств. От Куруша находились в зависимости другие села. В селе Куруше наиболее крупные скотоводы имели от 1000 до 3000 голов овцепоголовье.Курушцы в прошлом занимались скотоводством. На пять тысяч жителей было всего 40 га пахотной земли, засевавшиеся ячменем.В Куруш вели тропинки, по котором можно было пройти только пешком или верхом, даже двухколесная арба не могла проехать. Трудно было сельчанам спускаться по головок ружительным тропам в ближайшие азербайджанские селения за продуктами. Сейчас большинство курушцев переселились на равнину, в Хасавюртовский район, где они создали не животноводств, а садоводство и виноградствоВ центре старого селения Куруш сохранился до сих пор дом, в котором родился и провёл детские годы Нажмутдин Самурский (1892-1938)- большевик, активный участник борьбы за Советскую власть в Дагестане, видный партийно-советский работник.Нажмутдин Самурский в Дагестане работал:1921-1929 гг. – Председатель Центрального Исполнительного комитета Дагестанской АССР.1930-1934 гг. –Народный комиссар внутренних дел Дагестанской АССР.1934-1938 гг. – Первый секретарь Дагестанского обкома ВКП (б).Мискинджа. Самый крупный населенный пункт в докузпаринском районе. В настоящее время в селении Мискиндже около 1000 домов, проживает более 3500 человек. В селении имеется клуб, магазины, средняя школа, мечеть.Мискинджинцы построили более 20 км дорог к святилищу Шалбуздага.Микрах. Шесть месяцев арабские войска осаждали селение Микрах, которое было окружено крепостной стеной. Наконец с большими потерями приступом они взяли крепость. Помогли арабам ахтынцы, постоянно Враждовавшие с микрахцами за земли.С теми, кто отказался принять ислам, арабы жестоко расправились. В Микрахе тогда правил Самсам, который после взятия селения арабами вынужден был принять ислам. Сын Самсама Тартастарар отказался принять ислам, за это арабы убили его. Говорять, что до сих пор недалеко от хутора Демирар на небольшом бугре сохранилась могила Тартасрара. Каладжух. На вершине невысокой горы Ага-ах, со всех сторон окруженное мощными стенами, располагалось селение Каладжух. Согласно предания в период расселения по Кавказу армянских колонистов на противоположном берегу реки Усухчай был основан город Микрах.Микрахцы и каладжухцы враждовали между собой из-за земель. Микрахцы много раз пытались ворваться в крепость и истребить каладжухцев. Наконец им удалось взять селение с помощью хитрости. Многие жители были уничтожены, оставшиеся в живых разбежались па разным селам. Одни из них основали селение Кала на территории нынешнего Рутула, другие ушли в Азербайджан и основали селение под таким же названием, часть жителей ушло в селение Каракюре. В разрушенном селении остался только один тухум Мензифар. Со временем сюда стали переселяться люди из Микраха и других сел, и постепенно селение переместилось в низовье, где оно расположено и в настоящее время.