Агулы (агъулар) - одна из малочисленных коренных народностей Дагестана, проживающая на территории современного Агульского и Курахского районов. Частично агулы проживают в городах (Махачкала, Каспийск, Дербент), в плоскостной части Дагестана. По данным на 01.01.2001 года, агулов насчитывается 16,5 тыс. человек.

Агулы (агъулар), самоназвание агулов - агъулар, что означает 'Агульцы,жители Агула'. народ, живёт в Южном Дагестане (Агульский и Курахский районы).  Численность около 8-9 тыс тыс. человек (1998). Язык - агульский, относится к лезгинской группе языков. В этническом отношении близки к лезгинам. Сохраняется разделение агулов на 4 группы (живут в 4 ущельях): агулдере, курахдере, хушандере и хпюкдере. Ближайшие соседи лезгины и табасараны.

Первые называют их 'агъулар',видимо от лезгинского слова 'агьали'-житель,табасараны зовут их 'рукъушанар',связано это с названием одного из ущелий Кушандере.У лакцев они известны как агъал-кушайми,у цахур-хывынби.Агульский язык (агъул чIал) принадлежит к лезгинской группе дагестанских языков. С древних времен существуют диалекты агульского языка - керенский, кушанский, собственно агульский, кекхюнский (буркиханский) и одноаульный фитинский. Письменность на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

Благодаря территориально-экономическому расположению, агулы издавна знали лезгинский, табасаранский и русский языки. В основном, языком общения с соседями чаще всего служил лезгинский   язык. Жители аулов Буршаг, Худиг, Арсуг, расположенных по соседству с табасаранами, владели языком последних. В селении Цирхе, находящемся рядом с даргинскими селами, знали даргинский язык, а буркиханцы - лакский.

Агулы проживают в 21 селении, которые занимают территорию центральной части Юго-Восточного Дагестана у верхнего течения рек Чирах-чай, Курах-чай и их притоков. На севере они граничат с даргинцами и лакцами. На юге их соседями являются лезгины, на западе - рутулы, на востоке - табасараны.      

В начале XIX века агулы и часть лезгин вошли в состав Кюринского ханства, впоследствии упраздненного российской администрацией и преобразованного в Кюринский округ в составе Дагестанской области. В советское время агулы вместе с лезгинами вошли в Курахский район, через который была проложена дорога, положившая конец изоляции агулов от внешнего мира. Соседями агулов на севере являются даргинцы, на востоке - табасаранцы, на западе и юго-западе - рутульцы, на юге - лезгины, на северо-востоке - кайтагцы. В силу географической изолированности территории агулов реальные связи (в основном торговые) поддерживались ими преимущественно с лезгинами.     История агулов тесно связана с историческим прошлым других этносов, проживающих на территории Дагестана. Их интернационализм предопределен исторически и географически. 

Имеющийся археологический материал, а также сведения письменных источников и топонимики, указывают на то, что в IV в. до н.э. агулы вместе со всеми лезгиноязычными народами входили в состав государства Кавказская Албания. Филолог Гаджи Алхасов предложил свой вариант расшифровки албанского письма. Так, в Агульском районе близ села Буркихан сохранились развалины населенного пункта, носившего некогда название 'Алпан' (Алпан-древнее лезгинское название Кавказской Албании,алпан с лезгинского переводится как метеорит, ц1айалпан-молния).В раннем средневековье агулы вошли в состав политического объединения 'Лакз' (Страна лезгин). О многочисленности этносов Ал-Лакза свидетельствует сообщение историка Масуди. В стране Лакзов встречается (456 г. х./1064 г.) название местности К.р.к., возможно современное селение Курах.

Главным занятием агулов издревле было скотоводство. Уход за овцами у агулов считался чисто мужским занятием. Мужчины и пасли овец, и ухаживали за ними во время окота, они доили овец, готовили из овечьего молока различные продукты, стригли их и т. д. Уход за крупным рогатым скотом, напротив, считался прерогативой женской части общества. Скотоводство из-за скудности пастбищных условий было сравнительно небольшим. Летом скот выпасался на горных альпийских лугах, зимой перегонялся на равнинные зимние пастбища. Бедняки содержали скот в селениях, где он часто погибал от бескормицы.

Важное место в хозяйственной деятельности агулов занимала обработка металла. Из-за ограниченности сырья, перевозка которого требовала немалых усилий, отдельные предметы поступали из Харбука, Кумуха, Амузги, Кубачи. Основными изделиями агульских кузнецов были косы, серпы, топоры, мотыги, ножи - все то, что нужно в хозяйстве.

Традиционными промыслами агулов были выделка овчины и обработка кожи. Сыромятная кожа из шкур крупного рогатого скота шла на изготовление обуви: чарыков, сапог, а также ремней, поясов и т.п.Несмотря на то, что территория, занимаемая агулами, была бедна лесами, обработкой дерева они занимались еще в средневековый период. Обработка дерева была многообразна: от изготовления деревянных конструкций для дома до производства деревянной посуды, утвари. Резьбой по дереву украшались столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колонны балконов.Высокого совершенства достигли агулы в строительном деле. Со строительством жилищ, мостов, мечетей непосредственно была связана и художественная обработка камня. О мастерстве агульских каменщиков говорит и то, что их приглашали соседи для строительства различных объектов, особенно соборных мечетей.Огромное значение в жизни агулов имели торгово-экономические пути сообщения. Во второй половине XIX века была проведена колесная дорога от Дербента, через Табасаран, до с.Буршат. 

Это дало возможность жителям агульских сел быть вовлеченными в торгово-экономические отношения с ближайшими соседями. Функционировала дорога по торгово-стратегическому пути Чираг - Кумух - Согратль.

Необходимую сельскохозяйственную и фабричную продукцию агулы приобретали в обмен на продукты животноводства, главным образом сыр, шерсть, мясо и ковровые изделия. Излишки сельхозпродукции реализовывали на базарах Казикумуха, Ахтов, Касумкента, а также в Дербенте, Кубе, Баку. Агулы принимали активное участие также на базарах местного значения - Курах, Икра, Хив, Хучни, Кандик и Тпиг. В агульские аулы табасараны возили зерно, сельхозпродукцию, фрукты, джулинскую посуду, сукно, паласы и т.д. Тесные торгово-экономические отношения агулов с табасаранами подтверждаются тем, что табасараны устраивали праздничные шествия 'в горы к агулам' к месту СкIрен Сув (лисья гора), когда начинался сбор черешни.В годы советской власти, в 20-х годах, встал вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных кадров, из-за малочисленности носителей агульского языка и по другим причинам вопрос не был решен положительно. До 1952 г. обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, а затем - на русском. В 1990 г. решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность, и с 1992 г. обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском языке выходит районная газета 'Агъуларин хабарар' ('Агульский вестник'), стали издаваться книги.В 1935 году постановлением ВЦИК был образован Агульский район. Это было огромным событием в жизни народа. 

С образованием района местные и партийные органы активно вовлекали население в колхозы и совхозы. Большое значение для развития хозяйства агулов имело строительство дорог. В прошлом каждая сельская община обязана была ремонтировать дороги своей округи. С образованием района возникла крайняя необходимость в строительстве дороги через Магудере, которая связывала агулов с плоскостью.

В послевоенные годы во многих агульских аулах открылись медпункты и больницы, библиотеки и школы, развивалась инфраструктура района. Большое значение уделялось подготовке кадров из числа агулов.Сегодняшние проблемы агулов связаны с их тяжелым материальным положением. Одной из острых проблем района является безработица. Перенаселенность, нехватка пахотных земель и пастбищ отрицательно влияют на жизненный уровень населения. По этим и другим причинам молодежь вынуждена покидать район, выезжать за пределы республики в поисках работы и трудоустройства для создания условий нормальной жизни. Возникла реальная угроза разрушения компактности проживания агулов, которая может привести к печальным ассимиляционным процессам. В период возрождения национального самосознания и культурного роста народов Дагестана решение проблем, стоящих перед малочисленными народами, требует особого внимания.

Агулы хорошо представлены в высшем руководстве республике. Такибат Алаудиновна Махмудова, уроженка с.Тпиг Агульского района, является зам. Председателя Госсовета РД, Магомед-Салих Магомедович Гусаев, уроженец с.Цирхе Агульского района, - министр по национальной политике, информации и внешним связям РД. В руководстве ряда министерств и ведомств республики много агулов, которые зарекомендовали себя как трудолюбивые, скромные и квалифицированные работники.

Среди агулов есть известные ученые, врачи, деятели культуры. Долгое время деканом исторического факультета ДГУ был доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД Х.Х.Рамазанов. Его традиции продолжает сын Ахмед Рамазанов, который защитил докторскую диссертацию. На всю страну известен зав. кафедрой русского языка Петрозаводского университета доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ З.Х.Тарланов. 

Его сын, наследник А.С.Пушкина в шестом колене, Евгений Тарланов также защитил докторскую диссертацию. Хорошо известна династия ученых из с.Буршаг Мазанаевых, многие годы деканом филологического факультета ДГУ является доктор филологических наук, профессор Ш.А.Мазанаев, который со своим братом кандидатом филологических наук И.А.Мазанаевым основал письменность агулов.

У агулов появились свои профессиональные поэты и писатели. Читатели знают имена Камалдина Ахмедова, Фаткулы Джамалова, Абу-Муслима Мутова, Шерифа Шерифова, Гаджи Алхасова, Габибулы Омарова, Раисат Рамазановой и других авторов, выпустивших первые поэтические сборники.Сегодня трудно представить Дагестан без Агула и агулов. Вклад, вносимый ими в общую сокровищницу культуры и искусства, может быть, скромный, но без капли нет и океана.

Источник материала и фото ©
Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 691
Реклама
Реклама
http://proff-coffee-service.ru/remont-kofemashiny-saeco-v-moskve/
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 31
Мугьманар: 31
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: