Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1056
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 19
Мугьманар: 19
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Июль » 21 » Грязные фальсификации лезгинской истории

13:10

Грязные фальсификации лезгинской истории


Грязные фальсификации лезгинской истории
Грузины и армяне леками в первую очередь называли лезгин. Для народностей Северо-Западного Дагестана они употребляют этнонимы "дидо", "анди", "дурдзуки"(), Еавари "авары" и др. Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем лезгин, в то время как другие народы Дагестана в разные времена выявляли себя под различными названиями. Аварцы раньше были известны под названием андийцы, дидойцы.

У греческих и римских историков и географов Геродота,Страбона, Плиния, Птолемея и др. предки народностей лезгинской группы были известны под именем племен гели и леги. Под этими этнонимами, а также: леки, лесги, лакзы, лязги, легзи, они были известны средневековым армянским, грузинским, азербайджанским и персидским авторам. В арабских источниках IX-X вв. имеются сведения о «царстве лакзов», расположенном на территории Южного Дагестана. Гораздо больше данных о народностях лезгинской группы содержится в кавказоведческих хрониках. К ним относятся «Дербент-Намэ», отрывки из «Ахты-намэ», «Тарихи-Дагестан», «Картли-Цховребе», «Гюлистан- Ирам» А.Бакиханова, «Асари-Дагестан» Г.Алкадари.
Средневековый автор «Армянской географии» упоминает леков в числе 26 народов, населяющих Кавказскую Албанию1. О них мы находим сведения и в «Истории Армении»2.
Вслед за леками-лезгинами в средневековых хрониках появляются упоминания о табасаранцах, цахурах, рутулах, агулах.

У грузин во всех источниках наряду с леками указываются дидойцы, хунзахи, дзурзуки (вайнахи).
Очерки истории Грузии III в. до н. э. — ЭПОХА МОГУЩЕСТВА КАРТЛИЙСКОГО ЦАРСТВА" :

"Пользуясь, возможно, более поздней номенклатурой, «Картлис цховреба» при повествовании о древнейших событиях в качестве северных соседей грузин называет леков (лезгины), дурдзуков (вайнахи), дидойцев (один из нынешних аварских), а несколько позже также и двалов () и т. д. Это были племена, говорившие на языках бацбийско-кистинской (дурдзуки, двалы) или дагестанской (леки, дидойцы) группы кавказских языков. Границу между этими двумя группами племен «Картлис цховреба» проводит по реке Тереку. Восточнее, вплоть до самого Каспийского моря, жили «леки», а к западу — «кавкасиани» («кавказцы»), среди которых в качестве наиболее выдающихся «Картлис цховреба» называет дурдзуков (КЦ, с. 5—6, 11). Племена бацбийско-кистинской группы занимали центральную часть Главного Кавказского хребта. Западнее от них уже тогда, несомненно, жили племена абхазо-адыгейской группы. О (КЦ, с. 45)."

Во всех грузинских источниках мы можем увидеть такие названия как Дидоэти(Дидойцы,аварцы),Хонзахети (Хунзахцы.аварцы), Дзурдзукети (вайнахи,чеченцы), Лекети (Лезгины,леки).

Лезгины тоже граничат с Грузией,особенно лезгины Азерстана. А те времена даже гораздо больше.

Было установлено, что современная география расселения аварцев (Джаро-Белоканы, Салатавия) и историческая территориально не совпадают.

Предки определенной части Закатал и близлежащих селих были ахтынцами - представителями крупной торгово-ремесленной городской общины Горного Дагестана, что и не удивительно, ибо Елису соединялся в прошлом хорошей горной дорогой с Ахтами (Лезгинское горное село), а через них с Прикаспием. Поэтому не случайно, топоним Закатал переводится с лезгинского как Сак1ват1ал (единое общество так оно было не мононациональным,туда входили и лезгинские народы и аварские потом также ассимилированные грузины и татары и мугулы(нынешние азери,Есть версия с на лезгинском "Елису" (Илису) (от вилисув - "голубая гора").

Корганов и Колюбякин пишут,что в давние времена пришли из Дагестана в кахетинское Закавказье мусульмане при этом, эмигрантами из Аварии, что означало в те годы из Хунзахской зоны Дагестана, а расселились они в Белокано-Закаталах,где жили лезгины(нынешние цахуры).С течением времени эти лезгины алазанского побережья, приняв в свою среду татарских переселенцев из других зон Закавказья, и столько же людей из Аварии, то есть из Хунзахской зоны Дагестана, усилились заметно в количественном отношении. Вот тут-то и построили они новые крепости в восточном Закавказье: Белоканы, Катех и Закатала. Грузины их называли "Джарцами" от грузинского слова джари " войско".
Так что изначально там жили лекские племена до прихода аварцев.

(Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, № 22. 1897):
"О Дидоэтии. (аварцы) Тушины и дидойцы хотя входили в состав удела Лекоса, но впоследствии были покорены грузинскими царями и обложены данью. Когда же случился раздел грузинского царства, дидойцы подчинились кахетинским царям. Тушины же были покорены кахетинским царем Леваном. Дидоэтия расположена на северной стороне Кавказскаго хребта, к востоку от Лопоти, Греми, Шилды-Кварели и Чиаури-Дидоэтия состоит из двух ущелий, и по ней протекает речка, которая называется Козлухом (Койсу). Восточнее этой речки протекает другая речка, а между обеими сими реками растянулся один из отрогов Кавказа. Последняя речка впадает в первую. Оба ущелья Дидоэтии граничат: с востока Кавказом, лежащим между Еавари (Авария), Лекетией и Дидоэтией; с юга — речкой Двалетии и одним из северных отрогов Кавказа; с запада — Кавказом, лежащим между Дидоэтией и кахетинской провинцией Гагма-мхари; с севера Кавказом, лежащим между Дидоэтией и Тушетией. Эта страна весьма замкнута и неприступна; скудна как Овсетия и даже более чем Овсетия. Жители же этой страны отвратительны своими нравами, поступками, мощностью и видом. Язык имеют свой собственный. По вере они язычники и почитают выше всего дьявола. Говорят, что когда Александр Великий (Македонский) осаждал город Саркинети, тогда эти дидойцы, просверлив саркинетскую гору, прошли незаметно по потаенному ходу, прибыли в Дидоэтию и поселились тут, сохранив до сих пор тогдашние свои и веру и обычаи. Они не имеют понятия о Боге. Родство не почитается между ними.

Едят они всякую тварь. Отец женит малолетнего сына и до его совершеннолетия сам живет с невесткой и приживает детей; когда же сын достигает зрелого возраста, то отец уступает ему его жену и делит с ним прижитых от нее детей поровну, причем одни из этих детей, уступленные сыну, считаются сыновьями сына, а другие (оставленные отцом при себе) братьями сына, мужа невестки, с которой до сего времени жил отец. У них есть и много других постыдных обычаев. Они почитают стариков, которые заседают на совещаниях, разбирают и разрешают дела, чинят мир и расправу. В войне они не дисциплинированы, бесполезны, слабы, одеваются и вооружаются плохо. Все, почитая дьявола, одеваются в черное платье, шитое из сукна и войлока. По причине замкнутости страны, они остаются невредимыми со стороны врагов. Дидойцы искусны, как и овсы, но их чохи и бурки другого фасона: чоха их делается из грубого сукна, а бурки бывают с длинными мохнатыми волосами и непременно черные, а не другого цвета. Одну часть Дидоэтии покорили лезгины и жителей обратили в магометанскую веру, а другая остается в прежнем виде. Кахетинская часть Дидоэтии покорна кахетинским царям, которым платит дань; взамен этого, дидойцам дозволяется спускаться в Кахетию по торговым делам. Они из Кахетии вывозят жизненные продукты, одежду и все необходимое для себя." (Интересна фраза:Дидоэтии покорили лезгины и жителей обратили в магометанскую веру Smile )

О Дзурдзукии (чеченцы). Южнее этого, выше Кистетии, находится Дзурдзукия с постройками, селениями и башнями. Эти ущелья граничат: с востока Кавказом, лежащим между Кисто-Дзурдзукией и Глигвом (Гhлигhви); с юга Кавказом, растянувшимся между Пшаво-Хевсуретией и Дзурдзукией; с запада — Кавказом, лежащим между Кисто-Дзурдзукией и Хеви и с севера — горою между Черкесией и Кистетией. Из Кистетии и Дзурдзукии переходят дороги в Хеви, Пшаво-Хевсуретию, Глигви и Черкесию.

О Глигве. К востоку от Кисто-Дзурдзукии лежит Глигветия, называемая так или по имени Глиго (Гhлигhо), внука Дзурдзука, или по оголенности самой страны, Глигвская речка, истекая из межгорья пшавского и глигвского и протекая по направлению от юга к северу, впадает в речку (?), а потом изливается в Борагнис-цкали. На этой речке находится Ангусти, большое селение. Ущелье это со зданиями и селениями. Глигви граничит: с востока горою глигвской, севера — горою, лежащей между Черкесией и Глигвом, с юга — Кавказом, лежащим между Пшавом и Глигвом; запада — горою, лежащей между Глигвом и Дзурдзукией. Жители Ангусти похожи на черкесов, и они по вере магометане суннитского толка. К востоку от Глигва есть ущелье, речка которого истекает из межгорья глигвского и панкисского, течет от юга к северу и изливается в Глигвис-цкали, а потом последняя впадает в Борагнис-цкали. И это ущелье тоже со зданиями и селениями. Ущелье это граничит: с востока Кавказом, за которым Панкиси, севера — Черкезис-мта, запада — горою, за которой Глигви. Все эти ущелья, описанные нами, вначале составляли Дзурдзукетию. Эти ущелья весьма замкнуты и недоступны для вторжения врага, по причине здешних гор, скал, теснин и рек. Они скудны лесной растительностью, малопроизводительны и бедны скотом, подобно Овсетии; равным образом и люди вероисповеданием, нравами, поступками и обычаями одинаковы с овсами; язык же имеют свой собственный. Женщины одеваются своеобразно. Смертоубийство и кровомстительство им неизвестны; если же случится между ними убийство, то стороны мирятся чрез своих старейшин; они, и мужчины и женщины, более речисты, чем овсы. Женятся иногда на 2 — 3 женах; женщины позволяют себе прелюбодеяние в замужестве, но до замужества никогда. Умеют возводить здания на камне и извести и строят себе дома, башни и твердыни. Они вынуждены повиноваться своим соседям черкесам и платить им дань, чтобы получить от них пищевые продукты, одежду и соль.

...С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество (*** *** ***); овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. Овсетия же с того времени стала называться Черкесией или Кабардо, и она ослабела и разделилась на множество княжеств. По разделении Грузии на три царства (это было в 1445 г.), в удел царей Карталинии вошли Хеви и Двалетия, которые и по сей день платят дань нашим царям и князьям. Дзурдзукию и Кистетию считают своими кахетинские цари, но они не платили им дани, а скорее подчинялись черкесам; точно также и остальные овсы, из которых только дигорцы отчасти подчиняются рачинскому эриставу. Все это так было до сегодняшнего дня, будущее же ведомо только одному Богу.

Хунзахское нуцальство, образовавшееся в центре Аварии в результате распада Сарира, в начале XII в. попадает под сильное политическое и идеологическое влияние Грузии. Правитель новообразовавшегося государства на Хунзахском плато получает традиционный грузинский титул административного лица, подчиненного эриставу — "нацвал” (груз.деревенский староста), который позднее видоизменился под влиянием аварского языка в "нуцала”.

Термин "авар” был известен еще в Х в. По сведениям арабского автора Ибн Русте так звали правителя Сарира.

Первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием "авары” принадлежит Иоанну де Галонифонтибусу, который в 1404 г. писал, что на Кавказе живут "черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи”.К 1404 году относится первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием «авары», оно принадлежит Иоанну де Галонифонтибусу, который писал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи»

Дореволюционная этнография насчитывает довольно большое число авторов. Это были, главным образом, военные. Лишь в конце дореволюционного времени появляются ученые, однако, - не этнографы, отмечавшие этнографические явления лишь попутно. В общем наблюдения всех дореволюционных авторов были преимущественно беглыми, их работы представляли собой журнальные, а часто газетные статьи. Лишь некоторые из этих авторов дали ряд более обстоятельных и углубленных работ...

О. Косвен. Изучение социалистической культуры и быта народов Дагестана, М., 1954, стр. 4:
«Результат всей дореволюционной этнографической работы в Дагестане составляет весьма относительная, далеко не полная, скорее фрагментарная изученность народов Дагестана, при этом весьма неравномерная в отношении отдельных народов. Лучше других, говоря опять-таки, условно и относительно, были описаны аварцы, затем лакцы, кумыки, совершенно недостаточно даргинцы, и, наконец, меньше всего лезгины, о которых в дореволюционной литературе можно найти лишь самые ограниченные сведения».

В тех военных источниках где аварцев не понятно почему называют лезгинами или там лезгинским племенем, в одном и том же источнике звучат слова как "аварец,аварский Авария", так и "лезгин,лезгинский,Лезгистан",т.е. получается что все знали кто есть лезгины,а кто есть аварцы. Если бы они путали,то всю дорогу должны писать лезгины,лезгинский,Лезгистан и вообще не знать кто такие аварцы,а тут везде со словом "лезгины" рядом и "аварцы".

Либо это вообще все от балды написано,например,один такой писарь,Лапинский,пишет:

"Третью группу народов можно считать состоящей из кумыков, жителей Малой Кабарды, чеченцев, аварцев и лезгин. Эта группа занимает приблизительно 1200 квадратных миль вдоль Каспийского Моря. Население насчитывается не более 600 000 душ. Основная раса — туранская, но сильно смешана с семитской. Лезгины, по-видимому, происходят от одного еврейского племени, которое простиралось через Чечню до Кабарды. Христианская религия, смешанная с еврейскими обычаями, с давних времен известна в этих горах. Впервые, при вторжении русских, господствующей религией стало магометанство. Различные племена, которые не имели никаких форм управления, собирались под знаменем Магомета и давали смелых и фанатичных монахов. Магометанская религия нашла еще большую поддержку во многих татарских фамилиях, которые или с давних пор осели в стране, или в последнее время, при наступлении русских, бежали в горы. Не прошло 20 лет, как эти племена стали мусульманскими. В последнее время известный шейх Шамиль был почти государем в стране, и он был тем, кто окончательно укрепил веру Магомета и сделал ее господствующей." Здесь он вообще лезгин приписал к еврейскому племени Smile

Так что есть достоверные источники,такие как "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи",составленный до революции,где указаны и аварцы и даргинцы и лезгины отдельно.

С раннего средневековья этноним лезгин перечисляется в источниках в одном ряду с другими наименованиями дагестанских народов, так что идентичность имени лек/лекзи/лезги и самоназвания современных лезгин не вызывает никакого сомнения. Так в сочинении, датируемом 1404 годом, в одном ряду с аварами (предками современных аварцев) и казикумухами (современные лакцы) упоминаются леки (Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку. 1980, с. 15). Особое упоминание лекзанского (т.е. лезгинского) языка еще в начале ХII в. арабским путешественником Абу Хамидом ал-Гарнати среди языков, распространенных в городе Дербент, является еще одним неопровержимым доказательством того, что этноним лек/лекзи/лезги первоначально распространялся исключительно на предков современных лезгин, так как уже в те давние времена даже близкие лезгинам табасаранцы упоминались отдельно.

«Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», собранные и пополненные Семёном Броневским (издано в Москве в типографии С. Селивановского в 1825 г.), где термин ЛЕЗГИСТАН упоминается множество раз (на 151,152,171,181,187,189,232,307,349,360,362,384 страницах). К изданию прилагается и карта, составленная в указанном году, где крупными буквами помечено «Лезгистан»









Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 14002 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: история лезгин, Фальсификация лезгинской истории, лезгинская история

avatar
1
Факты из исторических хроник приведены аккуратно и точно, спасибо автору, но дело в другом, Лек (Лекан, Лекос) предок всех дагестанских народов, от него пошёл и Хозоних предок аварцев, хунзов. Если приводятся сведения из Картли Цховреба в данной статье, то нужно привести и этот момент, где говорится, что Хонзахети воздвиг самый знатный из потомков Лекана, а это доказывает об общности дагестанских народов и их общем предке. Хозоних - он же Хунзак - тот кто объединил родственные аваро-андо-цезские племена, это имя встречалось и позже в истории аварских ханов.
Но если автор статьи так хочет единоправно называться леком, его право, может, он и не имеет ввиду родство с этнонимом Леком. А сыновья, потомки Лека и были родоначальниками дагестанских народов.

Ещё момент, Лезгин называли кюринцами или нет?

Кстати, Аварцев историки и политики ошибочно называли лезгинами, чаще джарских аварцев и это известный факт.
avatar
2
Пусть автор этого текста прочтёт ещё статью о чохцах в царской армии, здесь на сайте она выложена, - как раз аварцев там авторы и называют ошибочно лезгинами.

Корганов и Колюбякин это не историки, которым надо доверять. Аварцы живут в Джаре с самых древних времён и писать, что они там пришлые, а другие коренные - скользкий путь, ненужная никому реакционная тенденция.
avatar
3
+++ Под этими этнонимами, а также: леки, лесги, лакзы, лязги, легзи, они были известны средневековым армянским, грузинским, азербайджанским и персидским авторам
-----------------------
уже не смешно
avatar
4
Лезгины, просто остальные народы завидуют к вашей истории
вот и хотят примазаться smile
avatar
5
канешно завидуют хе хе хе
вот табасаранцы точно завидуют
avatar
6
Табасаранцы тоже потомки албан, их история не разрывна с вашей
avatar
7
Всем привет! Случайно наткнулся на эту статью. Я далек от истории, но обратил внимание на названия различных народностей.
Аварец – хонзоних (хонзах) - если перевести дословно слово хонзах с армянского – подгоревший.
Чеченец – дзурдзуки – если перевести дословно это слово с армянского – кривой или еще дословней на одном наречии – кривая рыба (дзур дзук).
Лезгин – еавари – здесь можно трактовать как игру слов, когда например армянин в разговоре подтвердить лезгину, что он такой же как и армянин (то есть свой – брат).
Я еще не поленился и просмотрел русско-лезгинский разговорник и нашел в нем буквально на вскидку более 200 одинаковых слов с армянским языком.
Еще мне стали интересны названия ворот в Дербенской крепости, они дословно переводятся с армянского, и точно передают свое назначение и местоположение…
avatar
8
вы кюрины, а лезгины это лакцы. И это вы фальсификаторы.
avatar
9
Я в жизни читал такую ересь, свою фантастику ищите на втором этаже. Я Аварец Закатальского района там никогда не жили кюринцы ,хватит вороват чужую историю товарищи кюринцы а не лезгины
avatar