Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 688
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 38
Мугьманар: 35
Иштиракчияр: 3
Jurnalist, Alpangirl, Бой_манкрутам

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2009 » Март » 5 » Мифологические верования лезгин

19:27
Мифологические верования лезгин

Мифологические верования лезгин
Наиболее древними божествами лезгин Самурской долины были персонифицируемые небо, небесные светила – Солнце и Луна, атмосферные явления – радуга, ветер, гром и молния, дождь. Стрелять в Солнце и Луну считалось грехом, «это все равно, что стрелять в Аллаха» (с. Хрюг). С Солнцем были связаны определенные верования и табу. Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»). По мнению жителей с. Мискинджа, «молнию посылает гъуцар». В с. Ахты имелось проклятие в адрес человека, к которому испытывали неприязнь, – «Вун цIайлапанди ягърай!» («Чтобы тебя ударила молния!»). В этом и других селениях шустрых детей называли «молнией» («цIайлапан»).

Существовало поверие, что под концами радуги спрятано золото (сс. Ахты, Луткун), клад, который охраняет мифическая змея шамгьандар (с. Хрюг), клад с золотом – «от него и исходит блеск и свет радуги» (с. Мискинджа). Найти этот клад может только человек, угодный Богу. Если при появлении радуги загадать желание – оно исполнится. Если в момент рождения ребенка на небе появилась радуга – значит, жизнь у него сложится счастливо (с. Мискинджа). С радугой были связаны и метеорологические приметы. Если во время затяжных дождей один конец показавшейся радуги находится в реке, значит, дождь продолжится. Нельзя было купаться в реке, если в ней находился один из концов радуги – «жизнь сократится» (с. Хрюг).

Ветер («гар», «къай») лезгины долины воспринимали в облике женщины в лохмотьях и с развевающимися волосами. Его воспринимали и как злую силу. Повсеместно существовал запрет ругать ветер за нанесенный ущерб, это расценивалось как оскорбление  в адрес Всевышнего. Имелось также представление, что ветер уносит с собой из селения все нечистое и негативное.

Ощутимый ущерб хозяйству наносил не только ветер, но и проливные и затяжные дожди. Для их прекращения повсеместно ставили во дворе топор острием вверх, выбрасывали туда же соль (с. Мискинджа), на перекрестке четырех дорог забивали деревянный кол и на него мочились дети, собирали из-под семи водосточных труб дождевую воду в кувшин и закапывали его в отдаленном от села месте (с. Хрюг). В с. Мискинджа для этой цели изготовляли несколько маленьких кукол ала пехъ, наряженных в красную одежду, и втыкали их в плоскую крышу какого-нибудь дома. В с. Ахты после проведения обряда куклу ала пехъ выбрасывали в воду. Видимо, упомянутые куклы являлись персонификациями божества солнца, представлявшегося в женском облике.

Таким же бедствием, как проливные и затяжные дожди, была засуха. Для ее прекращения и вызова дождя проводили особый обряд с ряженым пешапай. Им был мальчик, которого обряжали в ивовые ветви и в сопровождении толпы детей и подростков водили по дворам села, где хозяйки обливали его водой, а сопровождавших одаривали  продуктами (мука, яйца, орехи, халва).

Были и другие приемы по вызову дождя. Например, в с. Ахты процессия мужчин, женщин и детей во главе с муллой собирала в кувшин воду из семи источников. Затем мулла, произнося молитвы, эту воду выливал в реку. Дети  в этот момент кидали в реку камешки, стараясь всех обрызгать. Обряды вызывания дождя и солнца бытовали у лезгин Самурской долины вплоть до 60–70-х годов XX в.

Ряженые у лезгин участвовали не только в обрядах метеорологической магии. Они были непременными персонажами праздника весны, свадеб и выступлений канатоходцев. В с. Ахты такие ряженые назывались коса, къабачи, в с. Мискинджа – коса, сев («медведь»).
 
Как и другие лезгины, в день весеннего равноденствия жители Самурской долины очень красочно отмечали праздник начала весны и нового сельскохозяйственного года Яран сувар. В с. Хрюг вечером на возвышенностях вокруг села разжигались костры. Подростки, двигаясь по кругу, исполняли особый «медвежий танец» («севран кьуьл»). В с. Мискинджа «медвежий танец» («север къугъурун») исполняли на свадьбах у костра ряженые сев.

На праздник Яран сувар выпекались и особые фигурные обрядовые хлеба зооморфной формы: пехъ («ворона») в виде полумесяца с вдавленными на поверхности отпечатками пальцев, хъвед («куропатка») с запеченным внутри яйцом, кIек («петушок»), балкIан («конь») (с. Хрюг).

Верили лезгины долины и в существование домового – кIвал, кьвал, кьол (с. Ахты), къвал (с. Хрюг), хъварц (сс. Луткун, Мискинджа). По мнению жителей с. Мискинджа, хъварц водится в сырых, темных местах. Жители с. Хрюг считали, что къвал обитает там, где нечисто (свалки, места выброса нечистот и т.п.), и поэтому после контакта с ним человеку необходимо было совершить ритуальное омовение. Домовой – тяжелый, волосатый, имеет человеческий облик (с. Луткун), похож на бурдюк с водой (с. Мискинджа),  иногда виден его темный силуэт, у него нет одной ноздри (с. Ахты), у него нет носа, но есть уши и голый хвост (с. Хрюг). Он приходит домой извне, ночью, проникая в жилище через дымоход, который, как известно, является «входом» из одного мира в другой». Проникал через любую, даже самую узкую щель (с. Мискинджа),  наваливался на человека, давил его и душил. Издавал звуки, наподобие мурлыканья – «мур-мур» (с. Хрюг). Оберегами от домового служили произнесенные мусульманские молитвы, положенные под подушку острые металлические предметы (нож, ножницы, булавка и др.) (повсеместно), веник, поставленный у изголовья, и уголек под постелью (с. Хрюг).

Как и другие лезгины, жители Самурской долины опасались демона-антагониста рожениц ал паб. Его представляли (повсеместно) в облике старой женщины большого роста (с. Ахты) с длинными до пят (с. Луткун, с. Хрюг), густыми, с проседью (с. Мискинджа) или рыжеватыми распущенными (с. Ахты) волосами и пальцами с когтями (с. Мискинджа). По некоторым сведениям, ал паб обладала большими медными грудями (с. Ахты). Она являлась людям обнаженной (сс. Ахты, Хрюг) или одетой в лохмотья (сс. Ахты, Луткун, Мискинджа). Обитала будто бы в безлюдных местах, горах, пещерах (сс. Ахты, Мискинджа). Зимой она жила у реки (с. Ахты). Основная функция ал паб – похищение внутренностей роженицы. Обладая даром перевоплощения, демон являлся к роженице в облике родственницы или соседки и начинал заговаривать с ней. Как только роженица открывала рот, ал паб хватала за язык и вырывала его вместе с внутренностями. Похитив внутренности, она спешила окунуть их в воду. Если это демону удавалось, роженица умирала.

Что удивительно, будучи демоном-антагонистом рожениц, ал паб была и «хозяйкой зверей» и якобы понимала язык животных. Она наказывала охотников, охотившихся на беременных самок диких животных (с. Мискинджа). Особенным ее покровительством пользовались туры («суван яц» – букв. «горный бык»), у которых она будто бы поедает послед после родов (с. Ахты). Следует отметить, что туры у местного населения считаются священными животными. На них можно охотиться (кроме самок), но мясо убитых туров нельзя продавать, а только безвозмездно раздавать.

К демонологическим персонажам лезгин Самурской долины относилась и ведьма – кыс кафтар (сс. Ахты, Мискинджа), кицI кафтар, кафтар-къери, къери (с. Хрюг), кысдин паб (с. Мискинджа). Ее воспринимали в облике старой женщины, живущей в скалах. Она посещала кладбища, где раскапывала могилы и поедала свежие трупы людей. К кладбищенским демонам относился и малкамут (с. Ахты).

Нечистая сила у лезгин долины, как и у других лезгин и дагестанцев, носит название шайтIан («шайтан»), чын («джинн»). Этих персонажей не разграничивают. По рассказам местных жителей, шайтан и джинн маленького роста, у них уши удлиненной формы, стоят торчком, а пятки вывернуты наружу. Они всячески пакостят людям. Ночью, находясь у реки, надо быть осторожным, так как можно наступить на них. Для того чтобы оградить себя от козней нечистой силы, читали молитву «Басмала» («Во имя милостивого и милосердного»), уповая на милость Аллаха.

Таким образом, исходя из представленного материала, можно констатировать многообразие и разветвленность мифологических персонажей, входивших в языческий пантеон и пандемониум лезгин Самурской долины.

Шарвили.ком






Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Традиции Лезгин | Просмотров: 3772 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгин, лезгины, лезгистан, история лезгин, лезгинская история
Оставьте свой комментарий!
avatar