Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 682
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 38
Мугьманар: 38
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Поэт мужества и нежности - Алирза Сеидов

14:39
Поэт мужества и нежности - Алирза Сеидов

Поэт мужества и нежности - Алирза Сеидов
К 80-летию со дня рождения Алирзы Саидова

Алирза Саидов ушел из жизни много лет назад и не дожил до своего восьмидесятилетнего юбилея. За двадцать лет работы в литературе он выпустил более пятнадцати книг, оставив в культуре родного Дагестана глубокий след и став вершинным явлением лезгинской поэзии. Читатели знают его поэмы, героические баллады, патриотическую лирику, стихи о дружбе и братстве народов, о труде, природе и любви.
Родился Алирза Узаирович Саидов в 1932 году в с.Гдынк Ахтынского района в крестьянской семье. Детство и юность его совпали с годами Великой Отечественной войны, и грозные события тех лет оставили глубокий след в его душе.

Учёба в родном ауле, а затем в Дербентском педучилище дала ему возможность приобщиться к мировой художественной литературе, войти в волшебный мир поэзии. Изучение книг, рисование и особенно громкое, обязательно громкое чтение понравившихся ему стихов стали его любимым занятием. Увлечение поэзией привело его к первым пробам пера. Поначалу это были ученические стихи, но растущий художественный вкус брал своё, любовь к образному слову и преданность литературе способствовали его дальнейшему росту.

А. Саидов начал работать в областной газете «Знамя социализма», и пять лет он был не просто журналистом, но и автором рецензий, критических статей и многих поэтических произведений.
Нельзя сказать, что первые же появившиеся в печати стихи А. Саидова выделялись особой новизной. Поэт ещё особо не отличался от своих предшественников, но растущий мастер поэтического слова в нем уже угадывался.

Молодой поэт сам почувствовал необходимость серьёзной учёбы у классиков русской и мировой литературы. И такая возможность была ему представлена Союзом писателей Дагестана. Алирза Саидов был принят в Литературный институт имени  М. Горького и успешно закончил его в 1959 году.

Учёба в Москве вооружила поэта знанием поэтических традиций А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Д.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина. А. Саидов посещал творческие семинары Владимира Луговского, Павла Антокольского, Льва Ошанина, их опыт помог лезгинскому поэту в совершенстве овладеть поэтической культурой. Свидетельством творческого роста А. Саидова явились его поэтические произведения, написанные в годы учёбы в Литинституте.

Первая книга поэта «С тобой, Самур» выявила особенность поэтического мышления А. Саидова, круг его проблем и тем, которые волновали его, манеру письма и творческого почерка. В программном стихотворении этого сборника поэт заявляет: 

Я камушек от гордого Кавказа,
И капля из живых его морей.
Хочу звучать неповторимым сказом,
Шуметь чинарой у родных полей.
Этой клятве поэт был верен до последних дней своей жизни.
Последующие его книги: «Горное эхо», «Сабля и цветы», «Позывные сердца», «Живые огни», «Зодчий Идрис», «Письма к тебе», «Разговор с сыном» свидетельствуют о том, что Алирза Саидов проявил себя как тонкий и смелый мастер стиха. Творчески осваивая опыт родного фольклора и всей предшествующей литературы, А. Саидов расширил и тематические горизонты, и ритмическое богатство, и жанровую палитру, и образную систему родной поэзии. Из-под пера поэта выходили поэмы и баллады, философские раздумья и этюды, пейзажные зарисовки и памфлеты, рубаи и сюиты, песни и гимны.

В центре поэзии Алирзы Саидова – человек, его заботы и тревоги, его радость и горе, его сила и доброта. Идея величия человека, веры в силу разума человека утверждается во многих его произведениях. Эта идея лейтмотивом проходит по его стихам и поэмам «Я – человек», «Песня о звёздах», «Входи, человек», «Лишь ты, человек, подвластный судьбе». Поэт глубоко верит в силу человека и гуманистическое начало для него прежде всего:

Гордись, человек,
Тем, что ты – человек!
Входи в моё сердце, что настежь открыто.
Входи в моё сердце, что светом залито, 
Храню для тебя я всегда этот свет!

Человек велик, всесилен, и он ответственен за всё, что делается на планете. Время, эпоха особую ответственность возлагают на художников слова.
Художественное слово для Алирзы Саидова – это такая сила, которая способна, если не изменить мир, то хотя бы изменить человека, сделать его чище, лучше, как делает это и настоящая любовь:

Добуду я всё. Всё смогу. Всё сумею.
Когда-нибудь всё же и смерть одолею,
Бессмертием столетия тьму искуплю.

Умело и новаторски А. Саидов пользовался народными преданиями и легендами. Они, будто впервые созданные, зазвучали в его устах. Таковы окрашенные романтическими тонами его баллады «Демир», «Сердце и сердца», «Колыбель», «Дочь», «Обычай гор», «Проклятье», «Три джигита», «Тревога».

В патриотических стихах и балладах поэта воспет подвиг советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Они полны драматизма и глубокой веры в светлое будущее наших народов, в них радость за живых и боль за погибших.

А. Саидов – вдохновенный певец дружбы и братства народов. Много теплых слов сказано им и о горцах Дагестана. Не только к аварским горам относятся его строки из стихотворения «Цветы Аварии»:

Как любимому брату,
Мне кивали цветы молодые.
Грозовые тропинки
По ущельям горбатым
Осторожно меня проводили…

Своё слово А. Саидов сказал о дружбе русского и горских народов, благодаря которой Дагестану открылся доступ к богатствам всей общечеловеческой культуры. Ощущением и утверждением этой дружбы пронизаны такие его произведения, как «Мирные картинки», «Дружба», «Дома дружбы», «Приезжайте, друзья», «Люблю эту землю», «У России цвет надежды» и многие другие. В самом деле, не подлинной ли картинкой веет в его стихах о русском парне Сергее, выросшем в горах и лихо танцующем лезгинку.

Дружба народов нашей многонациональной страны зародилась в совместной борьбе против внешних врагов. Поэт в стихотворении «У России цвет надежды» пишет:

Наша дружба – 
Не для моды, не для тостов.
Вновь и вновь любовь
Ведёт на смертный бой.

Слышишь, песня,
В рост поднявшись, как Матросов
Амбразуру
Грудью собственной закрой!

Оставаясь глубоко национальным поэтом, А. Саидов в то же время причастен ко всему, что делается в стране, да и за её пределами. Его волнуют: подвиг грузинского врача Андро Жордания, жертвуя собственной жизнью, отдавшего свой спасательный жилет незнакомой девчонке из другой страны, память о славных 26-ти бакинских комиссарах, революционные перемены на Кубе, национально-освободительное движение в Африке, героическая борьба вьетнамского народа.

В цикле стихов «Красные марши чёрной Африки» яркими красками рисуется жизнь африканских народов, находящихся в положении невольников. Поэт призывает их к борьбе с колонизаторами всех мастей, которые грабили национальные богатства своих колоний.

Певец революционной героики А. Саидов в то же время был поэтом нежным и тонким, обогатившим родную литературу прекрасными стихами о труде, о матери, о любви и природе.
Значительны у Алирзы Саидова стихи о труде. Языком поэзии он делает ещё более весомым труд виноградарей и пахарей, садоводов и строителей. Таковы его стихи «Саимат», «Доярка Жейран», «Валентина», «Руки пахаря», «Кузнец», поэма «Зодчий Идрис».

О руках труженика-созидателя, украшающего лик земли, поэт восторженно пишет:

Вот они упруги и шершавы,
Как земля, прекрасны и смуглы.
Боль, надежду, славу всей державы
Уместить в себя они смогли.

Труд как деяние поэт неизменно рассматривал с морально-этических позиций:

Как трудится мне,
Я знаю,
Чтобы руки не ослабли.
Для друзей – цветы сажаю,
Для врагов – держу я саблю.

Многие стихи поэта о труде, став песнями, обрели в народе вторую жизнь. Благодарные и глубоко проникновенные слова находит поэт, когда пишет о матери. Стихотворение «Разговор с матерью» даже в подстрочнике нельзя читать без волнения:

Затихла буря. Ливень прошёл по земле,
Алыми слезами окроплены красные розы.
Может, это слёзы страданий,
Пролитые нашими матерями?!

Образ матери напоминает поэту тысячи вдов, потерявших мужей, боль и тоску сотен тысяч женщин по погибшим в войне сыновьям и братьям. Но стихотворение пронизано и светлым оптимизмом – поэт вселяет в души миллионов матерей уверенность, что трагедия больше не повторится.

Особой теплотой и задумчивостью отличаются стихи поэта о природе и любви. В них он устремлён в новые поэтические дали. Здесь и переосмысление традиционных образов («Две слезинки») и новаторское использование новых поэтических средств – игра красок, света, тени («Белые лебеди и чёрные стрелы», «Белый ветер», «Моя светлая звезда», «Явилось солнце»). Цвета в поэзии Алирзы Саидова – это многоликая наша планета, полная драматических событий современная поэту действительность. Свет у Саидова – это жизнь, антипод тьме – смерти.

В любовной лирике А. Саидова подкупают тонкий лиризм, готовность лирического героя к самопожертвованию ради возлюбленной:

Жизнь в бою за них 
отдать готовы,
Если надо – и в огне сгорим,
Но при людях ласкового слова
Жёнам никогда не говорим.

У поэта, как и у его предшественников Етима Эмина, Тагира Хрюгского, рыцарское отношение к женщине. Нельзя не согласиться с Саидовым, когда он утверждает:

Слепец во веки не увидит свет.
И потому в кручине беспричинной.
О том, что женщин настоящих нет,
Твердят ненастоящие мужчины.

А. Саидов был мастером и малых жанров. Его перу принадлежат много восьмистиший, четверостиший – рубаи, миниатюр. Так, в его рубаи в лаконичной, концентрированной форме выражены мысли и чувства, тревоги и заботы современника:

У чунгура четыре струны,
Слышу я от иных: 
«Это мало!» 
Но ведь Сулейману хватало.
До сих пор его песни слышны.

И А. Саидову четырёх строк достаточно, чтобы выразить мысль об ответственности каждого художника слова перед человечеством за судьбу планеты, за мир на земле: 

Себя кинжалом защитить в бою,
Клинком – семью, ружьём – очаг заветный.
Орудия берегут страну твою,
Могучие ракеты – всю планету.

Предметом философских раздумий во многих рубаи поэта становятся вопросы добра и зла, любви и ненависти, чести и бесчестия. И всё это неотделимо от пафоса гражданственности:

Говорить любой дурак умеет,
Кто умнее – промолчит порой.
Дом родной свой даже трус имеет,
Родину имеет лишь герой.

Рубаи А. Саидова привлекают к себе изяществом, тонкими переливами настроений, красотой формы.
А. Саидов – поэт многогранный. Он оставил яркий след во многих жанрах – создал поэмы, баллады, философские рубаи и памфлеты, пейзажные этюды и восьмистишья. Как смелый новатор, он сыграл исключительную роль в развитии лезгинского поэтического искусства, вывел поэзию родного народа на главную литературную магистраль века. Его творчество от первых стихов до последних книг – свидетельство высокой гражданской ответственности перед народом, страной и эпохой.

А. Саидов ушёл из жизни в 1978 г. в расцвете творческих сил, с недописанным листком бумаги на столе. Но нам осталась его светлая поэзия, которая волнует и радует людей своим мужеством и нежностью, помогает им жить и бороться за справедливость. Это и есть бессмертие поэта.

Автор: Гаджи Гашаров, профессор ДГУ
Источник: Махачкалинские известия




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Оставьте свой комментарий!
avatar