Статьи о лезгинах
|
|
|
Сообщение 21.11.2013, 16:08
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
Лезгинский народ как основа сохранения лезгиноязычных этносов
Лезгинские народы – коренные народы Дагестана и Азербайджана, включенные в одну группу не только по языковому признаку, но и по историческому. Численность лезгинских народов, по официальным источникам, – около 1 млн, а по экспертным оценкам и сведениям общественных организаций – от 1,3 до 2 млн. Крупным народом данной группы языков являются лезгины, численность которых, по последним официальным статистическим данным, составляет 800 тысяч, по неофициальным – более 1 млн человек.
К лезгинской группе (южное ответвление дагестанской семьи языков) традиционно относят 10 языков: собственно лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, арчинский, крызский, будухский, удинский и хиналугский.
Нелишним будет указание на наличие генетически общего лексического родства и фонетического сходства данной группы языков. Проживание в одном ареале сформировало также и одинаковые или схожие историю, культуру и традиции. Вместе с тем у лезгиноязычных народов имеются и общие проблемы, в том числе политические, геополитические, экономические и др.
Едва ли не самой главной проблемой сегодня можно назвать разделенность лезгиноязычных народов госграницей России и Азербайджана. После развала СССР некогда существовавшая условная граница приобрела статус государственной, а с лета 2010 года и вовсе стала делимитизированной. Остается актуальной и нерешенной проблема обеспечения упрощенного пересечения этой границы гражданами, представителями лезгиноязычных народов Азербайджана и России. Важным является вопрос рассмотрения двумя соседствующими государствами возможности наделения двойным гражданством представителей этих народов. Однако отсутствие такой возможности ведет не только к негативным экономическим, но и культурно-языковым последствиям, которые еще более отягощаются, когда одно из государств ведет политику преследования активистов, деятелей науки, культуры, занимающихся вопросами сохранения собственной самобытной культуры и родных языков. В школах Азербайджана, где обучаются представители лезгиноязычных народов, изучение родных языков учащихся пущено на самотек и финансируется по остаточному принципу или вовсе не финансируется. Более того, в данном государстве в этом вопросе заметна политика экспансии – все еще не решен вопрос государственного финансирования регулярного телерадиовещания и выпуска периодической прессы на лезгинских языках, тогда как на территории Российской Федерации азербайджанцам предоставлены практически все условия. А при неприменении адекватных мер противодействия азербайджанская сторона имеет возможность транслировать свои телевизионные и радиопередачи практически на всей территории Южного Дагестана, ареале проживания лезгиноязычных народов. В результате отсутствия трансляции подобных программ на своих языках с таким же качеством подачи происходит подмена собственной культуры культурными нормами и традициями соседа.
Когда возникают подобного рода вопросы, некоторые российские политики ссылаются на Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», полагая, что именно в рамках исполнения этого закона данные проблемы могут быть преодолены. В соответствии с законопроектом, соотечественниками за рубежом признаются «лица (их потомки), проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации».
Однако отметим, что после внесения в данный закон в 2010 году некоторых серьезных поправок документ практически стал недействительным. Единственный плюс после внесений изменений в закон, на наш взгляд, – это закрепленная норма, что Россия «берет на себя обязательства способствовать получению соотечественниками образования в Российской Федерации». Однако в сложившихся в бывших республиках СССР условиях было бы актуально законодательно закрепить возможность получения соотечественниками российского образования на территории той страны, в которой они проживают.
Согласно данному закону, Россия отказалась даже документировать своих соотечественников за рубежом. Отнесение себя к соотечественникам за рубежом – теперь дело добровольное, право свободного выбора самого человека, в связи с чем возникает казус: нет документа – нет проблемы, требующей вмешательства государства. Единственный выход – получение гражданства России, двойного гражданства соотечественниками за рубежом. Однако известно, что в Азербайджане норма получения двойного гражданства отсутствует. В Указе главы Азербайджана «Об утверждении Положения о правилах рассмотрения вопросов гражданства Азербайджанской Республики и их разрешения» (Указ №189, 30 августа 1999 года) прямо сказано: «Если лицо, желающее принять гражданство Азербайджанской Республики, является гражданином государства, имеющего с Азербайджанской Республикой международный договор избежания двойного гражданства, оно должно представить документ, удостоверяющий отношение полномочного органа такого государства к его намерению принять гражданство Азербайджанской Республики».
В связи с этим Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» практически решить вышеназванные проблемы лезгиноязычных народов, пожалуй, сегодня не может.
Вместе с тем остается актуальной и проблема разделенности самих этносов внутри лезгинской группы языков. Парад этносуверенитетов, получивший свое начало в середине ХХ века, и сегодня продолжает искусственно поддерживаться некоторыми представителями малых лезгиноязычных этносов, зачастую предполагая свою личную выгоду. Имеется и множество примеров, когда представители лезгиноязычных этносов относят себя к лезгинам лишь тогда, когда возникает возможность занять вакантное кресло руководителя какой-либо организации по негласной национальной квоте, действующей в Дагестане.
Нередки случаи, когда на форумах дилетанты-этнологи обсуждают вопрос, почему их этнос, входящий в лезгинскую группу языков, не получает полный суверенитет.
Ярким примером того, как личная выгода перевесила общеэтнические интересы, стали выборы депутатов райсобрания и главы муниципального образования «Рутульский район» Республики Дагестан, прошедшие 4 марта 2012 года. Эти выборы выявили некоторые латентно протекающие проблемы самосознания лезгиноязычных народов. Так, здесь команда действующего главы района и кандидата на последующее занятие этой должности, рутульца Дауда Сулейманова, разыграла национальную карту. На этапе предвыборной гонки, прямо накануне самих выборов, был сделан упор не на партийную конкуренцию, а на то, что якобы лезгины хотят отобрать Рутульский район. В итоге вызванный среди населения резонанс отразился на отторжении всех кандидатов лезгинской национальности, и депутатские мандаты получили: 15 депутатов – рутульцы, 4 – цахуры, 2 – лакцы, 1 – азербайджанец, тогда как этнический состав района таков: рутульцы – 60,9%, цахуры – 22%, лезгины – 8,4%, лакцы – 3,7%, аварцы – 2,7%, азербайджанцы – 2,3%. Численность населения района составляет более 24 тысяч человек.
Как бы то ни было, следует обозначить, что в сложившихся условиях только объединение лезгиноязычных народов вокруг наиболее крупного лезгинского – единственный возможный, на наш взгляд, вариант не только решения накопившихся проблем, но и сохранения самих этносов в современном мире.
материал: Альберт Эседов, «Московский комсомолец»
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 14.12.2013, 18:47
|
Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 06.01.2014, 19:26
|
Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует
|
«Россия. Москва. Красная Площадь. Новый , 2014 год». Под таким заголовком некий Иван Иванов выложил в интернете небольшой видеоролик. За три дня он набрал более 370 тысяч просмотров и несколько тысяч комментариев.
Что же это за «интересное кино»? В новогоднюю ночь на фоне Покровского собора – того самого, что в народе зовется храмом Василия Блаженного, который давно стал одним из мировых символов Москвы, - беснуется толпа. Орущая, распоясавшаяся, нетрезвая. Хотя Аллах спиртное пить вроде бы запрещает, а многие из беснующихся вскидывают вверх палец (что означает «Аллах един»), кричат «Аллах акбар!».
Они празднуют – и такое впечатление, что не только наступающее Новогодье, но диким образом демонстрируют, кто именно хозяин на главной столичной площади.
И никого, кто мог бы остановить вакханалию, нет рядом: ни полиции, ни местных жителей. Собственно говоря, местных жителей и впрямь практически не было. По традиции, большинство москвичей справляет Новый год дома, с семьями, некоторые – в клубах и ресторанах. Хотя еще лет десять назад в новогодних гуляньях в центре столицы участвовали в основном москвичи и скромные гости столицы. Под последними имелись в виду многочисленные туристы, приехавшие посмотреть на праздничную Москву.
Ныне все изменилось. По собственному опыту знаю, как не по себе становится, если вечером 31 декабря вдруг оказываешься в центре. Будто бы по мановению ока перенесся из Москвы в какой-то другой – не то, чтобы уж совсем не знакомый, но чужой город. И это притом, что живу я на восточной окраине Москвы, где чужие наречья слышатся постоянно. Да и не со всеми, включая продавцов в магазинах, уже можно объясниться по-русски.
Но именно в праздники, особенно под Новый год, на поверхность поднимается та Москва, которую в обычные дни принято не замечать. Нет, эти киргизы, узбеки, таджики, годами разгребающие мусор и нечистоты, живущие в нечеловеческих условиях на стройках и в подпольных цехах, - не гости столицы. Они – мученики рабского труда, ждущие своего часа, реванша, компенсации унижений и бесправия. Иллюзия такого реванша наступает в большие мусульманские праздники, когда на улицах первопрестольной сотни тысяч человек молятся Аллаху, а по дворам режут баранов. Чего, кстати, никогда не происходит в таком диком виде в «коренных» мусульманских мегаполисах: ни в Стамбуле, ни в Дамаске, ни в Ташкенте… Теперь для это приспособлены и даты светских празднований.
Чувствуют себя не гостями, а хозяевами Москвы и некоторые представители кавказских народов, с российскими ли паспортами, выходцы ли из так называемого «ближнего зарубежья». И удивляются, когда их обычаи встречают в Москве, мягко сказать, непонимание.
В сентябре 2012 года жители Северного Кавказа, праздновавшие свадьбу в Москве, открыли стрельбу на Тверской улице. Пятнадцати молодым людям выписали штрафы. Через полтора месяца новое ЧП. В начале 2013-го его виновник, юный выходец из Азербайджана Сеймур Набизаде, был приговорен к году условно за то, что устроил стрельбу из автомобиля свадебного кортежа. На тот момент нарушитель только-только отметил свое совершеннолетие, но собственный травматический пистолет у него уже имелся. И сам парень, и его близкие недоумевали: за что осудили, пусть и условно? Подумаешь, пострелял немного в Москве.
«Стреляющие свадьбы», о которых еще совсем недавно в российской столице никто и не слыхивал, стали обыденностью. Причем выявленные нарушители возмущаются и протестуют: мол, почему нас преследуют? На требования полиции не реагируют (и за шикарными свадебными автоколоннами приходится устраивать настоящие полицейские погони), а на замечания обычных горожан отвечают угрозами.
И ничто не служит уроком: ни штрафы, ни сроки. Последняя «стреляющая свадьба» прогремела по Москве перед самым Новым годом. 29-летний житель Подмосковья Сурен Хачатурян устроил стрельбу на Каширском шоссе.
Так что дикие пляски на Новый год – еще мелочи.
В конце концов, власти сами санкционируют гульбища на московской святыне – Красной площади. Вроде бы и пенять не на что. Только мира и спокойствия такие гульбища не добавляют. Вот как откомментировали видео с Красной площади россияне.
«Отмечают удачный теракт в Волгограде. Мой дед не вел себя так в Берлине в 1945-м!».
«Я в шоке. Россияне сидят дома, боятся, что их взорвут в людных местах. А чужаки в это время пляшут лезгинку в самом центре России на Новый год. Это начало конца».
«У меня папа немец, мама украинка, я русская, муж испанец. И мне пофиг, кто какой национальности в Москве живет, но мне не нравится, когда в моем городе стреляют во время свадеб, насилуют девушек, избивают и убивают русских парней…»
«Я никогда не был националистом. Но в ночь с 31 на 1-е я, честно говоря, обалдел. После речи Путина пошел на улицу смотреть салюты. Было дело в подмосковном городе Жуковский. Поначалу я был единственный русский в толпе. В центре происходило стихийное лезгирование. Ничего страшного в этом нет, конечно же... Но я в подмосковном городе науки живу, а не в Махачкале или еще где-нибудь на Кавказе. Смутил меня даже не танец, а отсутствие русских посреди России в разгар национального празднества».
Можно, конечно, назвать всех этих – и тысячи других комментаторов фашистами, националистами, ксенофобами и снисходительно отнесись к «разгулявшейся приезжей молодежи». Однако это лишь усугубит проблемы.
К тому же все чаще звучат и такие выводы: «Все это похоже на демонстрацию силы - приезжие с Кавказа и Средней Азии в самом центре Москвы показывают себя во всей красе. Их много. Они могут делать все, что захотят. Полиция их трогать не будет».
И тут стоит вспомнить, что в Москве «лезгинку» (специально беру это слово в кавычки) невзлюбили не просто так, а после вполне конкретного случая. 21 июня 2007 года, в канун Дня памяти и скорби, группа кавказской молодежи устроила пляски на Манежной площади, вблизи Вечного огня. «Танцоры» цепляли прохожих, били тех, кто делал им замечания, что не место и не время для плясок.
Однако имеются и другие комментарии по поводу новогодней «лезгинки». В том числе на форуме нашей газеты. «Вот до чего дожили народы России. Теперь уже за национальный танец будут преследовать. А я помню золотые времена, когда в Кремлевском дворце выступали национальные ансамбли песни и танца. Мы, будучи детьми, прилипали к телевизору».
То ли комментатор так и не посмотрел видео от стен Кремля, то ли все же запамятовал, что такое настоящая лезгинка. Ибо никакого отношения новогоднее площадное безобразие к великому танцу не имеет. В детстве я занималась народными танцами, а потому не только «прилипала к телевизору», но и пыталась освоить лезгинку. И именно тогда поняла ее высокую гармонию, которая превращает язык тела в язык души. Научилась различать грузинский лекури, армянский арцвапар, чеченский ловзар (и все это – лезгинка!).
Просто оскорбительно – и для самого танца, и для народов, через него выражающих свой дух, - называть происходившее на Красной площади «лезгинкой». Лучше всего это понимают как раз кавказцы: «Я с Кавказа, но это не кавказцы, это пьяный сброд, дикие люди, какой бы они нации ни были. Это позор, и в первую очередь, их родителям, которые таких воспитали».
Но как найти общий язык, если взаимная неприязнь, непонимание, все чаще доходящие до крови и ненависти, лишь нарастают? И не в одной Москве. Вспомним масштабные конфликты не только в столичном Бирюлеве, но в провинциальных Арзамасе, Воронеже, Пугачёве. Это лишь те города, где конфликты, начинавшиеся с убийства приезжими местных молодых ребят, произошли в последние месяцы…
… Сосед-подросток рассказывает об уличной драке:
- И тут прибежали черные, хачи там всякие. - Он не драчун и не хулиган, обыкновенный мальчишка, изъясняется на привычном ему дворовом языке.
- Не говори так больше никогда. Это глупо и неправильно, - останавливаю его.
- Почему?
- Ты знаешь, что такое «хач»? По-армянски это значит «крест». Вот, посмотри: хачкар. Хотя, конечно, настоящие хачкары – каменные, а это сувенир, деревянный.
Я протягиваю Илье маленькую копию резного хачкара, рассказываю о древних армянских монастырях в горах, о красоте, о величии искусства мастеров. Он слушает, проводит пальцем по затейливому узору:
- И, правда, красиво. Не буду так больше ругаться.
Но это вряд ли, хотя говорит он искренно. Просто для парня, родившегося уже после Советского Союза, практически никогда и никуда не выезжавшего из нашего Гольянова (нет на поездки денег), чудесные дальние-дали, как и сам СССР, прекрасная, но только сказка. А в заоконной реальности нет ничего красивого. Несколько лет назад мы вместе наблюдали за одним из ее характерных проявлений.
Прямо в нашем дворе развернулось, как я назвала его, ошское побоище. Десятки киргизов дрались друг с другом – палками, цепями, камнями. Это была едва ли не самая страшная массовая драка, которую мне доводилось видеть в жизни.
Потом я спросила знакомого дворника Алмаза (который и впрямь родом из Оша), что же случилось:
- А, ну это с нарынскими, - ответил он, будто название киргизского города Нарын могло мне что-то объяснить. Алмаз привык, что я неплохо разбираюсь в киргизской политике, что у меня можно даже узнавать новости о жизни в его родной стране, - и поэтому переоценил мои знания. Он был человеком зрелым, за 50, обстоятельным. В 2010 году даже зарегистрировался в посольстве, чтобы участвовать в выборах в Жогорку-кенеш (парламент). Проголосовал за коммунистов. Не то, чтобы верил в их возможности, но утверждал, что пока коммунисты и Союз были сильны, жили все по-человечески. А первая ошская резня случилась, когда страна ослабла. Теперь и вообще никаких перспектив не видно. Разве что мусор далеко от родного дома убирать.
Про вторую ошскую резню, которая только-только произошла, он говорил уклончиво. Как и его молодой соотечественник, тоже из Ошской области. Узбеки, мол, виноваты, считал Талант (так его зовут). Но если что – у них дома и автоматы припрятаны, и стрелять он умеет, и на коне с самого детства. А в Москве ему плохо, заработает денег – обязательно вернется на родину. Талант немного постарше моего соседа Ильи. Но и для него социализм и Советский Союз – что-то из разряда фантастики. Как и мои рассказы про киргизское озеро Иссык-Куль, где мне побывать довелось, а ему – никогда.
«Как пересечешь границу Польши и Белоруссии, так, слава Аллаху, уже дома», - рассказывал полтора десятка лет назад его соплеменник, перегонявший машины из Европы в Бишкек. С ним у нас была одна родина, мы легко находили общий язык. С Талантом – уже нет, хотя он и подучил русский за время работы в Москве.
Я хорошо могу представить Таланта и в той беснующейся толпе на Красной площади со вскинутым вверх пальцем, и убегающего по эскалатору от жаждущей расправы московской шпаны (такую картину я видела в метро после событий на Манежке). И в обоих случаях мне становится страшно.
А вот еще мелкий эпизод той самой повседневной реальности, от которой накрывает безнадежностью.
Я чем-то очень не нравлюсь чернявым подросткам в маленьком магазинчике рядом с моим домом. Они говорят на непонятном языке, но явно нечто оскорбительное, тычут в меня пальцами. Неожиданно различаю случайно известные мне азербайджанские слова: «Эрменисен, олмелисен, вессалам». Что-то вроде: «Армянин, смерть тебе – вот и всё!». Популярный «боевой клич» у бакинских толп времен армянских погромов.
Вот только дело происходит не в Баку, а в Москве, меня ни при каких условиях невозможно принять за армянку, а мальчишек этих в далеком 1990 году не было еще и в помине. Но ненависть никуда не делась, даже расширила пространство, теперь давний и вроде бы чужой конфликт перенесен и на террориторию Москвы. А повод-то, догадываюсь вдруг, - моя купленная в Ереване бейсболка с армянским флажком…
- Не переживай! Папа пойдет на базар, купит всё, что надо, починит рельсы – и мы поедем, - так пару лет назад в Тбилиси ответил маленький Николоз на мои объяснения, почему мы не сможем добраться на поезде до Сухума. Я сказала, что когда-то, очень давно, была война – и рельсы сломались…
Утешения пятилетнего Ники, его уверенность, что непреодолимых преград не существует, что все можно исправить, главное – захотеть, подействовали на меня до слез.
Но я переживаю! Потому что, говоря откровенно, не знаю, как сделать, чтобы хорошие нормальные люди – не «чурки», не «хачи», не «русня» - не превращались в ненавидящие друг друга толпы, способные на любое зверство.
Я понимаю, что причина наших бед – в нынешнем социально-политическом строе, в деньгах, которые превыше всего, в эксплуатации, развращающей и хозяев, и рабов, в бездумной и безумной миграционной политике и антисоветизме властей, в опаснейших попытках клерикализации общества, в малограмотности, в повальной коррупции правоохранителей, в извечной стратегии «разделяй и властвуй».
Но как быть? Требовать у этой власти, чтобы она изменилась? Да с какой стати она будет меняться, если ей выгодна такая политика! Добиваться возрождения социализма и Советского Союза? Конечно! Вот только как? «Хочется в рай, да грехи не пускают», - говаривал об ушедшем советском прошлом старый мудрый дагестанец Арчал. Лезгин по национальности, он наверняка умел танцевать лезгинку. Настоящую, прекрасную…
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 08.01.2014, 16:54
|
Маналу
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 51
Регистрация: 12.06.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 992
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|