Всё о лезгинских учёных
|
|
|
Сообщение 22.10.2011, 19:55
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 23.10.2011, 06:16
|
Жегьил
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 11
Регистрация: 18.10.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 236
Отсутствует
|
Фейруз Абумуслимович Бадалов
Фейруз Абумуслимович Бадалов родился 22 марта 1949 года в селе Дустагир Кусарского района АР в семье сельского учителя-филолога. В 1977 году с отличием окончил факультет журналистики Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова, работал в редакции газеты ЦК Компартии Азербайджана «Совет кенди» («Советское село») корреспондентом и заведующим отделом.
После развала СССР, в 1992 году, Ф. Бадалов стал первым редактором первой лезгинской республиканской газеты «Самур», а в 1993—1994 гг. — главным редактором независимой лезгинской газеты «Алпан». Обе газеты выходили в городе Баку на лезгинском, азербайджанском и русском языках. В них Фейруз Бадалов печатал свои статьи и очерки, посвященные истории, фольклору, мифологии, литературе, языку, традиционной культуре, адатам и обычаям лезгин, а также насущным проблемам родного народа, разделенного против его воли на две части.
С 1994 года Ф. Бадалов преподает в вузах Южного Дагестана. Является членом Союза писателей России, кандидатом исторических наук. За эти годы он издал четыре монографии: «История лезгинского народа и государства: V тыс. до н. э. — Х в. н. э.» (Дербент, 1998); «Язычество лезгин» (Дербент, 2000); «Астральная религия лезгин: космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств»/ Книга 1. (Москва, 2006); «Астральная религия лезгин: культ святых мест, культурные герои, образы низшей мифологии»/ Книга 2. (Москва, 2008). Его перу принадлежат десятки научных, литературоведческих и публицистических статей, напечатанных в научных, общественно-политических журналах, сборниках, а также в газетах, издающихся на русском и лезгинском языках в Дербенте, Махачкале и Москве.
Монографии Ф. Бадалова содержат ценную этнографическую информацию о сезонном сельскохозяйственном календаре, об алфавите албанского периода, о комплексе традиционных свадебных мероприятий лезгин, опубликованы фольклорные тексты — сказания, предания, легенды, мифы, песни и т. д., которые впервые вводятся в научный оборот.
Литературным творчеством Фейруз Бадалов занимается со школьных лет: посещал литературное объединение «РикIин гаф» («Сердечное слово»), организованное в Доме народного творчества города Кусары Забитом Ризвановым, опубликовал свои первые рассказы в районной газете «Къизил Къусар» («Красные Кусары»). В литературу он вошел в 1993 году как автор романа «Миф». Это первый роман, изданный в Азербайджане на лезгинском языке, и первый мифологический роман в лезгинской литературе.
Фейруз Абумуслимович не только ученый-историк и писатель-прозаик, но и талантливый драматург. Три комедии опубликованы в литературном журнале «Самур», а две из них — «Филиал» и «Граница» — поставлены на сцене Лезгинского государственного музыкально-драматического театра им. С. Стальского (режиссер-постановщик народный артист Дагестана М. Мирзебегов). Они восприняты зрителями и критиками положительно, о чем свидетельствуют рецензии, опубликованные в республиканских газетах.
В комедии «Граница» воссоздана ситуация, сложившаяся в лезгинском обществе с насильственным разделением народа на две части и одновременным переходом на рыночные отношения. Здесь противостоят друг другу две идеологии и соответствующие им понятия. Интересы «нового лезгина» не только коренным образом отличаются от интересов людей, поддерживающих идеологию коммунистов, но и резко противоречат им.
В комедии впервые в лезгинской драматургии ставится и художественными средствами разрешается проблема, связанная с государственной границей, разделяющей лезгинский народ на две части. Эти две линии (проблемы, связанные, с одной стороны, с духовной границей — несовместимостью между людьми разных убеждений и ценностей и, с другой — государственной границей, установленной между двумя частями единого народа) развиваются в комедии параллельно.
Курбан Акимов, доктор филологических наук, профессор С. Алиева, кандидат филологических наук
--------------------
Лучшее украшение жизни - хорошее настроение.
|
|
|
|
|
|
Сообщение 23.10.2011, 07:14
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 23.10.2011, 09:23
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 27.10.2011, 15:04
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 27.10.2011, 15:12
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 28.10.2011, 06:37
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 28.10.2011, 06:56
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 28.10.2011, 07:08
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 643
Регистрация: 11.10.2010
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 18
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами! Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. ©
|
|
|
|
|
|
Сообщение 03.11.2011, 14:25
|
Жегьил
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 11
Регистрация: 18.10.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 236
Отсутствует
|
--------------------
Лучшее украшение жизни - хорошее настроение.
|
|
|
|
|
|
Сообщение 10.11.2011, 12:19
|
Жуванди
Группа: Модераторы ЛезгиЯр
Сообщений: 146
Регистрация: 17.10.2011
Из: Азербайджан
Пользователь №: 233
Отсутствует
|
Стальский Сулейман 1869-05-18 — 1937-11-23 Народный поэт Дагестана [size=6]
Жизнь Сулейман Стальский родился 18 мая 1869 года. Родился в ауле Ашага-Стал в Дагестане (отсюда Стальский, по-лезгински CтIал Сулейман), близ Касумкента, в бедной крестьянской семье. Мать умерла рано и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошел одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге, батрачил у богатеев. Годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как «ашуг» (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование народных бродячих певцов (ашугов). Стихи С. Стальский начал слагать в зрелом возрасте. «Вот мои книги, — показывал на них Сулейман, — у них в голове записаны все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал свежие стихи, и не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню. Первая его песня «Соловей» относится к 1900 году. До революции гневно бичевал угнетателей народа. Сулейман хорошо знал песни Етим Эмина, которые еще при жизни его слились с безымянным народным творчеством. Своими социальными песнями бедноты Сулейман продолжил дело Етим Эмина. Но его мотивы бегства из окружающей жизни звучали не отчаяньем, а иронией. Великий Октябрь сделал его поэтом народной радости. Стихи его начинают появляться в газетах, напечатаны в 1927 году в вышедшем в Москве «Сборнике лезгинских поэтов». В Литературной энциклопедии 1939 г. сказано: «Особенно замечателен цикл песен Стальского о величайшем вожде пролетарской революции — товарище Сталине... Отличительная черта этих произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность». Сохранилась фотография — Сталин из президиума слушает поэта-ашуга Стальского, выступающего на Всесоюзном съезде животноводов. Переводы произведений Стальского на русском языке печатались главным образом в газетах «Правда» и «Известия». В частности, в «Правде» (1937. 5 дек.) был напечатан отрывок из посмертной поэмы о Сталине под названием «Сыну». Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях). В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. «Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца» — сказал Эфенди Капиев. В книге «Жизнь, прожитая набело» Наталья Капиева отметила: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк». Ощутив мощь таланта С. Стальского, Гаджибеков выступил категорически против оценки его творчества как ашугского. В статье «Народный поэт Сулейман Стальский» («Дагестанская правда», 21 апреля 1936 г.) он писал: «У многих наших писателей сложилось не верное представление о Сулеймане, как об ашуге. Сам Стальский неоднократно выражал энергичный протест против именования себя ашугом. И он прав. В самом деле Стальский — поэт, и ашугом он никогда не был». Стальский был избран делегатом на Всесоюзный съезд советских писателей. На этом съезде А. М. Горький назвал его «Гомером XX века», после чего Стальский создал еще ряд произведений на самые разнообразные темы, в т.ч. о Красной Армии, партии большевиков, о Сталинской конституции, о прекрасной жизни в СССР. Отличительная черта этих произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность. Стальский создал также ряд крупных произведений: поэма «Дагестан», «Поэма о Серго Орджоникидзе, любимом сподвижнике и друге великого Сталина», «Думы о родине». Сулейман Стальский обогатил поэтический словарь лезгинской поэзии, его поэтические выражения вошли в разговорный язык лезгин, сделались народными поговорками. Излюбленная форма стиха у Стальского. — обычные ашугские рубай: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях). Поэзия для Стальского не являлась профессией — он был членом Ашага-Стальского колхоза и до самой своей смерти занимался сельским хозяйством. В 1934 году ЦИК ДАССР присвоил Сулейману Стальскому звание народного поэта Дагестана. На X Вседагестанском съезде Советов он был избран в члены ДагЦИКа. В 1936 году ЦИК СССР наградил Стальского орденом Ленина. Стихи Сулеймана Стальского переведены на многие языки народов Советского Союза. Русские переводы печатались в газетах «Правда» и «Известия». Ряд стихотворений переложен на музыку. На стихи Сулеймана Стальского записан одноименный альбом панк-проекта «Коммунизм», вышедший в 1988 году. Альбом— Сулейман Стальский. Второй альбом "Сулейман Стальский" записан в марте 1988 г. (датируется 1937 г.) и содержит песни и стихи на стихи исключительно одноименного автора. Вся музыка — Летов и К. Уо (смесь трэш-панка и авангардного пост-панка с использованием произведений эстрадных оркестров). Умер знаменитый поэт 23 ноября 1937 года.
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 28.06.2012, 17:07
|
Маналу
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 61
Регистрация: 06.11.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 252
Отсутствует
|
--------------------
Гаф ава виртедлай щирин, гаф ава дустар гъакъудин.
|
|
|
|
|