Село Яраг расположено на границе Дагестана и Азербайджана на северном побережье Самура. Это последнее селение Дагестана по трассе Ростов-Баку. Дальше начинается пограничная зона, а за ней Азербайджан.

Чем же примечательно это село? Наверное, нет в Дагестане человека, который не слышал или не знает про него. Этой известностью мы обязаны своему земляку, прославленному сыну Дагестана, великому тарикатисту, поборнику веры, свободы и нравственности Магомеду Ярагскому. Этот человек в начале 19 века ратовал за право мусульман на свою веру, свободу всякого человека, равенство всех людей, в том числе и мусульман право их на свободное существование, улучшение экономических условий жизни, отмену рабства и крепостничества, идею любви и национальной независимости. Мне кажется, эти лозунги не уступают целям и задачам декабристов. Но о декабристах мы знаем всё, а о Магомеде Ярагском, за исключением того, что он был учителем-наставником великих дагестанских имамов Кази-Магомеда, Гамзат-Бека и Шамиля, духовным предводителем национально-освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни в 20-50 годах 19 века, мало что было известно.

Упоминание о лезгинах и Лезгистане есть в трудах Страбона и Плутарха. Как народ государственный и образованный, лезгины ещё в доисламскую эру создали свою оригинальную культуру, поклонялись то местным, то чужим божествам.

Во все времена Лезгистан притягивал к себе иранцев, турок, татов, арабов, греков, армян своими природными дарами, плодородной землёй, обилием рек.

Национальный характер лезгин сложился во многом и под воздействием непрерывных войн, которые им приходилось вести во имя сохранения своей национальной свободы и самостоятельности.



Русский историк Н. Глиноецкий в своей книге "Поездки в Дагестан" указывает на трудолюбие лезгин, на добротность их строений и ухоженность дворов, садов. Историк далее замечает:"Лезгины воинственны, это правда, что и вполне понятно, вследствие сурового характера их родины: но о них нельзя сказать, чтобы они были войнолюбивы.

Лезгины были первыми из народов Восточного Кавказа, которые встретились с арабами-миссионерами, а затем и с арабами- воителями. Лезгинам пришлось по душе мусульманские заповеди, моральные нормы и житейские советы.

Раннее принятие ислама в Лезгистане явилось причиной того, что главным образом Куба, Дербент, Ахты а затем и Яраг стали центрами, откуда и вышли первые представители ученого мусульманского духовенства, известные даже за пределами края.

Старое село Вини-Яраг /"Верхний Яраг"/ было расположенно на территории Кюры к северо- западу от нынешнего Ярага, на юго- восточном склоне лесистого холма. Такое расположение низменных поселений того времени было характерно. С. С. Агашировна в своей книге "Материальная культура лезгин XIX-начала XX века" пишет:"Лезгинские селения нижних предгорий расположены обычно на склонах, обращенных на юг... В этих селениях нет той тесноты и скученности построек, которая характерна для горных аулов. Улицы в них широкие, прямые , дома расположены в некотором расстоянии друг от друга.»

Вследствие ряда благоприятных условий, таких как географическое расположение на основных торговых путях и др., селение Яраг ,как и Касумкент , занимал центральное положение в экономической, культурной и политической жизни лезгин.

Вини- Яраг находится в 78 километрах от Дербента и недалеко от Касумкента, ставшего центром Кюринского округа, созданного российскими властями. Вини-Яраг был расположен на Великом шелковом пути из Индии в Европу. Старожилы аула указывают на археологические остатки караван-сараев, где размещались купцы, передвигавшиеся с юга на север и обратно. По воскресеньям из Ахтов, Кураха, Дербента, Кизляра, Кубы и других торговых центров Восточного Кавказа приезжали купцы на Ярагский базар. Ярагцы торговали древесным углем, дровами, зерном, плодами своих садов и т.д.

Занимались ярагцы виноградарством, садоводством, посевами местных сортов пшеницы. Из домашних животных разводились в основном лошади арабских пород и буйволы. Некоторые купцы держали верблюдов, на которых они развозили товары и керосин близлежащим селениям и аулам.

Женщины занимались домашним хозяйством, ткали пестрые паласы, джурабы и хурджины.

Во времена Магомеда-Ярагского, т.е. в конце XVIII-начале XIX веков, Вини-Яраг занимал двадцать первое место среди 204 селений Кюри по численности населения. В нем проживало 154 семьи. А семьи в тот период состояли из трех поколений. Женатые братья и их семьи жили одним домом.

В Вини-Яраге была большая соборная мечеть, где муллой был отец Магомеда Ярагского Исмаил. Он же и открыл при мечети медресе. Здесь же получил начальное образование и Магомед Ярагский. Но Ярагский продолжил свое образование. Он был всесторонне образованным человеком, изучал философию, логику, астрономию, математику и т.д. В 25 лет /род. предположительно в 1770 г./ будущий муршид вернулся в Вини-Яраг после завершения своего образования.

Магомед Ярагский проводит реформу виниярагского медресе. Из одноступенчатой школы он преобразовывает её в двухступенчатую. Такая школа давала не только среднее, но и неполное высшее образование. Виниярагское медресе стало широко известно и за пределами Лезгистана. Его воспитанниками стали житель Казикумуха Джамалетдин , гимринцы Кази-Магомед и Шамиль.

Магомед Ярагский был уже в сорокалетнем возрасте когда российские военные власти в 1812 году в Кюре создали ханство, чтобы посредством назначенного хана управлять беспокойными жителями. Ханом был назначен Аслан - бек, родственник Казикумухского Сурхай-хана.

С новыми властями пришли и новые законы,порядки и ограничения, налоги и поборы. В 1822-1824 годах к прежним поборам и повинностям , установленным российскими покровителями в прежние годы, прибавились новые , ещё более непосильные для крестьянских масс. Униженные и возмущенные жители Кюры и Кубы, в том числе и ярагцы бросили клич: "Газават!" Вскоре беспорядки перекинулись в нагорную часть Дагестана и стали там быстро распространяться.

Как мы знаем из истории к 50-м г.г. удалось установить мир на Кавказе. М. Ярагский, с именем которого связан начальный этап освободительной борьбы дагестанских народов, по непонятным причинам оказался в тени имамов Кази-Магомеда, Гамзат-Бега, Шамиля. Обычно о нем вспоминают только в связи с ними, вместе или же с каждым в отдельности.

После М. Ярагского в Ярагском медресе работал сын великого муршида Гаджи Исмаил-эфенди. Потом какое-то время медресе было закрыто. Гасан Алкадарский в своей книге "Асари-Дагестан" пишет о том, что Гаджи Юсуф-хан в 70 -е г.г. 19 веке возобновил в селении Яраг мечеть и медресе. А после смерти Юсуф хана его жена Бегимага-бике перестроила в лучшем виде соборную мечеть Юхари- Ярагскую /Вини- Яраг по- тюркски"/.

В 1877 году народные массы, оказавшись под гнетом местных феодалов и чинов кавказской администрации, подняли восстание. Ярагцы не остались в стороне от этих событий. В Яраге восстание возглавил Эфенди Исмаилов. Об этом пишет Г.А.Абдурахманов в книге "Кавказская Албания-Лезгистан". Среди сосланных в Сибирь после подавления восстания были и ярагцы.

К концу XIX-началу XX столетия в Дагестане начали развиваться капиталистические отношения. В поисках работы из Дагестана в промышленный центр Азербайджана Баку направлялись бедняки, батраки и разорившиеся крестьяне.

Лезгины составляли почти третью часть рабочих на предприятиях Баку. В поисках работы в Баку уезжали и многие жители Ярага.

К этому же времени относится и постепенное расселение ярагцев на новое место жительства. У Ярагцев в долине Самура местности Аран были зимние пастбища. Жили во время зимовья во времянках "къазмаяр" Вот что об этом пишет Хан-Магомедов С.О. в своей работе"Народное жилище Южного Дагестана": "Первое время казмаляры... представляли собой только "зимовники" и земли вокруг них использовались лишь под пастбища. Позднее на казмалярах появляется земледелие. Большинство семей сначала вело два хозяйства в основном ауле и на казмалярах, однако постепенно часть населения оседала в казмалярах на постоянное жительство». Так произошло и с Ярагом. На месте бывших "къазмаяр" образовалось село Ярагказмаляр. Большинство жителей Ярага /причем обоих сел Вини-Яраг и Ага- Яраг/ в большинстве своем переселились в новое село. Некоторые Ярагцы осели в близлежащих селах Целегюн, Магарамкент и др...

В 1921- 1924 г.г. в селе была установлена Советская власть. В это время в селе были свое медресе, четыре магазина, мельница.

В 1928 году село Ярагказмаляр попало в беду. Бурные воды Самура затопили село. И ярагцам пришлось в третий раз менять место жительства. На новом месте был организован колхоз «Багьар». Отстраиваться жители стали чуть выше. Построили новую школу. В 35-м году в колхозе построили свою ГЭС, которая зажгла электролампочки в домах ярагцев.

В годы войны более 80 ярагцев отдали свои жизни за Родину. И односельчане свято чтут их память.

В 1963 году на месте колхоза «Багьар» организовали совхоз.

Село постепенно расширялось, хорошело. Сюда были переселены жители села Иче из Рутульского района. Яраг славится своими холодными родниками. Сейчас по водопроводу родниковая вода идет прямо в дома. Село газифицировано, улицы покрыты асфальтом, около села проходит федеральная дорога. Ярагцы разбросаны по всей России. Среди них есть врачи, ученые, строители банкиры, журналисты и др…

Мы, ярагцы, гордимся нашей маленькой Родиной, её прошлым и, надеемся, не опозорим её в будущем.

Материал: odnoselchane.ru
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 691
Реклама
Реклама
Эта тупая статья о дисплеях iphone 4
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 29
Мугьманар: 28
Иштиракчияр: 1
samdag

Сегодня нас посетили: