Село Хрюг


История села


Ещё одно старинное село Ахтынского района – Хрюг, которое издавна славится своими строителями и камнетёсами. Именно в этом селе начиная с XVII в. в надписях на камне стало употребляется термин «уста (мастер)». В Хрюге в 1700 г построен минарет, надпись которого гласит «построен уста шейх Садом, сыном Молла Халифы Мухаммеда». В Хрюге, как и везде в «стране кинжала и Корана» свято чтят память о своих знаменитых земляках. В декабре 2008 г. в селении торжественно отметили 115-ю годовщину со дня рождения народного поэта Тагира Хрюгского. На площади перед памятником поэту собрались все жители села. Возложили венки к подножию памятника поэта и к памятнику Героя России Мамеду Гаджиеву, трагически погибшему от взрыва на подлодке «Курск». Село расположено на левом берегу реки Самур в ее среднем течении на высоте 1200 м .над уровнем моря.

    

Первоначально село было расположено на левом берегу реки Ялак-кам на участке (лезг.: Мукьалал). Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 г. Известно, что в 1536 г., в результате внезапного нападения превосходящих сил Рутульцев и Кумухов, село было полностью разрушено и сожжено, многие защитники села погибли. Оставшиеся в живых частью переселились в Табасаранский район и основали там новое село; Хрюг, остальные построили себе новое село на правом более защищенном берегу реки Ялак-кам.

Сколько лет стоит селение Хрюг в глубине горного лабиринта в 114 километрах от железной дороги? Кто основал его? Откуда пришли в эти высокие горы предки Хрюгцев, которые заметно отличаются от жителей даже соседних селений Ялак, Зрых, Кака не только по диалек­ту языка, но и по обычаям, жизненному укладу, психоло­гии? Почему Хрюгцев соседи называют мастерами реше­ний любых спорных вопросов в свою пользу и дали им кличку: «Хрюгец, делающий узлы на просе»(лезг.ЩуькГвел т!вал ийидай хуьруьгви). История не дала ответов на эти вопросы. Старожилы аула утверждают, что селение Хрюг — один из самых старинных населенных пунктов в долине реки Самур. Археологи почему-то не баловали Хрюгцев своими раскопками старинных поселений и изуче­нием древнейших памятников на территории селения.(лезг.Хуьр), в буквальном смысле, означает селение. Одни старожилы говорят, что селение раньше было расположено на скале (лезг.«Мукьалар»), куда можно было подниматься только по извилистой, зигзагообразной дороге. Такая дорога у лезгинов называется (лезг.кьуьруькар).
 
 

От этой извилистой дороги произошло название нашего
 аула—утверждают они, а другие тутже протестовали, высказывая свои версии, которых оказалось очень много. Вот одна из них. В селении, якобы, был (лезг.тухум) - родовая община, который носил имя (лезг.гъуьруьгъар). Именем этого (лезг.тухума) стали называть селение, утверждают они. Правдоподобность этих версий вызывает немало сомнений.  

Во-первых, дороги серпантином присущи многим селениям горного Дагестана, но почему-то ни одно из них не носит название (лезг.хуьруьгар). Во-вторых, велико различие между (лезг.хуьруьгами) и (лезг.кьуьруьками). В-третьих, население Хрюга раньше состояло из множества различных тухумов, ни один из них не согласился бы нести имя другого тухума, тем более не такого сильного, как (лезг.гьуьруьгьар). Да и по смысловому значению эти слова (лезг.гьуьруьгьар) и (лезг.хуьруьгар) резко отличаются друг от друга. Да и кроме того, слово (лезг.Хуьр) входит в основу десятков населенных пунктов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, причем расположенных даже на плоскости. Неужели здесь тоже были «кьуьруькар» или тухум «гъуьруьгъар»? Конечно, такого не могло быть. Где ис­тина? Видимо, название селения имеет какую-то связь с его жителями, которые не могли незаметно свалиться с неба. Наши предки где-то жили, откуда-то переселились в нынешний горный край, основали свое селение и наз­вали его Хуьруьгером.



Хрюг- колыбель моя,

Мое детство и моя старость,

Мне наставления и моя шалость,

Хрюг- колыбель моя,

Мой уход и мое возвращение,

Мой отец и к матери приближение,

Хрюг колыбель моя,

Пройдет много времени,

Скитаясь  в мирском бремени,

Разлетелись сыны- орлы твои,

Как не менялись мы со временем,

Все равно вернемся к тебе,

Мудра и священна земля твоя,

О Хрюг ты колыбель моя.    



Источник ©
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 24
Мугьманар: 24
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: