Происхождение села, по преданиям, связано с монголо-татарским нашествием 1230-1240 годов. Будто здесь остались воины монголо-татаров и создали поселение, впоследствии получившее название Урга в честь тогдашней столицы Монголии. Старые могилы, расположенные возле школы, и сейчас называют татарскими.
Есть и другие предания. С древних времен наши места были кутанами отгонно-пастбищного скотоводства беков и ханов. Со временем чабаны строили себе каменные избы и оставались на постоянное жительство.

Существует еще одна версия: табасаранцы в древности заселяли территорию окрестностей города Дербента. Так как Дербент часто подвергался иноземным нашествиям, то многие табасаранские семьи переселялись в горы в целях безопасности.
Точных данных о происхождении села нет, но со слов старожилов и по остаткам древних строений возникновение села можно отнести примерно к XIII веку. По вышеописанным данным можно предположить, что основателями селения Урга являются либо остатки татар, либо чабаны, либо переселенцы из дербентских владений.

В селе имеется несколько тухумов: Ягъ-лукьар, Аьрамкьар, Гиргишар, Къазяр, Мегяр, Асккнар, Ац1ибаяр, Гант1урар.
Из этих тухумов путем смешанных браков в настоящее время образовался единый родственный союз. В прошлом все тухумы были узден-скими. Их насчитывают три: Заънар, Къазяр и Асккнар. Село расположено в неширокой реч¬ной долине реки Урга-чай, в окружении горных хребтов Каркул, Карчаг, Рапак. Недалеко от села в его западной части находится широколиственный лес Юарчаъ. В прошлом отсюда возили лес для строительства жители из многих соседних селений. Сейчас годного для строительства леса осталось очень мало. За селением к югу от лесной зоны расположены сенокосные участки и пастбища, которые распределены каждому хозяйству.

Население занимается в основном земледелием и животноводством. Разводят овец, коз, крупнорогатый скот, птицу. Развито пчеловодство. Приусадебные участки распаханы, выращивают картофель, садово-огородные культуры. Традиционным занятием женщин являются обработка шерсти, ковроткачество, производство шерстяных носков, изготовление паласов. Обработка шерсти производилась вручную, ее расчесывали на специальном станке «рягъ», пряли на ручном станке «чухра». Пряжу закрашивали с помощью природных красителей (например, черный и коричневый цвета получали из ореховой скорлупы и т.д.).

За годы советской власти были созданы государственные ковровые цеха, где ткали ковры высокого качества. Почти всю продукцию ковровой промышленности отправляли на экспорт. Женщины любят украшать предметы быта. В прошлом они даже портянки обшивали ковровой каймой, а переметные сумки (топрак) расцвечивали не хуже любого ковра. Ткали изящные коврики для стульев, наседельники, прикроватные коврики. Раньше да и теперь не встретишь ни одного дома, где бы не было коврового станка. Исключительно все женщины являются отменными мастерами ковроткачества. Имея десять и более детей, они находили время сидеть за станком со своими дочерьми и обучать их ковровому мастерству. Лучшими ковровщицами в прошлом были Курбанова Джюме, Раджабова Зарият, Гасаналиева Герек, Асланбекова Шекер и многие другие.

Не отставали от женщин и мужчины. Они тоже были мастерами на все руки. Изготовляли домашнюю утварь: сани, плуги, лопаты, кирки, молотильные доски, веники и все необходимое для хозяйства. В прошлом большой популярностью в селе пользовался Наврузбеков Юсуф, мастер по обработке металла. Лучшими мастерами по обработке дерева, камня и мастерами-строителями домов из тесаного камня и арочных мостов были Бидай, Гасаналиев Гасратали, Гамзаев Гамза.

В середине села находится мечеть. По опросам старожилов села, ее строили в начале XX века. При мечети была школа-медресе, где обучались арабской грамоте. Наиболее известными религиозными деятелями того времени были Гаджиибрагимов Гаджиибрагим, Шихкеримов Рамазан.

В прошлом, когда еще не было письменности на родном языке, люди сочиняли стихи, рассказывали старинные сказки, предания, исполняли песни разных жанров. Среди них были колыбельные, свадебные, похоронные, любовные, детские, а больше всего пели во время коллективных работ на полях и на току.
В прошлом село нередко подвергалось стихийным бедствиям. Старожилы еще помнят эпидемии (тогда их называли «т1ягъюн»), которые уносили жизни многих людей: детей и стариков. Тогда в поисках спасения шли к святым местам и молились, хором исполняли молитвы, проходили под святыми деревьями-пирами.

В 1966 году было сильное землетрясение. Жертв не было, но дома сильно пострадали. После этого многие семьи переселились в Каякентский район, в поселок Дружба.
Во время Октябрьской революции 1917 года житель села Вердиев Карахан был в Петербурге и участвовал в революционном движении. Пуля пробила его челюсти. Старожилы помнят, как трудно было ему разговаривать.

В 1918-1922 годах в партизанском движении участвовали Гасанов Гасан, Абасов Абас и др. В 1936-1938 годах была репрессирована и сослана в Сибирь семья кулака Гаджимурадова Урцума.
Из известных в прошлом выходцев из села можно назвать Гасанова Гасана, Гаджиагаева Гаджи, а в настоящее время - Шихмагомедова Керима, Рагимова Курбана. Из-за отсутствия постоянного заработка ургинцы вынуждены уезжать в другие регионы на заработки, как это было в прошлом.

Урга коренным образом изменилась по сравнению с недавним прошлым. За 15-20 лет построено более 18 домов. Все дома покрыты шифером или жестью. Жизнь сельчан особенно преобразилась после электрификации района. Во всех домах имеются телевизоры с цветным изображением, видеомагнитофоны, холодильники, стиральные машины, музыкальные центры, пылесосы и многое другое.
Урга - административный центр. Здесь расположены почта, средняя школа, медпункт, ковровый цех, библиотека, клуб.

Источник: mo-khivskiy.ru
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 691
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 5
Мугьманар: 4
Иштиракчияр: 1
tariverdiev

Сегодня нас посетили: