Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 691
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 25
Мугьманар: 23
Иштиракчияр: 2
Alpangirl, Бой_манкрутам

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2016 » Март » 10 » Ахты. Город в горах

12:42
Ахты. Город в горах

Ахты. Город в горах Ахты. Город в горах
Ахты, как один из крупнейших и древнейших населённых пунктов Страны гор, считают сердцем Лезгистана, культурно-историческим центром Самурской долины, одним из центров Кавказской Албании, городом в горах, музеем под открытым небом, родиной известных в стране и за рубежом талантов, центром горно-долинного садоводства.

У Ахтов много эпитетов, кстати, как и названий: Тури, Алпан, Кендушкент, Ахцехар, Ахты - что, бесспорно, является доказательством его древности.   

Раскинувшийся в неповторимой красоты горной чаще, на месте слияния рек Самур и Ахты-чай, он имеет и свои бренды. Это: эпос «Шарвили», уникальный диалект лезгинского языка, историко-культурные и природные памятники, уникальные исторические события, горячие минеральные источники, рудное месторождение Кизил- Дере, Ахтынские яблоки… Но главное его богатство – трудолюбивые граждане. Всё это восторгает и удивляет его многочисленных гостей.

Ахтынцы считают свою родину городом. Во многих исторических источниках встречается «город Ахты», а в старой части села и ныне сохранились древние водостоки и канализация. У входа в больницу до недавнего времени была надпись «Ахтынская городская больница». 

Это город с двух-трёхэтажными домами, длинными улицами, кварталами, общеобразовательными, музыкальной, художественной школами, школой искусств, библиотеками, музеями, парками, гидроэлектростанцией, множеством мостов, банкетным и спортивными залами, кафе и ресторанами, санаторием, гостиницами… и, конечно же, 15-тысячным населением.

В знаменитые своими целебными термальными источниками Ахты каждый год приезжают сотни людей, страдающих от различных недугов. О них было известно ещё в VI веке нашей эры. Тогда (в 560 году) войско Ануширвана, иранского шаха из династии Сасанидов построило на источниках «волшебной силы» бани. А бани, возведенные царской армией в первой половине XIX века, сохранились и поныне.

В районе всего 36 целебных источников. Один из них, расположенный в черте райцентра, известен своей горящей водой (выходит с природным газом), которую издревле используют в кондитерской деятельности. Видя воспламеняющуюся воду, люди и сегодня удивляются. Проведём небольшую экскурсию по некоторым Ахтынским брендам. Каждый, кто хоть раз побывал в Ахтах, наверняка обратил внимание на Джума-мечеть, Николаевскую крепость, уникальные мосты, архитектурные памятники, музеи.

Ахтынская Джума-мечеть построена в VII веке на месте небольшой христианской церкви по поручению арабского полководца Абу Муслима аль-Масламы. В Х веке на её месте соорудили Джума-мечеть с минаретом, а в 1898 - 1901 годы из-за обветшания на средства местных жителей и при содействии гарнизона русской крепости была построена нынешняя Джума-мечеть с куполом – один из символов Ахтов. Ахты - форпост южных рубежей страны и служит опорой государства. Этому свидетельствуют многочисленные крепости, которые вошли в историю и сохранились в устном народном творчестве и памяти ахтынцев.

По словам старожилов, в их детские годы (20 - 30-е годы прошлого столетия) на горе Келез-хев были видны останки крепостных сооружений. Фрагменты и теперь видны на некоторых исторических фотоснимках. На зарисовке литографии Василия Тимма "Вид аула Ахты"(1949г.) видна и смотровая башня на горе.

Учитывая исторические события, связанные с Ахтами, выгодное географическое положение и местный климат, в 1839 году русское войско во главе с генералом Головиным за рекордное время (40 дней) построило крепость вблизи слияния двух рек, тогда ещё на окраине села, откуда хорошо видна старая часть Ахтов и все долины вокруг.

За время своего существования крепость многое пережила. После Октябрьской революции и вовсе осталась бесхозной. В 1920 - 1930 годы она служила тюрьмой, в Отечественную войну – интернатом, позже в ней организовали школу. В 1980-х годах крепость переоборудовали в радиозавод, далее - в завод по производству товаров народного потребления. Свидетель многих исторических событий, она сейчас в забвении и, к сожалению, превращается в развалины. Но радует тот факт, что планируется ее реставрация как памятника культурно-исторического наследия России. Наверняка это самое лучшее место для развития туризма. На её базе можно было создать историко-культурный центр с музеями, картинной галереей и гостиницей.

Ахты ещё со средних веков известен как культурный и образовательный центр. Местные алимы в медресе при мечетях (а их в 18 – 19 веках насчитывалось 18) преподавали не только духовные, но и светские науки, о чём свидетельствуют сохранившиеся и поныне некоторые их книги. Именно поэтому царское правительство предпринимает серьёзные шаги в обучении ахтынских детей русскому языку и другим наукам.

В 1859 году русский врач Лебедев при Ахтынской гарнизонной крепости организует небольшую школу, а 1861-м здесь официально открывается первая сельская светская школа – «одноклассное начальное училище» - в Дагестане. Открытие школы, бесспорно, явилось большим событием в жизни местного населения. В целом, благодаря ей, Ахты дали стране более 300 учёных, которые внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки.

Из её стен вышли крупные общественные деятели и революционеры: Нажмудин Самурский, Казимагомед Агасиев, Муктадир и Абдусалам Айдунбековы, Алимирза Османов, Абдуселим Исмаилов, Юсуф Герейханов и другие. Зародились целые династии учёных. Нельзя не отметить, что выходцем из этой школы, местным энтузиастом Идрисом Шамхаловым ещё в 1905 году одновременно в Ахтах и Баку был организован лезгинский драмкружок, позже преобразовавшийся в национальный, а потом и в лезгинский национальный Госмуздрамтеатр.

Одним из первых исследователей лезгинской литературы Гаджибеком Гаджибековым в Ахтах основана и выпущена первая газета на лезгинском языке. Если через нее Г. Гаджибеков обучал население своему новому алфавиту на основе латинской графики, знакомил читателей с произведениями классиков, то с помощью театра И. Шамхалов отображал настоящее и будущее народа. История, материальный, духовный, культурный пласт древних Ахтов волновал и вдохновлял многих творческих, общественных людей.

Так, в 1930-е годы на базе Ахтынской образцовой школы её директор Нурудин Дагларов организовал мощную краеведческую работу юных краеведов. Благодаря этому появился школьный краеведческий уголок, а в 1936 году он преобразовался в целый музей и переехал в здание Джума-мечети. 

В советское время Ахтынский краеведческий музей считался самым богатым из сельских в стране. В настоящее время он по количеству и качеству экспонатов один из лучших в России, о чём свидетельствуют десятки записей в книге отзывов. В Ахтах большое количество мостов – настоящих символов дружбы. Многие из них на протяжении десятков лет превратились в историко-культурные и исторические памятники. Так, в 1915 году англичанин Джиорс и бельгиец Дебернарди по итальянскому проекту (поэтому его называют итальянским мостом) построили арочный железобетонный мост через реку Ахты.



Обидевшийся на это, инженер-самородок, зодчий арочных мостов Идрис Юнусов в знак доказательства, что местные смогут построить намного лучше, в 1936 году за короткий срок неподалёку от первого построил уникальной красоты арочный мост. В лезгинских районах он возвел десятки мостов и других сооружений, за врождённый талант в народе его прозвали Уста Идрисом.

История Хновского арочного моста ещё любопытнее и увлекательнее. На следующее же утро после завершения его строительства река изменила своё русло, оставив памятник-мост. Он стоит и в наши дни. За несколько десятков лет река много раз меняла русло, то исправляя «свою давнюю ошибку», то с ухмылкой издеваясь над мастерами. Через Миджахский канатный мост машины ездят без пассажиров и груза, качаясь над бурной горной рекой, а грузовики оставляют на дороге «Ахты – Хнов». 

Рассказывая об Ахтах, нельзя не упомянуть о горе Келез-хев. Существует много легенд о крепостях на этом месте. По одной из них, однажды ночью местные жители под предводительством легендарного богатыря Шарвили напали на крепость «Шах-Бани», воздвигнутую Ануширваном на месте «Каменного орешка» («Къванцин хвех») и разрушенную персидскими войсками. Пряча в подземных хранилищах веками награбленное народное добро, Шах-Бани удалось тайно выйти из верхних ворот крепости и бежать в сторону Шеки. О тайных подземных хранилищах и путях до реки Ахты старожилы говорили до недавнего времени.

А с именем главного героя народного эпоса «Шарвили» связан не один десяток легенд и преданий. «Но все они какие-то расплывчатые, видимо, это какой-то древний эпос, и он давно уже стал забываться», - писал Расул Магомедов в своей книге «Легенды и факты о Дагестане» (1963).

Лезгинский героический эпос «Шарвили» - одно из древнейших народных сказаний. Он живёт уже более двух тысячелетий. В нем отражены думы и мечты лезгинского народа, его многовековая борьба за независимость, сохранение языка, лучших традиций. Примечательно, что с 2000 года в Ахтах на республиканском уровне проводится праздник героического эпоса «Шарвили». Его главной идеей является дружба и единство народов Дагестана в составе России.

Как река не бывает без родников-притоков, так и райцентр скуден и немощен без его сёл. Каждое село Ахтынского района имеет свою увлекательную историю и развивает определенный народный промысел. Например, Гдынк славился великолепными мастерами по обработке овчины, изготовлению войлока, шуб, тулупов, лезгинских женских чувяков (джураб).

До сих пор мастера Калука сохраняют традиции и секреты по изготовлению уникальных по своему качеству и форме ложек из абрикосового дерева.

Мастера ковроткачества Дагестана и ценители их работ хорошо помнят овец джабинской популяции, в основном с белой грубой и, в то же время, шелковистой шерстью.

Ялакцы были известны мастерами по изготовлению кожаной обуви – кемечар, мазинцы – отличные строители–каменщики… А ковроткачество, как основной вид народного промысла, издревле развито во всех сёлах, начиная с Ахтов. Хотя в каждом доме как обязательный атрибут имелся ковроткацкий станок, первая ковровая мастерская в Ахтах была открыта в 1909 году, а в 1930-х в местной ковровой артели работало 75 - 80 ковровщиц.  

Наверное, многие помнят и ассоциируют Ахты с Праздником цветов. В конце мая, когда горы вокруг покрывались ковром альпийских цветов, у подножья Чепер-сув собиралась молодёжь. Они ночью пешком поднимались в Джаба, на место проведения Праздника цветов. Молодёжь соседних сёл здесь знакомилась друг с другом, собирала цветы, пела, плясала, разжигала костры. Джигиты показывали свою удаль, горянки – рукоделие. А главный ритуал праздника – конкурс красоты, где выбирали королеву, сажали на лошадь и увозили в село. Обычно после каждого такого праздника возникали новые крепкие семьи.

Кизил-Дере (Золотая долина) можно считать и брендом, и бедой всего населения, использующего питьевую и поливную воду из рек Хнов, Ахты, Самур, после впадения Ахты. Ведь в реку Хнов впадают медно-колчеданные ручьи из незаконсервированных рудников-штолен.

Напомним, что Кизил-Дере – крупнейшее на Северном Кавказе месторождение цветных металлов. Советские геологи ещё в 1962 году разбили городок вблизи Хнова и приступили к его разработке. После, забросив городок и оставив штольни открытыми, они уехали.

Из штолен и ныне текут реки всех цветов радуги, которые, по словам и видеоматериалам очевидцев, могут самовозгораться. Когда речь идёт о разработке этих месторождений, мнения экологов и других специалистов расходятся…

Перечисление достоинств и красот можно продолжать, потому что это действительно прекрасная земля, но главное - моя Родина, где я родился и которую люблю! Несомненно, будущее Ахтов в руках молодёжи.

Мы надеемся, что среди них окажутся истинные патриоты, энтузиасты, способные сохранить Ахты как центр национальной культуры и сердце Лезгистана.

Не преувеличение, когда говорят, что во многих отраслях социально-экономического развития ахтынцы были первыми в Дагестане. Здесь уместно вспомнить людей, внесших весомый вклад в развитие науки, экономики и культуры не только Страны гор.

Помощник военного губернатора Дагестана, генерал Пирали Эмиров и его брат Видади Эмиров, талантливый инженер-строитель, главный инженер Канала Октябрьской революции в Махачкале.

Гаджибек Гаджибеков – первый кандидат педагогических наук в Дагестане, основатель и первый редактор национальной республиканской газеты «Новый мир», талантливый просветитель, критик, литературовед, журналист и драматург. На основе латинской графики он создал алфавиты на лезгинском и табасаранском языках, подготовил первые учебники по родному языку и литературе. 

Рагимат Гаджиева – первая горянка, достигшая вершин вокально-исполнительского искусства Страны гор, народная артистка России и Дагестана.

Саяд Аскарова – первая женщина, сыгравшая на сцене Ахтынского народного театра женскую роль (Гюльчахры в спектакле «Аршин мал-алан»).

Сефият Аскарова – первая киноактриса-дагестанка, работавшая в киностудии «Мосфильм».

Алла Джалилова – первая горянка-балерина, солистка Большого театра СССР.

Салих Ахмедов – один из основоположников дагестанской гидроэнергетики. Ещё в 1931 году он по своей инициативе построил в Ахтах гидроэлектростанцию с деревянной турбиной.

Хасбулат Аскар-Сарыджа – основоположник классического скульптурного искусства Востока.

Абдусалам Айдунбеков – один из первых среди дагестанцев защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук, председатель Совмина ДАССР.

Камер Адигюзелова–Палчаева – первая дагестанка доктор наук.

Азиз Алискеров - инженер-геолог, начальник партии в тресте «Востокнефть» в г. Куйбышеве и на Колыме. В Магаданской области, будучи начальником самого крупного Берелехского управления, открыл и разведал промышленные месторождения золота и предсказал блестящие перспективы бассейна реки Берелех. Его именем в Магаданской области назван город Алискерово, где расположен посвящённый ему же музей.

Эльза Ибрагимова - первый профессиональный композитор–горянка, видный деятель музыкальной культуры Азербайджана и Дагестана. Это первая женщина на Кавказе, которая сочинила оперу.

Гюльпери Джафарова – первая горянка–учительница в Самурском округе.

Сияра Меджидова – первая лезгинка - профессиональный художник, член Союза художников СССР, народный художник Кабардино-Балкарии.

Абдулали Ганиев – первый мастер спорта СССР по вольной борьбе в Дагестане.

Зейнидин Махмудов – авиаконструктор, изобретатель-рационализатор, который совместно с А. С. Яковлевым создал конструкторское бюро на заводе им. Менжинского, впоследствии - «Як».

Этот список можно ещё продолжить.

К сожалению, в последние годы ахтынцы сдавали свои позиции, но, видимо, теперь просыпаются и адаптируются в условиях дикой рыночной экономики.

Так, благодаря финансовой помощи бизнесмена Джигерхана Сулейманова, в Ахтах построили молодёжный центр «Самур» с банкетным, тренажерным, бильярдным залами, рестораном и кафе. На его территории находится и мини-зоопарк. Недавно открыли медицинский центр «Самур», аналога которому нет ни в одном районе Дагестана.

Благодаря спонсорской помощи благотворительного фонда «Просвещение» имени заслуженного учителя РД Махмуда Абдулкеримова, все школы республики оснащены компьютерными классами, выпущен ряд книг дагестанских классиков, в Хрюге построено уникальное в Южном Дагестане поле по мини-футболу, впервые в России проведены международные соревнования по паркуру в Ахтах, начаты и другие социаль но-экономические проекты.

В завершение приведу марксистский тезис о том, что бытие определяет сознание. Уверен, через экономическое развитие можно возродить былую славу Ахтов.

Эмираслан Шерифалиев, Общественно-политический еженедельник «Молодежь Дагестана».  




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 2223 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: ахты
1 Zakir Tariverdiev  
 
 
10.03.2016 17:05
 
Проводите под землю канализацию по мере возможности, воды, газ, уличные освещение,хорошие дорого,на стенах мемореальная памятная доски населением 30-40 тыс будут как ТБИЛИСИ маленький за то свой ЛЕЗГИНСКИЙ, ВОТ ВАМ ИТУРИСТЫ
      0  
Спам

avatar