Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1056
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 51
Мугьманар: 51
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2018 » Январь » 9 » «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга»

12:16

«История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга»


«История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга» «История албан» Моисея Каланкатуйского и «Алупанская книга»
Профессор Ярали Яралиев

«История Албании» албанского историка Моисея Каланкатуйского, неизвестная в оригинале, а только существующая в виде около 30 рукописей перевода на грабар (древнеармянский язык) – единственный источник по истории Кавказской Албании. Сколько научных статей ведущих историков-албановедов мира, сколько кандидатских и докторских диссертаций, сколько фундаментальных монографий посвящено этой уникальной книге! Она частично или полностью переведена на французский (Э.Борэ, 1847/1848 гг; М. Броссе, 1851 г), на немецкий (Я.А. Манандян, 1897 г), на английский (Ч. Доусет, 1961 г), на русский (К. Патканян, 1861; Ш.С. Смбатян, 1984 г), на современный армянский (В. Аракелян, 1968 г), на азербайджанский (З. Буниятов, 1993 г) языки. 

Споры об «Истории албан» уже давно перестали носить научный характер и превратились в арену политических амбиций; неоднократно повторяются известные сведения в разукрашенной форме, выдвигаются обоснованные или необоснованные новые сообщения. Неужели, в такой обстановке, осталось еще что-либо, которое можно было бы добавить к информациям об «Истории албан» и просветить кое-какие темные места? Да, осталось и, возможно, более существенное! Я в настоящей статье не намерен дать какой-нибудь, даже очень короткий, обзор литературы по «Истории албан», да это и невозможно. Однако, все таки кое-что из литературы приходится повторить. 

90-ые годы прошлого столетия были для Кавказской Албании судьбоносными. На Синайской горе в монастыре Святой Екатерины были обнародованы албано-грузинские палимпсесты – 248 страниц албанского текста, вызывавшие мировую сенсацию (они опубликованы в 2009 году в Бельгии на английском языке) /1/. В то же время в архиве известного лезгинского поэта Забита Ризванова (Республика Азербайджан, город Кусар) были обнаружены фотокопии 50 страниц одной книги с албанской графикой, воспринимаемые в научном мире как «фальсификация» (они опубликованы, дешифрованы и переведены на русский язык в 1995 году в Махачкале) /2/.  Оставим на стороне синайские албано-грузинские палимпсесты и поговорим об «Алупанской книге» в виде фотокопии, так как, на первый взгляд, она сильно напоминает «Историю албан».

Первая информация о неизвестной албанской книге с фотокопией ее одной страницы была опубликована в журнале «Лезгистан» /3/. Позже выяснилось, что 50 страниц этой книги в виде фотокопий находилось в архиве Забита Ризванова. Из-за отсутствия титульного листа, я условно ее называл «Алупанской книгой». Дешифровка текста книги показала, что она состоит из краткой истории Алупана (Албанского государства, букв. Албанского дома), информации о звездах и календаре, о выдающихся мужьях Кавказской Албании и отрывки из христианских книг /3/. Давайте, сопоставим некоторые моменты из текста «Алупанской книги»  с известными в литературе некоторыми сведениями об «Истории албан» («История агван», «История страны Алуанк»).

I. Ни в одной более древней армянской рукописи не указаны ни названия, ни автора книги. Тогда откуда появился автор «Истории албан» Моисей Каланкатуйский, причем «Моисей» пишется и как «Мовсес», а «Каланкатуйский» и как «Дасхуранский». А.А. Акопян пишет /4/, что в древнейшей рукописи «Истории албан», а также во всех шести ранних списках группы Б автор сочинения не назван. Впервые имя историка появляется на рукописях в XVIII в. в форме Мовсэс Каланкатуаци. Далее: «Самые первые армянские авторы, знакомые с «Историей албан» (Ананиа Мокаци, Ухтанэс, Ананиа Санахинеци, Мхитар Анеци), а также авторы конца XIII—начала XIV вв. Степаннос Орбелян и Григор Анаварзеци имени составителя «Истории албан» не сообщают. Ухтанэс и Григор Анаварзеци упоминают только «историка Албании».

Впервые «историка Албании» по имени называет Мхитар Гош, написавший сочинение «Список албанских патриархов» в конце XII или в начале XIII в. Он и его ученик Ванакан называют автора «Истории албан» как «Мовсес Дасхуранци». Уже ученик Ванакана, Киракос Гандзакеци, называ¬ет историка иначе—Мовсэс Каланкатуаци. Это имя заимствуют у него более поздние армянские историки.

З. Буниятов /5/ отмечает, что до настоящего времени вопрос об авторах «История албан» еще не решен, так как никем не установлено имя автора и, кроме того, существующие сообщения об авторе или авторах «Истории албан»  являются крайне противоречивыми. Единственным историческим фактом является признание автора, что он из селения Каланкатук (когда речь в книге идет о селении Каланкатук области Утик, автор говорит, что он из этого селения). 

Армянский историк Н. Акинян констатирует, что автором «Истории» был только один Моисей. Он пишет: «Когда читатели истории в XII-XIII вв. хотели узнать этого неизвестного автора, естественно, пришли к такому заключению, что автор «Истории» мо-жет быть только албанский католикос. В таком случае, этим историком должен быть последний католикос Мовсес» (по /4/).  Английский ученый Ч. Довсет считает, что «прозвище Каланкатуйский было взято из названия монастыря Моисея в селении Каланкатук. Следовательно, мы приходим к такому заключению, что Моисей Каланкатуйский и Моисей Дасхуранский – один и тот же человек». З. Буниятов приводит слова Ч. Довсета о том, что автором «Истории албан» является Моисей, который родился в Дасхуране (Дасхуранский) и остался  в монастыре Моисей, находящийся в селении Каланкатук (Каланкатуйский).

Оба псевдонима автора – «Каланкатуаци» и «Дасхоранци» (в армянских вариантах) идентичны с лезгинскими топонимическими названиями – «Калункатви» и «Дасхуьринви», где «Кат» и «Дас» - названия сёл: «Калун» по-лезгински означает «низменний» (где имеется зимнее пастбище) в отличие от «горный» (лезг. «ккал» ‘зимовье; равнинный край’) и «Дас хуьр» ‘селение Дас’ (лезг. «хуьр» ‘село, селение’).

Однако, не менее важным является другое обстоятельство: как в «Истории албан» отсутствовало название и автор книги, так и в сравниваемой с ней «Алупанской книге» отсутствовал титульный лист, т.е. тоже не известны название и автор книги. Мы полагали, что среди фотокопий не сохранился титульный лист этой книги, поэтому мы ее условно называли «Алупанской книгой». А что, если ни названия, ни имени автора не было изначально? Может быть, это было какое-то учебное пособие в виде сборника или общепознавательная хроника? Возможно, отсутствие ни названия книги, ни имени его автора как в «Истории албан», так и в «Алупанской книге» не случайное совпадение?!

II. О названии книги. А. Акопян пишет, что собственно названия сочинения Мовсэса Дасхуранци древ¬нейшие списки не содержат. Но в них имеются заглавия оглавле¬ний, отдельных глав, а также заметки о начале или окончании того или иного раздела текста, где упоминается название книги. Например, после текста первой кни¬ги имеется следующая заметка: «Завершилась первая книга сей Истории Албании». После оглавления второй книги написано:. «Завер¬шились оглавления сей второй Истории Албании, в которой на¬ходятся многочисленные и различные рассказы». Третья книга озаглавлена так: «Второй раздел Истории Албании». Эта информация позволяет называть книгу как «История Албании».

Армянский вариант названия Албании -   /4/. Название состоит из 7 букв. Первая буква – заглавная «А», а четвертая – строчная «а». Интерпретация древнеармянских букв я взял из статьи А.Г. Шанидзе /6/. Необходимо отметить, что в древних письменах отсутствовали заглавные буквы и весь текст написан строчными буквами (на синайских палимпсестах заглавные буквы написаны покрупнее). То же самое мы видим и в «Алупанской книге». Такое примечание для случая армянского названия Албании, возможно, не существенное. А существенным является другое обстоятельство.

Как пишет А. Акопян, в различных армянских источниках одно и то же слово    читается по-разному: «Албания», «Агван» и «Алуанк». Как это возможно? Первая буква этого названия   «А», вторая буква   «гх», которая соответствует не букве «л», а по произношению близка к «гЪ» (международная ğ или  ), третья буква     «у», четвертая буква     «а», пятая буква    «н», шестая буква     «и», седьмая буква    «ц». Получается, АГЪУАНИЦ и в русской форме АГУАНИЦ. Здесь нет букв «л» и «б», существующие в названии АЛБАНИЯ. Армянское «Агуаниц» соответствует названию «Агван» (буква «у» отождествляется с буквой «в», если последняя не губно-зубная «в», а губно-губная w). 

Относительно названию «Алуанк» А. Акопян /4/, ссылаясь на М. Хоренаци, объясняет его событием назначения царем Валаршаком наместника северо-восточного наместничества Великой Армении, лежащего «на великой реке Кур», Ара¬на из рода Сисака, сына Гелама, внука Хайка, прародителя ар¬мян. Эта страна была названа благодаря Сисаку «Алуанком», потому что из-за мягкости характера его (Сисака) звали «алу» (кроткий, мягкий). Итак, - пишет далее А. Акопян, - говоря об Албании-Алуанке, Мовсэс Хоренаци имеет в виду область, находящаяся южнее Куры и соответствующая армянским провинциям Утик и Арцах. Он настаивает, что правобережье реки Кура было армянское, хотя «во II в. до н.э. армянский царь Арташес I присоединил к Армении ряд соседних областей, в том числе и правобережье Куры, где обитали шаки, утии и гаргары-албаны…» и «захваченные области до IV в.н.э. оставались в составе Армении (Шакашен, Утии, Арцах и Пайтакаран), а затем были воссоединены с Албанией» /7/.  Получается, что правобережье реки Кура называлось «Алуанк», «Аран», так как его царем был назначен Аран из рода «мягкого» Сисака, а левобережье реки Кура – Албанией. «Если продолжить ход мыслей Хоре¬наци, - пишет А. Акопян, - то получится, что название «Алуанк» перешло на левобе¬режье именно с правобережья (а не наоборот, как в действитель¬ности)».

В первой книге «Истории албан» читаем: «Аран получил в наследство равнинные и горные территории страны Албан от реки Аракс до крепости Хунаракерт. Они называли свою страну Агван (Албан) потому, что самого Арана (а не Сисака – Я.Я.) по его мягкого характера звали «агъу» (а не «алу» - Я.Я.) ‘милый’. По преданию, многих храбрых и славных мужей из рода Арана назначил правителем сам Валаршак. Народы в княжествах Ути, Гирдман, Цовд и Гаргар являются потомками сыновей того же Арана» /5/.

Теперь обратимся к «Алупанской книге». Как явствует из текста книги, первоначальный вариант «Алупанской книги» написан на «зулах» (лезг. «зул» ‘полоска’) - на полосках кожи. На «зуле 2» читаем: «Когда душу Алупа отобрал Бог, его Великое государство (букв. дом) распалось на мелкие (государства)». Далее: «Ран объединил вокруг себя влиятельных племен. Он создал мощное царство в междуречье Арц (Аракс) и Кюр (Кура). За ним пошли племена гарг, уд, кюр (и) арц. Ран назвал свое государство «Алупан кIуал» (букв. «Дом Алупа»; «кIвал» по-лезгински ‘дом’ – Я.Я.). Остальные роды и племена также остались под его покровительством (букв., остались под его тенью). У устья реки большого кюрского рода муки организовали царство. Шаки поселились в больших крепостях, сооруженных ими на склоне горы. Цахи организовали свое царство на высоких горах со снежным покровом. Мушки поселились у устья реки Кулан (лезг. «Кьулан вацI» ‘Серединная река’; совр. Самур – Я.Я.). Сулы и чулы поселились на склоне горы Джилга, соорудив там большую крепость с двумя воротами. За этой крепостью закрепилось название «Квевар» (‘Двойные ворота’ – Я.Я.). Высокогорные места выше этой крепости были заняты племенем кюре. Роды Великого Алупана стали сильнее. Объединив племена хьел, лег, гили, лезг, кирк, а также множество других маленьких племен, лезги организовали очень мощное царство у реки Кулан. Силой государство Алупан невозможно было одолеть. Слава Алупанского государства распространилась во все стороны. Его сила стала больше, чем у айратов (армян, - Я.Я.) и картли (грузин, - Я.Я.)» /2/.

Как видно из этого отрывка, Ран – потомок Алупа (родоначальник лезгиноязычных народов) и он организовал (точнее воссоздал разрушенное после смерти Алупа) государство в междуречье Куры и Аракса, т.е. как раз на правобережье реки Кура, и называл его «Алупан кIуал» («Дом Алупа»). Постепенно остальные лезгинские племена также организовали для себя отдельные государства, несомненно, входящие в «Дом Алупа». Первоначально в Алупан входили албанские племена, расположенные между реками Кура и Аракс, – гарг (гаргары), уди (удины), кюр (кюринцы) и арц (арцахи). Не должно быть сомнения в том, что названия области АРЦАХ и реки АРЦ (совр. Аракс) происходят от названия албанского племени АРЦ.

Название «Алупан» - производное от «Алуп» («-ан» окончание принадлежности). Переход этого названия в «албан» и «Албания» (с редукцией буквы «у» и естественным переходом буквы «п» в «б») не вызывает сомнения.  Обратите внимание, албанское название «Алупан» удивительным образом напоминает армянское «Алуанк». Однако, в отличие от армянского «алу» ‘мягкий’ (точнее «агъу», см. выше), на лезгинском языке корень «ал-», «алу-» означает действие сверху: 

1) «АлукI», «алукIун» - ‘надевать, одевать (сверху)’;
2) «Алуд», «алудун» - ‘снимать, снять (сверху)’;
3) «Алух» - ‘одежда’ (на гелхенском говоре);
4) «Алуф» - ‘хижина, шалаш’ (на гелхенском говоре);
5) «Алуфан» - ‘укрытие’ (на гелхенском говоре);
6) «Алуга» - ‘хлеб, покрытый яичницей’;
7) «Алугун» - ‘опалиться, обжечься (с поверхности)’;
8) «Ала» - ‘находиться на что-нибудь’;
9) «Алахун» - ‘посыпать (сверху, на поверхность)’;
10) «Алахьун» - ‘переливаться через край’ и др.
Следовательно:   «Алуп» - ‘покровитель’.  

III. В «Истории албан» «страна» отождествляется с «домом». А. Акопян приводит слова Мхитара Гоша из его сочинения «Список албанских патриархов» (конец XII - начало XIII в.): «Если кто-нибудь пожелает написать ис¬торию после /уже/ написанной Истории Мовсеса Дасхуранци, который всеобъемлюще рассказывает о стране (букв., до¬ме) Албании, пусть /для него/ будет легче взять список албан¬ских патриархов отсюда».

В первой книге «Истории албан» читаем: «О времени с назначения Арана правителем Дома Албан до правления Албанскими землями Храброго Вачагана мы не нашли надежной информации» /5/.

Эти сведения согласуются с «Алупанской книгой» о том, что Ран называл свое государство «Дом Алупа».

IV. В начале первой книги «Истории албан» приводится библейское родословие, начиная с Ноя: Ной – Иафет – Гомер – Таргом – от него армяне (Хайк, Арменеак и др.) /5/. На первом «зуле» «Алупанской книги» читаем: «Бог создал Адама (букв., Итема). Десятый потомок Адама (Итема) был Ной. Третий сын Ноя был Йафиз (Иафет). У Йафиза было 8 сыновей. Его младший сын – Гемер. У Гемера было 3 сына. Его младший сын – Таргум. У Таргума было 8 сыновей. Его младший сын – Алуп. При разделении владений (букв. после отделения от отца) земли от нижнего до верхнего морей и от нижних до верхних гор были переданы Алупу». 

Как видим, четвертый потомок Ноя «Алуп», имеющийся в «Алупанской книге», в «Истории албан» не упоминается.

V. Автор «Истории албан» – очевидец событий VII в. Как пишет К. Тревер /7/, вопрос о времени написания книги «Истории албан», так и о времени  жизни ее автора, долго являлся предметом дискуссий. Исходя  из  того,  что  Моисей  неоднократно  говорит  о  событиях VII  в.  как очевидец,  ряд  исследователей  относил  время  его  жизни  к VII  в. 

На 30-ой странице «Алупанской книге» читаем: «Теперь в большинстве мест стоит войско черных арабов. Они, разрушая существующие там церкви, строят себе мечети» /2/.

VI. К. Патканян называет автора «Истории албан» компилятором /8/. В первой книге, по мнению К. Патканяна, первые три главы общие всех хронографиях. Далее:

«Глава IV заимствована у М. Хоренского (V в).
Главы VI и VII заимствованы из жития святых.
Главы VIII и IX заимствованы у М. Хоренского и из жития святых.
Глава X заимствована у Егише (V в).
Глава XI, письмо Гюта сохранилось на армянском языке отдельно (V в).
Главы XII и XIII заимствованы у М. Хоренского.
Глава XIV заимствована у Агафангела (IV в) и М. Хоренского.
Главы XVI – XVIII заимствованы из жития святых.
Главы XIX – XXIII заимствованы из жития армянских святых.
Глава XXIV, письмо иерея Матфея.
Глава XXV, письмо Авраама Мамиконяна (VI в).
Глава XXVI, см. Mem. Sur I’Arm. ч. I, стр. 217.
Глава XXVIII, из жития святых.
Точно также во II части мы заметим некоторые из его заимствований.
Глава I заимствована у Петра Сюнеци (VI в).
Глава II заимствована у Егише.
Глава III заимствована у М. Хоренского.
Глава VII заимствована у Иоанны II, католикоса (VI в)» и др.

На основании этих и других заимствований, К. Патканян приходит к заключению, что автор «не получил особенного образования… Он собирает разнообразные сведения, где только может достать, и группирует их как попало, не обращая внимания на внутреннюю связь фактов, ни даже на их хронологическую последовательность» /8/.

А.А. Акопян об источниках «Истории Албании» пишет: «Работа над выявлением источников Мовсеса Дасхуранци, начатая еще К. Патканяном и продолженная Я.А. Манандяном, Р. Ачаряном, Н. Адонцем, Н. Акиняном, Г.С. Свазяном, К.А. Каграманяном и другими, позволила исследователям «Истории албан» определить и охарактеризовать большое количество источников сочинения. Среди них – труды Мовсеса Хоренаци, Елише, Петроса  Сюнеци, Пилона Тиракаци» и др. /4/.

Как видно из этих отрывков, приводимые в «Истории агван» сведения  почти целиком армянские. Возникает вполне обоснованный вопрос; «Почему именно армянские?». К. Патканян объясняет это с неграмотностью автора «Истории агван». Вполне очевидно, что тут причина совсем в другом. Из всего сказанного вытекает логичный вывод: все сведения, якобы заимствованные автором из армянских источников, были добавлены позже при переводе книги на грабар.

VII. О составлении алфавита. О создании албанского алфавита Месропом Маштоцем пишет еще Корюн (443-450 гг.), который написал книгу «Житие Маштоца»: «В это самое время приехал к нему некий иерей, алуанец по имени Бениамин. Он (Маштоц)  расспросил его, расследовал варварские слова алуанского языка, затем своей обычной проницательностью, ниспосланный выше, создал письмена (для алуанцев) и милостью Христа успешно взвесил, расставил и уточнил» /9/.

Армянский историк Мовсес Хоренаци, автор монументального труда «История Армении», пишет: «Месроп, отправившись в Иверскую страну, по дарованной ему свыше благодати создает письмена и для них при помощи некоего Джала… Далее он спускается в Алванию к их царю Арсвалену и к патриарху Еремии, которые с готовностью принимают его учение и предоставляют избранных детей. Призвав некоего Вениамина, одаренного переводчика, которого немедленно отпустил владетель Сюника юный Васак, при посредничестве своего епископа Ана¬нии, он с их помощью создал письмена для гортанного, нелепого, варварского, грубейшего языка гаргарцев».

Моисей Каланкатуйски пишет: «В те времена, когда императором греческим был Феодосий Младший, царем Армении – Врамшапугь, царем Персии – Иазкерт, а царем Алуанка – Есвален, в Алуанке, к гьайрапету нашему Иеремии и царю Есвалену прибыл муж, имеющие великие заслуги, блаженный Месроп, избранный сосуд Святого Духа. Они [Есвален и Иеремия] охотно согласились содействовать ему в наставнической деятельности, которую он вел благодаря Божьему дарю – Святой Дух через него даровал письмена армянам и иверам, и с любовью дали ему отроков смышленый на обучение. Из Сюника пригласили переводчика Бениамина, которого, по просьбе епископа Анании, отпустил доблестный Васак [князь Сюника]. Прибыли они к Месропу и с ним вместе [Месроп] создал письмена для изобилующего гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками языка гаргарейцев» /10/.

В «Алупанской книге» (страница 19): «В то время, когда Иранским царем был Йездегер, Армянским царем был Варамшапух, Великим Алупанским царем был Эсваген, святой Месруп составил хороший алфавит, состоящий из 37 букв и соответствующий языкам 30 племен, проживающих в семи макилах Великого Алупана». Но, самое главное, здесь нет имени Маштоц! Нет имени Вениамин! Далее читаем в «Алупанской книге»: «Душа выдающегося ученого Месрупа находится у (бога) Албеса. Помолитесь за выдающегося мужа». Албес – бог алупанцев, лезгиноязычных народов. Почему Месруп, если он армянин, после смерти должен находиться у бога алупанцев.

Откуда появился этот «Месроп», ведь Корюн, ученик Маштоца, в своей книге «Житие Маштоца» везде его называет, только «Маштоц»?  Почему в «Истории Армении» везде написано «Месроп» и нигде не указано, что этот «Месроп» и есть тот же самый «Маштоц»? Заменяя «Маштоц» на «Месроп», М. Хоренский их вроде объединяет и вместо «Маштоц» появляется «Месроп», а в дальнейших армянских источниках, уже «Месроп Маштоц». И так, албанский гений «Месруп» стал армянским «Месропом Маштоцем»! Вот так исчез оригинал книги Моисея Каланкатуйского «История албан», а появился переделанный на армянский лад древнеармянский его вариант.

VIII. В исторической части «Алупанской книги» изложена исторические события в такой же последовательности, как и в «Истории албан».   На странице 19 «Алупанской книги» приводятся сообщения из конечной части Зула 16 и первой части Зула 17 исходного («зуловского») варианта «Алупанской книги». По-видимому, эти части зулов 16 и 17 хронологически не связаны между собой: албанский царь Вачаган III умер в 510 году (Зул 16), а составление албанского алфавита  относится к началу V в.н.э. (Зул 17). То же самое мы наблюдаем в «Истории албан» Моисея Каланкатуйского, где албанскому царю Вачагану Благочестивому посвящены Главы XVII-XVIII Книги I, а о составлении албанского алфавита рассказывается во Главе III Книги II /10/.

IX. В книгах Моисея Каланкатуйского «Истории агван» и Мовсеса Хоренского «История Армении» имеются «случайные» совпадения: а) в «Истории агван»: после текста первой кни¬ги имеется следующая заметка: «Завершилась первая книга сей Истории Албании» /4/, в «Истории Армении»: «Завершилась книга третья – Завершение истории Великой Армении» /11/; б) каждая Глава в обеих книгах имеет краткое изложение ее содержания; в) обе книги состоят из трех частей (книг) и др.

X. В «Истории албан» нет сведений, имеющих важное социально-политическое значение, которые обширно освещаются в «Алупанской книге», а именно:

а) название алупанских племен: кирк, гарг, мик, уди, лег, хьел, лезг, цах, гав, них, касс, куьр, гили, бил, ран, муш, шеек, чIекь, алакI, шарв, арцI, барз, мух, лекь, кел, сул, чур, хеб, цIегь, хеч, сек и их локализация: муки – у устья реки Кюр, шаки – больших крепостях на склоне горы, цахи – на высоких горах со снежным покровом, мушки – у устья реки Кулан, сулы и чулы – на склоне горы Джилга, куьре – выше этой горы и т.д.;

б) имена царей Алупана и его отдельных макилов;
в) имена ученых, мастеров-строителей, учителей, музыкантов;
г) информации о звездах и календаре;
д) что Евангелия перевел в албанский язык Йисай;
е) первая постройка крепости на холме Джилга с названием «Квевар» («Двойные ворота»);
ж) о том, что впервые киммерийцы разрушили эту крепость, что приводит нас до глубокой древности существования Алупана, чем IV в. до н.э. (К. Тревер);
з) о нападении Помпея и как алупанцы вынудили его менять свой курс завоевательных походов и т.д., и т.п.
Следовательно, в «Истории албан» слишком много расхождений с сугубо албанской информацией «Алупанской книги», искажений ее и ввод новых Глав из армянских источников. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Gippert J., Schulze W., Aleksidze Z., Mahe J.-P. The Caucasian Albanian Palimpsests of Mt. Sinai. VV 1, 2. 2009.
2. Яралиев Я.А. Алупанская (Кавказско-Албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала, 1995.
3. Страница из неизвестной Албанской книги //Журнал «Лезгистан», 1991, № 0, стр. 29 (г. Махачкала).
4. Акопян А.А. Албания – Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987.
5. «История Албании» Моисея Каланкатуклу. «Албанская хроника» Мхитара Гоша. Баку. 1993. Перевод З. Буниятова (на азербайджанском языке).
6. Шанидзе А.Г. Порядок букв грузинского, армянского и албанского алфавитов. В сб.: «Материалы по истории Азербайджана. Т. II». Баку, 1957, с. 33-44.
7. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н.э. – VII в.н.э. М.,-Л., 1959.
8. История агван Моисея Каганкатваци. Перевод К. Патканяна, СПб., 1861.
9. Корюн «Житие Маштоца» (пер. с древнеармянского Ш.В.Смбатяна и К.А. Мелик Огаджаняна). М., 1962.
10. Моисей Каланкатуаци. «История страны Алуанк». Перевод с древнеармянского Ш.В.Смбатяна. Ереван, 1987.
11. http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/index.html. Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с древнеармянского языка, введение и примечания В. Атабекяна. Ереван, 1990. 








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 5746 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: Ярали Яралиев

avatar
1
Прочел эту ....или это....не знаю как назвать.
Нам не нужны все эти Маштоцы и Хоренаци.
Мы должны показать всем, кто мы есть сейчас.
А все эти алупанцы - сказки для детей и озабоченных магией величия. Мы должны гордиться молодостью, а не дряхлостью, как это делают нынешние армяне.
avatar
2
Нам не нужны Хоренаци и Маштоцы !
Мы - самодостаточны и должны гордиться своей молодостью , а не дряхлостью, как это делают армяне.
avatar
7
Шамс не в обиду, ты сначала свой дом и участок на котором жили ещё твои предки отбивай ,кое от кого . А до Арцаха как пешком до Китая.
avatar
3
Не получается отправить коммент. Прошу прощения за дубль.
avatar
4
Нынешние армяне и новые вещи тоже делают в отличии от некоторых, новая история Арцаха например. wink
avatar
5
Арцах наш, Лезгинский, А не армянский. Поэтому мы должны делать всё, чтобы их там не было . Потом их трудно будет выбить оттуда. Они уже присвоили историю наших братьев - удин. Теперь хотят и нас оставить без истории.
avatar
9
Вам тут уже предлагали сперва защитить свой огород и участок, а то вы тут всех лезгин направите на бойню с армянами, а Арцах в итоге достанется азерам. Кстати, они тоже об этом и хлопочут.
avatar
6
мы все хотим гордитса молодостью..без прошлого..нет будущего...спасибо скажи..хоть узнал историю свою шама пуля...
avatar
8
Я не обижаюсь на своих , Leggi .
Не важно, совпадают наши мнения, или нет. Главное, что мы желаем только добра нашему народу.
avatar
10
сейчас я усталый,, но всем врагам Лезгин , башку оторву......Невежества и тому подобные, я не историк,но моя душа и мораль подсказываетмне где ложь, а где истина...я уверен ,что с историей лезгинских народов не догнать ни армянам,ни иберам тем более кавказским татарам,туркам,персам современнм азерам.знайте свое место, ко всем соседним народам обращаюсь, не будите в Лезгине Зверья....ок? жуван тумунал ацукь. иесвал ая...Гьина аават1ани....аминь Жуванбур Сагърай.!!!!!!!.!!!!!!!Аминь
avatar
11
Арцах - Ахцах, чем-то похожи, правда? Карабах - Карадаг, тоже. Таким успехом можно можно отнести аварцев к баварцам. Я считаю, что Карабах это земля Азербайджана и много лезгин погибло защищая территориальную целостность, также как и много лезгин погибло защищая тер\целостность Дагестана и всей России.
avatar
12
Восстановить письменность,создать алфавит  издать учебники кто мешает?
avatar
13
Уважаемый Аснар, я никого и никуда не призываю и не агитирую. Просто выразил своё мнение. Может быть излишне эмоционально.
По поводу огорода . Может мы поэтому и остались ни с чем , что каждый только о своём огороде заботился?
Еще раз с уважением ко всем участникам сайта.
avatar
14
ладно ладно шамс пуля..не растраивайса так сильно..это всего лишь коментарий..а по поводу огорода ты прав..думаю случее чего..с оружьем в руках ты будешь первых рядах...
avatar
15
почему вы бая забанили..в чём причина адмнистратор..чё за сайт такой..когда человек не может своё мнение высказать..он ваших семей не задевает же человек..вижу только лезгинские..армянские..и азер саййты блокируют...не понимаю ваше это
avatar
-5
16
Не нравится наш сайт, мы вас не держим, тем более вы здесь в роли провокатора
avatar
17
это не правильный ответ..я в школе от некоторых учителей слушал такие бесмысленные ответы..не нравитса..покинте класс..и я покидал..не умер же..пока живой..
avatar
18
Да что Вы , Петя , я не рпсстраиваюсь.
avatar
19
Леги прав , Шамс горячку не пори и подумай где Карабах и где мы ( Лезгины ) . У нас на первом плане должен стоять вопрос объединения нации .
.Ты Балябеков - если тебя беспокоит территориальная целосность Аз-на, то пушку тебе в
руки и борись за неё сам, не выступай тут в роли распределителя земель паразит такой.
avatar
20
До нашествия турков сельджуков на Византию, и вытеснением армян на север Карабах исконно был землёй лезгинских братьев Удин, ныне маленького народа с великой историей.
avatar
21
Samir92, нация не может объединяться просто так. Нужна общая идея. Но это очень трудно. Как видно из обсуждений , у нас сколько людей - столько и идей.
Лидера нет.
avatar
22
Шамс и Шамс ! Не понятно почему тебе не нравиться идея объединения лезгинского народа ? Идей может быть много , но я согласен с Самиром в том ,что эта идея сейчас
находится на первом месте и надо искать пути воплощения её в жизнь. Удачи !
avatar
23
В начальный период крестовых походов крестоносцам удалось захватить огромные территории и все богатые приморские города на БВ.Да и местный "протестный электорат" помогал пришлым захватчикам,надеясь получить дивиденды от предательства.Имея громадное численное превосходство в человеческом материале,раздробленные мусульманские сообщества не только не оказали спасительного сопротивления,а безропотно подставляли шеи под нож.Только в одном Йерусалиме,за пару дней, были вырезаны 70(семьдесят) тысяч человек.Но,в самой агрессии,заложены усталость и поражение.Новая политическая реальность родила и того,в ком нуждалась эта реальность-Салагь ад-Дина Айуби.Он сплотил мусульман, нанес жесточайшее поражение всем крестоносцам,взял в плен их главных вождей -короля Франции-Людовика и короля Англии-Ричарда 111-Львиное сердце.Ричарда выкупили и, по дороге домой,в Европе, еще и в заложники взяли. А Людовик так и умер в плену. Никому Салагь ад-Дин Айуби не был известен до Этого....!    П.С. Так и у нас,   у ЛЕЗГИН ! Разве сформировались благоприятные политические обстоятельства для рождения ЛИДЕРА.Обратите внимание на те территории,которые получили автономный или независимый статус.За каждым из них и в каждом случае стояла Великая(ие) держава: Восточный Тимор,Южный Судан,Косово -США.  Абхазия,Южная Осетия,Крым-РОССИЯ, Карабах-яблоко раздора,потому и нет признания,хотя Карабахцы и свою ,и чужую кровь проливали мешками.Теперь те,кто говорит,что у ЛЕЗГИН нет лидера-назовите Великую державу,заинтересованную в появлении такого Лидера у ЛЕЗГИН ! Сабур,ЛЕЗГИЯР ! АЛЛАГьДИ сабурлубуриз рехъ гуда.  П.П.С. Нетерпеливых никто не удерживает. Фдаг в руки и вперед за орденами!
avatar
24
Шамс общая идея одна :Сохраниться как народ (язык культура и т.д). Тут я думаю никто не будет против ,открыто по крайней мере ,хотя шайтаны здесь есть.
Второй вопрос ,это как добиться сохранения народа ,,1)ггосударство 2)автономия какая то,)3присоединение или объединение с кем то.Вот тут будут много разногласий. Лично мое мнение первый вариант,реальность и политподкованность нашего народа такова что шансы мизерные ,практически ноль. 2й вариант ,тоже маловероятно,но мы знаем что Россия что Азерия непредсказуема и нестабильна, может всякое случтться., Есть ещё один вариант ,оставить все как есть сейчас,рассматривать не будем ,т.к в этом случае через лет 50 в азерии не останется лезгин, а в Дагестане в одном Ахтынском районе будут на лезгинском разговаривать.
avatar
25
я думал ты мимо глаз прочёл мои коментарии шама пуля..да нет оказываетса...глаз алмаз ты..на выборах 18 марта..яб за тя голосовал..лидера лезгинского двжения лезгиния..ты только регестрируйса..как муфтия жена...
avatar
26
Если обобщить , то получается , что у нас нет лидера потому, что у нас нет спонсора ( заинтересованной дердавы) . Могу вас разочаровать, спонсора не будет, пока мир не увидит , что мы сами чего-то стоим.
Чечня имеет то, что имеет за счет их борьбы за свободу. Рамзан пожинает труды людей, которых он предал вместе со своим отцом.
avatar
27
Я за единый независимый народ в единой, независимой стране. естественно, что этого надо добиваться поэтапно.
Снова хочу указать на то, как трудно нам придти к согласию. Если с кем-то не согласны, то стараемся ужалить и, даже обозвать нехорошими словами.
avatar
28
26  Шамc   Шамс   ---"пока мир не увидит , что мы сами чего-то стоим."---   Вижу-вы человек подготовленный,потому слегка парирую.Теперь по существу вопроса: У ЧЕЧЕНЦЕВ,перед первой войной были и РЕСПУБЛИКА (мини государство),и СПОНСОР-правительство Гайдара,которое снабдило ЧЕЧЕНЦЕВ и финансами(ЧЕЧЕНСКОЕ авизо,по всей России),и вооружением.По заверениям Г.Зюганова,было передано только автоматического стрелкового оружия 66 (шестьдесят шесть) тысяч единиц. Были переданы бронетехника,артиллерия, РСЗО,гусеничный и колесный автотранспорт.Никакого оружия иностранного производства в ЧЕЧНЕ не было обнаружено. Самое любопытное; В ЧЕЧНЕ сбивали Российские вертолеты Российскими ПЗРК.а бронетехнику -Российскими РПГ.Не *Стингерами* и *Джевелинами*. И это в стране,где патрон, от пистолета Макарова,находится под "РЕНТГЕНОМ" от производителя до получателя.  В ходе войны в ЧЕЧНЮ были допущены( или-пропущены) джихадисты-добровольцы и финансовые СПОНСОРЫ (не добровольцы).Во время боевых действий,раненные ЧЕЧЕНЦЫ покидали Россию практически легально.Есть еще много такого,что я, по причине малодушия,не могу озвучить.  Я с большой симпатией и уважением отношусь к братскому ЧЕЧЕНСКОМУ народу и уверен,что покойный Агьмад-Гьажи Къадыров (у него были личные друзья среди ЛЕЗГИН) и Рамзан Къадыров ,по воле Всевышнего АЛЛАГьА,спасли ЧЕЧЕНСКИЙ народ от истребления.Каждый волен поступить со своей жизнью так,как считает нужным,но играть жизнями сотен тысяч -никто не имеет право.Будьте уверены,когда наступит ЧАС ( йа АЛЛАГь а сят  вуна мукьва айа)-у ЛЕЗГИН найдутся кому командовать,кому и исполнять эти команды.   П.С.  Уважаемый, Шамс Шамс!  Вы,наверно,догадывайтесь,что ЭТО я пишу не для вас.Мне полемика не нужна.Удачи вам и вашим родным.
avatar
29
браво албан браво...
avatar
30
Спасибо за содержательный ответ, уважаемый Alban!
Всегда приятно беседовать с умным, интеллигентным человеком.
avatar
31
Ну скажем у нас был " специалист" по обсуждаемой здесь теме и куда то пропал.
" Уважаемая " редакция знает его. Ты где делся Кюреви ?
Да и Таревирдиев с ним знаком.
avatar
32
ЦЕНЗУРА
Ответ: Вы несколько раз обозвали руководство сайта, можно узнать за что?
avatar
33
потому что ЦЕНЗУРА это беляков..бля..каких только матеря не рожают..кити кет..
avatar
34
вы администрация не напишите цензура..на слове моем ЦЕНЗУРА..а если он ЦЕНЗУРА на самом деле..не могу яж..что он батон писать..вы лучше верните бая..у меня вопросы к нему...
Ответ: Я думаю, вы намеренно нарушаете правила нашего сайта и ведете себя неприлично. Отправляйтесь к баю. 10 дней изолятора
avatar
35
Похоже Кюреви действительно надоела эта тема и он для себя захлопнул эту книгу ....
avatar
36
Самдаг как челябинский метеорит. Не успел появиться, сразу исчез.
Не могут товарищи Лезги культурно дискутировать. За редким исключением.
Можно ведь было обойтись без оскорблений, так нет. Как подростки матюкаетесь. Стыдно должно быть. Взрослые люди.
avatar
-3
37
Спасибо Шамс за понимание идущих процессов в комментариях. Приятно читать грамотных людей.
avatar
38
Адресовано "Цензуре". Вы постоянно "баните" мои выступления /комменты/, хотя в них нет ничего запрещенного, одна только польза. После этого лицемерно обвиняете меня в том, что я обозвал Вас. Из этого следует вывод, даже два: или Вы это делаете из бессильной зависти, или Вы сознательно скрываете от лезгинского народа полезные советы образованного и искушенного человека.
avatar
-2
40
Ваши сообщения никто не банит, только оскорбления, в чем вы преуспеваете.
avatar
39
Да и Таривердиев  с ним знаком.....Нет я  tariverdiev  ни с ем не знаком  ну знаю замечательного поэта драматурга, писателя Лезгинии под №1 Мансура Кюреви (Фейзудина Рамазановича Нагиева) и то через его произведение.Я лично знаком с его братом быв. военный он то же поэтом-прозаиком. Давайте вычислят кто эта может быт Салман Рмазанов(лакец) Мукаил Гамидов Майсум Табасаранский может и наш Ябай-Бабай(ГЬум-ГЬумчики) или кто та другой Ну этот Кюреви явно не лезгин провокатор или если он Лезгин то он провоцирую с такими методами выясняет истину для себя по Албан истории.Давайте вместе думать??? Хватить между собой в сайте грызть друг друга и с нового года надо переходим на новый уровень. Я лично много раз слышал и говорили другие нации при открытых разговорах (особенно Табасаранцы) если бы вы ЛЕЗГИНЫ не грызли бы между собой, вы бы были бы, один из самый лучший нации в мира
avatar