Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 26
Мугьманар: 26
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2013 » Июнь » 11 » Непутевые заметки: Кусарская баллада

20:49

Непутевые заметки: Кусарская баллада


Непутевые заметки: Кусарская баллада Непутевые заметки: Кусарская баллада Непутевые заметки: Кусарская баллада Непутевые заметки: Кусарская баллада
От Лермонтова…

В 1837 году во второй половине сентября - начале октября в Кусары прибыл великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. В то время это было маленькое село с тремя улицами: Базарная, Офицерская, Садовая, да еще Крепость. 

В Крепости стоял Грозненский гусарский полк. Остановившись в Крепости на несколько дней, М.Ю.Лермонтов перешел квартировать в дом доктора А.Маршева, находившегося на улице Офицерской.

…до князя Потемкина

Небольшой городок Кусары с населением, едва доходящим до 20 тысяч человек, расположен пожалуй в одном из красивейших уголков Кавказа. Река Кусарчай, делящая город на две части, леса, окружающие город, виднеющиеся вдали горы: что может сильнее радовать глаз туриста, привыкшего к высоткам, шуму и дыму в столичных пробках? Других достопримечательностей,  кроме природных красот, в Кусарах немного. Дом доктора Маршева , в котором некогда гостил поэт М.Ю.Лермонтов, дом, в котором довольно долгое время жил другой русский писатель-декабрист А.А. Бестужев–Марлинский, парк имени Н.Нариманова, который в отличие от большинства новых заложенных парков, имеет реликтовое происхождение и фактически является не вырубленным лесом в центре города. Однако последовательные усилия нескольких глав районов по благоустройству этого уникального парка не прошли  даром, и он утратил свой первозданный облик. 

Несмотря на то, что со времен этих описываемых событий прошло много времени, эти места до сих пор привлекают туристов своей красотой и своеобразной атмосферой. В отличие от бытующего в столице мнения о плохом состоянии загородных трасс, дорога в Кусары после открытия горнолыжного курорта Шахдаг приобрела вполне приличный вид, и если верить большинству водителей, проехавших не одну сотню километров на различных трассах разных стран мира, то она не хуже многих европейских дорог. 

Доехав до Губы, проехав всем известную Красную слободу и еще каких-то 12 километров по довольно крутым подъемам и спускам, показывается Кусары. Город встречает огромным монументом, на котором большими буквами красуется ГУСАР, и ниже приведена строчка из 11 статьи Конституции страны «Территория Азербайджанской Республики едина, неприкосновенна и неделима». То ли нарочно, то ли случайно, но приведенное утверждение невольно возвращает приезжего к воспоминаниям о первых годах независимости Азербайджана, неудачной политике Народного фронта, и сепаратизме, к которому она привела в северных районах страны.

Въездная дорога в город, как и основная городская магистраль, ведущая к горнолыжному курорту, в лучших традициях времен князя Потемкина облагорожены и имеют очень красивый вид вместе с другими улицами, ведущими уже вглубь города, и далекими от глаз проезжающих туристов, дела обстоят несколько иначе, то-бишь, хуже. Но если оставить в стороне горнолыжный курорт Шахдаг, ставший уже частью города и жизни его жителей, а также мейнстримом жителей столицы, то жизнь города и его жителей представляет нелицеприятную картину…



Бедность у нас не порок

Сказать, что население города и, в целом, всего района живет бедно, значит, ничего не сказать. Большая часть населения без работы, а остальная - либо является бюджетниками, либо мелкими предпринимателями, что по уровню доходов ставит вторых лишь немного на более значительную ступень выше первых. В городе отсутствуют какие-либо крупные промышленные объекты, и насколько меня осведомили, за исключением парочки заводов по выпуску соков, их нет вообще.

Местные жители в основном торгуют на базаре, или заняты в сфере услуг, которая в основном приходит в активность летом, с приездом туристов, и угасает, а порой и вовсе умирает зимой. Из-за безработицы и отсутствия надежд на будущее народ на заработки (а то и на ПМЖ) уезжает либо в Баку, либо в Россию. На те деньги, которые присылают родные из России и Баку в основном и живут те, кто не уехал. Надежды, которые возлагал народ на открытие горнолыжного курорта Шахдаг, на миллионный поток туристов, и долгую счастливую и безбедную жизнь также не оправдались. Нельзя сказать, что не произошло никаких изменений, но они не явились панацеей от бедности, а лишь немного смягчили ее ход. Во-первых, рабочих мест на курорте не так уж и много, во-вторых, она не столь высокооплачиваема. 

«Работаю на стройке на Шахдаге. Получаю 350 манатов. Учитывая то, сколько приходится работать, это не так уж и много», - говорит один из посетителей чайханы (являющейся основным местом собрания местных жителей), представившийся Расулом. «Да там вообще все не по-честному. Понабрали турок, платят им в 5-10 раз больше, чем местным. Я работаю в два раза больше этих турок, они и двух гаек закрутить не могут, и получаю 400. А им платят 1500-2000, и это обычные рабочие. Ну, где тут логика и справедливость?», - возмущается второй,  представившийся Махиром. Ну ладно, мы рабочие, да там ни на какой должности местным не платят, хоть знай ты три языка. Гиды получают 350, шофера 500, охранники 400…

«А я вот в Москве работаю, помогаю семье, коплю деньги на свадьбу (усмехается) , а тут работы нет. Или становишься аварой (бродягой), и в конце концов сопьешься или станешь таким (указывает на столик, за которым сидят несколько молодых людей с длинными бородами и короткими брюками), - вступает в  разговор третий. Вообще Кусары очень изменились, раньше все было по-другому, народ был дружнее, приветливее, и жилось как-то иначе, веселее, что ли…

Бородачи с короткими брюками …

Далее те же местные рассказали, что большинство населения района составляют лезгины, которые исповедуют ислам суннитского толка. Однако после развала Советского Союза и войны на Кавказе, в Кусарах начали появляться новые учителя, которые проповедовали более радикальный ислам. Мы привыкли называть его ваххабизмом, а ее последователи считают себя истинными мусульманами.

Новые учителя быстро исчезли, так же как и появились, унеся с собой добрую сотню - другую местных ребят, из которых почти никто не вернулся. Однако последние несколько лет молодежь начала проявлять к религии неподдельный интерес. Население города словно разделилось на два лагеря: братья и другие. Последователи более радикального ислама начали обособляться и создали своего рода общину, которая порицала привычный образ кусарцев. Да и любой обыватель невооруженным глазом заметит большое количество молодых людей, носящих длинную бороду и короткие брюки. Их становится все больше и больше. Резко из моды вышли громкие лезгинские свадьбы (демы), которые устраивались вечерами прямо на улице, и почти до утра играла музыка и танцевала молодежь, а посмотреть на это зрелище стекался весь город.



«Ребята, с которыми я вместе рос, сейчас учат меня, как надо жить. Их с каждым разом становится все больше, а все потому, что ребятам нечего делать. Работы нет, вот с утра до вечера и сидят в чайхане, где и попадают под разговоры о «высоком»», - говорит собеседник, пожелавший остаться неизвестным. Он же рассказал о том, как в последнее время большинство радикализировавшихся молодых людей уезжают в Турцию, где впоследствии их след теряется. Ходят слухи, что они воюют на различных фронтах джихада, одним из которых является Сирия. 

«Хоть одна радость от всего, что молодежь перестала пить и пропагандирует здоровый образ жизни. Кусары утратил свою славу самого «пьющего» района в Азербайджане», - улыбается мой собеседник.

Перед Кремлем и в Кусарах

В городе совсем недавно достроен огромный Шахматный клуб, однако надежды нового главы исполнительной власти превратить Кусары в «Новые Васюки» также не оправдались: то ли дорого там, и местным жителям отдавать своих детей туда на обучение не по карману, то ли местным жителям просто привычнее играть в шахматы в чайхане.

Есть в городе, как и во всех других городах Азербайджана, Олимпийский комплекс, только он выполняет несколько странную роль. Вместо того, чтобы удовлетворять потребности местных жителей в спортивных секциях и развивать спорт, Олимпийский комплекс превратился в некий туристический объект, где гости из Баку могут жить в красивых домиках в лесу за довольно «умеренную» плату - от ста манатов посуточно.

Еще одной местной достопримечательностью является Площадь, аналог Бакинской Торговой, куда летом на прогулку выходит вся молодежь, чтобы, как говорится, «и себя показать, и на других посмотреть». Здесь также пару раз в неделю местным Домом культуры организовываются концерты, где выступают различные сельские ансамбли. Мой собеседник также с нескрываемой гордостью показал растущие на Площади голубые ели, при этом добавив, что такие растут только в двух местах: перед Кремлем и в Кусарах.

Какой-то местный партийный функционер еще в советские годы, воспользовавшись хорошими отношениями с московским ЦК, выпросил пару саженцев голубых елей для Кусаров, и они странным образом тут прижились, став местной достопримечательностью.



Жизнь в Кусарах меняется, и хотя медленно, но, кажется, в лучшую сторону. Хотелось бы, чтобы этот город стал знаковым для азербайджанской туристической индустрии, чтобы надежды на многострадальный и многомиллионный туркомплекс Шахдаг все же оправдались, чтобы сохранялись местные традиции и фольклор, чтобы было чем еще удивить туристов, чтобы люди не уезжали куда-то на заработки или воевать, а работали у себя на родине и воевали, защищая ее.

Автор: Алхас Исмайлов
Источник: haqqin.az








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 4702 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: лермонтов, Лермонтов в Кусарах, Кусары

avatar
1
Насчет лезгинских свадеб (демов) они не вышли из моды просто наши привыкли устраивать драки вот почему сократилось количество демов к тому же появились рестораны людям легче провести свадьбу в ресторане, чем в деме успокаивая зачинщиков драки...
avatar
2
"По данным «Кавказского календаря» на 1916 год в урочище Кусары проживало 1203 человека, в основном русские" My WebPage

ну и как вам это ? Поразительно да ? интересно сколько лезгинов они истребили прежде стать там большинством ? angry
avatar
5
Ты вонючий азер не гони пургу.
avatar
3
"чтобы люди не уезжали куда-то на заработки или воевать, а работали у себя на родине и воевали, защищая ее."
вот молодец Алхас. smile
avatar
4
"В XVIII веке селение наряду с деревней Бебели принадлежало к мушкурскому округу, имело армянское население и состояло из 52 дворов" My WebPage

Это именно тогда когда русские захватили Азербайджан, вот тогда они и завезли этих армян туда.
52 двора это примерно 200 армян...

Вот так русские привозили армян из Ирана и заселяли ими Азербайджан, в том числе и северные районы. А потом армяне и там при поддержке русских зверствовали ( см События в Кубе ).

Они на своём "пролезгинском" Восканапате всё время плачут как их прогнали из всех этих "исконно армянских" районов.
angry
avatar
6
Вот не пойму как можно было воевать в Карабахе на стороне этих азербутов. И так же не могу понять лезгин которые забыли свои корни стали азербайбанцами, тфу мерзость конченая.
avatar