Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1057
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 33
Мугьманар: 33
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Август » 19 » Удинский вопрос

14:28

Удинский вопрос


Возможно ли воссоздание Албанской автокефальной церкви без самой Албании?

Отрешенность Дагестана от политических процессов, проходящих в Закавказье, и как следствие, неспособность повлиять на принимаемые ведущими игроками региона решения, в конце концов привели к тому, что богатым историко-
культурным наследием дагестанских народов, исходя из своих политико-коньюктурных целей, распоряжаются соседние государства.
И здесь уже не важно, позиционирует ли себя Дагестан в качестве самостоятельного политического (исторического) игрока, будучи одним из субъектов России, по понятным причинам не имеющим возможности вести самостоятельную внешнюю политику.

Важно другое – какое место в истории народов Кавказа соседними  государствами отведено самим дагестанцам.
Накануне стало известно о событии, важность которого с исторической точки зрения трудно переоценить. В азербайджанских СМИ было объявлено, что «с целью восстановления упраздненной царской Россией в 1836 году Албанской автокефальной церкви (ААЦ) в Азербайджане будет создана Азербайджанская Албанская церковь (Аз. АЦ)». В частности, об этом сообщил директор Института истории НАНА Ягуб Махмудов: «На данный момент в Азербайджане проводятся необходимые юридические и организационные мероприятия по восстановлению исторически существовавшей ААЦ».

Председатель Албано-удинской христианской общины Азербайджана Роберт Мобили считает, что пока рано говорить о времени официального начала функционирования албанской церкви. По мнению Мобели, удины являются единственной сохранившейся албанской народностью, пояснив при этом, что остальные албанские народы были ассимилированы другими, более
многочисленными народами в разные эпохи исторического развития.
К возрождению Албанской церкви планируется привлечь также грузин-ингилойцев.

Христианство удин

Вместе с тем история удин насчитывает более 2,5 тыс. лет. Впервые об удинах упоминает отец истории Геродот, описывая Марафонское сражение, затем Страбон, Плиний и ряд римских, греческих и арабских авторов. Удины были одним из крупных лезгиноязычных (лезгинских)
племен, которые наряду с другими албанскими племенами составляли население Кавказской Албании.

Албанская церковь является одной из древнейших церквей не только на Кавказе, но и всего христианского мира и имеет апостольское современного Азербайджана.

С VI по ХIII вв. центр Албанской патриаршей церкви находился в Барде (а до того – в Чоле, Кабале), бывшей столице Албанского государства. С ХIII в. центр перемещается в Карабах, где была построена патриаршая церковь – Гандзасар, которая обслуживала в том числе албан-удин
до 1836 года.
 После включения земель, ныне располагающихся в Северном Азербайджане, в ХIХв. в состав Российской империи в 1815 году сан албанского патриарха-каталикоса был упразднен царским указом (с этого времени предстоятель албанской церкви являлся митрополитом).
 В 1836 году был издан рескрипт императора Николая I, в котором говорилось, что Албанская апостольская автокефальная церковь упраздняется, и все ее имущество передается Эчмиадзинской (армянской) церкви, включая архивы и все документации. 11 Марта 1836 году.
императором Николаем I было подписано особое «Положение» об армянской церкви.

Согласно этому документу был упразднен албанский каталикосат, а на его месте образованы две епархии (в Шуше и Шемахе) в юрисдикции григорианского католикосата. После этого акта албаны-христианы, в том числе удины, должны были принять григорианство и исповедо-
ваться в епархиях Эчмиадзинской церкви, что привело к культурно-идеологической ассимиляции части албан-христиан.

Исторические параллели

В церковной истории много примеров ликвидации существовавших церквей и появления новых. Можно привести некоторые из них: это и возрождение Английской церкви св. Августином Кентерберийским, и воссоздание Русской митрополии в 988 году, и возрождение Алексадрийской церкви после полного монофизитского разгрома.

Первым реальным шагом в воссоздании Албанской церкви в Азербайджане считается регистрация 10 апреля 2003 года в Госкомитете по работе с религиозными образованиями (ГКРО) Албано-удинской христианской общины Азербайджана. На сегодняшний день с помощью
Норвежской гуманитарной организации (NНЕ) Королевства Норвегии отреставрирована церковь апостола Елисея (мать церквей на Кавказе) в сел. Кише.

Кульминационным моментом в духовной жизни удин было официальное открытие и освящение Русской православной церковью (РПЦ), отреставрированной при спонсорской поддержки NНЕ удинской церкви «Чотари» в сел. Нидж 19 мая 2006 года. Однако тогда не обошлось без
международного скандала, в ходе которого норвежская сторона отказалась от дальнейшего финансирования и реставрации храма и выразила протест по поводу снятия древней таблички с надписью на армянском языке.

На сегодня в удинском селе Нидж проживает около 4,5 тысячи удин.
Интерес в Европе к удинскому языку, как к языку одного из малочисленных народов, достаточно высок. За последнее десятилетие было проведено несколько исследований удинского языка, выпущен десяток монографий по культуре, языку и фольклору удинского народа.

Алихан Амрахов
(ФГ "Настоящее время", №32, 2011 г.)









Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Разное | Просмотров: 4565 | Добавил: Лань@Админ | В материале упоминаются: лезгияр, лезгинские народы, Удинский, удинский язык, вопрос, Албанская церковь, Удины

avatar
1
"По мнению Мобели, удины являются единственной сохранившейся албанской народностью, пояснив при этом, что остальные албанские народы были ассимилированы другими, более
многочисленными народами в разные эпохи исторического развития."

На самом деле не только они сохранившаяся албанская народность.)
Каждый на себя одеяло тянет...
avatar