Богатство лезгинского фольклора
|
|
|
Сообщение 20.02.2013, 14:05
|
Жегьил
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 15
Регистрация: 11.02.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 786
Отсутствует
|
Народный сельскохозяйственный календарь
По народному сельскохозяйственному календарю год у лезгин длился на четыре сезона: Кьуьд – зима Гатфар – весна Гад- лето Зул – осень
И каждый сезон в свою очередь подразделяется на более мелкие периоды:
С 22 декабря по 21 января - кьуьд- зима, которая длилась на следующие периоды. С 21 января по 5 февраля - хъуьтIун цIиг; С 5 февраля по 20 февраля - хъуьтIуьн чиш; С 21 февраля по 6 марта - хъуьтIун хиб; С 7 марта по 21 марта – кьуьгъвер.
22 марта считалось днем наступления гатфар - весны ,которая длилась на следующие периоды. С 22 марта по 5 апреля назывался – яр; С 6 апреля до полудня 12 апреля – алкъварар; С полудня 12 апреля по 20 апреля - элхен-гелхен; С 21 апреля по 5 мая- турук1ун; С 6 мая по 20 мая - гатфарин цIиг; С 21 мая по 5 июня- ч1им; С 6 июня по 21 июня -ракъар.
С 22 июня начиналось гад- лето, которое делилось на следующие периоды. C 22 июня по 21 июля — гад; C 22 июля по 21 августа — гатун ц1иг; C 22 августа по 5 сентября— гатун кьуьгъвер; C 6 сентября по 21 сентября— гатун яр.
С 22 сентября начиналась зул – осень , которая делилась всего на два периода. С 22 сентября по 5 октября— зулун къар; С 6 октября по 21 декабря — рагъ элкъведай йикъар
Период с 22 декабря по 21 января называли – кьуьд. В период с 22 декабря по 21 января женщины занимались только работами по дому. Мужчины ухаживали домашними животными, определяли, какой будет, прибыл потомства у домашних животных. Народная примета: Считалось, что если сразу, с 22 декабря, начнется шум в ульях, то меда в предстоящем году будет много, если же шума не будет, то год для пчеловодства окажется неудачным.
Период с 21 января по 5 февраля называли - хъуьтIун цIиг. С наступлением периода «хъуьтIун цIиг» начинался окот крупного и мелкого рогатого скота. Это время было особенно ответственным для скотоводов. В указанный период для содержания скота требовалось больше всего сена, ибо в этот и следующие месяцы зимы были самыми холодными и особенно суровыми в горах. Существовала пословица: «ХъуьтIуьн цIикIи, гатун цIкIихъ галаз бягьс ийда», что означало: «Холодное время зимы «хъутIуьн цIиг» всегда соревнуется с самым жарким периодом лета «гатIун цIиг». Лезгины считали, что если скот переживет «хъуьтIуьн цIиг», можно считать, что он благополучно сохранится до весны.
Период с 5 февраля по 20 февраля называли - хъуьтIуьн чиш. Данный этап холодного периода зимы — «чиш» особенно не отличался от предыдущего. Он был последним ответственным временем для скотоводов, это нашло отражение в пословице: «Чиш акъатна кьуьд акъатна», что в переводе означает: «Чиш прошел, значит зима прошла».
Период с 21 февраля по 6 марта называли - хъуьтIун хиб. С наступлением периода «хиб» начинали готовить к весне сельскохозяйственный инвентарь, изготовляли новые орудия труда. Этот период считался наиболее подходящим для удобрения полей. Каждый хозяин готовил зерно для весеннего посева. С наступлением периода «хиб» отмечали праздником «хидир неби». С окончанием этого периода связана следующая пословица: «хиб, акъатна, xynI хъсан акъатна», т. е. «хиб прошел, прекрасно, что прошел».
Период с 7 марта по 21 марта называли — «кьуьгъвер». Кьуьгъвер называли последним этапом зимы. С наступлением « къуьгъвер» земледельцы начинали пахать участки, освободившиеся от снега. Поэтому и самоназвание этого периода — «кьуьгъвер» в переводе с лезгинского означает «вспашка». Начиная с середины марта каждая хозяйка приступали к натягиванию основы больших ковров «сумахов», которые из-за их величины ткали обычно на веранде или свободной комнате. У лезгин считалось, что сумах, если его основа была натянута во время кьуьгъвер, принесет счастье и урожай. Поскольку в указанный период женщины были свободны от сельскохозяйственных работ, и было достаточно тепло, это время считалось наиболее подходящим для изготовления сумахов. Кроме того, женщины в это время изготовляли из накопленного за зиму навоза кизяки для топки. Для этого периода календаря у лезгин также имелась соответствующая пословица: «Кьуьгъвер кьуртI, яр гатфар» (Кьуьгъвер проглотили, а яр весну принес).
22 марта считалось днем наступления весны- гатфар.
Период с 22 марта по 5 апреля назывался - «яр». Приход периода «яр» означал, что весна полностью вступила в свои права. В народе это обозначалось большим праздником «яран сувар». В ночь с 21 по 22 марта разводили повсюду большие костры. Дети и подростки перепрыгивали через них. Кроме того, детям-подросткам, иногда даже взрослым женщинам привязывали к рукам и ногам красные нитки. Раньше у лезгин было принято также трижды обводить ночью вокруг селения красного (точнее, коричневого) быка, купленного на средства всего джаамата, которого затем убивали, а мясо раздавали всем семьям села. Считалось, что такое жертвоприношение должно огородить жителей аула от неурожаев и гибели скота в предстоящем году. С наступлением периода «яр» в селении уже назначали «нехирба-пар»—пастухов молочного скота и «къурухчияр»—сторожей пастбищных полей, куда запрещалось пускать скот для пастьбы до особого указания джамаата.
Лезгины полагали, какими будут первые три дня периода яр (дождливыми, солнечными или пасмурными), такими должны быть предстоящая весна, лето и осень. Считалось хорошим предзнаменованием, если яр был не дождливым. Лезгинская пословица гласила: «Яраз цавай яру стIални ават тавурай», что означало: «Во время яр пусть не падает с неба даже капля».
Период с 6 до полудня 12 апреля назывался «алкъварар», т. е. время, когда бывают частые дожди, за день погода меняется несколько раз. На этот счет лезгинская пословица гласила: «Алкъварин югъни хендеда сад я», т. е. «день алкъвара подобен настроению вдовы». С наступлением алкъвар начинался посев яровых культур, продолжавшийся и в следующем периоде весны «элхен-гелхен» (с полудня 12 апреля по 20 апреля). В период «турукIун» (с 21 апреля по 5 мая) все яровые посевы завершались. Зато в полном разгаре в это время были работы по садоводству. Следующие два периода весны: «гатфарин циг» (с 6 мая по 20 мая) и «ЧIим , ЧIемер» (с 21 мая по 5 июня) — связаны с началом сельскохозяйственных работ, особенно по уходу за посевами (прополка полей). Большое внимание уделяется в это время уходу за скотом. Скот возвращали с зимних пастбищ и на все лето отправляли в горы, на летние пастбища. Последний период весны «ракъер» (с 6 июня по 21 июня) был отмечен началом уборки урожая, в частности ячменя, который поспевал раньше других сельскохозяйственных культур. С созреванием ячменя был связан интересный обычай, бытовавший в лезгинских селах в прошлом. Лезгины говорили: «Ракъариз бешхуртI авуна кIанда»». Это значило, что хозяин, у кого первым на селе поспевал урожай, должен был немедленно собрать его, привезти на ток и помолоть. Пока зерно оставалось на току, он объявлял, что готов делать «бешхуртI>, т. е. готов отдавать урожай в долг тем, у кого кончились запасы хлеба к весне, или тем, кто нуждается. И все приходили на ток (на «харман») и брали в долг. Само выражение «бешхурт1», как объясняют старожилы, обозначает первый харман, первый ток. Значит зерно, полученное на первом току, обязаны были давать в долг. Этот обычай очень древний, восходит, вероятно, к существовавшему некогда у лезгин обычаю родовой взаимопомощи.
С 22 июня начиналось гад - лето, которое делилось на следующие периоды. C 22 июня по 21 июля — гад; C 22 июля по 21 августа — гатун ц1иг; C 22 августа по 5 сентября— гатун кьуьгъвер; C 6 сентября по 21 сентября— гатун яр; С 22 июня начиналось лето, оно делилось на четыре названные выше земледельческих периода. Это время уборки урожая, сенокоса, и уборки сена. В первый день «гатун цIиг» с 22 августа в стадо маточных овец пускали несколько баранов-производителей. В день начала «гатун яр», то есть 6 сентября, начинали вспашку полей после сбора летнего урожая.
С 21 сентября лето кончалось, а 22 сентября начиналась осень «зул», которая делилась всего на два периода.
С 22 сентября по 5 октября— зулун къар; С 6 октября по 21 декабря — рагъ элкъведай йикъар
С 22 сентября начиналась осень — «зул», длившаяся до 22 декабря; она делилась на два периода. В первый период «зулун къар» крестьяне завершали осенний сев, привозили заготовленные корма в сараи, завершали молотьбу хлебов, собирали урожаи фруктов, готовились к отправке скота па зимние пастбища, запасали продукты впрок (сушили мясо, мололи зерно на зиму и пр.).
Во втором, завершающем сельскохозяйственный год, периоде осени, который начинался 6 октября, мелкий рогатый скот с чабанами и частично с членами семей отправляли на зимние пастбища. Определенная часть трудоспособного населения аула уходила на работы в города и другие селения. Материал подготовила L Stalskaya
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 20.02.2013, 20:37
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 20.02.2013, 21:16
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 22.02.2013, 11:02
|
Жегьил
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 15
Регистрация: 11.02.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 786
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 27.02.2013, 16:35
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
До появления письменности и индивидуального творчества фольклор лезгин оставался основной формой художественного отражения действительности. Наиболее ранние этапы развития лезгинского фольклора отражены в мифологических произведениях. Так, у лезгин бытовали приметы, суеверия, заговоры, целая система "оберегов" для различных жизненных ситуаций. Еще с древних времен лезгины клянутся солнцем (Рагь къалум хьуй), огнем (Ц1ай къалум хьуй), молоком матери и т. д. У лезгин поклонение огню, небесным светилам - Солнцу, Луне — было особенно развито. Главным божеством, связанным с огнем, был Алпан. Есть проклятия, связанные с огнем: "Пусть тебя огонь унесет" (Вун ц1аю тухуй), "Пусть Алпан тебя ударит" (Вун Алпанди ягърай) и т. д.
Магическими формулами пронизана также обрядовая поэзия, их цель заключалась в достижении желаемого результата путем определенного воздействия на предмет или явление. Календарно-обрядовая поэзия лезгин первоначально имела исключительно магический, заклинательный характер и создавалась в тесной связи с сельскохозяйственными работами.
У лезгин, как и у других народов Дагестана, особенно ярко и со всевозможными ритуальными магическими действиями сохранились весенние праздники: праздник встречи весны (Яран сувар), праздник цветов тувкверинсувар) и другие, имевшие выраженную религиозно-магическую окраску и проводившиеся с целью достижения благополучия. Частое обращение к богу, использование слова "аминь", лаконичность магических формул, повторение отдельных фраз, слов внушали веру в то, что пожелания крестьян "услышит" бог. Видимо, когда-то эти формулы-пожелания были связаны с обрядами, которые со временем потеряли свое магическое осмысление.
Каждая важная стадия земледельческого труда — обработка почвы, посев, сбор урожая — сопровождалась определенными обрядами, например, при богатом урожае в первый же день его уборки почти каждая семья раздавала определенное количество черешни, огурцов, яблок и т. д. как "садаку", с целью задобрить дух изобилия, чтобы он не отвернулся от дома.
Обряды и обрядовые песни несколько иного плана — вызывания дождя (Пешапай) и заклинания солнца (Ала-пехъ) — также были тесно связаны с земледельческим трудом крестьян и имели магическое значение.
У лезгин сохранился также культ предков, связанный с представлениями о духах предков, якобы способных оказывать влияние на жизнь и благополучие потомков.
В фольклоре лезгин сохранились верования о существовании добрых и злых духов. Наиболее известным злым духом в так называемой "низшей мифологии" является Алпаб (женщина Ал) — безобразное, волосатое, с вывернутыми пятками существо с громадными грудями. Зло ее направлено на роженицу, у которой Алпаб похищает легкие, печень и бросает в речку, после чего женщина умирает. Кроме Алпаб известны еще шайтаны, дэвы, пери, аждахи, малайки, иблисы и др.
К архаическому жанру устно-поэтического творчества лезгин относятся и причитания. В лезгинском плаче "На смерть молодого" ("Жегьил кьейила") отразился и древний культ предков, и представление о продолжении существования на том свете. Это выражается в просьбе живых, обращенных к умершему, чтобы последний не рассказывал на "том свете" правду о земной жизни, о живых, т.е. своеобразное суеверное вето. Если в древности плачи имели ритуально-магическое значение и выражали мировоззрение народа, то со временем они превратились в поэтические произведения реалистического характера, в которых выражалась скорбь об умершем.
Всевозможными магическими формулами богата и свадебная поэзия лезгин. Интересно отметить момент обрядового происхождения, запечатленный в песне "Билдир Беневша", это обязательное перед свадьбой посещение бани, которое невеста совершает вместе с подругами ранним утром — с восходом солнца. По поверьям лезгин, жизнь молодой должна быть чистой и, подобно солнцу, светлой, яркой, благополучной.
По предположению ученых, "девичья баня" пережиток старинного ритуала бракосочетания невесты с духом бани, которому она приносила в жертву свою девственность с целью обеспечить себе плодовитость. При въезде девушки в дом жениха считалось, что вместе с невестой в доме жениха поселяются два духа — злой и добрый. Если отношения между молодыми будут хорошими, то добрый дух побеждает злого. В таком доме процветает всегда благополучие, а обитателей его всегда ждет удача.
Во время исполнения календарно-обрядовой поэзии, на свадебных церемониях, при рождении, смерти и т. д. использовались магические формулы и песенные тексты. Стержнем всего этого словесно-музыкального и ритуального комплекса можно считать "магическую поэзию", так как именно в ней достаточно глубоко и полно отражены мысли и чувства, миропонимание исполнителей. Можно сказать, что "магическая поэзия" язык магических формул, действий дают нам представление о мифологических верованиях и суевериях лезгин в прошлом.
Считалось, что жанр исторической песни не получил развития в народной среде лезгин. Между тем многие народные песни, обычно относимые к лирическим, явно тяготеют к жанру исторической песни.
Лезгинские песни о Надир-шахе, как самостоятельный жанр в новых исторических условиях, взяли на себя функции героического эпоса. Исторические песни лезгин — это своеобразная опоэтизированная история народа. По своей жанровой природе они носят лироэпический характер.
Длительная Кавказская война, полная драматизма, борьба горцев с царской империей не могла не оставить след в художественном творчестве народов Дагестана. Об этом свидетельствует и фольклор лезгин о Шамиле. В песнях, преданиях о Шамиле выделяются наиболее существенные черты Шамиля — его мужество, храбрость, стойкость.
Развитие жанра исторических песен с абреческой тематикой относится ко второй половине XIX века. Лезгинские песни об икринце Бубе представляют интерес как отражение в фольклоре абречества — своеобразной формы борьбы горцев с произволом и гнетом царских колонизаторов.
Лезгинские лирические песни манияр обширнее и сложнее, чем остальные жанры традиционной поэзии. При классификации манияр по тематическому признаку выделяются следующие группы: песни, связанные с процессом труда, любовные, семейно-бытовые, детские, песни об отходниках.
Среди лирических песен лезгин большое внимание заслуживают песни с припевами, некоторые лирические песни с припевами можно выделить в отдельную группу песен хорового исполнения. Некоторые лирические песни с припевами можно выделить в отдельную группу песен хорового исполнения.
Из других групп выделяются песни вольного исполнения и песни, исполняемые в форме перепева-переклички юноши и девушки.
Детские песни — "Лайлаяр" — колыбельные предназначенные для детей "колыбельного возраста, и песни, исполняемые для детей двух-трехлетнего возраста. Сюда же относятся и их игровые песни, которые имеют не только развлекательную, но и воспитательную функции.
В лезгинском фольклоре сохранился богатый сказочный эпос — от его древнейших мифологических форм, от сказок о животных до сравнительно более поздних, таких, например как волшебная и бытовая сказка.
Сказки о животных невелики по объему их композиция довольно проста. В отличие от других сказок в них редко употребляются традиционные начальные формулы и стереотипные концовки. Зачин они имеют в основном лишь там, где повествование разворачивается вокруг животных.
В волшебных сказках лезгин отражается сложная система мифологических представлений и понятий.
В сказках более позднего происхождения наблюдается постепенное освобождение сказочного вымысла от мифологии, появление новой художественной системы, помогающей развитию сказки в виде поэтического рассказа, воплощающего мечты, чаяния, надежды народа.
Значительный цикл составляют богатырские сказки о Шарвили — герое разных прозаических и песенных жанров устного творчества лезгин. Сказки повествуют о чудесном рождении (от съеденного волшебного яблока, которое дал бездетным супругам странствующий мудрец-ашуг Кас-буба, или от мухи, проникшей в ноздрю женщины и т. д.), о первых проявлениях необычайной силы быстро мужавшего Шарвили (в схватках со змеей, волком и при рубке леса), об обретении им огромного меча, рассекающего скалы, о добывании им в стране чудовищных великанов могучего белого коня и о богатырской борьбе с угнетателями народа. Сказочный Шарвили напоминает богатырей эпоса, однако мотивы, традиционные для героического эпоса, получили в сказках неполное выражение и встречаются относительно редко. Есть сказки о Шарвили, заметно тяготеющие своим пафосом и образностью к эпическим сказаниям, но преобладаюттакие, которые имеют сказочную жанровую форму. Это не сказания, а фантастические сказки, в которых героика неотделима от развлекательного вымысла, но ведущую сюжетную роль здесь играют богатырские деяния, подвиги, а не чародейство, как в обычных сказках.
Эпический образ богатыря Шарвили бытует не в одном жанре, а в нескольких: в сказках, песнях, легендах начиная с мифологических времен вплоть до Великой Отечественной войны.
Бытовые сказки лезгин представляют большой интерес как художественное явление, отразившее многие существенные стороны общественной жизни, рост человеческого сознания эволюцию народного мировоззрения. По идейно-тематическим и сюжетно-композиционным особенностям бытовые сказки можно разделить на социально-бытовые, семейно-бытовые и новеллистические.
Конкретно-исторический материал лезгинского фольклора вошел в жанр преданий и легенд, и этим объясняется богатство этих жанров. Исторические предания лезгин представлены в большем количестве вариантов, они передавались из поколения в поколение, причем исторические факты подвергались различному осмыслению.
Каждый из перечисленных жанров лезгинского фольклора имеет свои формы бытования и особые художественно-выразительные средства, специфику, свойственную только этому жанру и зависящую от того, как он складывался исторически. Вместе с тем жанрам присущи и общие черты, обусловленные единством художественных традиций лезгин.
Центральное место в лезгинском фольклоре в наше время по-прежнему занимают традиционные лирические песни. Их устойчивость в народном репертуаре обусловлена не только идейным содержанием и художественными достоинствами, но и популярностью известных мелодий.
У лезгин так же, как у других народов, новое песнетворчество развивается в двух направлениях: по пути использования и преобразования традиционных форм песенной лирики и в формах, возникших под воздействием профессионального искусства (литературной поэзии, композиторской музыки).
Автор: Айбике Ганиева, старший научный сотрудник Института ЯЛИ ДНЦ РАН, кандидат филологических наук // журнал "Возрождение", 2000 г.
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 14.03.2013, 21:08
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 18.04.2013, 11:55
|
Жегьил
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 15
Регистрация: 11.02.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 786
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 18.04.2013, 14:22
|
Жуванди
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 276
Регистрация: 14.03.2013
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 848
Отсутствует
|
Опасным богом является Алапехъ — бог мрака. Он вечно преследует Атара и Мен, поэтому затмения луны и солнца объясняются злокознями Алапехъа. Алапехъ больше всего боится Алпана, остерегается и Гена. Алапехъ— антипод Алпана. Даже в их именах содержится аналогичный компонент «ал-, ала-». Вторая часть слова, а именно «пехъ» имеет в лезгинском языке значение «ворон, ворона». Слово «пехъи» значит «бешеный, яростный, злобный, гневный». Оно и является вторым компонентом теонима Алапехъ. Первоначально Алпан олицетворял свет, добро, а Алапехъ — мрак, зло. Помощниками злого бога Алапехъа являются божества Алпаб КIетIин Бистан, Ардавул, Гугу, Шармуну, Инкир и др. Алпаб — внешне безобразная женщина с растрепанными волосами, отвислой грудью, клыкастой пастью, сключенными пальцами. Считается, что она навещает обычно рожениц, душит их, вынимает дух из тела уносит к Алапехъу. Теоним состоит из известного уже компонента ал- и второй части паб, что по-лезгински означает женщина. КIетIин, исчадие мрака, находится на службе у Алпаб. Шармуну предпочитает вселяться в души детей. Бистан — божок, помогающий Шармуну. Именем Бистан пугают детей. Он скачет, как конь, и ползает, как змея. Ардавул — бог смерти. По фонетическим призна- кам это название можно соотнести с именем зороастрийской богини Ардви. Однако сейчас мы не можем объяснить, почему богиня жизни Ардви превратилась в бога смерти. Гугу — божок, питающийся душами домашних животных. Этим объясняются в народе их болезни. Малкамут — правая рука Ардавула, посещает могилы, захоронения. Медлителен в движениях, но решителен, действует наверняка. Инкир — бог зла, воплощение всех неблаговидных дел человека. Существует поверье, что после смерти человек должен предстать на том свете перед божьим судом. Если чаши весов (мизан) перетянут на сторону Инкира, то дух умершего поступает в мрачные владения Алапехъа: он осужден на вечные страдания. На могилах людей, преступивших божью волю, в старину ставили камни с несколькими прямыми линиями — знаками Инкира. Теперь такие камни стали называть инкирами. Этим богам помогают кустафтары — злые духи, исполняющие волю Алапехъа. Теоним состоит из двух частей: кус—по-лезгински «внешность», «внешний вид», — кафтар — «злобный, ведьма». Кускафтар значит «похожий на ведьму». К кускафтарам близки Хъварц и Пили — домовые. Из богов, относимых к окружению Алпана, можно назвать еще ЦIегьа, Минкира, Хидира и др. ЦIегь — защитник смелых, храбрых людей. У лезгин существует обычай, по которому в жертву приносят любое животное, кроме козла. В народе говорят: козлы — животные с холодными губами, боги не примут такую жертву. Овцы, наоборот, теплогубые животные и в жертву рекомендуется приносить их. Козел же считается животным священным. Отсюда и название божества — ЦIегь. В традиционном лезгинском театре есть представление «ЦIегь къугъурун — «Разыгрывать козла». Во время представления канатоходцев кто-нибудь, надев маску козла, смешит и пугает толпу, отвлекая внимание людей от канатоходцев. Считается, что мертвая тишина при исполнении опасных трюков особо благоприятствует козням Алапехъа. Минкир — помощник Алпана. Он олицетворяет добро. Минкир, как и Инкир, опрашивает людей после их смерти, и если чаша весов перетянет на его сторону, то душа человека будет перенесена им к Алпану, в мир света. На могилах людей иногда устанавливали камни с солярным знаком, присущим Минкиру. Такие камни называются ныне минкирами. Это значит, что под камнем находится прах человека, к которому боги благоволят. Единого мусульманского бога лезгины называют Ребби. Этот теоним перекликается с названием древнего арамейского божества Реб (Раб), что в свою очередь близко по звучанию имени египетского бога солнца — Ра. По-лезгински солнце называется Рагь. КОСМОНИМИЯ. Многие лезгинские названия небесных объектов забыты вследствие активного влияния европейской (русской) терминологии, однако в настоящее время в народе еще бытуют некоторые названия, и они небезынтересны. По древним представлениям лезгин, все предметы подразделяются на земные и небесные. Ближайшее к земле небесное тело у лезгин имеет два названия: «Варз (варзом также называется месяц года) и Мен (Мен — также название бога луны, которому поклонялись лезгины). В древности лезгины пользовались лунным сельскохозяйственным календарем, по которому год делился на 24 временных отрезка: Щиг, Чиш, Хиб, Кьуьгъвер, Яр, Алкьвар, Талкьвар, Элхен, Гелхен и др.. Период, когда луна на ущербе называется вацран мичIер; период полнолуния — вацран эквер. Некоторые антропонимы содержат в себе название луны, например Щийиварз — женское имя, буквально: Новая Луна, Мен — Луна. Солнце также имеет два названия: Рагъ и Атар (Атар — бог солнца, супруг Мен). Яру гьед (буквально: красная звезда) — это Марс, Мезен — Венера. Венера имеет еще два названия: Зуьгьре (заимствование из арабского) и Экуьнин гъед — Утренняя звезда. Особое название имеет вечерняя Венера, которую называют Чубандин гъед — Пастушья звезда. Примечательно, что вечернюю Венеру Пастушьей звездой называют также и казахи. Ряд, лезгинских антропонимов связан с этими названиями: Зуьгьре — женское имя, Венера, Мезен — Венера, Экуьят — Венера. Огромное звездное скопление в центре нашей Галактики — Млечный путь — называется Регъуьн рехъ буквально: К Мельнице Дорога. Созвездия Малой и Большой Медведицы называются соответственно ГъвечIи КицI и ЧIехи КицI, буквально: Меньшая Собака, Большая Собака. Созвездие Большой Медведицы называется также ЧукватIур — Ковш. Известны также названия других звезд и созвездий: Раб — Стрела, Гъуь-лягъ — Змея, Дергес — Коса, созвездие Деведин Карван — Верблюжий Караван. Лезгины пользуются названиями знаков Зодиака — заимствованными у арабов: Эсед — Лев, СиратIан — Рак, Жавза — Близнецы, Савур — Телец, Гьамал — Овен, ХутI — рыба, Далав — Водолей, Жаду — Козерог, Къавус— Стрелец, Экъреб — Скорпион, Мизан — Весы, Самбал — Дева. Часто названия космических объектов включаются в топонимы. Например, козмоним Рагъ, видимо, является составной частью следующих географических названий: Чирагъ, Микрагь, Арагъ, Кьурагь, Сарагъ, Гуграгъ, Ярагъ, Гурагь, Турагъ, Екрагъ и др. Таким образом, материалы, приведенные нами, показывают, что данные лезгинской ономастики характеризуют некоторые стороны традиционной культуры лезгинского народа, в частности древние языческие верования и представления, в которых прослеживаются местный пласт, элементы зороастризма, христианства, ислама
--------------------
Если Аллах со мной, какая разница, кто против меня?
|
|
|
|
|
|
Сообщение 18.04.2013, 20:13
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 21.04.2013, 00:41
|
Жегьил
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Регистрация: 19.10.2011
Из: Украина
Пользователь №: 237
Отсутствует
|
--------------------
Читайте
|
|
|
|
|
|
Сообщение 14.01.2014, 14:14
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 08.11.2015, 16:19
|
ЛезгиЯр
Группа: Администраторы
Сообщений: 565
Регистрация: 03.03.2010
Из: Азербайджан
Пользователь №: 1
Отсутствует
|
--------------------
В ЛС к администратору обращаются только с административными вопросами!
|
|
|
|
|
|
Сообщение 13.02.2016, 15:02
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 13.02.2016, 15:13
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 13.02.2016, 15:43
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 13.02.2016, 16:22
|
ЛезгиЯр
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 2159
Регистрация: 02.12.2011
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 284
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|
|
Сообщение 21.12.2017, 19:00
|
Ц1ийи кас
Группа: ЛезгиЯр
Сообщений: 4
Регистрация: 21.12.2017
Из: Канада
Пользователь №: 2031
Отсутствует
|
--------------------
|
|
|
|
|