Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 678
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 38
Мугьманар: 37
Иштиракчияр: 1
tariverdiev

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи

12:19
К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи

К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи
Одна из наиболее ярких личностей Дагестана второй половины ХIХ-начала ХХ-го веков – это ученый, поэт и мыслитель Гасан Алкадари.

Человек, с первых дней жизни воспитанный в духе Ислама, в нормах его этики и высокой морали, внук великого накшбандийского шейха Мухаммада Ярагского, оставивший огромный след в богословской мысли Дагестана и непревзойденные труды по этике, истории и другим наукам. Отец Гасана, Абдулла, сын Курбана имел прекрасное исламское образование, которое получил у учителя и устаза Мухаммада Ярагского. Устаз выдал за него свою дочь – вдову первого имама Дагестана Гази-Мухаммада и у них в 1834 году родился сын Гасан. Абдулла имел медресе в родном селе Алкадари, где около 25 лет преподавал богословские науки. Вот здесь и получил первоначальные исламские знания Гасан. Позже он обучался у известных алимов Дагестана и Азербайджана. 

Знал арабский, турецкий, русский, азербайджанский, лезгинский, аварский и персидский языки. После учебы устроился на работу в кюринскую царскую администрацию, получил чин поручика и был направлен наибом в южный Табасаран. Но события 1877 года круто изменили жизнь и судьбу Алкадари.

Как известно, в 1877 году в Дагестане вспыхнуло восстание против царской власти, получившее после название «Короткий Шариат». Суть – недовольство проводимой в Дагестане политики и усилении гнета. В итоге восстание было подавлено, наместники царской России жестоко расправились с бунтовщиками. Были казнены более трехсот предводителей этого движения, и выслано более 4500 человек в Саратовскую, Тамбовскую и другие российские губернии. За сочувствие и поддержку Гасан Алкадари тоже был разжалован и посажен в Дербентскую крепостную тюрьму, а затем в апреле 1879 года вместе с большой группой арестантов выслан в Тамбовскую губернию. В ссылке он проживал в городе Спасске Тамбовской губернии. В этом регионе было много мусульман-татар. 

Там Гасан познакомился с представителями мусульманской интеллигенции, которые очень хорошо его приняли и ценили как грамотного ученого. Гасан получал частые приглашения от имамов ближних селений на торжества, маджлисы. Как бы ни была горька чужбина, Алкадари вспоминает о братьях-мусульманах, живущих там, с глубоким чувством благодарности, даже посвятил этому книгу «Диван аль-Мамнун». Мамнун – это псевдоним Гасана, что означает «Благодарный». Там пробыл Гасан четыре года, а потом смог вернуться по амнистии, объявленной Александром III в 1883 году.

По возвращении из ссылки Гасан в родном селении открыл школу, где преподавал начальные знания чтения, письма, арифметики, истории Дагестана, географии, астрономии и т. д. К нему приходили учиться со всего Дагестана и из соседнего Азербайджана.

Но только преподавательской деятельностью работа Алкадари не ограничилась. Сегодня мы имеем его литературное наследие, имеющее огромное значение для изучения Ислама и истории Дагестана. Это книга «Джираб аль-Мамнун» (Хурджины ал Мамнуна), написанная на арабском языке. Это, главным образом, религиозно–философская работа, составленная в форме вопросов и ответов.

«Асари Дагестан» «Исторические сведения о Дагестане». По оценкам исследователей, это единственная систематизированная работа досоветских авторов. До сегодняшнего дня этот труд является одним из главных источников информации об истории Дагестана, распространении там Ислама, о вторжении иноземных захватчиков, газавата под предводительством трех имамов, событий, последовавших после завершения священной войны.

Кроме того, Алкадари постоянно публиковался в газете «Экинчи» «Пахарь» на азербайджанском языке. Сохранились также его письма к редактору этой газеты. Гасан Алкадари писал стихи, назму и турки.

Гасан Алкадари был видным богословом, мыслителем и просветителем. Он, в свое время, трезво оценив ситуацию, в которой находится Дагестан, призвал народ к сближению с Россией, советовал использовать технологии, имеющие развитие в Европе. В то же время он горько переживал падение имамата, пленение имама Шамиля. Еще будучи молодым человеком, он был свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. А в 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб и торжественно отмечал 50-летие завершения Кавказской войны, образование Дагестанской области. 

Гасан Алкадари на диспуте ученых Кавказа (Баку 1907 г.) 



Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на здоровье, отказался. Для него это было не торжество, а настоящая трагедия. Он считал, что и для Дагестана тоже постшамилевская эпоха стала настоящей трагедией, настолько велики были изменения.

Умер Гасан Алкадари в 1910 году в возрасте 76 лет.




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Знаменитые Лезгины | Просмотров: 3240 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Гасан Алкадари, юбилей, Асари Дагестан
1 Сажидин Саидгасанов  
 
 
25.09.2014 20:44
 
ИлимдинчирагъАгь, дегьзамана, вилериннакъвар,Мур ийиз рикIер, булахризэлкъвей!Зулуматдик кваз мусурманхалкьар,Ханарни беглер къачагъризэлкъвей. ВикIегь дагъвияр-дагъларинлекьер, Аршда азад лув гуз тирвердиш;Дар хьайи чIавуз бахтунинрекьер,Девирдиз авам ийидайкъаргъиш. МичIи тир цавар, сефил тирчилер,Гьич садакайни авачиз куьмек.Авамвилини лукIвили эллер,Инсафсузвилел ийизвай гьелек. ЧIулав циферин арадай хци,ЭкъечIай саягъ нур гудайчирагъ;Гьасан эфенди алимдин хци,Юзурна дагълар, хьун патал уях: «Ахварай ават, зи дагъвиэллер!Илимдихъ алад рагъ хьтинэкуь!Бахтлу кьисметдиз ахъаявилер,Урусатдин халкь дустар хьурайкуь!» Бахтлу ракъиник дережа чIехи,Илимдин рекье ава чун вири.Цуьк акъуднава даглари рехи,Авадан ийиз бубайрин ери. Гьасан эфенди, Зульфикъар,Эмин,Илимдин рекье экв гудайгъетер;Гьар са кIвалахда илим язамин,Экуь ийидай мичIи тир рекьер.
      0  
Спам

avatar