Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1056
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 24
Мугьманар: 24
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2018 » Март » 5 » Карабахские армяне - албанцы

17:05

Карабахские армяне - албанцы


Карабахские армяне - албанцы Карабахские армяне - албанцы Карабахские армяне - албанцы Карабахские армяне - албанцы
Материал публикуем по просьбе нашего постоянного читателя Alban

Территория нынешнего Азербайджана на протяжении многих веков входила в одно из самых неизученных историками государственных образований - Кавказскую Албанию. Древнее Албанское государство существовало с античных времен. С ХIII века Центр Албанской церкви размещался в Карабахе, где была построена патриаршая церковь - Гандзасар, которая обслуживала албан-удин до 1836 года. Однако в 1836 году по настоятельной просьбе Армянской церкви был издан рескрипт российского императора об упразднении Албанской автокефальной церкви и передаче ее имущества, включая архивы и все документацию, Эчмиадзину. Так произошло нарушение иерархического соотношения - все церкви Нагорного Карабаха стали именоваться армянскими, а христианское население этой земли автоматически переписали в армянское. Упразднение Албанской церкви стало началом политики агрессивного присвоения албанского этнокультурного наследия и трансформации его в армянское.

О том, что стало с наследием богатой цивилизации и кого считают прямыми потомками албанцев, ″Вестнику Кавказа″ рассказала историк-албанист, член-корреспондент НАН Азербайджана, профессор Фарида Мамедова.

- Когда и почему вы заинтересовались столь малоизученной темой как история Кавказской Албании?

- Армянская историческая наука – и дореволюционная, и советская – всегда объявляла монополию на наследие Кавказской Албании. Азербайджанские историки давно размышляли о необходимости исследований этой темы, однако, кроме написания монографий, нужно было публично, на международных конференциях довести научную истину признанным ученым мира, изучающим исторические проблемы Кавказа. Эта миссия выпала на мою долю. Хотя до этого армянские историки приложили немалые усилия, чтобы я не стала доктором наук.

- Кто до вас занимался этой темой?

- Изучением Кавказской Албании занимался советский и азербайджанский ученый Зия Буниятов. Когда в 1965 году вышла его книга "Азербайджан в VII-IX веках", я как раз приехала в Ленинград, чтобы изучать древний персидский и древнеармянский языки по рекомендации видного азербайджанского ученого, доктора исторических наук Зелика Ямпольского. Я хотела учить не древнеармянский, а арабский, но Зелик Иосифович сказал: "У нас арабистов полно, а армянистов нет. Потом, когда из моей дипломной работы хотели сделать кандидатскую, Ямпольский обещал: "Ты всем дашь жару!". Но это было позднее, а тогда я изучала древнеармянский язык и историю иранской династии Пехлеви. Вдруг меня вызывает преподаватель по древнеармянскому, именитый советский, армянский ученый, работавший в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук СССР, Карен Юзбашян и говорит: "Из-за книги Зии Буниятова я улетаю в Армению. Мы прерываем занятия”.

Оказывается, после выхода книги Буниятова в Ленинградском университете состоялось ее обсуждение, где разгорелись нешуточные страсти. Юзбашян устроил разнос книги, а Зия назвал его "дашнаком". Тогда в академическом холодном Ленинграде мало кто знал, что такое ″Дашнакцутюн″. Кроме того, ректор Ленинградского института, прошедший Великую Отечественную войну, обожал фронтовика Зию и как-то все уладил. Юзбашян улетел в Ереван, но вернулся уже через неделю и рассказал: ”Академия наук Армении, все вузы Армении, все институты Армении, вынесли вердикт на отторжение Нагорного Карабаха”. А ведь шел тогда 1968 год!

- То есть, книга повлияла на подъем национализма в армянских научных кругах?

- Дело в том, что до Буниятова никто не поднимал завесу ложной армянской концепции, связанной с историей Кавказской Албании. Зия первым показал, почему книгу албанского автора Мухтара Гоша армяне называют "Армянский судебник". На самом деле книга Гоша, родившегося в Гяндже, называется просто "Судебник". Но армяне назвали ее "Армянский судебник", отредактировав на свое усмотрение. Вот Зия и написал об этом правду.

Когда Юзбашян рассказал, что в Армении вынесен вердикт на отторжение Нагорного Карабаха, я, честно говоря, не поняла ситуации. По большому счету, ученые должны были обратиться к Гейдару Алиеву, который тогда занимал пост председателя КГБ Азербайджанской ССР, чтобы тот донес информацию до ЦК. Речь ведь шла о том, что армянские националисты вознамерились отторгнуть от Азербайджана Нагорный Карабах, поняв, что завеса формировавшейся ими в течение длительного времени лжи приподнялась.

- Как подтасовывалась факты?

- Например, в книге "История Албании" Моисея Каланкатуйского есть элегия "На смерть Джаваншира", состоящая из 19 куплетов, которую написал албанский поэт Давтак. При детальном изучении этой элегии становится ясно, что она изначально была написана на албанском языке и позже переведена на армянский. (Джаваншир вошел в историю как выдающийся полководец и мудрый государственный деятель, который много сделал для развития материальной и духовной культуры Албании. Считается, что по его указанию албанский историк Моисей Каланкатуйский и написал "Историю Албании" - прим. ред.)

Когда я начала работать над элегией, то нашла рукопись Моисея Каланкатуйского в Ленинграде. Племянница академика Иосифа Орбели Русидама Рубеновна Орбели, возглавлявшая архив востоковедов и кавказскую кафедру Ленинградского отделения Института востоковедения Академии Наук СССР, была специалистом по грузинским источникам, но именно в ее архиве я нашла рукопись Моисея Каланкатуйского, принадлежавшую Иосифу Орбели.

Еще две рукописи хранились в ереванском Институте древних рукописей Матенадаран. Я в течение двух лет добивалась разрешения поработать с ними, но так его и не получила. Потом я выяснила, что еще две рукописи хранятся в Британском Музее и в Парижской Национальной библиотеке. Зия Буниятов написал запрос в зарубежные архивы, и всего через месяц мы получили оттуда копии рукописей. Оказалось, что те рукописи стихов Давтака, которые мы получили из-за рубежа, сохранили первозданную албанскую редакцию.

- В чем была разница между албанской и армянской редакциями?

- В албанской рукописи элегия состоит из 19 четверостиший, а в рукописях, подвергшихся армянской редакции, – из 36 четверостиший – по числу букв армянского алфавита . Элегия Давтака написана акростихом. В акростихе начальные буквы строк должны образовывать какое-либо слово или фразу, либо же акростих может содержать все буквы алфавита языка, на котором он написан. В армянском переводе элегии Давтака на первые 19 букв армянского алфавита приходится по четверостишью, а после 19 куплета – всего по одной, две или три строки вместо четверостишья. Гармония ритма нарушается, и становится ясно, что строки дописаны с целью показать все 36 букв армянского алфавита. Кроме того, элегия была написана таким образом, что в 19 куплетах ни одна мысль не должна была повторять другую. Однако в армянской редакции после 19-го куплета все мысли повторяются - натяжка налицо.

- Албанский алфавит достаточно изучен?

- У албанцев была богатейшая литература. Алфавит состоял из 52 букв. Это был алфавит всех 26 племен, заселявших Албанию. Он изучен достаточно хорошо. Звучание каждой буквы известно. Первые надписи на албанском алфавите были найдены в Египте, в монастыре Святой Екатерины. Я была там вместе с известным ученым Зурабом Алексидзе, который работал над дешифровкой, чтением албанских надписей.

В "Истории албан" Моисея Каланкатуйского говорится, что святой апостол Елисей основал первую на Кавказе церковь Киш, которая стала затем метрополией. Она находится в одноименном селении Шекинского района. Была отреставрирована в 2003 году. (Ниже см. видео)

- Получается, Армянская церковь "присвоила" наследие Албанской церкви?

- Каждый народ, будь то христиане или мусульмане, имеет свое место поклонения. Мусульмане - мечеть, христиане - церковь. Где люди живут, там их места поклонения. Почти все епископства Армянской церкви, города, местности, где состоялись армянские соборы, были расположены на восточном берегу реки Евфрата и Тигра, вокруг озера Ван, то есть за пределами Восточного Кавказа, в редких случаях на территории юго-западного Кавказа.

В 2002 году проходила международная конференция, оплаченная армянским католикосом. Организаторов предупредили, чтобы меня на конференцию не пускали. Я связалась с австрийским ученым, профессором Зайбтом, он подтвердил, что конференция должна пройти без меня. А я тогда работала в Западном университете у Гусейна Багирова. Он меня вызывает и говорит: "Что вы сидите? Вы должны быть там. Идите в американское посольство, идите во все посольства. Что хотите делайте, но вы должны быть там".

Я смогла принять участие в конференции как слушатель, без возможности выступить. Сижу в конце зала. Выступает армянский ученый, рассказывает, что весь Кавказ армянский. Я знала, что в одном из древнеармянских источников говорится: "Они вошли в реку Евфрат и там крестились". Но река Евфрат не на Кавказе! Я с галерки задаю вопрос: "Где армяне получали крещение? В какой реке?" Армянский ученый растерялся, но ответил: "Фарида, в той самой. В какой, вы знаете. В той самой реке"… Я переспрашиваю: "В Евфрате?". На меня зашикали. Организаторы объявили перерыв. Шок небольшой. Зайбт приносит карту, смотрим, где Кавказ, а где Восточная Анатолия. Зайбт говорит: "Это значит, что армяне не были на Кавказе?!".

С ХIII века центр Албанской церкви размещался в Карабахе, где была построена патриаршая церковь Гандзасар. С 3 апреля 1993 года Гандзасарский монастырский комплекс находится под оккупацией армянских военных соединений

- Гандзасарский монастырь в Кельбаджарском районе – памятник албанской или армянской культуры? Говорят, это наследие албанцев, но после реконструкции ничего албанского там не осталось.

- Там армяне учинили что-то страшное. Они же уничтожили всю албанскую литературу. Албанскую церковь переподчинили к Эчмиадзину. Весь архив албанской церкви достался армянам, его переводили, дорабатывали, армянизировали, как "Судебник" Мухтар Гоша, о котором я говорила в начале.

Гандзасар построен Гасаном Джалалом в XII веке, когда в Азербайджане была стабильность и ренессанс культуры мусульманских и христианских народов. Но в Гандзасарском монастыре армяне стампировали старинные албанские письмена, редактировали их. Внутри Гандазарского собора была надпись, не знаю, сохранилась ли она сейчас: "Я Гасан Джалал, великий князь Албании, построил этот собор для моего албанского народа".

- Выходит, карабахские армяне неверно идентифицируют свою принадлежность, и их можно считать албанцами?

- Это албанцы, но они считают себя армянами. Это стало результатом пропаганды армянских властей и ученых. Ярким примером албанцев можно считать удин. Сейчас древними источниками занимается моя ученица и племянница Ульвия Гаджиева. Она исследует книги Маакара Бархударьянца, последнего представителя албанского духовенства XIX века. При исследовании работы "Албанцы и их соседи" моя ученица обнаружила такой текст: "До 1829 года все албанское наследие было в цветущем, прекрасном состоянии, а ныне все разграблено, уничтожено, сломлено". Макар Бархударьянц заканчивает этими словами свою книгу, показывая, куда делось это наследие.
"Арцах" - область Албании, которая к Армении никакого отношения не имела. Об этом пишет и албанский историк Моисей Каланкатуйский. Но армяне в течение длительного времени внушали азербайджанцам, что Албания - армянская область.

- Есть ли сегодня необходимость воссоздать албанскую церковь?

- Несомненно, хотя епархия у нее маленькая. В Нидже есть церковь. Есть удины, которые живут в Америке, но приезжают на родину. Этот этнос мы должны беречь как зеницу ока. (После восстановления независимости Азербайджана, в начале 1990-х началось историческое и культурное возрождение удин и ренессанс культуры Кавказской Албании. Если армяне по отношению к удинам проводили политику ассимиляции, то в Азербайджане, напротив, реставрируются удинские церкви и ремонтируются памятники культуры, - прим.ред.).

- Азербайджанские деревни с названиями Албан, Алпоут имеют отношение к Албании?

- Несомненно, они берут свое начало из Албании. Азербайджанцы - прямые наследники всего албанского, а это очень богатое наследие, богатейший пласт. Азербайджанский народ несет в себе ген албанцев. Албанцы были кавказоязычными, а тюркизировались они уже потом.

- Когда речь заходит об исторической принадлежности Карабаха, армянские ученые приводят в пример карабахские меликства, мол, ими руководили армянские князья.

- Все пять меликств - наше, албанское наследие. Все они происходят из рода Гасана Джалала и связаны с правлением Джахан-шаха, правителем государства Гарагойунлу в XV веке. Когда род Гасана Джалала разбился на пять ветвей, карабахские правители обратились к Джаханшаху, чтоб им предоставили титул мелика (от слова "мюлк", то есть владение). После этого все пять феодальных правителей начали называться меликами.

Албанцы - устойчивый этнос. Его арменизация началась, когда албанскую церковь присоединили к армянской. Это было трагедией для народа. Выходцы из Албании играли также важную роль и в Киликийском государстве. Источники указывают, что предки правителей Киликии - албанцы, выходцы из Гянджи. Армяне считают, что Киликия - армянское наследие. Однако там была албанская церковь, они поддерживали связи с Ватиканом, даже думали о принятии католичества. Вообще все тезисы по истории Армении надо перепроверять. После проверки выясняется много интересного.

До моих исследований Армения считалась после Рима и Ирана третьей империей. Говорили, что когда короновали армянских царей, к ним являлись представители Византии и Ирана и клали руки им на головы. Однако мы выявили, что для царей этот обряд означал дальнейшее нахождение в зависимости от сильных государств.














Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 7150 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: Фарида Мамедова, кавказская албания

avatar
1
Отличная статья. Огромная спасибо Автору .
avatar
2
нихрина не пойму..теперь азера потомки албанцев стали..кому верит не понимаю...
avatar
3
ПРИМЕР- как сейчас происходит с Марийцами Чувашами Удмуртами Мордвой так же наверно происходила с Лзгинами Удинами Цахурами Татами не заметная плавная переход к ассимилиции. А теперь как надо остановить этот процесс в мире а так же целенаправленно который  действует и работает очень хорошо в Азербайджане???
avatar
20
tariverdiev , Ты не прав. Ассимиляция народов это не так просто как ты думаешь ! Родители,учителя  всегда нас просили хорошо учится,мы не слушали. По телевидению призывают ,не воруйте,не убивайте ,не берите взятки,не оскорбляйте не пейте,не курите,не изнасилуйте . Однако люди делают то,что им не рекомендует.  Ты думаешь государстве нет проблемы,только занимается ассимиляцией Лезгин ?
avatar
25
tariverdiev , Мы Азербайджанцы больше всех ассимирировались в Азербайджане , у Лезгин лучше сохранились традиции,обычие,уважение родителям и старшим чем у Азербайджанцев. Это факт !
avatar
40
Интересно, в кого же вы ассимилировались?
avatar
67
Аснар, Вы считаете это нормально ,каждый день растет число атеистов,ваххабистов,коммунистов,алкоголиков,наркоманов ??
avatar
114
вы не ассимилировались. вы сами поменялись. вы за век поменяли несколько раз свой алфавит. вы меняете фамилии своих предков и тд и тп. 
вы не ассимилируетесь вы просто тырите все что вам нужно у других и присваиваете это себе
avatar
4
 1)  -Отличная статья. Огромная спасибо Автору
2) -
нихрина не пойму..теперь азера потомки албанцев стали..кому верит не понимаю...
 Редакция пульнула очередной раз ?
avatar
5
Эта женщина  инитиутивно и поверхностно  пишут народные подсказки подгоняет под науку и у нет никакой науч обоснованности так сбор информации в ползу Азери-Туркам. Она подруга(апекун) симпатяги ученого Амри Шихсаидова.
avatar
6
Если не ошибаюсь, мелик, на арабском малик, т.е. правитель.
Ширваншах Джаваншир, предок Кара-Киши и генерала Бала-Киши Араблинского.

"В книге "История Албании" Моисея Каланкатуйского есть элегия "На смерть Джаваншира", состоящая из 19 куплетов, которую написал албанский поэт Давтак."
avatar
7
Просто поражаюсь почему такие нацнепо лноценные все къажары. Если весь мир и все не туркское значит къажар чувствует себя ущербным. Ещё понять можно когда мужчины,но тут у этой старой что нет внуков или детей заняться прямыми своими обязанностями по воспитанию,любит их как это свойственно женщине. , Я никогда не видел чтобы женщина лезгинка так националистически вела пропаганду ,хотя история у нас намного увлекательнее.
Читать эту галиматью не стал , достаточно посмотреть кто автор -очередная Мамедова .А так бегло посмотрев понятно что хочет донести автор " арцахцы это не армяне это албанцы " ,,,"а азербайджанцы это прямые потомки албанцев' а лезгины вы читайте ,побольше .Мамедовых.
avatar
8
"Азербайджанцы - прямые наследники всего албанского". Да, безусловно, вы та еще фантазерка. Но за пределами Азербайджана над вашими фальсификациями давно смеются.
avatar
9
По высказываниям этой мадам получается албаны - это азербайджанцы, и никаких лезгин там не существовало. Понятно, что азербайджанские историки ещё хуже армянских. Увы, хрен редьки не слаще. Спи дальше лезгинский народ, ваш вопрос решают мародёры!!!
avatar
18
Народы, лезгинский здесь не исключение, не знают свою историю или же имеют про нее довольно смутное представление. Хранителем и носителем таких знаний является интеллигенция. Вот вы, например, сможете поспорить с каким-нибудь профессиональным фальсификатором в этой области как, допустим, автор данной статьи? Ответ очевиден, ведь  такие опусы - это хлеб для таких придворных сочинителей, они утопят в своей воде любого дилетанта, подобно лешему из русских народных сказок. К сожалению, многим из числа наших знатоков истории дела нет до таких деятелей, которые правдами и неправдами пытаются вырвать куски из нашей богатой истории, а то и целиком прихватизировать ее. Воюем до сих пор с отрядами Амазаспа, полчищами Марвана, исследуем культуру древних пелазгов и берега пролива Босфор и так далее, а такие "мелочи" как  те же сочинения Мамедовой проходят мимо.
Где-то примерно так, и рад буду, если ошибаюсь...
avatar
47
Поэтому, если мы будем молчать, будущие поколения (да что будущие, настоящие тоже) так и не узнают правду о нашей истории и о нас.
avatar
115
однажды один сказал "поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан"
Вот интеллигенция и не отстает. Она отстаивает интересы лишь власть имущих. А в ином случае- все помнят, наверное судьбу Лермонтова, сосланного на Кавказ (туда где убить могли), Пушкина и подосланного к нему убийце и многих других. А  в нашем случае, те кто может решать наши вопросы думают больше об армянских дашнаках, о помощи всем мусульманам мира, о великом и могущем  русском языке , который оказывается тоже нуждается  в помощи
avatar
10
Вот так выступают настоящие ученые. Поклон Вам, Фарида.
avatar
11
Послушайте, "Администратор проекта", почему вы упорно игнорируете, снимаете мои выступления? Вам за это платят, или просто завидки берут?
Ответ: Временно модераторы отсутствовали и по этой причине чуть долго вам пришлось ждать одобрения комментариев. Просим прощения за задержку.
avatar
12
Все элементарно Вавинда,здесь тебе не чемпионат азерии по художественной гимнастике чтобы выступления показывать.
avatar
13
Критикам профессионально доказательной статьи Ф.Мамедовой советую, для начала хотя бы овладейте грамотной русской речью. Обычно очень обидчивыми бывают люди малограмотные, невежественные.
avatar
14
Спи дальше лезгинский народ.,ваш вопрос решают мародёры!!! ЕС ! АНСАР!!! ДА! АНСАР!!!
avatar
21
tariverdiev, Дорогие друзья Лезгины ! Азербайджан отдал в аренду двух сел России ,Храх-Уба и Урьян-Убаи мы Азербайджанцы больше 10 лет 21 веку не можем Вам объяснит,что такой аренда !
avatar
32
Где был твой Азербайджан до начала 20 го века ?
avatar
43
Да, по сути лезгинские земли были сданы лезгинам в аренду, а потом прекратили аренду. По сути, по аз-ским законам, вся земля Аз-на - это собственность аз-ского гос-ва. Значит лезгины - это временные арендаторы. Не захотели стать азербайджанцами - освободите землю. Только не надо забывать, что от лезгин Аз-н никогда не получал дарственную на нашу землю.
avatar
15
Модераторы не отошли от мужских праздников, но уже преступили к женским, понимаю иХ, но с какого Бадуна не прошли мои исторические пояснения?
avatar
16
Владимир Беляков, кому нужны ваши выступления?!
Модератор, вы у меня в черном списке!
avatar
17
ЦЕНЗУРА
Ответ: Пишите по существу
avatar
19
Теперь что, азеров как и дагестанцев будем записывать в лезгины?!
avatar
22
все таки раскусили вас братья азера албан..никакие вы не албанцы..вы къарачи..да да къарачи
avatar
23
Модератор, дай Аллаh, вам храбрости публиковать мои сообщения?
Ответ: Дай Аллагь вам храбрости писать по существу и от своего имени
avatar
24
Вот это интересно, азербайджанцы с армянами вступили в борьбу за лезгинскую историю. Наблюдать за этим очень интересно
avatar
33
У армян есть своя история , она как минимум не  менее скудна чем ваша и нет нужды нам красть чужое , не путайте.
avatar
44
Только чтобы за этим спокойно наблюдать нужно, чтобы у человека все чувства были атрофированы
avatar
26
---" Азербайджанцы - прямые наследники всего албанского, а это очень богатое наследие, богатейший пласт. Азербайджанский народ несет в себе ген албанцев. Албанцы были кавказоязычными, а тюркизировались они уже потом."---       Ныне покойный Гейдар Джемаль тоже считал,что матрицей (основой,фундаментом) Азербайджанской нации является кавказоязычное население Кавказской Албании (народ,под названием -азербайджанцы,никогда не существовал ). Персо-тюркский элементы-позднее наслоение.Лично меня,далекого от Науки человека,заинтриговала политическая нагрузка несущая интервью профессора Ф.Мамедовой. Это признание населения Кавказской Албании кавказоязычным ,то есть,не тюркоязычным. А как же : Один народ-два государства ? Неужели хотят менять курс во внешней политике? Свою игру затеяли?
avatar
27
Свою игру банановые государства могут затеять только в отношении народов, их населяющих.
И позиция их историков-сказочников по Кавказской Албании не нова, они ее озвучивают чуть ли со времени Карабахской войны. А эта статья не стоила того, чтобы публиковать ее на лезгинском сайте. Имхо.
avatar
28
Модер, стоп! Для справедливости опубликуйте мои комменты.
avatar
29
Фарида Мамедова  подогнал и фальсифицировал с помощью Амри Шихсадовым  то ест опекунствовал о написанные ИОрбели специально.А то что и  род Орбели происхождении Удини(история молчит) книга написанные  ими всё забрали НКВД и  по сей день утеряно(Мамедова  не прав) Сталин(он сам работал еще над этим в Грузии) и позже он назначил директором академии наук Армении возвысил чтобы он молчал, Борьба и уничтожение Алпан церковь начал католикос  и продолжил уничтожать Арм. и католики  всей мира, чтобы не возрождался Албан церкв был самый простой и притягивающий и привлекательный среди христианский религии и добил до конца. тот секретов УЙМА! Тот надо работать историкам по религии работа не початой край а так же Алпанистам всех мастей. Алпанистика эта умышленно закопанный и надо его откопать эти работники получит Нобельский премии
А нам Лезгинам для этого дела надо раскошелиться а то претендентов на это дела много.А для ФЛНКА тем более, эта есть наш древняя культура
avatar
30
В интервью Ф. Мамедовой политика - на лицо. Ееазербайджанско-армянские отношения выглядят как албано-армянские и тут об
азербайджанско-албанских отношениях речи нет, так как «Азербайджанцы – прямые потомки
албанцев». Она ссылается на З. Буниятова. Да, З. Буниятов, действительно, был
гигантом. Но его убили. Убили не армяне, а азербайджанцы, за то, что он всегда
и всячески поддерживал Играра Алиева, который неоднократно утверждал, что среди
албанских племен не было ни одного турка. Ф. Мамедова в своей последней книге «Кавказская
Албания», где не приводится ни одного письменного памятника албанцев, огульно
критикует И. Алиева (уже после его смерти), повторяющего общеизвестную аксиому –
предки современных азербайджанцев, огузские племена, появились на Кавказе, в
том числе и в Кавказской Албании, только в XI веке. Ф. Мамедова противопоставляет И. Алиеву тюркоязычныхгуннов, якобы, язык которых стал основой современного азербайджанского языка. Но
она прекрасно знает, что наличие в Кавказской Албании «значительных» тюркских
(гуннских) племен имеется в произведениях переписывавших друг у друга историков
и нет никаких археологических доказательств, которых так широко распространены
от Северного Кавказа до Балканского полуострова.Да, карабахские армяне – албанцы. Но у Ф. Мамедовой язык неповорачивается называть албанцев лезгинами, для нее называть их удинами
выгодно, опять-таки с политической стороны, так как сегодня удинов можно
сосчитать на пальцах. Когда я ей доказал, что албанские письмена читаются при
помощи лезгинского языка, она ужаснулась, окаменела и долго не приходила в себя
(из рассказа будухца д.и.н. В. Пириева, который работал с ней).
avatar
65
Гьуьрметлу Ярали-дах, насколько правомерно будет назвать язык синайских палимпсестов древнелезгинским. Называем же грабар древнеармянским, а язык "Слово о полку Игореве" - древнерусским (старославянским). Ведь язык Синайских рукописей сходиться с лезгинским больше чем современный русский со старославянским или грабар с современным армянским. Почему некоторые "ученые" хотят полного совпадения современного лезгинского языка с языком палимпсестов. Почему такие высокие требования в этом вопросе. По-моему как старославянские письменные памятники являются достоянием всех славянских народов, так и язык Синайских палимпсестов являются достоянием всех лезгинских народов, а не только удин, современный язык которых также неполностью идентичен языку палимпсестов. Здесь по-моему сильно замешана политика, остатки удин ни на что не могут претендовать в силу своей малочисленности, а лезгины - еще более-менее большой народ и могут навредить амбициям новых государственных образований. Нам предстоит пройти большой путь для восстановления исторической справедливости. Дай Аллагь Вам побольше целеустремленных последователей и учеников. Вун аллагьди хуьй. Ина гат1умнавай ихтилат куьне давамарнайт1а хъсан жедай, гьик1 лагьайт1а Квез чидай крар пара я.
avatar
31
Что интересно, Ширваншахи, ханы, генералы, известные деятели искусства, до революции 17 г. были лезгины, а потом вдруг стали азербайджанцами и не только. Мало того, даже персидские шахи и османские султаны выбирались из лезгин.
Доказательства могу привести.
- Роман, кому по твоему принадлежали земли в Храх-уба, если не потомкам Лезгина Фатх-Али-Хана Кубинского?
avatar
34
Davud Davadov  ,Если ты так далеко пошел ,вся земля принадлежит Адаму и Еву. Я писал про Аренды между РФ и Азербайджанской ССР. Храх - Уба принадлежит Азербайджану ,это признала Россия и вернул.
avatar
35
Добрый день уважаемые Лезгины ,
У меня вопрос к редакторам данного сайта ,
Вам не стыдно публиковать подобную   ... вещь потому как статьей ЭТО именовать нельзя а уж научным подходом вообще стыдно.
Вы вообще общаетесь или читаете что либо из не турецкой уж тем более аз-ской литературы или научных трудов?
avatar
36
Ruben ,В историю армян на протяжении многихвеков Армянской АпостольскойЦерквой внесено столько искусственного,надуманного,столько лжи, мифы,легенды,вымысла,что
даже специалистам не  удаетсяразобраться, где правда ,а где ложь. Наши заявления не имеют ничего общего с
историей, фантазировать можно все, что захочется, но вопрос в том, что
некоторые армянские псевдоученые превратили историческую науку в предмет для
развлечений...  ЛевонМЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
avatar
37
34 РОМАН
avatar
38
И об этом говорит человек принадлежащей народу которого до 20 века не существовало?
avatar
39
Причем тут церковь ? Вы ксенофоб?Вам христианство поперек горла? роман
avatar
0
41
Здесь не место ваших разборок. Пишите по теме или будете заблокированы.
avatar
42
А с чего вы взяли что я тут разбираюсь ,журналист из Украины?
avatar
45
Роман - это исторические земли лезгин, а разве один век для истории - это далеко?
avatar
49
Davud Davadov , На исторические земли Лезгин живут Лезгины ,а не Африканцы !
avatar
75
в каком детском доме ты училса роман..что ты так хорошо знаешь русский язык...
avatar
46
Аз-ское общество надрывается, чтобы столкнуть лбами лезгин и армян. При этом не забывают, присвоить себе "отвоёванные" у армян части лезгинской истории. Тут важно заметить 2 существенные ,как говорят в Одессе, разницы, как албаны ассимилировались в армян и аз-цев. В армян албаны ассимилировались в основном после падения христианской Албании. Остатки албан, не захотев поменять веру, постепенно стали сближаться с армянами, за неимением другого. А нынешняя ассимиляция лезгин в аз-цев - насильственная, путём обмана и подлога (как видно из вышеупомянутой статьи), т.е. подлая. Нужно ли печатать такие статьи на сайте? Думаю нужно. Чтобы лезгинская интеллигенция смогла различить лжепропаганду и политических проституток.
avatar
48
Аснар,В Азербайджанском обществе не пытаются столкнуть лбами Лезгин и Армян. В Азербайджанском обществе окончательно,бесповоротно поняли,что среди народов Азербайджана нет предателей Родины и пешек армянских сепаратистов .
avatar
50
Карабах, из за которой идёт война, также является историческими землями Лезгин, вспомните Ибрагим-хана Карабахского. Его правнук Курбан Саид (о нём написан мировой бестселлер "Ориенталист" где автор Том Рис, так и не смог определить его национальность, потому-что проводил исследования в Аз-не) являлся лезгином, он сам об этом писал в своем произведении "Двенадцать тайн Кавказа". Его отец до революции также владел землями в Кубинском р-не.
avatar
51
Роман, а разве Хачмазский р-он не входил в Кубинское ханство? Почему оттуда выселили Лезгин, а поселили чужеземцев?
Вы должны понимать, что история имеет свойство повторяться
avatar
52
Davud Davadov, Некогда некого не выселяли из Хачмазского района по национальным признакам,это бред. В Шеки где я живу Лезгины покупают дома,нет никакого ограничение. Любой гражданин Азербайджана может выбрать для себя местожительство согласно Конституции Азербайджана . Запрещать Лезгинам жить в Баку,Сумгаите,Гянже итд никто не может,а также Азербайджанцам жить в Хачмазе,Кусаре,Габале итд.
avatar
53
Davud Davadov--,,Карабах, из за которой идёт война, также является историческими землями Лезгин ,,  -- Вы серьезно так думаете?  Можете предоставить доказательства?
avatar
54
Ruben ,Давай эту тему закроем . Сегодня 
Карабах – неотъемлемая и уникальная часть Азербайджана,это признал все страны мира + Россия,США,Франция,ООН,ОБСЕ,,НАТО,ЕС,СЕ,ОИС,СНГ,ГУАМ,и все другие международные организации мира и многие сознательные армяне !
avatar
55
Давай и забудь про Арцах навсегда
avatar
134
Ruben  , Хорошие новости из Карабаха,армяне бегут из Азербайджана !https://www.youtube.com/watch?v=wUe5CIIsSMY&feature=youtu.be
avatar
56
Рубен, а разве слова Абаскули Бакиханова(их потомок) который в своем труде писал "...сыновья Курбана, Хаджи-Челеби-хан и Ибрагим-хан Карабахский бежавшие от Надир-шаха" вам не о чём не говорят
Известно, что Хаджи-Челеби-хан - это и есть Хаджи-Дауд-Джабели(Джаба, село в Ахтынском р-не, на тюрском - Челеби)
Могу привести доказательства, но зачем, спросите у Романа, он парень честный, подтвердит.
avatar
57
Davud Davadov, Я подтверждаю ! Это правда !
avatar
58
Роман,. может быть плохо знаю географию, но мне казалось, что Храх-Уба и Урьян-Уба находились Хачмазском р-не.
avatar
59
Davud Davadov  , Да .До 2010 года эксклав России, расположенный на территории Хачмазского района Азербайджана.
avatar
60
Davud Davadov  56 я привык полагаться не на голословные заявления а на серьезные работы серьезных историков и археологов МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА  , уж извините  то же отбосится и родных  историков  НЕ нашедших международного признания
avatar
61
Комментарий был отправлен Вам 15 минут назад.
avatar
62
ЦЕНЗУРА
avatar
63
Владимир Беляков ,Надо писать коллективное жалобы в ООН на сайт ЛезгиЯр ! Редактор не должен отдыхать или заниматься другими делами,должен 24 часа караулит,что бы читать наши комментарии ? biggrin
avatar
64
Рубен, современная история - это миф, которая сталкивает народы.
Одинаково хорошо отношусь к армянам и азер-м, у меня даже есть друзья, та вот, один уважаемый карабахский армянин по имени Гаргин, откровенно говорил мне
- Что хотят азер-цы, ведь Карабах - это не их земля, но если придут лезгины, мы отдадим их земли.
avatar
66
Рубен, а чем Курбан Саид не историк международного масштаба, он правнук Ибрагим-хана Карабахского, биограф Николая-2, Сталина, Муссолини и многих других исторических личностей. На Абаскули Бакиханова, также ссылаются серьезные историки. Могу привести ссылки из иранистики и другие неопровержимые доказательства, по сравнению с которыми альтернативные источники окажутся ничтожными.
Так например национальный герой армянского народа Давид-бек, никто иной как Хаджи-Дауд.
avatar
68
Вы имеете в виду Давида Сасунского!?  surprised Нельзя ли подобней с этого места.
avatar
69
Во первых поздравим профессора Ф. Мамедову с праздником 8 Марта .
Её статья опубликованная по заявке  , не интересна и не актуальна . Поэтому здесь
не удался ожидаемый кем то  " междусобойчик ".
Как говорится - " начали за здравие ,закончили за упокой " .
 Лезгияр сагърай !
Наших уважаемых женщин с праздником !
avatar
76
Очень даже интересна и актуальна, судя по тому, сколько комментарием к статье
avatar
70
Просто сравните биографии Давид-Бека и Хаджи-Дауда, кроме того, армянские историки указывают на армянское происхождение Хаджи-Челеби-хана Шекинского, хоть он и есть Хаджи-Дауд из села Джаба Ахтынского р-на.
avatar
71
В этой ссылке Давид-бек воюет против лезгин.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Давид-Бек
avatar
72
Перечитал в Wiki, что касается Хаджи Дауда и Давид бека, убедился в том что к армянскому Давид беку лезгинский Хаджи Дауд не имеет никого отношения, Да, по времени совпадают события, но места действий разные.  Давид бек, к примеру, не брал Шемаху, не состоял в союзе с феодальными владетелями Дагестана. Нельзя просто огульно все приписывать себе (по примеру южных соседей) - это только вредить возрождению нашего народа. А, вообще, тебе спасибо - я прочитал полезные вещи.
avatar
73
Я вижу тут тоже разные  противоположные мнение по статье. Если среди Вас есть люди который знает истории лучше чем  профессор Фарида Мамедоваой,пишите ,кто Вам мешает ?
avatar
78
А кто мешал или что мешало такому "непревзойденному" специалисту как Фарида Мамедова участвовать в научном симпозиуме по Кавказской Албании в 2008 году в Москве, который проходил на самом высоком уровне с привлечением признанных во всем мире специалистов по албанистике,таких как Алексидзе, к примеру. Разбила бы там своих оппонентов, что называется, в пух и прах....Ан нет, предпочла отсидеться в Баку и писать для азербайджанской публики такие статейки и дальше... синица в руках точно порой дорогого стоит...
avatar
74
Михьит1вар, мне что, статью здесь написать?
С чего ты решил, что присваиваю чужую историю?
Без разницы кто фальсифицирует историю, могу и против лезгинских авторов выступить. Обосновано опровергайте комменты, например изложите родословную и потомков Давид-Бека.
avatar
79
Да, было бы замечательно, если бы написали! Ну кто-то должен этим заняться, а у Вас видно есть обширные знания по этой теме. Кто, если не Вы? Хоть я и прошелся быстро по твоим ссылкам, до конца разобраться не смог. Видимо надо точную хронологию событий восстановить и исследовать генеалогию. Заранее благодарен Вам!
avatar
77
Очень много сходств и совпадении, которые логике не поддаются.Одновременно воевали оказывается два Давуд и Давид против персов в одно и то же по меркам истории маленькое время,в одном и том же маленьком месте и не подозревали друг о друге. И в 1728 году оба закончили борьбу ,в этот же год один умер а второй попал в плен и больше его не видели. Мне кажется армянским историкам фантазии немножко не хватило ,хотя кое что они внесли например ,Давит бек воевал против лезгин,Хаджи Давуд же не мог же воевать против лезгин ,вроде как аргумент ,если это не имеется виду поход Хаджи Давуда в Хучни,а табасы это лезгины по ихнему . Но если реально некий Давит тогда воевал бы против лезгин в то время он бы нарвался тогда на Хаджи Давуда, а история в том числе и армянская умалчивает о битве двух Давуда.
avatar
81
ГУРАМ МАРХУЛИЯ " Всовременной Армении темпы и объемы информационного обмена постоянно возрастают,
что провоцирует увеличение общего объема использования лжи в межгосударственных
коммуникациях.

Согласно историческим традициям, использованиелжи присуще каждому армянскому индивиду, так как оно позволяет армянам
сохраниться!

Важно отметить, что у армянства ложь имеет свою,выработанную столетиями типологию и классификацию, этот армянский феномен
способствует решению проблемы всестороннего и многоуровневого внутреннего и
внешнего армянского мира.

На основе армянской социально-психологическойтипологии следует выявить следующие типы лжи: «армянская историческая ложь»,
«армянская альтруистическая ложь», «армянская эгоистическая ложь», «армянская
народная ложь» и «армянская социальная ложь» для мелких семейных нужд. 

Все вышеотмеченные типы армянской лжи принеобходимости объединяются в один букет для государственных целей, так
получается, что ложь - это древняя армянская профессия!
avatar
83
Не надо нам навязывать свои отвратительные фобии. Здесь разговор о другом.
avatar
86
Михьит1вар  
,Виноват,извини !
1 2 »
avatar