Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 20
Мугьманар: 20
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2013 » Ноябрь » 28 » Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Краткий исторический экскурс...

20:20

Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Краткий исторический экскурс...


Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Краткий исторический экскурс... Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Краткий исторический экскурс...
Хаджи-Давуд. Человек, возглавивший наше государство, одолевший персидского шаха, избавивший все будущие поколения от шиизма.

Немного истории. Отдельные сведения о Хаджи-Давуде в лезгинской литературе XVIII века.

Личность Хаджи-Давуда Мюшкюрского мало знакома жителям Дагестана и вообще не освещена в книгах по истории как Дагестана, так и Азербайджана, с одной стороны это связано с тем, что значительную часть своих действий Хаджи-Давуд проводил на территоии проживания лезгин в Северном Азербайджане, но эти процессы затрагивали и южную часть Дагестана и народы, населяющие эту территории (тасаранцы, агульцы, цахуры, рутульцы, талыши, удины и др.). Мало кому известно (из истории Дагестана), что до того, как Надир -Шах и др. завоеватели доходили до Нагорного Дагестана, им приходилось сталкиваться с народами, проживающей в южной его части на равнине и вообще хочу сказать что основной театр военных действий идет за равнину, ведь за право проходить по равнине для торговли и выходы к морю, идет борьба, равнина плодоносная земля, а не за горы, которые не нужны завоевателям и в которые обычно уходили народы от колонистов. Поэтому народы населявшие равниную часть современного Дагестана и Азербайджана с древних времен сталкивались как с военными походами на них, так и вели торговлю с представителями из других земель, поэтому часто упоминается зарубежными историками народы Дагестана как лезгины, потому что первыми с кем приходились сталкиваться были они. Так вот этот пост хочу написать про Хаджи-Давуда, полагаю личность для моего народа более выдающаяся, чем Шарвили, обросший языческими эпосами.

Многолетняя героическая борьба народов Восточного Кавказа против иноземного владычества в первой трети XVIII века нашла своё отражение в фольклоре и литературе лезгинского народа. Так, все эти события отражены в одной народной песне «Гьажи-Давудакай мани» («песня о Хаджи-Давуде» перевод с лезгинского, прим. Альбары_Ибрагима).

В этой песне рассказывается о том, что «в разгар восстания цахурца Али Султана против персидского шаха Хаджи-Давуду приснилось, будто Аллах велел ему избавить свой народ от шахского гнета. Хаджи-Давуд стал призывать народ к восстанию против кызылбашских властей. Собрав достаточно сильный отряд, он отправился в Кайтаг к Ахмед-хану. Заключив с ним договор, направился в Казикумух к Сурхай хану. Однако нашлись предатели, которые сообщили шаху о готовившемся восстании. На обратном пути Хаджи-Давуд был схвачен и брошен в дербентскую тюрьму. Но также нашлись люди, которые смогли устроить его побег из тюрьмы».

«После этого, – говорится далее в песне, – на лезгинских землях вспыхнуло восстание. Повстанцы вскоре освободили от кызылбашских захватчиков Шабран и направили свои отряды в сторону Баку. Однако около «Кровавого холма» (дословно с лезгинского) они потерпели поражение и вернулись обратно. К этому времени к войскам Хаджи-Давуда присоединились отряды из Лаца, Кюре, Табасарана, Куткашена и сам Али Султан из Цахура. Объединенное войско двинулось на Шемаху и захватило город.

Узнав об этом, шах приказал арцахцам и ганцахцам усмирить повстанцев, и вскоре войска шахских вассалов двинулись на восставших. Однако Хаджи-Давуд, умело маневрируя, встретил их у Куры и разбил. Потом он сам направился на Ганцах. Однако, услышав о том, что против него брошены силы Кахетинского наместника Имамкули-хана и Вахтанга VI, пользующихся поддержкой России, Хаджи-Давуд отступил.

Он прекрасно понимал, что в одиночку не справиться с врагами, которые действовали с двух сторон (имеется в виду Россия, стремившаяся завоевать Кавказ и Иран, прилагающий все усилия для сохранения своих позиций). И своим союзником Хаджи-Давуд выбрал Турцию. Его предложение о союзничестве было принято со стороны Турции положительно, была оказана военная и политическая помощь. Союз «резко укрепил позиции Турции и Лезгистана» (дословный перевод из песни).

Видя успехи повстанцев, и Россия, и Иран отправляют посыльных и подарки Хаджи-Давуду для установления хороших отношений и приближения его к себе. Однако Хаджи-Давуд с честью вышел из этих испытаний и не предал свои идеалы. В конце песни отмечается, что лишь измена Турции подорвала его позиции. Однажды, когда Хаджи-Давуд со свитой находился в Гяндже, турки арестовали его и назначили на его место Сурхай-хана, бывшего союзника Хаджи-Давуда, который из-за своего «неумения вести политику привел кровавого Надир-шаха» (дословно из песни)».

Отдельные сведения о Хаджи-Давуде и его борьбе против иноземных захватчиков остались и в лезгинской литературе XVIII века.

Так, современник Хаджи-Давуда Навруз из Джаба (Чепер) в одном из своих стихотворений воспевает его как храброго и верного своему делу человека, большого ученого (алима), называет его «львом ислама» и глубоко скорбит по поводу его ссылки на далекий остров Кипр.

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани
Учитель великий, он много умел,
С исламом в душе, как лев он был смел.
Народ свой, он видел в свободной стране,
Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.
Чист сердцем он был, о нем грязно лгут,
Лисы, вторя собакам, что стадо пасут
Оболган, отвергнут, оставлен в тени
Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.
На Кипре героя упрятав, османцы пытались
Забвенью предать, но они ошибались.
Имя шейха героя вновь услышат они,
Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани.
Навруз из Джебе этот стих рассказал,
Народу правдиво я тебя показал.
В славный стих золотые слова вплетены,
О рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

(Подстрочный перевод)

Известно также стихотворение, подписанное самим Хаджи-Давудом, в котором автор осуждает такие человеческие качества как зависть, двуличие, алчность, жадность и призывает к высокой нравственности и морали. Путь к этому Хаджи-Давуд видит в просвещении народа, приобщении его к религиозным и светским наукам.

Смотрю на людей, погрузившись в раздумья,
Всюду волки одни, взгляды-взоры безумья.
И других вижу тоже, есть и лиса хитрей
Соколиный же глаз, их уловок острей.
Но видел я также и чистых людей,
Им святость больше хлеба нужней.
Те знают, она не к лицу сатане,
И с ней не узнают, себя в кабане.
И знает пусть каждый, наука успех,
Науки как кони, табуны ждут нас всех.
День правды когда, нас всех оголит,
Науке одеждой нам стать предстоит.
Невежды отступятся, вниз упадут,
Лишь те, кто с ученьем, на вершину взойдут

(Подстрочный перевод)



Ещё два стихотворения о Хаджи-Давуде и Сурхае написаны неизвестным автором. В них автор глубоко скорбит по поводу гибели Хаджи-Давуда, с грустью вспоминает о его доблести и благородстве, умоляет Всевышнего быть к нему благосклонным, осуждает предательство Сурхая, сравнивая его с «хитрой и коварной лисой».

Элегия о Хаджи-Давуде
Пройдя старые и узкие тропы,
Перешел я в светлую веру Единого Бога.
Не будет пользы от твоей хитрости,
Незаслуженное богатство себе присваивая.
Не стало султана Хаджи-Давуда Дагестанского,
Был он человеком справедливым и достойным.
Судьба была к благословенному жестока
Ушел он из этого бренного мира.
О Боже! Будь милостив к нашему султану,
К этому самому ученому из ученых людей.
Попал он в вечный и праведный мир,
Под твою милость и милосердие.

(Подстрочный перевод)

Кара за твою неправедность
Степень науки очень высока,
Нельзя её оценить, она бесценна.
Богохульникам наука недоступна,
Верю во Всевышнего, Он один
Каждый шаг, о Боже, все ты видишь,
Неверных ты наказываешь безверием.
Эй, человек, ты на небесах подобен капле,
Ровно девять месяцев пребывал ты в темной утробе.
Из мрака ты вышел на свет,
Начал говорить с людьми.
Прошло много лет и зим,
И разные напасти ты пережил.
По своим поступкам ты напоминаешь лису,
Ты наказан за свои неправедные поступки.
Не будь алчным подобно лисе,
Не будь корыстным, угомонись.

(Подстрочный перевод)

все эти стихотворения были выявлены и опубликованы на лезгинском языке ученым-арабистом Г.Садыки.

Из всего вышеприведенного Хаджи-Давуд предстает перед нами как человек честный и мужественный, всю свою жизнь отдавший борьбе за свободу и счастье своего народа. Отражение образа Хаджи-Давуда в фольклоре и литературе как народного героя и заступника свидетельствует о том, что его деятельность находила в широких массах понимание и поддержку.

Судя по источникам и другим материалам, Хаджи-Давуд был достаточно образованным для своего времени человеком, владевшим, кроме своего родного лезгинского, также и тюркским, арабским и персидским языками. Обладая достаточными познаниями в мусульманской теологии и глубоко понимая психологию масс, Хаджи-Давуду удалось вовлечь в борьбу против иноземного владычества широкие социальные слои лезгинского и других суннитских народов Восточного Кавказа. Будучи глубоко верующим человеком, ему не были чужды такие нравственные принципы, как честь, долг, дружба.

Хаджи-Давуд имел семью и много родственников. Нам известны имена двух его сыновей и одного брата. Старшего сына его звали Сулейман или Салман, а второго Абель-Керим, возможно Абдулкерим. Брат его носил имя Хаджи-Ахмед-хан. Не исключено, что он также совершал хадж в Мекку, возможно, вместе с братом.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский - один из выдающихся личностей в истории народов Восточного Кавказа. Великий полководец, искусный политик, выдающийся мыслитель, легендарный вождь освободительной борьбы народов Восточного Кавказа, неугомонный поборник веры, свободы и нравственности — именно таким он приходит к современным поколениям из глубины истории.

Опубликована в популярной лезгинской группе Вконтакте «LEKI»







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 13529 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: Хаджи-Давуд

avatar
1
Сейчас нужен нам лидер как Хаджи-Давуд, чтобы возглавлял борьбу за объединении земель Северного и Южного Лезгистана.
avatar
2
Нет сомнения,что действительно Хаджи-Давуд Мюшкюрский был крупный Лезгинский исторический и государственный деятель в истории Южного Кавказа,этому свидетельствует Стамбульский мирный договор 12 июня 1724 года , однако я убежден,что во время СССР многие историки в отношение роль Турции, перестарались,так как анти турецкая пропаганда всегда была оружием Российской империи.Практика показывает,что такие исторические расхождение были и в самом России. Николай II ,Ленин,Сталин и многие другие в разные времена характеризовались историками по разному. Даже на сегодняшний день мы встречаем в Российских учебниках истории столько искусственного,надуманного,столько лжи, мифы,легенды,вымысла,что даже специалистам не удается разобраться, где правда ,а где ложь. Многие псевдоученые превратили историческую науку в предмет для развлечений. Хаджи-Давуд был глубоко верующим человеком, его уважали за справедливость,вряд ли основные направление Ислама, суннизм и шиизм в те годы имел ключевые значения,я думаю,что это уже фантазии автора данной статьи. В любом случае спасибо автору за труд,когда нибудь мы узнаем еще более подробно об истории Кавказа под руководством Великого Хаджи-Давуда.
avatar
3
предательство турков обусловлено тем что Хаджи Давуд не согласился турецкого влиянии в Лезгистане потому что истребив иранских кочевников-кизилбашей , огузов и других саранча, Хаджи Давуд хотел создавать независимый Лезгистан. если не турецкая подлая предательства планы Хаджи Давуда состоялись и возможна мы не жили бы раздельно. Поэтому нам Лезгинам нужно бороться за Лезгинство, за единый Лезгистан, за Садвал и не бояться за эти слова -ЛЕЗГИНСТВО - ЛЕЗГИСТАН - САДВАЛ. Потому что эти слова касается именно нам Лезгинам а не пришельцам.
avatar
4
В истории любого народа есть периоды его политического, социально-экономического и культурного взлета. Именно Великие люди как Хаджи-Давуд Мюшкюрский творили историю, решали судьбы народов и навсегда остались в памяти своего народа . Лезгины имеют древнюю и богатую историю .Особую актуальность на сегодняшний день занимает вопрос патриотического воспитания молодёжи. Молодежь должна знать истории и культуры своего народа и соседей и не поддаваться на провокации и авантюры — а соблазна в жизни будет достаточно.
avatar
7
Есть исторические события, которые никогда не забываются народом.
avatar
5
идеии Хфджи Давуда и современного Садвала совпадает на 100%.
avatar
11
Теоретический Вы правы LAR,а практически,вряд ли Великому Хаджи-Давуд Мюшкюрскому понравился бы девиз Садвала " Дербент южный форпост России " 100 % расхождения в взглядах Хаджи - Давуда и Садвала !!!!
avatar
6
Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим. Автор К .Рокоссовский.PS.---
Ответ: отредактировала Слезинка
avatar
8
нужно объяснить нашим молодым поколением как Хаджи Давуд гнал и истребил в Лезгистане -огузов,кизилбашей,и других разношерстных племен Персии.
avatar
9
Лезгинский молодежь достаточно образованный ,у них есть большой выбор и возможности показать всему миру свою деревню национальную культуру и традиции. Каждый Лезгин должен гордиться национальными героями и богатой историей своего народа .Я убежден,что их активная участие в общественно-политической жизни Дагестана и Азербайджана,укрепления отношение со своими братьями и сестрами в родном Азербайджане и Дагестане может принести еще больше пользы для своего народа."Садвал " на Лезгинском языке означает "Единство". Единство — это существенный компонент возрождения. Конфликты, разделения и раздоры не создают необходимую для возрождения атмосферу.
avatar
10
комы азиков мне не интересны даж не читаю их а вот стханский под ником лар капитальный красавчик у нас с ним одна идея одна мечта !жаль на данном сайте таких нас оч мало!!! И по теме слышал что нашли могилу Хаджи Давуда где то в турции обещали предоставить по этому поводу материал !будем ждать!сагърай садвал
avatar
12
Сагърай ЛезгинатоР и LAR,а я Ваши комментарии внимательно читаю !
avatar