Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 688
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 40
Мугьманар: 38
Иштиракчияр: 2
leggi, Alpangirl

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Ноябрь » 24 » Классика всегда современна

20:59
Классика всегда современна

Классика всегда современна
По программе фестиваля театров Дагестана «Классика – на дагестанской сцене» в Дербенте на сцене Лезгинского госмуздрамтеатра им. Сулеймана Стальского за два дня показали четыре спектакля. Первый из них - музыкальная комедия «Аршин мал алан» по одноименной оперетте классика азербайджанской музыки, выдающегося композитора Узеира Гаджибекова. Это первый спектакль молодого режиссера Лезгинского театра Алихана Магомедрагимова.
 
Можно только приветствовать смелость начинающего режиссера, рискнувшего начать сразу с постановки очень популярного и в наше время классического произведения. Магомедрагимова можно понять. Ведь классическая драматургия всегда была и остается лучшей школой режиссерского и актерского мастерства.

Насыщенный прекрасной восточной музыкой, отличным  вокалом, особенно главных героев Аскера (Руслан Пирвердиев), Гюльчохры (Эльмира Караханова), спектакль с интригующим сюжетом зрителям понравился. 
Спектакль на фестивале был представлен вне конкурса. При его разборе председатель жюри  известный театровед Гулизар Султанова отметила: «Очень хорошо, что в театр пришел новый актер, режиссер.  Говорят, первый блин  комом. Хорошо, что кома не было, а был блин».

Вечером того же дня при переполненном зрительном зале показали спектакль «Ашуг Саид» по одноименной драме Тагира Хрюгского и Кияса Меджидова в постановке талантливого режиссера Лезгинского театра, народного артиста Дагестана Мирзабека Мирзабекова. Этот шедевр лезгинской драматургии  при аншлаге за последние полгода  и в Дербенте, и в Махачкале, и в других городах республики несколько раз уже показывали, зрительский интерес к нему не ослабевает.

В основе произведения лежат реальные события, исторический факт ослепления жестоким ханом Мурсалом популярного в народе ашуга Саида из селения Кочхюр, выступавшего против ханского гнета и призывавшего людей к борьбе. Буквально в первой картине спектакля рождается тревожное напряжение: борьба между добром, олицетворяющим народ во главе с Саидом, и злом – жестоким ханом. Напряжение возрастает с каждой картиной, а в финале происходит разряд: народ освободился от хана и ликует.

Следует отметить успешную игру актеров, блестяще сыграли свои роли мастера импровизации, заслуженные артисты России Абдул Габибов (хан Мурсал) и Абдурашид Махсудов – патриарх Лезгинского театра (хан Джафер). Ожидания зрителей оправдали молодые актер Казбек Думаев (Саид) и актриса Зульфия Вагабова (Дилбер – возлюбленная Саида). Блеснули мастерством народный артист РД Ибрамхалил Рамазанов, заслуженные артисты РД Шейх Закерьяев (играл две роли), Эдуард Багишев, Зарифа Кухмазова, артисты Валерик Сулейманов, обладающая уникальным вокалом Лариса Меджидова, Наида Исрафилова и другие.
На следующий день состоялась премьера спектакля «Звездочет» Табасаранского госдрамтеатра по одноименной пьесе турк­менского драматурга Джоры Худайбердыева. Смысловой «корень» спектакля – испытание человека деньгами и властью, и что делает с ним богатство. Подкаблучник портной Паша, которого строптивая жена Умганат постоянно избивает и унижает, по стечению обстоятельств и по принуждению жены становится главным звездочетом дочери правителя султана. Изменилось не только положение бывшего портного, изменилось его поведение, он стал издеваться над женой. Однако в глубине души Паша не хочет быть звездочетом, богачом, он желает вернуться к прежней жизни.

И возвращается. Мораль спектакля: богатство еще не счастье, богатые тоже бывают несчастными.

«Звездочет» - это первый спектакль молодого табасаранского режиссера Джанбулата Габибова и его большой успех. Он правильно определил сложный жанр пьесы, которая является и комедией, и сказкой, и притчей, и фарсом. Не так-то просто сочетать все это и выстроить на сцене цельное произведение. Члены жюри отметили, что Д. Габибов как режиссер состоялся. Джанбулат показал свое умение работать с актерами. Актеры Физули Маллаев (Паша), заслуженная артистка РД Гюльнисе Агаева (Умганат), заслуженный артист РД Сабир Мевлютов (Саид), Ахмед Таибов (Абухасан) играли гармонично, правдиво, без фальши.

У Табасаранского театра появился шанс сделать рывок в своем творческом развитии.

Глубокие впечатления оставляет у зрителя наполненный драматизмом спектакль «Айдын» по одноименной пьесе выдающегося азербайджанского драматурга Джафара Джаббарлы. Гениальная пьеса, написанная в начале 20-х годов прошлого века молодым автором, который и прожил-то всего 35 лет и умер от сердечной недостаточности, как и его герой, бедствующий  поэт Айдын, актуальна и современна. В спектакле рассказывается о жизни  поэта  и его молодой жены, Гюльтекин, живущих вместе  счастливо, но в  нищете. Она была богатой девушкой, но все деньги отдала на лечение больного Айдына. Их делает безмерно счастливыми богатство собственного духовного мира, их взаимная любовь. Но молодая семья попадает в зависимость от денег миллионера Девлетбека, влюбленного в красавицу Гюльтекин и убежденного во всесилии своих денег. Ради спасения больного Айдына Гюльтекин не устояла перед домогательствами Девлетбека. Финал печален: Айдын лишается рассудка, совестливая Гюльтекин, не простив себе свой поступок, принимает яд, больное сердце поэта не выдержало смерть все еще любимой жены. 

Главный акцент в спектакле сделан на могущественную власть денег над человеком. Но кто здесь является настоящей  жертвой золотого тельца?

Это драма молодых людей, оказавшихся неспособными противостоять жестоким обстоятельствам жизни и позволивших сломать себя. Это  призыв  задуматься над тем, какой глубокой и катастрофической может стать пропасть между материальными благами и духовной составляющей личности, когда в обществе власть принадлежит деньгам, а нравственные ценности выдавливаются. Так трактуется пьеса в постановке, безусловно, талантливой Лалазар Гусейновой – главного режиссера Азербайджанского госдрамтеатра, заслуженной артистки РД.

Режиссерское решение Л. Гусейновой успешное. Ей удалось найти и соединить, по выражению Немировича-Данченко, «три правды»: правду жизненную, правду социальную и правду театральную. Эти три правды  в своем единстве и взаимодействии создали реалистичность спектакля «Айдын». Удачным оказался подбор актеров для главных ролей: Сабухи Ахмедов (Айдын), Мадина Гаджиагаева (Гюльтекин), заслуженный артист РД Алияр Гусейнов (Девлетбек). Чувствовалось, что Л. Гусейнова смогла разбудить творческую инициативу актеров в нужном направлении, без  чего было бы невозможно реализовать режиссерский замысел.

Дагестанская правда
Автор: Абдулафис Исмаилов






Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Разное | Просмотров: 2973 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгинская драмматургия, лезгинский театр
Оставьте свой комментарий!
avatar