Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1057
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 33
Мугьманар: 32
Иштиракчияр: 1
Admin

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2015 » Июль » 25 » Размышления о лезгинском песенном репертуаре (авторитетное мнение)

09:22

Размышления о лезгинском песенном репертуаре (авторитетное мнение)


Размышления о лезгинском песенном репертуаре (авторитетное мнение)
Вучиз чIуру хьанватIа чи ванерни
«Лолитайри», « Миленайри» кьунавай,
Ван хьайила, алугдачни къенерни, 
Чара макьам, лезги гафартунавай. (Б.Адилов.«Авазхьурай Перизада япара…»)

Предлагаю вашему вниманию два интересных, на мой взгляд, стихотворения лезгинского современного поэта Билала Адилова. Стихи написаны на актуальную тему нашего времени. В них поднимается проблема современного песенного репертуара и её воспитательной роли в формировании духовной культуры нашей нации. Эти два стихотворения натолкнули меня на некоторые размышления. 

Говорят, что музыка и песни - это показатель духовного состояния народа. Задумывались ли вы, какова роль лезгинских песен в вашей жизни? О чём эти песни, какие чувства они воспитывают у молодого поколения, над чем заставляют задуматься? К большому сожалению, наша молодёжь не знает народных песен, они слышат только то, что играют и поют на свадьбах.  

Вместо «Магьидилбер» и «Зуьгьреханум» звучат примитивные «Лолита», «Милена»

Вот и автор в своих стихотворениях размышляет над этими вопросами. Поэт сетует, что на певческую сцену пришло другое поколение со своими перепевами зарубежных песен, индийскими или азербайджанскими ритмами, ремейками. Теперь вместо «Магьидилбер» и «Зуьгьреханум» звучат примитивные «Лолита», «Милена», «Юля», «Марина» и др. Многие песни о любви стали походить на дешёвую попсу, состоящую преимущественно из женских имён. Какие только имена не повторяются в лезгинских песнях! Такое впечатление, что создатели песен уверены в неспособности думать и в отсутствии вкуса у слушателей. 

А где же наши старинные народные песни, где шедевры, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков, где мастера художественного слова, где наши композиторы? Почему у нас так мало хороших песен? Почему мы подражаем всему чуждому для нашего менталитета? Эти вопросы звучат в стихотворении «Авазхьурай «Перизада» япара…»

«ГьинаватIа чIалан зурба арифар…»,
«Гьиниз физва чи манияр, адетар –
Аваз чара, гафар чара, руьгь чара?» -
(Где вы, слов умелые мудрецы?
Куда уходят песен наших образцы -
Чужой мотив, и текст чужой - душа чужая?)

В этих строках боль поэта, боль за утрату традиций, боль за оскудение родного языка, за обнищание лезгинского песенного репертуара. Очевидно, что в настоящее время царит свобода творчества, и некоторые молодые исполнители трактуют это как вседозволенность. Автор намекает на то, что планка профессионализма у певцов и композиторов резко снизилась.

Вучиз чIуру хьанватIа чи ванерни
«Лолитайри», «Миленайри» кьунавай, 
Ван хьайила, алугдачни къенерни,
Чара макьам лезги гафар тунавай.
(К чему нам, искажая голоса,
Напевы о «Лолитах» и «Миленах»,
Горько слышать, как слова родные
В чужеродные вплетены мотивы.)

В стихотворении «Хайи манияр» Билал Адилов помогает нам вспомнить песни талантливых профессиональных композиторов, насладиться настоящим искусством. Поэт перечисляет песенный репертуар прошлых лет, шедевры лезгинской народной песни: это и зажигательная «Пейкербаха», и весёлая «Мулейли», спокойная, размеренная «Алагуьзли» и «Магьи-дилбер», и неутомимая «Шагьсенем», и свадебная «Перизада», от которой захватывает дух, которая окрыляет любого слушателя:

(Низ чидач вун «Перизада»?!
Мел-мехъерриз, алатна ван
РикIерик гьикI лув кутада..) 
(Кто не знает «Перизаду»?!
Как на свадьбах слышим звон - 
Окрыляет душу он..)

Эти песни, написаны в лучших традициях народной музыки. С большой любовью пишет автор строки –
 
«Хайи мани - халкьдин мани,
Гьикьванни я вун чаз кIани!
Девиррилай гел хьиз амай,
Лезгивилин кьел галамай! 
(Родная песня - песнь народа,
Как ты любима всеми нами!
Как след веков - след наших предков,
В тебе лезгинский дух остался!)

- показывая, как огромна сила народной любви к этим песням. Поэт заставляет нас понять, что песни незаменимы и в духовном, и в патриотическом воспитании молодёжи. Ведь, в них ценно не только то, что звучит, но и то, какие мысли песня рождает, о чём она рассказывает, заставляет ли её содержание задуматься над нравственными проблемами жизни. Призывом звучат заключительные строки поэта в стихотворении «Хайиманияр»:
 
«Дигиш тийин ша къилихар, хесетар.
Лагь, жедайвал «Перизада» япара!» 
(Давайте не менять нашу самобытность.
Спой, чтоб «Перизады» звон в ушах стоял»)

Прочитав стихи Билала Адилова, понимаешь, что народная песня является отражением мировоззрения, образа жизни нации, и, слушая их, мы становимся ближе к своим корням, многое узнаём о жизни наших предков. Не зря же говорят, что национальная песня - это душа народа. Стихи автора ценны тем, что он собрал воедино название всех старинных песен, которые пели наши прабабушки, о которых не знают многие наши современники. Автор сохранил и увековечил их в своём стихотворении для последующих поколений. Это большое и нужное дело, т.к. такие люди восстанавливают забытые связи между поколениями и помогают сохранить нашему народу национальную идентичность. 

Именно благодаря истинным патриотам, в последнее время возрос интерес к народной песне, к шедеврам прошлого, которые составляют золотой фонд лезгинской музыкально-песенной культуры. Радует и то обстоятельство, что люди вновь обращаются к истокам наших песен; заметно возрастает интерес к истории, культуре собственного народа, к языку. Хочется, чтобы наша молодёжь поняла, что без своей истории, без своей культуры, без языка мы потеряем себя как нация. Пусть каждый лезгин задаст себе вопрос: «А что лично я делаю для того, чтобы наши дети, внуки имели представление о культуре, традициях, песнях, музыке их предков?»

  Раида Ревшан (Саидова),
филолог, Астраханшегьер, «ЛезгиЯрдиз»








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 5626 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Раида Ревшан

avatar
1
smile
avatar
2
"где же наши лезгинские песни?"
Они там же, где Вы потеряли лезги чIал, "авторитетная" Раида Ревшан!
Макъала лезгийриз кхьенватIа, вучиз урус чIалал кхьенва?? Ваз вуч кIан я у народа, дарагая Раида Ревшан?...
Ответ: Мы больше не будем вас предупреждать и все ваши многочисленные ники будут забанены надолго. Ведите себя прилично
avatar
5
По поводу вашей реплики хочу сказать, что данная статья - перевод с лезгинского на русский... На лезгинском она вышла еще два года назад в газете "Кусар". Видимо, по незнанию родного языка, не все обратили на него внимания. Ввиду актуальности поднятой в ней проблемы решила перевести её на русский, т.к.многие лезгины, к большому сожалению, не владеют родной речью.
avatar
10
за кхьейди "реплика" туш - авай/ахъа гаф я!
"многие лезгины, к большому сожалению, не владеют родной речью" ятIа, гила чун абурухъ галаз урус чIалал рахадани? РахадатIа, цIап пата авай лезги чIал течизвай лезгияр гьикI хьуй? Чун абурухъ галаз цIап чIалал рахана кIан я ман?...
"Фитер / цIапар" вуч ятIа чидани Квез лезги чIалал? Фитер / цIапар я лезги чIалал рахун тийизвай "лезгияр". Абурухъ кьве рехъ ава: 1. лезги чIал чирун (чир хъувун) - лезгияр хьун (лезгияр хъхьун). 2. урусризни цIапариз элкъуьн. Чавай абуруз са затI лугьуз жеда: "лезги чIал чир ая, лезгияр хьухь, лезгивал хуьх!" Маса (амай) ихтилатар абурун (урусринни цIапарин) салариз яд гун я...
avatar
-1
14
"гила чун абурухъ галаз урус чIалал рахадани?" - рахада ман,ана ч1уру вуч ава? Тахьайт1а лезгияр урусдал рахазайбур тушни? Алай вахтунда я хуьр амач, я шегьер..гзафбур урус ч1алал рахазачни? Лезги ч1ал хъсан чизайбурни чпин арада урус ч1алал рахаза кьван..ваз акур крар тушни?

" РахадатIа, цIап пата авай лезги чIал течизвай лезгияр гьикI хьуй? Чун абурухъ галаз цIап чIалал рахана кIан я ман?... " -  гьик1 хьуй лугьуз чав хажалатар вугумир..хьанвай са карни авач..ви рик1из к1ан хьайила, вуна жагъурда кьведни гъавурда гьатдай ч1ал. Ц1апаш патани лезги ч1ал чизайбур т1имил авач..заз гьеле акунач.  Гьак1 къал твамир.
avatar
9
Не знаю кто ты, но ты даже троллем не можешь быть. Тебя поставили на место. Ты теперь ЦЕНЗУРА. Прими это и живи с этим.

Никогда не оскорбляй и не высмеивай пока ты не убедишься, стоит ли этот человек такого отношения. Автор статьи тебя порвала в клочья.

Параноик.
avatar
11
ЦЕНЗУРА
avatar
16
На месте надписи "цензура" мата не было. Я назвал тебя ненужным, бессмысленным биологическим мусором.
avatar
13
...на лезгиский мир!!
avatar
3
Ревшан,....где взять столько,качественных,одарённых,...поэтов писателей,......чтоб написать,стихи для песен,.....у нас ,сначала ..пишут что попало,....потом,под него музыку,создают,....на западе,сначало музыку,а потом под ,него слова,......пусть наша молодёжь,....развлекается ,как может,..... biggrin
avatar
6
Вы считаете, у нас нет таковых? Уверяю вас, это не так..... У лезгин есть талантливые поэты....прочтите их стихи, они так и просятся на музыку..
avatar
4
ЦЕНЗУРА
avatar
7
красивая женщина красивые стихи и красиво все изложила,мое почтение
avatar
8
Вот прочитал в группе интеллектуальный клуб лезгин, там эту статью обсуждают 

пишут 

Тем кто на свадьбах слышит искаженную переведенную "лезгинскую" музыку, при звуках истинной народной лезгинской музыки искажают лицо и говорят:
"Им вуш эээ". Зу бони де гьакlхиля демериз физмаш. Ан кlурту магьнирика япариз тягьди къезва лугьуз
avatar
12
гиде маи каменты, админ? angry
avatar
15
Слезинка , За кхьенвайди Раида_Ревшаназ кхьенвай! Вуна "Гьак1 къал твамир."

Вуна, ваз пара чизватIа, идай:

пуд-кьвед-сад
кьвед-пуд-сад
сад-пуд-кьвед
пуд-сад-кьвед
кьвед-сад-пуд

кьил акъуд ая. ГьикI хьана кIан я ругуд лагьай цIар? smile
avatar
-1
17
Гьа и жаваб гана лугьуз шадни яни вун?
avatar
18
нынче музыка и голос молодежи кот формируется в селах из простой формы не может преобразоваться даже на уровень района... потому как дядки монополисты хорошо орудуют вцелях наживы оплачивая своим детям учебу проталкивая их в благо приятную среду обитания, нередко их музыка напоминает 30 летнюю пластинку задрот... по большинству этим заняты... никакого музык развития нет спасают зурначи вкратце да и те дигродирут! если идет пьянка под кинь гармонь... в горах пасешь овец пусть лежит гармонь на крайняк кимел , где кунаки мугьманар хванахаяр??! все отсырели чтоли.. в домах культуры обязатель музыкаль библиотекам место и свободный воскресные вход желающим петь играть читать типа как в ссср клуб " орленок" . Что естественно то не безобразно потому п!зпике или кчиханум актуально у мододежи как сейчас милана или марал - думаю все срастеться . да что там говорить если с детства вопреки всему возрастному мироустройству детям кричат кьехв паб канзва?! не успел вылупиться все на одной волне сладострастия лубовь лубов .. ничего не хотят делать ... всем сразу мясо подавай) надо развиваться учиться строить отношения радость уважение стремление ... независимость .. все идет с низов нужно подкорекктировать... и еще момент - прекратите пихать в музыку звуки и ноты с переднеазиатск фронта - азерб перс арм араб инд.. не то диабет настигнет - развернитесь в обратную сторону хоть порой оглядывайтесь.
avatar
19
17 Слезинка , ам жаваб туш - аялриз суал я!
ЦЕНЗУРА
Ответ: Вечный бан.
avatar
20
зун москвадай хтайла зах галаз урусдал рахазвай лезги рушар))))за лагьана-заз урус чал чизвач вах заз лезгидал жаваб че
avatar
21
лезгинские песни никакого дохода не принесут автору-если он сам не играет как музыкант на свадьбах.поэтому талантливым поэтам и композиторам не интересно этим заниматься.у нас нет авторского права-любой будет петь твою песню и никто копейки не даст автору
avatar