Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 686
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 11
Мугьманар: 11
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Ноябрь » 9 » В поисках древних гаргаров (Продолжение)

19:25
В поисках древних гаргаров (Продолжение)

В поисках древних гаргаров (Продолжение)
Некоторые азербайджанские историки поспешили объявить: вот, мол, доказательство того, что на территории Сюника проживали азербайджанцы и это территория исконно азербайджанская.  На данном  основании  считать азербайджанцев прямыми потомками албанцев – это перебор. Да, армяне и албанцы иногда  сосуществовали бок о бок на одной территории. И сегодня во многих южно-дагестанских селах можно услышать легенды о том, что некогда-де в этих краях жили армяне. Сохранилось немало памятников, могильных надгробий с армянскими письменами. Но при чем тут турки-азербайджанцы?  Север современного  Азербайджана более чем наполовину населен потомками древних албанцев, которые давно уже забыли свои языки, свою культуру. За небольшим исключением все они называют себя азербайджанцами. Один небольшой пример. Во время Великой Отечественной войны на севере современного Азербайджана, в районах: Закатальском, Кахском, Шекинском, Белоканском и т.д. остались на постоянное проживание около ста жителей села Мюхрек Рутульского района. Сегодня растет уже четвертое поколение тех переселенцев. Первое поколение еще помнило о своем происхождении, но нынешние потомки и вовсе не имеют представления о языке своих исторических предков.  Они говорят, и пишут, и… думают  на тюркском языке. В связи с этим уместно вспомнить об известной азербайджанской поэтессе Шарафат Дагестанлы. Она родом из вышеназванного селения Мюхрек Рутульского района. Таких примеров много.  В данном случае мы взяли в качестве примера  одно село и в один определенный исторический период.  А сколько подобных случаев было раньше?  
Как назвать явление, когда целые села, поселения, говорящие на  языке  совершенно иной языковой группы, в результате своей малочисленности и, что не менее важно, труднообучаемости родному языку, поглощаются языком более многочисленным, и, заметьте, к тому времени  устоявшимся в литературном и культурном отношении? Можно ли это называть этногенезом?  Думается, что нет.  Это - ассимиляция. 
«Ассимиляция - это слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.» 
В настоящее время наблюдается следующая  тенденция. Этнические  рутульцы все чаще и чаще,  из-за все более  распространяющегося процесса проживания среди русскоязычного народа (русских),  начали все  больше отдаляться от своих корней, хотя иные все еще пытаются называть себя рутульцами.  Где-то пять тысяч, из тридцати тысяч в целом, рутульцев говорят исключительно на русском языке.  Но это не является поводом для того, чтобы когда-нибудь, когда количество потомков этих  «рутульцев» достигнет тысяч двадцати, тридцати, а может, и больше, русские исследователи на этом основании станут считать, что гаргары являются также предками  и русского народа.   
Рассмотрев данную проблему, выяснив, наконец,  что означает экзоним «гаргары» (гаргареи), следует ли считать потомками гаргаров только рутульцев? Это – глупо. Рутульский язык входит в языковую подгруппу лезгиноязычных народностей. Исторически он появился не в отрыве от других языков лезгинской подгруппы. Все указывает на то, что некогда это был единый язык. Но также нельзя утверждать и то, что рутульский язык является ответвлением лезгинского языка, который в силу обстоятельств, обособленности и отдаленности пошел по особому, своему пути, или, как любят выражаться некоторые лезгинские «исследователи», «отщепился».  Надо достаточно изучить этот язык, чтобы понять, что он не развивался, и не «отщеплялся». Наоборот, лезгинский язык в целом под влиянием других языков, в частности тюркского (как бы некоторые лезгинские патриоты не возражали против этого, факт остается фактом, с этим не поспоришь. Ф.Д.),  а также с  развитием поэзии и литературы «смягчался»,  слишком жесткие и многие древние гортанные звуки «приспособили»  для того, чтобы изучать этот язык могли и другие народности, в том числе не являющиеся близкими к данной языковой группе. Рутульский язык так и остался грубым и гортанным.  Если было бы наоборот, тогда почему же только в рутульском языке сохранилась особая система родов: мужской – только мужчины, женский – только женщины и общий, к которому относится все, за исключением вышеперечисленных мужчин и женщин. Например, слово «садись» по-лезгински во всех случаях звучит одинаково - «ацакъ». И при обращении к женщине, и к мужчине, и ко всему остальному. То же самое на рутульском языке: «авсукъ» – к мужчине, «авсуркъ» – только к женщине и «авсупкъ» – ко всему остальному; и т.д. Есть и исключения, которые надо просто запоминать.  Правил никаких не существует. Скажите на милость, это какие же специалисты-лингвисты должны были быть среди предков рутульцев, чтобы столь кропотливо и нудно «отщепляться» от лезгин? Отсюда вывод: рутульский язык более чем другой из языков лезгинской подгруппы в силу исторических обстоятельств представляет нам  уникальную возможность изучить древние гаргарские слова,  так как сам по себе этот язык застыл во времени.  Каким был варварским, гаргарским, таким и остался поныне.  Подобная система родов свойственна и соседям рутульцев цахурцам. Это еще раз доказывает, что некогда  все лезгиноязычные народности  говорили на едином языке, которым и был по всей  вероятности  древний гаргарский язык.  А те племена, о которых писал  Страбон и армянские историографы могли иметь отношение к территориальной принадлежности того или иного  населенного пункта, Это форма идентифицировать себе с населенным пунктом сохранилась и в наши дни.  Например: мыхьабыр (жители Рутула), лучебыр (жители Лучека),  йиребыр (жители Ихрека),  мыхьребыр (жители Мюхрека),  цахьырабыр (Жители Цахура) мишлешебыр (жители Мишлеша), Муслахдебыр (жители Муслаха), гьахтебыр (жители Ахтов) и т.д.  (Заранее прошу прощения у лезгин и цахурцев за написание названий их населенных пунктов,  так,  как они звучат на рутульском языке Ф.Д)  

Придуманную в основном специалистами-нерутульцами, именно придуманную, другого слова и не подберешь, в начале  90 –х годов прошлого века рутульскую письменность нельзя считать основой для полного и детального изучения данного языка. Очень многие звуки просто исчезли. Авторы данной письменности, может быть, просто не смогли их воспроизвести.  Но даже и после такой «культурной» революции, смягчения горловых и гортанных звуков, для слуха не рутульца речь данного языка, богатая звуками гъ, гъ, кь, къ, квъ. хъ, хь. хвь, и т.д.  в  словосочетаниях и словах, где часто встречается еще и звук «р», действительно напоминает один сплошной «къа1ркъа1р»:     
Ана дикий йахта мысга кьасиймар,
Гвалахмыра гедир ад йацаймар,
Абыр-гьа1йа, бахт-берекетбыр диъи,
Гьарсе муъкьа1, гьа1р хизынди адбыр диъи. 
Аллагьара ес выр ад са хазна виъи,
Кьасды илсан са ламысдид парче виъи,
Эдемивалды, сабырвалды гьидис ги,
Гьакьал джу1хьды дерйагьла дерин виъи. 
Джигьилеше джва1ршы ваъара ихтибар,
«Аллахьу акбар» -ваъара джва1рше азбар,
Йыгъа хьура кубас ба1л джва1р сырхыре,
Джаннетдид нур хьесыма джуды агъур а… 
(отрывок из стихотворения «Старики» на рутульском языке, опубликованные в местной газете «Рутульские новости»,  автор З. Пидуров).
После  того, как мы обсудили детально тему, кем были гаргары (гаргарейцы), у читателя может возникнуть вопрос. А  как же быть с амазонками? Ведь по Страбону извечными спутниками гаргаров были амазонки! Для начала приведем выдержку из труда А. Гайсинского «Дополнение к Вергилию»: «гаргареи и амазонки являлись двумя ответвлениями одного и того же племени, живущими большую часть года раздельно. Совершенно очевидно, что отцом каждой амазонки  являлся гаргареец,  а матерью каждого гаргарейца – амазонка. Следовательно, это был единый народ, в котором, следуя странному обычаю, мужчины и женщины жили раздельно, за исключением двух месяцев в году.  Мужчин и  женщин, переселяющихся совместно из одних мест, живущих рядом и являющихся  общими  родителями  по  отношению  к  детям   едва   ли правомочно называть "двумя племенами”. Это – одно племя».
Укажем также на интересное предположение А.Яновского,  согласно которому амазонками Плутарха могли являться жены кочевых албанов, которые сопровождали мужей верхом, "как женщины и теперь (1845 г.) на Кавказе ездят верхом". 
А теперь более подробно. 
Интересное исследование проводит на эту тему  Ахяд Ибрагимов в своей работе «Кавказский след»: «…О Хурритах,  Гаргарах,  Каспиянах,  Аварах, Гуннах древние упоминают как о кочевых племенах, и буквально понимающие, слово кочевники и  кочевое (отгонное) животноводство, современные историки порой  эти кавказские племена, ошибочно  причисляют к среднеазиатским  и тюркским народам…»
В горах Дагестана испокон веков существовали и существуют поныне две   формы кочевания: первое – отгон крупно рогатого скота на летние пастбища. Этим в большинстве случаях занимаются исключительно женщины. И в наши дни дойка коров считается чисто женским занятием. Второе -  отгонное овцеводство. Отгон овец на зимние пастбища на плоскостные места горцами. Основным маршрутом отгонного овцеводства испокон веков у чабанов лезгин, рутульцев и цахурцев были  муганские степи на территории современного Азербайджана. (Вот почему исследователи локализовали древних гаргаров одновременно и в предгорьях Самурского хребта и на равнинах.   На берегах Куры! Ф.Д)     В отличие от тюркских кочевников, которые, отправляясь в поход, брали с собой все свое семейство, древние гаргары, как и их потомки и ныне, в наши дни, отправляясь на зимние кочевья, не берут с собой своих жен и дочерей. (Как правило, уже с   десятилетнего возраста, в иных случаях и раньше, дети (мальчики) постепенно приобщались к нелегкому труду своих предков, отцы их брали с собою).   Женщины оставались дома, в горах, в родовых селениях. Хранили и оберегали свой дом. Случалось, что в случае нападения всяких незваных гостей могли дать и достойный отпор. 
В старину, как рассказывают старожилы, чабаны отправлялись на зимние кочевья в начале сентября.  Месяца полтора, а то два тратилось в пути. В лучшем случае к месту зимней «дислокации» прибывали  в конце октября. Отправлялись обратно в горы не раньше мая месяца. Месяц полтора в пути и домой,  к месту летней «дислокации» Прибывали не ранее середины июня, а то и в начале июля.  Итак,   чабан-овцевод мог находиться со своей семьей всего то два месяца в году.  Сравним теперь с тем, что писал Страбон.  «…Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского рода приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном…». 
Разумеется, нельзя воспринимать описание Страбона как истину в последней инстанции, однако... Как выше уже сообщалось, отгоном  крупно рогатого скота на летние пастбища   занимаются исключительно женщины.    Летние пастбища,  как крупного рогатого скота, так и мелкого рогатого скота испокон веков и в наши дни находятся вдали от села,  обычно на высокогорье. И довольно часто где-нибудь поблизости друг от друга.  Неудивительно, что только в это время года женщины и мужчины  гаргарейцы имели возможность «сойтись для деторождения». Следы этого поведения, странного не только для Страбона, но и для любого незнакомого с подобным образом семейной жизни гаргареев, как и их потомков сохранились и в наши дни.  
Первые исследователи рутульцев были удивлены  особым поведением и статусом их женской половины. Интересен в этом смысле ниже предлагаемый отрывок.  «…. Женщина-борчинка пользовалась особым уважением. Она никогда не закрывала лица, не носила чадру, свободно выражала свою волю. В каждом роде, тухуме выделялись женщины-наставницы. Девочки в возрасте 10-15 лет проходили обучение у наставниц. Юноши и девушки имели возможность ближе знакомиться на вечеринках, устраиваемых наставницами перед свадьбой. Девушки выходили замуж в 15-16 лет, юноши женились в 17-19 лет. Дальнейшую школу жены и хозяйки невестка проходила у свекрови. И здесь действовали свои традиции: свекровь относилась к невестке как к родной дочери, передавала ей свой жизненный опыт. Женщина становилась главным лицом в семье: она постоянно дома, с детьми. Отношения, климат в кланах определяли также женщины. И еще: женщина-борчинка никогда тяжелым трудом не занималась. Однако в случае надобности заменяла мужа по хозяйству, выполняя и мужские обязанности. В характере борчинки много от легендарных амазонок - свободолюбивых и воинственных женщин. Такая женщина давала и здоровое потомство.  Лавров Л. И (селение Борч находится в Рутульском района, по национальности рутульцы. Ф.Д.). Кроме того, первые исследователи рутульцев обращали внимание на то,  что у них в семьях особо почитаемыми считается  не только старейшина    – глава рода  (тухума), но и так называемая «старшая мать».      
Главная причина распада  Древней Албании, кроме таких факторов, как  ее захват более могущественными завоевателями, заключается в том, что в силу определенных причин на ее территории так и не сформировался единый государственный язык. Тогда как  в других странах, в  большинстве случаев путем жесткой централизации властью одного сильного и  многочисленного этноса вырабатывался единый язык, складывалась единая культура, народности  Древней Албании, как и их потомки, народности  современного Дагестана, застыли в стадии многоплеменного союза.  
Вечно воюющим: то меж собой, то с более сильными и многочисленными завоевателями,  дагестанцам (албанцам) было недосуг заняться этим делом (выработкой единого языка). Вернее, им эту возможность никогда и не давали.  Постоянная смена религий: христианство, иудаизм, ислам, а также отчаянная борьба за независимость от многочисленных и сильных захватчиков, начиная с древних персов, римлян, хазаров, гуннов, арабов, турков, иранцев и русских сплачивала их вместе против общего врага. Но вместе с тем ни одна народность не могла терпеть доминирующее положение  другой народности. Единым языком для всех народностей в определенные исторические моменты становился язык другой национальности, который порой не имел никакого отношения  к самой Албании. В средние века  это были арабский и тюркский языки,  а в наши дни, разумеется, русский.  Порой представители одного и того же языка, но разных диалектов предпочитали общаться между собой на одном из вышеперечисленных языков, но ни в коем случае не желали выработать единый язык.  Но память о едином государстве, о союзе всех исконно албанских племен  жила в сознании дагестанцев за всю историю ее развития. И даже после распада Древней Албании и завоевании ее территории и исламизации народностей и племен этой древней страны та или иная народность пытались воссоздать единое государство. Среди наиболее известных попыток можно назвать: союз аварских племен, раннесредневековое государство Серир, шамхальство Казикумухское, Аварское нуцальство, во главе с великим Умаханом Аварским, союз лезгинских племен во главе с Фаталиханом Кубинским, и, наконец, Имамат Шамиля. И сегодня объединенный Дагестан, утерявший исконные земли на Юге, то есть лезгиноязычные районы вошедшие по прихоти Советского государства в состав искусственно созданного государства Азербайджан, должен помнить, знать и гордиться своей древней историей. Тем, что они являются исконными наследниками Древней Кавказской Албании.   

Писатель Фазил Дашлай специально для сайта ЛезгиЯр




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 3504 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Фазил Дашлай
1 magleg  
 
 
13.11.2011 12:53
 
Я, ЛЕЗГИН, ЧИТАЯ СТАТЬЮ НАПИСАННУЮ ФАЗИЛЕМ ДАШЛАЕМ , ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДОКАЗЫВАЕТ , ЧТО МЫ ЛЕКИ, ГЕЛЫ . КАСЫ, ЧИЛБЫ, УТИИ, ГАРГАРЫ-- ОДНА НАЦИЯ, ОДНИ КОРНИ СПОРИТЬ, ИСКАТЬ ИСТИНУ , ЧТО ЭТО НЕ ТАК, ГЛУПО. ДРЕВНЕ- ЛЕЗГИНСКИЕ ПЛЕМЕНА -- АСЫ, ВАНЫ, КАРЫ, РАТЫ, КАСЫ, , КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ , ЕЩЕ ДО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" ЦЕЛЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И В ПОСЛЕДСТВИИ СТАЛИ БОГАМИ, Я ДУМАЮ, ВОТ ОТКУДА НАДО НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ . ХОТЯ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО ЗНАЕТ СЕЙ ФАКТ, ЧТО АСЫ , РАТЫ И.Т.Д. ДРЕВНЕ- ЛЕЗГИ ПЛЕМЕНА, НО ДРЕВНИЕ ИСТОРИКИ , ЕВРЕИ, ГРЕКИ, РИМЛЯНЕ, АРМЯНЕ, ПОТОМ ПЕРСЫ, АРАБЫ ТЮРКИ ИСКАЗИЛИ ИСТОРИЮ НА СВОЙ ЛАД . ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ ? ПОТОМУ, ЧТО ЛЕЗЗГИНСКИЕ ПЛЕМЕНА ВОЗОМНИЛИ СЕБЯ БОГАМИ. НЕ БЫЛО ПОДЕРЖКИ С НИЗОВ , "КАК СЕЙЧАС" РАЗОБЩЕНЫ, НЕТ СПЛОЧЕННОСТИ. РАССВЕТ ЛЕЗГНО- ЯЗЫЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОТУХ , ПОГАСИЛИ СИЛОЙ ГРЕКИ -- ТЮРКИ .
А В ДАННОЕ ВРЕМЯ "ИСТОРИКИ " ПРОДОЛЖАЮТ ПО НАКАТАНОЙ СХЕМЕ ТВОРИТЬ ИСТОРИЮ..
Ответить       0  
Спам

 
 
14.11.2011 08:59
 
Так далеко, в глубь истории заглянуть пока не представляется возможным. Но думаю, что эта работа даст импульс и другим исследователям, патриотам, которые опираясь на уже исследованные темы откроют нашим потомкам нашу историю.
Ответить       0  
Спам

avatar