Этноним «будуг» присвоен будугам их соседями, сами же они называют себя «будад», что означает «будцы», «относящиеся к племени буд». Об этнической принадлежности будуговсуществуют различные мнения, в том числе об отсутствии близкого родства с лезгинами (М.Г.Бахарлы), об их перекочевке из Шеки-Загатальской зоны, или из албанской области Бед(Г.Гейбуллаев), близкой связи с упоминавшимися Геродотом будиями (К.Алиев), а также с племенем будат, о котором сообщал Фазлуллах Рашид ад-дин (В.Пириев). Тем не менее для достоверного уста-новления этнической принадлежности будугов необходимы дополнительные исследования. Можно считать очевидным, что будуги относятся к племенам Кавказской Албании. Будуги имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, губинских ханов и российских царей, различных исторических трудах (А.Бакиханов, Ф.Шнитников, И.Гербер, Ф.Симонович,И.Березин), в более чем ста архивных документов, относящихся к прошлому столетию. Село же Будуг впервые упоминается на рубеже XVI и XVII веков в документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею. В 1607 г. шах Аббас I возложил управление Будугом на Мелика Ади, представители рода которого управляли селом вплоть до середины XIX века. В административно-территориальном отношении Будуг вначале был уездным центром, затем центром участка, магала, «общества» Губинской области. В состав этих территориальных единиц в разное время входило от 6 до 34 сел с различным этническим составом жителей.Будугские беки были одним из трех бекских родов, официально получивших право на бекство в Губинском ханстве. В течение XIX в. численность населения Будуга колебалась от 2300 до 3500 чело-век. По официальным статистическим данным 1839 года, в с. Будуг имелись 286 хозяйств с 1095 душами мужского населения, в 1863 г. – 329 хозяйств с 2155 душами, а в 1870 г. – 393 хозяйства с 2411 душами населения обоего пола (Г.Джавадов).Издавна будугам приходилось покидать родное село из-за недостатка пахотных земель и селиться на окружающих территориях. В районах Мушкур, Шабран и др. будугскими переселенцамизаложены новые поселки типа "оба”, или "гышлаг” – Велиоба, Гаджиоба, Шерифоба, Азизоба, Гарадаглыоба, Гаджиханоба, Гырхлароба, Рамазангышлагы, Сухтекелегышлагы, Чиловгышлагы, Гаджиалибей, Агьязы-Будуг, Дигях-Будуг, Далигая, Пирусту, Агалыг, Ялавандж и др. Все эти отселки Будуга, находящиеся в окружении азербайджанских селений, со временем утратили прежний этнический облик. Сведений о политических событиях, связанных с будугами, немного. Среди них борьба будугских "беглецов” против шаха Надира, бегство в Будуг в 1796 году губинского хана Шейхали и его переезд в Мискиндже.Согласно проведенным в 1991 году подсчетам, помимо территории Будугского сельсовета, будуги жили в селах Багбанлы, Агьязы-Будуг, Гаджилибей, Владимировка, Зердаби, Барлы,Нариманабад, Петропавловка, Сухтекеле, Тимирязев, Далыгая и др. Помимо этого, в Баку,Сумгаите, Губе, Хачмазе живут по нескольку сотен будугов. Небольшая группа будугов живет вДагестане, главным образом в селе Гаракуре Ахтынского района.Современные будуги исповедуют суннитский толк ислама. В настоящее время будуги сильно смешались с другими народами Азербайджана, имеют с ними многочисленные родственные связи. Ихуклад жизни имеет незначительные отличия от уклада жизни азербайджанцев, а жилища, одежда, пища, обычаи и традиции зависят главным образом отхарактера территории проживания. Среди отличительных черт будугов можно упомянуть многодетные семьи, гостеприимство, серьезный и порой несколько упрямый характер, верность своему слову.Сегодня будуги принимают активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Азербайджана. Среди них немало специалистов с высшим образованием – учителей,врачей, агрономов, инженеров, юристов, экономистов, научных работников. Большинство будугов занято в сельском хозяйстве. Помимо традиционных для них скотоводства, земледелия, ткачества, будуги занимаются также зерноводством, птицеводством и кустарными промыслами. Есть данные, что в XIX веке Будуг служил важным центром таких ремесел, как изготовление карманных компасов, клинков и ножен для кинжалов, прикладов для ружей, здесь существовали конезавод и мастерская по изготовлению орудий труда. Тяготы и лишения времен Великой отечественной войны вызвали массовое переселение будугов на равнинную зону, что сильно повлияло на род их занятий. Большинство современных будугов, особенно низменных, занимается садоводством, бахчеводством иземледелием, а также различными домашними промыслами. В самом Будуге после войны из почти 500 хозяйств осталось не более 50. Жители села продолжают вести традиционное хозяйство. Будуги говорят в быту на будугском языке, не имеющем диалектов. По этому языку проведены исследования, опубликован ряд научных статей, издан даже будугско-русский словарь (У.А.Мейланова). Однако есть настоятельная необходимость углубленных лингвистических исследований специалистами, для которых будугский язык является родным. По существующему мне-нию, будугский язык наиболее близок к грызскому и лезгинскому, хотя на лексический состав его определенное влияние оказали азербайджанский и частично удинский языки. Однако характер различий между будугским и лезгинским языками дает основание усомниться в их родстве.Будучи бесписьменным, будугский язык относится к числу вымирающих. В настоящее время всего 20-25% будугов свободно владеют родным языком, еще некоторая часть их его понимает. Набудугском языке говорят в основном представители старшего и среднего поколения. Подавляющее большинство современных будугов получает образование на азербайджанском языке, живущиев Дагестане – на русском; многие свободно говорят на 2-3 и больше языках. Для сохранения будугского этноса необходимы прежде всего меры социально-экономического характера. Следует воспрепятствовать оттоку населения из Будуга путем эффективного решения его социальных проблем, улучшения инфраструктуры.Следует отметить также, что в статистических данных, в переписях XIX века содержатся конкретные данные о будугах, но позже в силу процессов ассимиляции сведения о них уже несобирались. В переписи населения 1970 года отсутствуют упоминания о будугах. Отметим, что в силу отдаленности и относительной труднодоступности села Будуг процессы ассимиляции здесь протекали менее интенсивно, нежели среди населения отселков будугов на равнинных территориях. В советское время для будугов, как и других шахдагских народностей, были открыты школына азербайджанском языке, который стал выполнять для них функции литературного языка. В настоящее время все будуги имеют азербайджанское этническое самосознание. Вагиф ПИРИЕВ, доктор исторических наук, профессор
|
Лента новостей
04.05.2023 21.04.2023 30.03.2023 27.03.2023 23.03.2023 23.03.2023 21.03.2023 20.03.2023 18.03.2023 16.03.2023 13.03.2023 09.03.2023 02.07.2022 13.06.2022 06.05.2022 05.05.2022 03.05.2022 02.05.2022 ОПРОС
Рекламные публикации
10.11.2023 13.10.2023 ЛезгиЯр на Facebook
Статистика
Наша Кнопка Онлайнда авайбур: 4 Мугьманар: 4 Иштиракчияр: 0 ![]() Сегодня нас посетили: |