Этноним «будуг» присвоен будугам их соседями, сами же они называют себя «будад», что означает «будцы», «относящиеся к племени буд». Об этнической принадлежности будуговсуществуют различные мнения, в том числе об отсутствии близкого родства с лезгинами (М.Г.Бахарлы), об их перекочевке из Шеки-Загатальской зоны, или из албанской области Бед(Г.Гейбуллаев), близкой связи с упоминавшимися Геродотом будиями (К.Алиев), а также с племенем будат, о котором сообщал Фазлуллах Рашид ад-дин (В.Пириев). Тем не менее для достоверного уста-новления этнической принадлежности будугов необходимы дополнительные исследования.
Можно считать очевидным, что будуги относятся к племенам Кавказской Албании. Будуги имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, губинских ханов и российских царей, различных исторических трудах (А.Бакиханов, Ф.Шнитников, И.Гербер, Ф.Симонович,И.Березин), в более чем ста архивных документов, относящихся к прошлому столетию. Село же Будуг впервые упоминается на рубеже XVI и XVII веков в документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею.
В 1607 г. шах Аббас I возложил управление Будугом на Мелика Ади, представители рода которого управляли селом вплоть до середины XIX века. В административно-территориальном отношении Будуг вначале был уездным центром, затем центром участка, магала, «общества» Губинской области. В состав этих территориальных единиц в разное время входило от 6 до 34 сел с различным этническим составом жителей.Будугские беки были одним из трех бекских родов, официально получивших право на бекство в Губинском ханстве.
В течение XIX в. численность населения Будуга колебалась от 2300 до 3500 чело-век. По официальным статистическим данным 1839 года, в с. Будуг имелись 286 хозяйств с 1095 душами мужского населения, в 1863 г. – 329 хозяйств с 2155 душами, а в 1870 г. – 393 хозяйства с 2411 душами населения обоего пола (Г.Джавадов).Издавна будугам приходилось покидать родное село из-за недостатка пахотных земель и селиться на окружающих территориях. В районах Мушкур, Шабран и др. будугскими переселенцамизаложены новые поселки типа "оба”, или "гышлаг” – Велиоба, Гаджиоба, Шерифоба, Азизоба, Гарадаглыоба, Гаджиханоба, Гырхлароба, Рамазангышлагы, Сухтекелегышлагы, Чиловгышлагы, Гаджиалибей, Агьязы-Будуг, Дигях-Будуг, Далигая, Пирусту, Агалыг, Ялавандж и др. Все эти отселки Будуга, находящиеся в окружении азербайджанских селений, со временем утратили прежний этнический облик.
Сведений о политических событиях, связанных с будугами, немного. Среди них борьба будугских "беглецов” против шаха Надира, бегство в Будуг в 1796 году губинского хана Шейхали и его переезд в Мискиндже.Согласно проведенным в 1991 году подсчетам, помимо территории Будугского сельсовета, будуги жили в селах Багбанлы, Агьязы-Будуг, Гаджилибей, Владимировка, Зердаби, Барлы,Нариманабад, Петропавловка, Сухтекеле, Тимирязев, Далыгая и др.
Помимо этого, в Баку,Сумгаите, Губе, Хачмазе живут по нескольку сотен будугов. Небольшая группа будугов живет вДагестане, главным образом в селе Гаракуре Ахтынского района.Современные будуги исповедуют суннитский толк ислама. В настоящее время будуги сильно смешались с другими народами Азербайджана, имеют с ними многочисленные родственные связи. Ихуклад жизни имеет незначительные отличия от уклада жизни азербайджанцев, а жилища, одежда, пища, обычаи и традиции зависят главным образом отхарактера территории проживания. Среди отличительных черт будугов можно упомянуть многодетные семьи, гостеприимство, серьезный и порой несколько упрямый характер, верность своему слову.Сегодня будуги принимают активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Азербайджана.
Среди них немало специалистов с высшим образованием – учителей,врачей, агрономов, инженеров, юристов, экономистов, научных работников. Большинство будугов занято в сельском хозяйстве. Помимо традиционных для них скотоводства, земледелия, ткачества, будуги занимаются также зерноводством, птицеводством и кустарными промыслами. Есть данные, что в XIX веке Будуг служил важным центром таких ремесел, как изготовление карманных компасов, клинков и ножен для кинжалов, прикладов для ружей, здесь существовали конезавод и мастерская по изготовлению орудий труда. Тяготы и лишения времен Великой отечественной войны вызвали массовое переселение будугов на равнинную зону, что сильно повлияло на род их занятий. Большинство современных будугов, особенно низменных, занимается садоводством, бахчеводством иземледелием, а также различными домашними промыслами. В самом Будуге после войны из почти 500 хозяйств осталось не более 50. Жители села продолжают вести традиционное хозяйство.
Будуги говорят в быту на будугском языке, не имеющем диалектов. По этому языку проведены исследования, опубликован ряд научных статей, издан даже будугско-русский словарь (У.А.Мейланова). Однако есть настоятельная необходимость углубленных лингвистических исследований специалистами, для которых будугский язык является родным. По существующему мне-нию, будугский язык наиболее близок к грызскому и лезгинскому, хотя на лексический состав его определенное влияние оказали азербайджанский и частично удинский языки. Однако характер различий между будугским и лезгинским языками дает основание усомниться в их родстве.Будучи бесписьменным, будугский язык относится к числу вымирающих. В настоящее время всего 20-25% будугов свободно владеют родным языком, еще некоторая часть их его понимает. Набудугском языке говорят в основном представители старшего и среднего поколения. Подавляющее большинство современных будугов получает образование на азербайджанском языке, живущиев Дагестане – на русском; многие свободно говорят на 2-3 и больше языках.
Для сохранения будугского этноса необходимы прежде всего меры социально-экономического характера. Следует воспрепятствовать оттоку населения из Будуга путем эффективного решения его социальных проблем, улучшения инфраструктуры.Следует отметить также, что в статистических данных, в переписях XIX века содержатся конкретные данные о будугах, но позже в силу процессов ассимиляции сведения о них уже несобирались. В переписи населения 1970 года отсутствуют упоминания о будугах.
Отметим, что в силу отдаленности и относительной труднодоступности села Будуг процессы ассимиляции здесь протекали менее интенсивно, нежели среди населения отселков будугов на равнинных территориях. В советское время для будугов, как и других шахдагских народностей, были открыты школына азербайджанском языке, который стал выполнять для них функции литературного языка. В настоящее время все будуги имеют азербайджанское этническое самосознание.
Вагиф ПИРИЕВ, доктор исторических наук, профессор