Нидж Кабалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку. Более 4000 проживают в России - в Ростовской области (г.г. Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, с. Алекасндровка), в Краснодарском крае (г.Краснодар, районы Динской, Ленинградский, Кущевский), в Ставропольском крае (г.г. Минводы, Пятигорск), в Волгоградской области (г. Волгоград, с. Дубовый Овраг), а также в Свердловской, Ивановской, Калужской областях, в г.г. Москва, С.Петербург, Астрахань. Небольшое количество удин проживает в Грузии (по разным оценкам от 300 до 800 человек). В Грузии удины компактно проживают в с. Зинобиани и дисперсно в г.г. Тбилиси, Поти, Рустави. Небольшая диаспора удин (около 800 человек) имеется в Казахстане - г. Актау, а также на Украине (Харкьковская область) – более 100 семей.Говорят на удинском языке нахско-дагестанской группы кавказских языков.
Диалекты – ниджский и огузский (варташенский). Распространены также азербайджанский, русский, грузинский языки. Удины в большинстве своем двуязычны, нередко даже трехязычны. Вместе с азербайджанцами и грузинами удины трудятся в различных отраслях сельского хозяйства, возделывают пшеницу, кукурузу, виноград, рис, табак. У них развито садоводство и животноводство. Немаловажное значение в хозяйстве имеет шелководство, сбор орехов, каштанов и тд экономические и культурные успехи удин неотделимы от общего подъема жизни Азербайджана и Грузии.Верующие – христиане ортодоксальной конфессий. В настоящее время возрождается Албано-Удинская Церковь. По переписи 1959 г народности шахдагской группы (хиналуги, крызы, будуги) отнесены к азербайджанцам и не зафиксированы как отдельные народности.
История
Удины (в форме "угии") впервые упоминаются Геродотом (V в. до н. э.) дважды: при перечислении податного населения XIV сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кар-мания — земли внутреннего Ирана, и при описании персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).Более поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более сложные этногенетические процессы (например, оседание какого-либо ираноязычного или, что менее вероятно, угро-финского народа и восприятие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса.
В разное время в их состав также вливались разноплеменные группы, преимущественно ираноязычные (Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками). Во второй половине I тыс. до н. э. на территории Албании возникают городские центры (ялойлутепинская культура), ко II в. до н. э. объединившиеся под властью одного царя.Армянские средневековые источники (например, "Ашхарацуйц") определяют область расселения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров / районов: Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Севернее Куры расположен Агванк, т. е.
Албания с центром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).Утик вошел в состав Армении при Арташесе I(189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Римом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агван-ку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвердилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей большую часть части территории современной республики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфянской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Мих-раниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной степени был уже арменизирован.В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. занимает г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. В 866 г. албанский князь Хамама предпринимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства.
С массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XI в.) идет тюркизация.Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осознавать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисавет-польской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Га-санкала). Особенности культурыНа этнической территории для удин был характерен земледельческий скотоводческий уклад хозяйства (пашенное земледелие и яилажное скотоводство). Специфические отрасли: шелководство, табаководство (в Варташене им занимались преимущественно евреи, в мусульманском окружении это считалось низкостатусным занятием). В качестве субстрата: собирательство, охота. Села удин попадают в ареал широкого использования лесного (лещины) и грецкого ореха (северо-востока Азербайджана, примыкающие районы Дагестана и Грузии). В гораздо меньшей степени, чем армяне и горские евреи занимались торговлей. В РФ большая часть занята в строительстве, меньшая — в торговле.Зерново-молочный подкласс питания. Преобладание зерновых над корнеплодами, молочной (кисломолочной) пищи над мясной, мяса домашних животных (корова, овца, курица) над мясом диких животных и рыбы. Обработанное предпочтительно необработанному, но роль сырого значительна (дикорастущие, овощи). Вареное предпочитается жареному.
Зерново-бобовые блюда: хашил (мучное с мясом и медом), хуп, чилов (крупяные каши), многочисленные блюда из фасоли (каша, суп, голубцы). Хлеб (шом) кислый, но не дрожжевой (для закваски используется кусочек старого прокисшего теста, без яйца), печется в тандырах, тонкими лепешками (чуть толще, чем армянский). Выполняет медиативную роль в противопоставлении армянских опресноков дрожжевому хлебу других народов региона ("свежее-прокисшее", "тонкий-толстый"). Раньше хашил заменял хлеб.Молочные блюда: накъ (айран, от этого термина образовано мучанакъ "сладкий айран", т. е. обычное свежее молоко, которое осознается таким образом вторичным по отношению к кислому), накъел (кислое молоко), муча накъна чо (букв, "лицо сладкого айрана", т. е. сливки), ч!аьин (масло, кислое, топленое), шор (творог), сюзма (сыворотка), гъусме (сыр), хуп (множество разновидностей кисломолочных каш).Мясные блюда: яхни (варенуое кусками мясо), чаъраъкъ (шашлык из цельных кусков, на шампурах), толма (рубленное с рисом вперемешку, варенное в листьях), xauilo (кислый суп с зеленью), хуп (плов), хариса (пшеничная каша с размельченной курицей), чихиртма (кислый суп с курицей), бухлама (рыбий суп). Баланс "цельное — рубленое (измельченное)" смещен в сторону предпочтения "цельного" (у азербайджанцев наоборот). Гоурма (кавурма — пережаренное мясо в жиру в виде снеди) готовится из требухи (у азербайджанцев, армян — из чистого мяса). Вместо горячего хаша — холодное (мижмик, холодец). Постные варианты плова, толмы, яхии (вместо мяса — фасоль).Напитки: чай, вино, водка (виноградная), пунч (водка с сахаром, женский). Употребляют грибы (суп). Несколько блюд из орехов и каштанов (каши, суп).Оппозиции: "мужское (жареное, мясное) — женское (сладкое)", "праздничное (мясное, жареное, сладкое) — будничное (не маркир.)", "скоромное (мясо, рыба, молочное, соленое, квасное, спиртное) — постное (орехи, фасоль, грибы, мучное)", "поминальное (вареное, гоурма, сыр, спиртное) — непоминальное (не маркир.)", "жертвенное (мясное, вареное, с солью) — нежертвенное (не маркир.)".Поселения кучевой планировки, с одним центром (Варташен) или несколькими (Нидж). В центре — церковь, школы, магазины. Кладбища за пределами села. Усадьба огорожена забором, жилище — в центре, фасад ориентирован на юг.Жилище так называемого нухинского типа (распространены также у азербайджанцев Каба-линского, Огузского, Шекинского районов, т. е. в зоне исторического проживания удин). Одноэтажное, из сырцового тяжевого кирпича вперемежку с деревянными брусьями, позднее из плин-фы (кирпича вперемежку с грубо сколотым булыжником, в последнее время — каменное); 2 — 3 комерное (жилые помещения — по продолной оси, объеденены общей верандой), в которой размещен вход); на высоком каменном цоколе; стены несущие; с просторным и очень высоким чердаком, поддерживается 2 балками и опорными столбами), двухскатной (четырехскатной крышей, покрытой соломой, позже — гонтом, затем — черепицей). Высокий чердак и цоколь (а также тандыр на цоколе — специфические черты этого типа, видимо, свидетельствуют о территориальной близости традиций высотного городского зодчества (к западу, в Закатальском и Белоканс-ком р-нах, часто встречаются подобные, но уже 2-этажные дома, кровля становится еще выше, а также появляется башенный тип жилища, характерный для Северного Кавказа).
Исполнение продуцирующей ("женской") функции очага также вынесено за стены жилища (хлеб пекут в тандыре, находящемся в летней кухне, специальной пристройке). Удины поддерживали огонь в домашнем очаге днем и ночью. В дальнейшем открытый очаг посередине сменяется камином в одной из стен (нарушена вертикаль). Камины до сих пор сохраняют престижность во всем регионе.
Удины РФ живут в домах, однотипных с домами окружающего населения.Традиционный мужской костюм был лишен этнической специфики и характерен в целом для региона (азербайджанцев, армян и др.): нательная одежда (рубаха, штаны), верхняя одежда (архалук, шалвары, пояс,чоха), головной убор (баранья папаха), обувь (носки, портянки, чарыки).Традиционный женский костюм был близок костюму Карабаха, Шеки, Зангезура (варташенские армянки носили костюм, идентичный удинскому), резко отличался от азербайджанского: нательная одежда (рубаха, штаны, выглядывающие из-под верхней одежды), верхняя одежда (архалук с длинными разрезными рукавами и полями чуть ниже колен, серебряный или матерчатый пояс), головной убор (к1ат!ар, составной: обшитый тканью твердый диск; 2 платка, один из них закрывает подбородок и рот; налобник из монет; треугольные височники, верхнее покрывало; серебряное украшение из цепочек и шариков, крепящееся крючками поверх собранного головного убора), обувь (носки, коши). Нарушается характерная для армянской женской одежды цветочная оппозиция "красный" (рубаха и штаны) — "зеленый" (архалук): архалук у удин может быть произвольного цвета, чаще всего яркий, красный, в этом случае роль античлена выполняет фартук (синий — заменитель зеленого). Фартук (майзар) означает также "покрывало для хлеба" — очень длинный, от подмышек до щиколоток ног, чуть выше концов нательных штанов, надевают и девушки, и женщины, входит в выходной костюм. Появление этого типа фартука у удин (а также у армян Сисиана, Гориса) нарушает привычную структуру армянского женского костюма (фартук надевают обычно замужние женщины в ареале, где не закрывают рот: "целое-ущербное"). В отношении женского пояса — представления характерные и для других народов региона (горские евреи и т. д.): если женщина оденет 2 пояса сразу, муж умрет — "чет-нечет", возможно, связано с аральным противопоставлением "фартук, закрывающий пах — пояс с 2 свисающими спереди длинными концами, с эротической символикой).В 30-50—е гг. XX в. традиционная одежда исчезает.
Автор: Игорь Кузнецов (г. Краснодар)