Удины


Удины (самоназвание уди, ути) – один из древнейших коренных народов Кавказа. Историческое место проживания – Азербайджан. В настоящее время общая численность удин оценивается в более 10000 человек. Из них более 4000 проживают в Азербайджане - компактно в п. 

Нидж Кабалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку. Более 4000 проживают в России - в Ростовской области (г.г. Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, с. Алекасндровка), в Краснодарском крае (г.Краснодар, районы Динской, Ленинградский, Кущевский), в Ставропольском крае (г.г. Минводы, Пятигорск), в Волгоградской области (г. Волгоград, с. Дубовый Овраг), а также в Свердловской, Ивановской, Калужской областях, в г.г. Москва, С.Петербург, Астрахань. Небольшое количество удин проживает в Грузии (по разным оценкам от 300 до 800 человек). В Грузии удины компактно проживают в с. Зинобиани и дисперсно в г.г. Тбилиси, Поти, Рустави. Небольшая диаспора удин (около 800 человек) имеется в Казахстане - г. Актау, а также на Украине (Харкьковская область) – более 100 семей.Говорят на удинском языке нахско-дагестанской группы кавказских языков. 

Диалекты – ниджский и огузский (варташенский). Распространены также азербайджанский, русский, грузинский языки. Удины в большинстве своем двуязычны, нередко даже трехязычны. Вместе с азербайджанцами и грузинами удины трудятся в различных отраслях сельского хозяйства, возделывают пшеницу, кукурузу, виноград, рис, табак. У них развито садоводство и животноводство. Немаловажное значение в хозяйстве имеет шелководство, сбор орехов, каштанов и тд экономические и культурные успехи удин неотделимы от общего подъема жизни Азербайджана и Грузии.Верующие – христиане ортодоксальной конфессий. В настоящее время возрождается Албано-Удинская Церковь. По переписи 1959 г народности шахдагской группы (хиналуги, крызы, будуги) отнесены к азербайджанцам и не зафиксированы как отдельные народности.

История

Удины (в форме "угии") впервые упомина­ются Геродотом (V в. до н. э.) дважды: при пере­числении податного населения XIV сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кар-мания — земли внутреннего Ирана, и при описа­нии персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).Более поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более слож­ные этногенетические процессы (например, осе­дание какого-либо ираноязычного или, что ме­нее вероятно, угро-финского народа и восприя­тие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. 

В разное время в их состав также вливались разноплемен­ные группы, преимущественно ираноязычные (Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками). Во второй по­ловине I тыс. до н. э. на территории Албании воз­никают городские центры (ялойлутепинская куль­тура), ко II в. до н. э. объединившиеся под влас­тью одного царя.Армянские средневековые источники (на­пример, "Ашхарацуйц") определяют область рас­селения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров / районов: Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Север­нее Куры расположен Агванк, т. е. 



Албания с цен­тром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).Утик вошел в состав Армении при Арташесе I(189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Ри­мом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агван-ку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвер­дилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей боль­шую часть части территории современной респуб­лики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфян­ской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Мих-раниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной степени был уже арменизирован.В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. за­нимает г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. В 866 г. албанский князь Хамама предпри­нимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. 

С массовым переселени­ем тюрок-огузов (начиная с XI в.) идет тюркизация.Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осознавать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисавет-польской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Ка­балинский р-н) проживали семьи мусульман, осоз­нающих себя уже азербайджанцами, но еще по­мнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдель­ные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Га-санкала). Особенности   культурыНа этнической территории для удин был ха­рактерен земледельческий скотоводческий уклад хозяйства (пашенное земледелие и яилажное ско­товодство). Специфические отрасли: шелковод­ство, табаководство (в Варташене им занимались преимущественно евреи, в мусульманском окру­жении это считалось низкостатусным занятием). В качестве субстрата: собирательство, охота. Села удин попадают в ареал широкого использования лесного (лещины) и грецкого ореха (северо-вос­тока Азербайджана, примыкающие районы Да­гестана и Грузии). В гораздо меньшей степени, чем армяне и горские евреи занимались торговлей. В РФ большая часть занята в строительстве, мень­шая — в торговле.Зерново-молочный подкласс питания. Пре­обладание зерновых над корнеплодами, молочной (кисломолочной) пищи над мясной, мяса домаш­них животных (корова, овца, курица) над мясом диких животных и рыбы. Обработанное предпоч­тительно необработанному, но роль сырого зна­чительна (дикорастущие, овощи). Вареное предпочитается жареному.

Зерново-бобовые блюда: хашил (мучное с мясом и медом), хуп, чилов (крупяные каши), мно­гочисленные блюда из фасоли (каша, суп, голуб­цы). Хлеб (шом) кислый, но не дрожжевой (для закваски используется кусочек старого прокисше­го теста, без яйца), печется в тандырах, тонкими лепешками (чуть толще, чем армянский). Выпол­няет медиативную роль в противопоставлении армянских опресноков дрожжевому хлебу других народов региона ("свежее-прокисшее", "тонкий-толстый"). Раньше хашил заменял хлеб.Молочные блюда: накъ (айран, от этого термина образовано мучанакъ "сладкий айран", т. е. обычное свежее молоко, которое осознается таким образом вторичным по отношению к кис­лому), накъел (кислое молоко), муча накъна чо (букв, "лицо сладкого айрана", т. е. сливки), ч!аьин (масло, кислое, топленое), шор (творог), сюзма (сыворотка), гъусме (сыр), хуп (множество разновидностей кисломолочных каш).Мясные блюда: яхни (варенуое кусками мясо), чаъраъкъ (шашлык из цельных кусков, на шампурах), толма (рубленное с рисом вперемеш­ку, варенное в листьях), xauilo (кислый суп с зеле­нью), хуп (плов), хариса (пшеничная каша с раз­мельченной курицей), чихиртма (кислый суп с курицей), бухлама (рыбий суп). Баланс "цельное — рубленое (измельченное)" смещен в сторону предпочтения "цельного" (у азербайджанцев на­оборот). Гоурма (кавурма — пережаренное мясо в жиру в виде снеди) готовится из требухи (у азер­байджанцев, армян — из чистого мяса). Вместо горячего хаша — холодное (мижмик, холодец). Постные варианты плова, толмы, яхии (вместо мяса — фасоль).Напитки: чай, вино, водка (виноградная), пунч (водка с сахаром, женский). Употребляют грибы (суп). Несколько блюд из орехов и кашта­нов (каши, суп).Оппозиции: "мужское (жареное, мясное) — женское (сладкое)", "праздничное (мясное, жаре­ное, сладкое) — будничное (не маркир.)", "ско­ромное (мясо, рыба, молочное, соленое, квасное, спиртное) — постное (орехи, фасоль, грибы, муч­ное)", "поминальное (вареное, гоурма, сыр, спир­тное) — непоминальное (не маркир.)", "жертвен­ное (мясное, вареное, с солью) — нежертвенное (не маркир.)".Поселения кучевой планировки, с одним центром (Варташен) или несколькими (Нидж). В центре — церковь, школы, магазины. Кладбища за пределами села. Усадьба огорожена забором, жилище — в центре, фасад ориентирован на юг.Жилище так называемого нухинского типа (распространены также у азербайджанцев Каба-линского, Огузского, Шекинского районов, т. е. в зоне исторического проживания удин). Одно­этажное, из сырцового тяжевого кирпича впере­межку с деревянными брусьями, позднее из плин-фы (кирпича вперемежку с грубо сколотым бу­лыжником, в последнее время — каменное); 2 — 3 комерное (жилые помещения — по продолной оси, объеденены общей верандой), в которой разме­щен вход); на высоком каменном цоколе; стены несущие; с просторным и очень высоким черда­ком, поддерживается 2 балками и опорными стол­бами), двухскатной (четырехскатной крышей, по­крытой соломой, позже — гонтом, затем — чере­пицей). Высокий чердак и цоколь (а также тан­дыр на цоколе — специфические черты этого типа, видимо, свидетельствуют о территориаль­ной близости традиций высотного городского зодчества (к западу, в Закатальском и Белоканс-ком р-нах, часто встречаются подобные, но уже 2-этажные дома, кровля становится еще выше, а также появляется башенный тип жилища, харак­терный для Северного Кавказа).

Исполнение продуцирующей ("женской") функции очага также вынесено за стены жилища (хлеб пекут в тандыре, находящемся в летней кух­не, специальной пристройке). Удины поддержи­вали огонь в домашнем очаге днем и ночью. В дальнейшем открытый очаг посередине сменяет­ся камином в одной из стен (нарушена вертикаль). Камины до сих пор сохраняют престижность во всем регионе.

Удины РФ живут в домах, однотипных с домами окружающего населения.Традиционный мужской костюм был лишен этнической специфики и характерен в целом для региона (азербайджанцев, армян и др.): натель­ная одежда (рубаха, штаны), верхняя одежда (ар­халук, шалвары, пояс,чоха), головной убор (ба­ранья папаха), обувь (носки, портянки, чарыки).Традиционный женский костюм был близок костюму Карабаха, Шеки, Зангезура (варташенские армянки носили костюм, идентичный удинскому), резко отличался от азербайджанского: нательная одежда (рубаха, штаны, выглядываю­щие из-под верхней одежды), верхняя одежда (ар­халук с длинными разрезными рукавами и поля­ми чуть ниже колен, серебряный или матерчатый пояс), головной убор (к1ат!ар, составной: обши­тый тканью твердый диск; 2 платка, один из них закрывает подбородок и рот; налобник из монет; треугольные височники, верхнее покрывало; се­ребряное украшение из цепочек и шариков, кре­пящееся крючками поверх собранного головного убора), обувь (носки, коши). Нарушается харак­терная для армянской женской одежды цветоч­ная оппозиция "красный" (рубаха и штаны) — "зеленый" (архалук): архалук у удин может быть произвольного цвета, чаще всего яркий, красный, в этом случае роль античлена выполняет фартук (синий — заменитель зеленого). Фартук (майзар) означает также "покрывало для хлеба" — очень длинный, от подмышек до щиколоток ног, чуть выше концов нательных штанов, надевают и де­вушки, и женщины, входит в выходной костюм. Появление этого типа фартука у удин (а также у армян Сисиана, Гориса) нарушает привычную структуру армянского женского костюма (фар­тук надевают обычно замужние женщины в ареа­ле, где не закрывают рот: "целое-ущербное"). В отношении женского пояса — представления ха­рактерные и для других народов региона (горс­кие евреи и т. д.): если женщина оденет 2 пояса сразу, муж умрет — "чет-нечет", возможно, свя­зано с аральным противопоставлением "фартук, закрывающий пах — пояс с 2 свисающими спере­ди длинными концами, с эротической символи­кой).В 30-50—е гг. XX в. традиционная одежда исчезает.

Автор: Игорь Кузнецов (г. Краснодар)
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1085
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 22
Мугьманар: 22
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: