В верховьях небольшой речки Ярак-су, на южных склонах горы Каркул, в местности Хваъ, расположено село Ашага-Ярак.
Село других названий не имеет. Точное время образования не известно. Со
слов аксакалов, аул возник в середине XVII века. Соседи (чулакцы и
юхари-яракцы) село называют Хоар по названию местности.
Основание аула Ашага-Ярак предписывают трем братьям-кровникам из
Юхари-Ярака, назвавшим свое местожительство Асккан Яракк (Нижний Ярак).
Название селения происходит из двух слов: «яр» в переводе с тюркского -
«гора» и «ак» - подножие горы.
Есть и другое предположение о происхождении названия села: через то
место, где обосновались братья Исмаил, Бабах и Мюрч, проходила дорога
государственного значения в Грузию. Слово «ракк» в переводе означает
«двери», и это место как бы является входом в Табаристан (так называли
тогда Табасаран).
В то время в магале Нитрих было много разрозненных аулов. Это такие
аулы, как Бегран, Гюбряг, Чучгар, Амнар, Инжла, Дадага. Они и вошли в
состав вновь образованного аула Ашага-Ярак.
Тухумы селения Ашага-Ярак: Аьдамяр, Бабахар, Мюрчгар, Агъяр, Аьгьмадяр,
Гъадимяр, Ражабаяр, Уьсар, Асккандар, Инжлар, Гъимблаф, Дадагнар.
Все тухумы в ауле были узденями. Это значит, что крестьяне были
независимыми и свободными. В то время в селении было три квартала:
нижний, средний, верхний. В основном тухумы и кварталы совпадали. Роль
старшины в ауле выполнял кавха, который избирался односельчанами. Все
вопросы, связанные с проблемами аула, крестьяне решали на сходе. Сход
обычно собирался на годекане. Сенокосы и пастбища в основном были
общинными, встречались и частные владения. Лес в окрестностях аула был
общим. Такие лесные массивы, как Афна, Ажний, Стхан, делили для вырубки.
Крестьяне занимались преимущественно земледелием и скотоводством.
Орудия труда (плуги, сани, лопаты, молотильные доски, веники)
изготовляли сами крестьяне. Женщины в основном занимались обработкой
шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных носков, паласов.
Мастеров по обработке металла было мало. Самым знаменитым мастером по
металлу в ауле, да и не только в ауле, а по всему магалу Нитрих был
мастер Манаф. Именно к нему приходили крестьяне из соседних аулов для
изготовления сельхозорудий. Из мастеров-каменщиков известными были
Ибрагимовы, Исмаил и Шихгерей, а по дереву - Секеров Али. В ауле
действовала одна мечеть. Управлял ею имам, избранный всеми крестьянами,
как человек, знающий ислам, опытный, справедливый, мудрый. Таким имамом
был мулла Мердан. Специальных мусульманских школ, медресе в ауле не
было. Обучали при мечети только арабскому письму и чтению Корана.
Яракцы принимали активное участие в революционном движении 1905-1907 гг.
(Шагверди, Агабала и Кулиев Гаджимирза). Шагверди и Агабала погибли в
Баку. Пламенный революционер Юзбеков Тарикули славился не только в ауле,
но и в Южном Дагестане. Про него сельчане слагали песни, воспевали его
мужество и бесстрашие. Имя Юзбекова Тарикули присвоено пионерской
дружине Ашага-Яракской средней школы.
Наиболее состоятельными в селе были семьи Раджабовых и Гаджиагаевых. Они
были раскулачены и выселены из аула за использование подневольного
труда.
Халидов М.Х., участник ВОВ
Мирзабеков Б.А., предприниматель
Почти все в селе были безграмотными. На русском языке умели читать
Раджабов Риза и Гаджиев Гаджи. К ним приходили не только односельчане,
но и жители других сел магала Нитрих, чтобы им перевели письма на родной
язык.
Большинство населения Ашага-Ярака жило в нужде. В хозяйствах с большими
семьями не хватало хлеба со своего приусадебного участка. Поэтому многие
были вынуждены ехать на заработки в Дербент, Баку. В начале XX века
частные торговые лавки открыли Аюб, Мисрихан, Мирзамагомед.
В 1926 году в частном доме Халидова Мердана открыли четырехлетнюю школу.
В ней работали Байрамов Велибек, Гусейнов Гусейбек, Мурадов Мурад,
Мирзабеков Агабек и др.
Из селения Ашага-Ярак в Великой Отечественной войне участвовало 46
человек. К большому сожалению, 34 участника пропали без вести, домой
вернулись 12 воинов. Их ряды из года в год редеют. Но каждый человек,
который прожил достойную жизнь и оставил после себя благородный след,
вместе с историей своего села и народа переживет века.
Наиболее популярным не только в селе, но и в республике является
Раджабов Абдурагим Недтефович - декан экономического факультета,
заведующий кафедрой организации и предпринимательства в АПК, кандидат
сельскохозяйственных наук, профессор. Родился в 1946 году, родовые корни
из селения Ашага-Ярак, проживает в Махачкале.
После окончания Дербентского сельскохозяйственного техникума работал в
совхозе «Табасаранский», а с 1967 года по 1969 год проходил военную
службу в рядах Советской Армии. С 1970 года по 1979 год был студентом,
затем аспирантом Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.
Тимирязева. В 1979 году защитил диссертацию на соискание ученой степени
кандидата наук.
В 1980 году был принят на работу в ДагНИИСХ, а с 1982 года по настоящее
время работает в Дагестанской государственной сельскохозяйственной
академии. Прошел все должности от ассистента до профессора.
Шихгереев Х., судья Верхсуда РД
Раджабов А.Г., профессор
Женат, имеет двух сыновей и дочку.
Источник: mo-khivskiy.ru
Фото ©