Село Канциль


Канциль (къванцин ц1ил) - каменная цепь из горных пород. Это удивительное название селение получило не зря: большую часть территории села окаймляют скалы и горы. Это позволяет сельчанам добывать строительный камень и продавать его.

Климатические условия благоприятны для развития земледелия, животноводства, садоводства и огородничества. В местных лесах обитают волки, лисы, зайцы, рыси, медведи, ежи и т.д. В лесах встречаются дуб, орех, бук, граб, кизиловое дерево и др. Большим достоянием лесов являются родники Халум булах, Ширен булах, Самад булах и многие другие. Для сенокоса и огородничества используют и некоторые участки долины Арат.

История образования Канциля главным образом основана на предположениях, так как археологические раскопки не проводились. Селению более 300, а может, и 1400 лет, точных данных нет.
Селение образовано в результате переселения жителей близлежащих сел. Доказательством этому служат стены разрушенных построек, встречаемых в лесах, могильные камни вблизи этих построек. Возможно, эти села назывались Кьвет1ер, Чепе, К1ешер хуьр, Ягъва авай чка, Вегьра авай чка, Ч1имч1ир.

Аксакалы села очень часто рассказывают и такую легенду: раньше вблизи нынешнего Канциля располагалось селение, разрушенное из-за нашествия змей. Змей находили даже в люльках спящих детей. В лесу у селения Канциль есть место, называемое Гъуьлягърин к1унт1. Там встречается несколько видов змей. В долине Ч1имч1ир находятся надгробные камни, а также сохранились развалины крепости Хамза. Есть мнение, что у подножия скал Кьвет1ер в древности располагался город Куьре шегьер с развитыми экономикой и социально-политическим строем.

На ранних стадиях формирования села были распространены язычество, зороастризм, христианство, иудаизм, а впоследствии здесь утвердился ислам. В местных обрядах сохранились некоторые признаки языческих религий времен Кавказской Албании. В недавнем прошлом женщины села выходили совершать обряд вызывания солнца - «гунге-рек» и дождя - «пешапа».

Любимый праздник всего Дагестана - день первой борозды - яран сувар является доказательством распространения зороатризма, т.е. огнепоклонства.
В окрестностях Канциля встречаются и письменные доказательства распространения персидской и другой культур. В долине Ч1имч1ир, например, имеется камень, на котором можно прочитать роспись на персидском языке. Но главный след оставили, конечно, арабы. На территории села проживали переселенцы из селения Куьчхуьр, именно они являются главными распространителями ислама не только в Канциле, но и среди многих лезгинских сел. В селении были построены мечеть и медресе. В медресе в основном обучали арабскому языку и Корану. Многие в селе владели арабским языком. Одним из них был Калабеков Самад. При мечети имелась небольшая библиотека, которая служила главным источником знаний.

Как и во многих лезгинских селах, жители Канциля тоже делились на 10 узденских тухумов: Жигер, Мазат, Мусса, Мумад, Миц, Чапан, Чичап, Цак, Царни, Фекьи. Главными основателями села являются Мумад, Мусса и Фекьи. Мумад с арабского означает «старейшина». Возможно, что предки этой родовой общины были переселенцами из Кочхюра. До революции Канциль являлся селением социально и экономически слаборазвитым. В селении действовала начальная школа, в которой учились дети из более состоятельных семей.
Основными занятиями были земледелие и животноводство, продукция которых предназначалась для личного потребления. Из-за ограниченной занятости многие занимались отходничеством. В основном уезжали в Азербайджан.

О революции 1917 года канцильцы знают не понаслышке. Центром революционных событий в Южном Дагестане стала долина Арат. Многие жители села были и участниками Гражданской войны, среди них Мирзабеков Мирзабег. Во время раскулачивания из села было выселено несколько богатых семей, которые практически построили Канциль. Некоторых из них сослали в Сибирь.
Большие перемены произошли в селении при советской власти. Был создан колхоз, в 1932 году открыта первая в районе средняя школа, которая сыграла большую роль в развитии не только села, но и района. Она стала кузницей кадров. Первыми учителями были приезжие из Куркента, Ялаха, Ахтов. С 1939 года стали приезжать специалисты из России - это Антонина Михайловна, Евдокия Ивановна, Сергей Вартанович, Понаморенко Татьяна Борисовна, Белокурова Аня, Нина Федоровна. Приезжали и из других районов Дагестана: Меликов Тажир, Мирзоев Абдулнур, Атлуханов Мерзефер, Алиев Рамазан и многие другие.

Для поколений 30-50-х годов прошлого века характерны были усидчивость и целеустремленность, тяга к знаниям. Благодаря усилиям приезжих специалистов появились местные кадры - это Гаджиев Зейнудин, Исаев Мугудин, Абдуразаков Ферзиллах, Айвазов Шабан, Гаджибалаев Абдулазиз. Многие выпускники канцильской школы стали кандидатами, докторами наук. Это Хаиров Айдабег, Рамазанов Абдурашид, Рамазанов Абдулкафар, Исмаилов Исмаил, Магомедов Алифенди, Ризаханов Магомед, Ахмедов Зайнудин и др.
Многие годы наш земляк Ахмедов Ахмед Вердиханович, заслуженный экономист, работает председателем профсоюза работников государственных учреждений РД.
Гордостью Канциля и района является первый офицер из села лейтенант Кафланов Агабек. Почти 30 лет он работает военным руководителем Канцильской средней школы, подготовил многих выпускников для поступления в высшие военные училища.

А другой выпускник этой школы - подполковник Казимагомедов Нариман является заместителем начальника охраны министра чрезвычайных ситуаций РФ. Как истинный патриот родного села, он пожертвовал 500 тыс. рублей на восстановление мечети.

Большое значение для развития села имеет и деятельность депутата Самадова Самада Казимовича.

В 1952-1954 годах на месте медицинского пункта построили участковую больницу. Главным врачом медицинского пункта был Шекерали, главврачом участковой больницы - Калабеков. В селении также были построены радиостанция, сельский Дом культуры, почтовое отделение и другие объекты. Большую роль в развитии села сыграл колхоз. Значителен вклад сельчан в строительство дороги Канциль-Кашкент. Под руководством председателя Исмаилова Абдуширифа в 50-60-х годах прошлого века колхоз добился больших успехов.

В годы Великой Отечественной войны из Канциля на фронт ушли почти 100 человек, из которых вернулись только 15. В настоящее время их становится все меньше и меньше. Ветеран войны Усманов Чубан награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, орденом Славы 1-й степени.
Патриотизм и гражданственность той поры сохраняются и в настоящее время: об этом говорят открытие обелиска, у которого проводятся встречи с ветеранами ВОВ, и другие торжественные мероприятия.

Источник: mo-khivskiy.ru
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 22
Мугьманар: 22
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: