Нижние окраины Табасаранского района приняли ислам едва ли не
вторым в Дагестане (после Дербента). Тем любопытнее, что в табасаранской речи
до сих пор уцелело проклятье: "Пусть тебя накажет умчар". "Умчар"
выступает здесь как некое сверхчеловеческое существо. Современные табасаранцы
не могут объяснить этого слова. Видимо, "умчар" - имя или обозначение
одного из доисламских языческих божеств. Табасаранский язык сохранил и древнее
местное название Дербента - "Цалии" (в смысле "стена"). Это
удивительно, ибо уже четырнадцать веков стена пересекает табасаранские земли и
временами играла заметную роль в исторической жизни народов Табасаранского
района.
Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаранском районе, но
употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства,
подлости: "Двадцать тысяч проклятий тебе!". Такая его гиперболическая
форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским
меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана.
Гунны, сасаниды, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы - все побывали здесь;
любопытно в связи с этим бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах
Нижнего Табасарана поверье, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз - и
семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь
смысл истории Табасаранского района. К слову сказать, проклятья - это целый
жанр дагестанского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического
интереса.
На расстоянии 3-4 км от Хучни, на возвышенности, сохранились остатки крепости,
известной названием "Крепость Семи братьев". О крепости существует
легенда, известная в нескольких вариантах, некоторые из них приводились и в
литературе. Мое внимание, однако, привлекли именно отличительные детали
вариантов легенды: сообщая подробности и взаимно дополняя друг друга, они могут
содержать и элементы исторической реальности, не сохранившиеся в источниках
других видов. Поэтому приведу здесь различные варианты этой легенды. Все
предания говорят о том, что в крепости неко-гда жили 7 братьев и их красавица
сестра. Подчеркивая ее красоту, некоторые предания утверждают: ее косы были
настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам, спускала
его в реку, а затем вытягивала кувшин с водой с помощью кос наверх в крепость.
По некоторым вариантам предания, братья поселились в крепости по приглашению
жителей близлежащих селений для их защиты, ибо братья были признанными
богатырями и умелыми, опытными воинами. Население содержало братьев. Братья
успешно защищали окрестные села и неоднократно выдерживали осады. Сестра
готовила им пищу и выполняла домашнюю работу.
Однако во время одной из неприятельских осад сестра влюбилась в одного из
воинов (по другим вариантам - в предводителя вражеской армии). Далее
расхождения между вариантами предания усиливаются. Один из вариантов именует
врагов иранцами. Братья обороняли от них проход . Однако иранский воин -
возлюбленный сестры - уговорил ее тайно налить соленой воды в дула ружей и в
ножны шашек братьев. Она сделала это, после чего попыталась убежать к врагам,
но братья вовремя заметили ее бегство, схватили ее и совершили над ней
ритуальное убийство камнями (т. н. "даш-къалагъ" - "побиение камнями").
Однако, видя, что оружие их приведено в негодность, они поспешно покинули
крепость, успев все же сделать завещание своего имущества окрестным жителям:
земельные участки - селениям Ханаг и Ругудж, книги - селению Гасик, домашнее
имущество - жителям Хили-Пенджика.
По другому варианту предания, вражеский военачальник попросту подкупил сестру,
она собралась перебежать к врагам. Но тут один из братьев поднялся на стену
крепости и увидел удаляющуюся сестру. Сразу догадавшись, в чем дело, он бросил
ей вслед камень. Тотчас это сделали и остальные братья, которые тем временем
тоже поднялись на стену. Братья бросали в нее камни до тех пор, пока она не
погибла под целым каменным холмом. С тех пор в знак проклятья до самого
недавнего времени каждый прохожий плевал на холм камней - могилу предательницы
и швырял туда камень. Холм этот существует и поныне.
По третьему варианту предания, военачальник врагов - иранец, возлюбленный
сестры, предложил ей испортить оружие братьев соленой водой. После того как
братья погибли, враг ворвался в крепость и двинулся дальше в глубь района,
причем была казнена и сообщница-сестра. Враги рассудили, что женщина, предавшая
братьев, не может быть верной и кому-либо другому, а потому заслуживает смерти.
Труп ее был оплеван табасаранцами и забросан грудой камней. По четвертому
варианту предания, сестра была скорее излишне доверчивой, нежели подлой. Она
решилась испортить оружие своих братьев соленой водой по наущению вражеского
воина - ее возлюбленного - "лишь после того, как враги пообещали ей, что
братья её останутся живыми и будут назначены старшинами в 7 больших селениях
ныне Табасаранского района . Однако, захватив фактически безоружных защитников
крепости, враги нарушили данное слово - они начали казнить братьев одного за
другим. Так были казнены пятеро. Двоим каким-то образом удалось вскочить на
быстроногих, летящих как ветер лошадей и спастись от врагов. Один из этих
братьев - Касум - прожил долгую жизнь и основал селение Касумкент. Между тем,
поднялись жители всех окрестных сел, иступили против врагов, не пустили их в
Верхний Табарасан, и в конце концов враги вынуждены были уйти восвояси. А
изменницу-сестру победившие табасаранцы казнили избиением камнями. И, наконец,
в Лидже есть еще один, очень краткий вариант предания, где врагами табасаранцев,
противниками братьев названы монголы ("мугалы"). Сестру же, по
здешнему преданию, убили сами братья: узнав о ее измене, они сбросили ее со
скалы.
Возможно, что в Табасаранском районе существуют и иные варианты этого
предания. Существование его во многих вариантах является весьма любопытным,
даже поучительным. Хорошо прослеживаются постепенно наслаивающиеся исторические
детали. В качестве противника выступают то монголы, то иранцы, то безымянные
"враги", хотя, конечно, в реальной истории едва ли совместимы монголы
времен Чингис-хана (другое дело татары Золотой Орды) и огнестрельное оружие. В
некоторых вариантах вводятся фантастические детали, характерные для сказки
(невиданные косы красавицы сестры). Глухо звучат какие-то социальные моменты
(братьев, оказывается, содержали окрестные сельчане).
Наконец, в разных вариантах сталкиваются различные этические подходы - от
безусловного следования родственному и общественному долгу до стремления
выставить в качестве смягчающих обстоятельств неподвластные человеку факторы
(сильные чувства, рок и т. д.), даже робкое стремление как-то указать на личные
права сестры. Но, во всяком случае, следует отметить, безусловно, положительное
отношение народа к братьям - защитникам родины и, безусловно, отрицательное
отношение к врагам во всех вариантах предания.
Крепость у с. Хучни, с которой связано изложенное выше предание, очень наминает
по размеру и планировке форты Дербентского оборонительного комплекса. В горах
немало крепостных сооружений, башен и т.п., но крепость с. Хучни выгодно
отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены
либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней
(иногда оба способа сочетаются) без применения цементного или известкового
раствора. А кладка стен хучнинской крепости сделана на связующем растворе.
Камень местный - это не вызывает сомнений - подобран один к одному. Кладка
сделана правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни,
примерно 50м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина около 2-2,5 м.
По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей.
В северной стене находится единственный вход в крепость. Проход в рост
человека. Интересно, что по сторонам его - массивные вертикальные выступы
четырехугольного сечения. В стенах прохода сохранились вертикальные пазы,
по-видимому, для подъемной двери, некогда скользившей по ним вверх и вниз.
Хучнинская крепость - двухэтажная, но нижний ярус заполнен землей наполовину,
поэтому высота и изнутри несколько меньше, снаружи она достает в среднем 7 м.
Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. В общем,
хучнинская крепость походит скорее на феодальный средневековый замок, нежели на
укрепленный населенный пункт типа средневекового городища. Крепость расположена
на выступе горы, у самого ущелья. Со стороны Хучни крутой обрыв, здесь доступа
к крепости нет. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо
просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший,
далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в Кайтаг и
стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного
комплекса. По склонам ниже крепости, по-видимому, когда-то было расположено
поселение: до сих пор там сохраняются следы кладбища и строений. Скорее всего,
оно было связано хронологически с функционированием крепости.
Целый цикл хучнинских преданий связан с борьбой против Надир-шаха. Вот
некоторые из них. Население аулов Кулик, Ряхжиг, Цуриг, Гариг, Джатри, Журдаг,
Дирчи избрало предводителе борьбе против Надир-шаха некоего Мажвада.
Однако Мажвад вместе с "сыновьями Джюга" перебежал сторону врага.
Другой руководитель горцев - Навруз из Кулика героически погиб при обороне
Куликовской крепости от иранцев. Иранцы долго осаждали ее. Наконец, когда
защитники были изнурены осадой, иранцы смогли захватить крепость. В ту же
ночь они прибыли к Кулику, напали на иранцев, находившихся в крепости, и
истребили их полностью. Около с. Хустиль до сих пор есть местность, называемая
Гюни-Раццар - "кровавые токи", в память о "молотьбе шаха",
особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях
Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем
гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не
погибали.