Село Куг


О происхождении топонима «Куг» (лез. -хъукьвар, табас. - кугъар) имеется несколько версий. Наиболее вероятной кажется версия, связывающая название села с терновником - колючим кустарником с терпкими синевато-черными плодами, по-лезгински называемым къукъвар. В силу определенных фонетических процессов со временем топоним къукъвар (терн) превратилось в хъукьвар. Правдоподобность данной версии можно обосновать тем, что действительно в местах, где раньше располагались хутора Ч1уру хуьр (Разрушенное село), Бардаса хуьр (Бардаскент), Кьвет1ерин ара (Среди валунов), Ягъухъ (У леса) и др., из которых образовалось позже с.Куг, в изобилии растет этот кустарник. Кстати, вокруг нынешнего населенного пункта Куг также много такого кустарника.

По рассказам старожилов Хайирова Малла и Хидирова Нюдюра, записанным еще в 1940 году, село Куг образовалось из этих семи хуторов, объединившихся после большой эпидемии чумы и природных катаклизмов: говорят, что несколько лет подряд была засуха, в результате чего исчезли источники с питьевой водой, иссохли реки, участились случаи нападения на людей (особенно детей) змей и т.д. Под влиянием этих факторов все семь хуторов почти обезлюдели. Оставшиеся в живых жители семи хуторов решили объединиться, чтобы легче было противостоять не только природным катаклизмам, но и внешним врагам. И они выбрали очень удобное во всех отношениях место, где и расположено современное селение Куг. Оно раскинулось на огромном холме, напоминающем верблюда. Это место выгодно отличалось от мест бывших хуторов тем, что, во-первых, можно избежать наводнения; во-вторых, крестьяне сэкономили пашни, луга; в-третьих, всю территорию Куга можно обозреть с любой точки старого селения; в-четвертых, вокруг села и в селе было много источников с питьевой водой и т.д.

Старое село Куг состояло из трех магалов: 1) верхний магал, или Алахар; 2) Элкъвей мягьле -круглый или средний магал, где расположилась Джума-мечеть, и 3) Агьа мягьле - нижний магал.
О топониме «Алахар» существует легенда. Предполагают, что жители этого магала переселились в Куг из селения Ялак (лезг. Ялахъар) Ахтынского района. Старшина села с согласия кугского джамаата выделил им самую макушку холма, где не было ни питьевой воды, ни земли под огороды. Пришельцы обжили этот участок, породнились с местным населением, а магал получил название Алахар. Кстати, алахарцы отличаются от остального населения своим упорством, трудолюбием, большой выносливостью и сплоченностью.

После землетрясения 1966 года селение неузнаваемо изменилось: крыши всех домов покрыты шифером или железом (а в старом Куге только Джума-мечеть имела черепичную крышу), к трем имеющимся магалам присоединились еще новые четыре магала: Чархукент (Село у камней), Темягькент (Аппетиткент), Юргъакент (Село, где буйно растут сорняки), Сувалкент (Село на горке).
В настоящее время с высоты птичьего полета село напоминает огромного орла в полете. Оно продолжает расти и развиваться.

Что же говорят ученые об истории нашего села?
Известный кавказовед и наш земляк Ханмагомедов Б.Г.-К. говорил, что в архивах Тбилиси он наткнулся на документ, в котором утверждалось, что население Куга в стародавние времена было двуязычным: жители свободно говорили на лезгинском и табасаранском языках. В какой-то мере этому утверждению уважаемого профессора можно поверить - в отличие от населения других лезгинских сел, граничащих с табасаранцами (Архит, Асакент, Канциль, Заза), куг-цы лучше понимают и разговаривают на табасаранском языке. Более того, в Куге и сейчас около 30 семей со смешанными (с табасаранцами) браками.

Село Куг - одно из самых старинных сел не только в Хивском районе, но и в Южном Дагестане. Об этом свидетельствуют материалы историко-археографической работы, проведенной заведующим сектором арабских стран Института востоковедения Академии наук России Аликберовым А.К. в 1987 году в этом селе. Как вытекает из названных материалов, кугцы прошли все стадии религиозного развития: язычество, зороастризм, христианство и ислам. На территории села хорошо сохранились различные по типу и функциям святилища, культовые камни и скалы, сакральные деревья и священные леса, горы и пещеры. Подавляющее их число было приспособлено местным мусульманским населением к исламу, однако обряды и верования, связанные с этими памятниками, во многих случаях имеют черты глубокого архаизма. Наиболее интересен сакральный комплекс близ села, включающий в себя священный лес, пещеры, образованные путем выветривания, причудливые изваяния и языческое святилище, где до сих пор с помощью сложных обрядов жители «вызывают» дождь или солнце.

О древности происхождения села Куг свидетельствует арабская надпись на памятнике из камня доломитовой породы, находящемся в одном из бывших старинных хуторов (Регъверик галай ч1уру хуьр - Разрушенное село у реки). Эту надпись, вырезанную на камне мелким полукуфическим шрифтом, прочитал и перевел Аликберов А.К. в 1987 году. Перевод гласит:
«Да простит Аллах их всех! Я обращаюсь к Аллаху, чтобы защитил от шайтана проклятого. Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Скончался владелец этой могилы Хатиб Мухаммед в конце месяца раби аль-авваль семьсот тридцатого года от хиджры пророка. Нет бога, кроме него самого. Все вещи тленны, кроме существа его, мудрого и ожидаемого».
Месяц арабского лунного календаря раби аль-авваль 730 года хиджры начался 24 декабря 1329 года и закончился 23 января 1330 года. А поскольку в надписи указывается конец месяца, то датировку можно определенно уточнить: хатиб (что означает «проповедник ислама») Мухаммед скончался между 13 и 23 января 1330 года. Отсюда вывод: более 700 лет назад в Куге были ученые мужи, и его возраст составляет не менее 2000 лет.

Основными видами деятельности мужской части населения были животноводство, хлебопашество и отходничество. Женщины в основном вели натуральное домашнее хозяйство, занимались ковроткачеством и выделкой шерстяных и льняных натуральных тканей для нужд семьи. Кроме того, Куг был известен славными мастерами резьбы по камню (Гасанха, Метелим), поделками из цветных металлов (Рамазан Шабанов, он же был известен и как оружейник). Кугцы вели натуральное крестьянское хозяйство, основными предметами торговли были зерно, скот, камни, надгробные памятники.

Отходничество являлось и сейчас является одним из самых распространенных видов деятельности горцев. Как все малоземельные и безземельные горцы, определенное число мужского населения Куга тоже занималось отходничеством. Все они в основном работали на нефтяных промыслах Нобеля, Тагиева и других нефтепромышленников Баку. Как известно, Баку в начале XX столетия был одним из промышленных центров России, где уже сложился сознательный рабочий класс.
В это время в Баку создаются рабочие марксистские кружки, руководителями которых были А. Азизбеков, С. Шаумян, И. Сталин, К. Агасиев и др. Активным участником одного из рабочих кружков был наш земляк Нюдюр Хидиров. Он выполнял партийные поручения черноволосого грузина (Сталина), затем стал активным участником группы «Гуммет», одними из руководителей которой были ахтынцы К. Агасиев и М. Айдинбеков. По заданию этих революционеров Н.Хидиров неоднократно выезжал в горные села Лезгистана и проводил там разъяснительную работу среди крестьян. Его рассказы и встречи с сознательными пролетариями городов Баку, Дербента, ежегодное участие в весенней путине на Каспии открыли глаза многим нашим односельчанам. Большую активность проявили кугцы в годы Гражданской войны. Когда в Дагестан пришли деникинцы и турецкие янычары, большинство мужского населения Куга вошло в отряд, руководимый бесстрашным революционером Тарикули Юзбековым.

Все кугцы хорошо знали Юзбекова, поэтому по первому его призыву они активно включились в борьбу за освобождение Южного Дагестана от белогвардейцев и иноземных захватчиков. В боях за Дербент особо отличились Аскеров Мурсали, Курбанов Шериф, Хусенов Джамалдин, Абдурахманов Мирзафер, Байрамбеков, Мирзабала, Алиметов Аликбер, Ферзилаев Аскер, Сурхаев Келбали и многие другие. Как активный красный партизан Аскеров Мурсали был удостоен великой чести - был избран делегатом Чрезвычайного съезда народов Дагестана в г. Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) 13 ноября 1920 года. Активное участие кугцы принимали и в организации комитета бедноты, и в колхозном строительстве. Однако при этом не обошлось без перегибов.

Как и повсюду в стране, в разряд кулаков попали честные зажиточные крестьянские хозяйства Гаджиева Аслана, Рамазанова Ашурали и других. В 30-е годы, как и по всей стране, в Куге стали преследовать служителей культа. Из Куга был сослан в Сибирь один из замечательных ученых-арабистов Алискеров Селимхан (он свободно переводил Коран, читал на лезгинском, русском, табасаранском, азербайджанском языках). Преследовалась семья Байрамбековых только за то, что их прадед Байрамбек пешком по¬сетил мусульманскую святыню - Каабу еще до
Октябрьской революции. Естественно, эти перегибы могли оставить в душах честных людей негативное мнение о борцах за советскую власть. Но человек обладает удивительным качеством - умением прощать. Поэтому нынешнее поколение кугцев сохранило светлую память о земляках - активных участниках борьбы за советскую власть в Дагестане.

С установлением советской власти в селе усиливаются авторитет и влияние Коммунистической партии и Ленинского комсомола в массах. До 1935 года село Куг входило в состав Касумкентского района, там же находилась партийная ячейка. Из сельчан многие молодые люди начали посещать партийные и комсомольские собрания в селении Зизик. В эти годы первыми комсомольцами стали Абдуллаев Алипулат, Тагиев Тагир, Ханкишиев Магомед, Кенберов Мурсал и другие, а из женщин первой комсомолкой - Курбанова Джаган.
Первыми коммунистами села стали Магомедов Керим, Мустафаев Булу, Эмиргамзаев Саидахмед, Ахмедов Курбали, Азимов Фархад, Эмирбеков Загирбек, Рамазанов Шихзада, Максумов Гашим, Сурхаев Кербали, Ханалиев Кадыр, Байрамбеков Мирзабала, а из числа женщин - Казибекова Джавагир, Рамазанова Фатимат, Тажибова Беневша. Они проводили большую организационно-политическую работу, боролись с неграмотностью, выступали с концертами, докладами перед населением.

В организации культурно-массовой работы среди населения отличились молодые комсомольцы Тагиев Т., Ахмедов К. и др. Они стали примером для всех в суровые годы Великой Отечественной войны. Тагиев Тагир, будучи секретарем комсомольской организации колхоза, добровольно встал в ряды защитников Отечества. Его примеру последовали и другие комсомольцы и коммунисты: Ахмедов К., Эмирбеков З., Сурхаев К., Мустафаев Б., Байрамбеков М. Еще до начала Великой Отечественной войны из числа первых комсомольцев села записались в Красную Армию Аликберов Важиб, Ханкишиев Магомед, Шихкеримов Шихджалиль, Гайдаралиев Махмуд, Рамалданов Шамсудин. Они являются участниками двух войн - Финской и Великой Отечественной. Светлую память о них хранят односельчане, воздвигнув в центре села многометровый монумент, возле которого проходят все торжественные события в селе.

До организации колхозов в селе функционировало ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), которым руководил Курбанов Курбан. По инициативе многих активистов в 1933 году в селе была создана сельскохозяйственная артель бедняков, где занимались развитием животноводства и растениеводства. Первым председателем этого кооператива стал Рамазанов Шихзада. Через три года, т.е. в марте 1936 года, был создан колхоз, который носил имя М.И. Калинина. Председателем был избран Эмиргамзаев Сеидахмед, который работал в этой должности более 10 лет. После него председателями были Абдуллаев Алинулат, Сурхаев Келбали, Шихалиев Наврузали, Рамазанов Шихзада, Булуев Багавдин, Рамалданов Мугудин.
Колхоз был многоотраслевым: развивали животноводством (мелкий и крупный рогатый скот), виноградарство, пчеловодство и т.д. Колхоз им. М.И. Калинина с. Куг превратился в передовое хозяйство района, в 1950-1955 годах колхоз имел более 2000 голов овец, 600 голов крупного рогатого скота. За достигнутые успехи колхоз неоднократно заносился на районную и республиканскую Доски почета.

В 1963 году произошло укрупнение двух колхозов в один: колхоз им. М.И. Калинина с. Куг и колхоз им. К.Маркса с. Яргиль объединились в колхоз «Дружба». Руководили им Булуев Багавдин и Рамалданов Мугудин.
С 1 января 1969 года колхоз «Дружба» объединили с колхозом им. В.И.Ленина с.Кашкент в один совхоз «Кашкентский». Директорами совхоза в разные годы работали Камалов Камал, Юсуфов Юсуф, Байрамбеков Мухтар и др.
В 1990 году кугцы отделились от совхоза «Кашкентский» и создали колхоз, председателем которого стал Байрамбеков Б.М. Он сумел быстро организовать хозяйство, улучшить быт колхозников. Затем председателем был избран Ахмедов А.К. В настоящее время колхозом руко¬водит Рамазанов Н.Ш.

В 1941 году мирный созидательный труд жителей с. Куг был прерван войной. Наступили тяжелые дни испытаний для жителей. В селе, когда узнали о начале войны, состоялся митинг, на котором выступили коммунисты села Магомедов К., Эмиргамзаев С., Хазранов Гайдарали, секретарь ко -митета ВЛКСМ Тагиев Тагир и другие. Участники митинга решили не жалеть ни сил, ни энергии -отдать все для фронта, для победы над лютым врагом. Село направило на фронт 86 человек, в том числе 4 братьев из семьи Исаевых, по 2 брата из семей Тагиевых, Эмирбековых, Эмиргамзаевых, Сурхаевых, Кафаровых, Рамалдановых и др. Многие из них показали образцы мужества и героизма. Среди них сержант Эмирбеков Загибек, который награжден 12 орденами и медалями. Гвардии майор Курбанов Зиявудин награжден 11 орденами и медалями, а старшина Рамалданов Нурудин, Тагиев Тагир и многие другие имели по 9 и более правительственных наград.
Немало крови пролили за любимую Родину инвалиды Отечественной войны Насруллаев Идрис, Халибеков Алимагомед, Ахмедов Керба-ли, Шихмурадов Казимурад, Агарзаев Агабала.
Свою лепту в победу внесли и Рениев Велихан, Абасов Келендар, Аскеров Насруллах, Джабраилов Джабраил, Балакеримов Агакерим, Ярметов Атлу, Гасанханов Балакардаш и многие другие.
Помогали фронту своим самоотверженным трудом в тылу и женщины, и дети. К примеру, как пишет Юсуфов Р.Ю. в своей книге «Пионерия Дагестана» (1963), «пионер Кугской школы Хивского района Курбан Нюдюров связал около 300 пар носков и варежек для бойцов Красной Армии».
Жители села помнят и свято чтят память о всех участниках войны.

Многими славными тружениками полей, ферм и ковровой фабрики гордятся не только жители нашего села и района, но и республики.
За добросовестный и самоотверженный труд механизатор Абдулкеримов Магомедкерим и животновод Рамазанов Мурадага стали кавалерами ордена Трудового Красного Знамени.
Передовой чабан совхоза Мустафаев Ибрагим награжден медалью «За трудовую доблесть».
Тракторист совхоза Алияров Рамалдан и администратор Гаджиева Султанага удостоены грамот Президиума Верховного Совета ДАССР.
Много славных тружениц работало и на ковровой фабрике. Среди них лучшая мастерица Савзиева Нигар, которая была депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва.
Передовая комсомолка ковровой фабрики Казимагомедова Хадужат была удостоена чести сфотографироваться у Знамени ЦК ВЛКСМ в Москве.
За активное участие в колхозном движении Рамазанов Шихзада награжден орденом «Знак Почета».
Заслуженным авторитетом пользовались передовой тракторист Мирзагасанов Шахпаз, доярки Халибекова Шахпери, Эмиргамзаева Салми, животноводы Биремова Ханбажи, Аликберова Тавай, Рамазанова Балахалум и др.

До 1930 года в с.Куг не было даже начальной школы. Школа отрылась в 1930 году. Первым ее директором был Мамедов Эседуллах из с.Ахты Ахтынского района.
В разные годы директорами Кугской неполной средней, а затем средней школы работали Байрамбеков Б.М., Ибрагимов К.Р., Меликов Ш., Шихрагимов Г.А., Ахмедов Н.Э., и в настоящее время - Муталов Г.М.

В организации и пропаганде педагогических знаний в селе особенно велики заслуги незабвенного директора, педагога и наставника Байрамбекова Б.М. Благодаря ему и его ученикам с.Куг превратилось в одно из просвещенных сел не только района, но и Южного Дагестана. Из выпускников Кугской СШ более 20 человек стали докторами и кандидатами наук почти по всем отраслям знаний. Среди них доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный агроном России, обладатель губернаторской премии Астраханской области Байрамбеков Ш.Б.; доктор филологических наук Курбанов Б.Р.; доктор педагогических наук Байрамбеков М.М.; профессор Дагестанского технического университета Ахмедов М.Э.; кандидат педагогических наук Аликберов А.К.; заведующий сектором арабских стран Института востоковедения АН России; кандидаты филологических наук Муталова Б.М., Курбанова М.; кандидат физических наук Эмирбеков Э.Т.; кандидат юридических наук Ахмедова М.М. и Ахмедова Ф.М.; кандидат сельскохозяйственных наук Рамазанов Д.Ш.; кандидат педагогических наук Магомедова Г.К.; кандидат математических наук Алибеков А.К.; кандидат фармацевтических наук Эмирбеков И.Ш.; кандидат экологических наук Азимов В.А.; кандидат юридических наук Абасова С.А. и другие.

Школа и все кугцы гордятся своими лучшими сыновьями, которым за многолетний добросовестный труд в различных областях народного хозяйства присвоены почетные звания. Это заслуженный учитель РФ и РД Алискеров А.С.; заслуженные учителя РД Агамирзоев Ш.А.; Аликберов К.А., Муталов А.Ш.; заслуженные работники здравоохранения РД Алискеров А.С., Эмирбеков Ш.З.; заслуженные работники муниципальной службы Байрамбеков М.М. и Ахмедов Н.Э.; заслуженный тренер СССР и России по вольной борьбе Джабраилов С.Д.; почетный ра¬ботник общего образования Муталов Г.М.; заслуженный юрист РД Шихбабаев Ш.С.; заслуженные строители РД Алибеков Г.К., Ремиев Р.М. и др.

Многие выпускники Кугской СШ достигли больших успехов и на военной службе. Среди них полковник ВС РФ Курбанов Р.Р.; подполковники ВС Алибеков В.К., Абасова Саибат Абасовна, работающая в настоящее время начальником женской ИТК №8 Минюста России по РД; а также прапорщик МВД РД Аскеров Г.Ф. - кавалер ордена «За мужество».

Есть среди выпускников и хорошие спортсмены. Шихметов Шохрат Гюльметович - чемпион мира по армрестлингу, а Джабраилов Сидир Джабраилович, 1939 года рождения - заслуженный тренер СССР и РФ. После окончания школы поступил в Белорусский институт физической культуры, по окончании которого вернулся в Дагестан. Начал работать в спортобществе «Динамо», затем - «Урожай».
Работал директором Олимпийской школы «Динамо» по вольной борьбе. С 1982 года работает старшим тренером-преподавателем по воль¬ной борьбе в Олимпийской школе вольной борьбы им. Г. Гамзатова. Он заслуженный тренер СССР и России, заслуженный работник культуры, почетный гражданин г. Махачкалы, председатель тренерского совета РД по вольной борьбе.

Дагестан - Страна гор, он богат памятниками природы. Один из таких памятников находится в селе Куг. Это «Эоловый город», который охраняется государством. «Эоловый город» - это удивительное произведение природы: небольшой лес с холодными родниками, глубокими ущельями вдоль леса, где снег, выпавший зимой, лежит и не тает до июля-августа, с причудливыми скалами и арками, образовавшимися в результате выветривания. Об «Эоловом городе» рассказывается в учебнике «География Дагестана» и в книге «Охрана природы в Дагестане» (автор З.А.Шахмарданов).
Другой достопримечательностью с. Куг является естественная пещера на краю «Эолового города». У жителей села уже стало древней традицией собирать снег вокруг пещеры и наполнять им эту пещеру. Снег в пещере хранится до августа, не тает на глубине 7-10 метров.

Особенно популярно это местно было в 40-х годах XX столетия, когда еще не было в домах холодильников. В те годы из других селений, в т.ч. и из соседних районов, приезжали сюда за снегом для больных малярией людей. Старожилы села помнят, как местный колхоз за трудодни держал сторожа пещеры, чтобы местные жители, особенно дети, без особой нужды не расходовали хранимый в пещере снег, а оставляли нуждающимся. Таким сторожем в одно время был ныне покойный Балакардашев Абдулмеджид. Вход в закрывался на замок. Когда издалека на лошадях приезжали за снегом, его бесплатно отпускали гостям.

На 1 января 2006 года в с. Куг проживает более 800 человек, в т.ч. 210 детей школьного возраста, всего хозяйств 212.
Функционируют в селе средняя общеобразовательная школа, сельский Дом культуры, сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, МУП, несколько магазинов, открыт автобусный маршрут Куг-Дербент. В селе действует мечеть.

Главой администрации села Куг вот уже более 12 лет работает Ахмедов Назир Эминович, заслуженный работник муниципальной службы.

Источник: mo-khivskiy.ru
Фото ©

Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 22
Мугьманар: 22
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: