Село Уртиль граничит с Табасаранским районом. Оно возникло на том месте,
где раньше было село Бечер. Говорят, что в Бечер пришел человек из села
Уркат. Он устроился возле села Бечер. А когда у него появилась семья -
четыре сына и две дочери - он стал руководить селом Бечер.
Пришелец дал селу новое название -Уртиль. Это подтверждает сохранившееся до сих пор название местечка Бечен раццар, где молотят снопы на лошадях и быках с помощью деревянных молотильных досок. Возле Бечен раццар есть священные деревья - «пирар», и под ними лежат старинные могильные камни, покрытые землей и мхом. Надпись на камнях читать трудно даже человеку, знающему арабский язык. Кроме Бечен раццар сохранилась местность, которая называется Уркат. Видимо, пришелец после того, как умерли все люди его села в результате эпидемии, перебрался в село Бечер. Таким образом, можно сделать вывод, что село Уртиль возникло в результате объединения двух старинных сел. Все это произошло примерно 450-500 лет тому назад. В селе семь тухумов: Маллакьар, Адмар, Аьгибайкьар, Мирзакбар, Парччугьар, Башрар, Ханкар. Тухум Ханкар - это пришельцы из села Ханак Табасаранского района. До Великой Отечественной войны из этого тухума по мужской линии не осталось никого. Была 103-летная Сефият-баба и ее сын Касум. Когда организовался в селе колхоз, он был бригадиром, работал всего 3 месяца и умер. Говорят, что первым муллой в селе был Малламагомед, и оттуда произошло название тухума Маллакьар. Родоначальником другого тухума стал Алибек. Вот уже 9 поколений носит родовое имя Аьлибакьар. Старожилы села говорили, что первым законным представителем села стал человек из этого тухума, поэтому тухум стал называться Паччугьар. Раньше для исполнения решения джама-ата (взыскать штрафы с виновного и др.) назначался человек. Первым таким человеком был Башир. Отсюда и название рода Башрар. Оно, видимо, образовалось от имени человека Башир и названия головы «баш». Наименование тухума Мирзакьар произошло от имени Мирза-бая. Он был сильным и самым храбрым человеком в селе. Все тухумы были узденские. В селе нет мест, связанных с именами беков, ханов, майсумов... Первым старшиной до революции был Гасратали, а после его смерти Джамали - сын того же Гасрата. В функцию его входило соблюдать существующие законы, наказывать нарушителей и по закону штрафовать их. Все вопросы села (земельные, общественные, спорные) решали старшина и его заместители. Их избирали общим голосованием. Люди были заняты земледелием (выращивали картофель, морковь, капусту, сеяли кукурузу, ячмень и другие культуры), а также животноводством. Мужчины еще занимались обработкой шкур с помощью специально изготовленного инструмента, вроде лука (деркку ч1имир) с длинной веревкой. Мастерами такой обработки были Нурали, Таиб, Магомед. Женщины на прялках пряли пряжу. А из пряжи они ткали на самодельных деревянных станках (аргах) ткань для одежды. Самым любимым занятием женщин было и остается ковроткачество, а также изготовление паласов, шерстяных носков. Весь сельскохозяйственный инвентарь (плуги, сани, лопаты, молотильные доски, веники и т.д.) изготавливались местными мастерами. В селе был мастер по обработке металла Камал, по обработке дерева - Умар, по кам¬ню - Адам, он же являлся известным строителем домов, мостов, мечетей. В 1924 году Адам построил сельскую мечеть. После революции самым знающим Коран человеком считался Мала-Ханмягьямад. Он умел переводить арабский текст на табасаранский язык. И его сыновья Эседулах, Муталиб, Магомед, Жаруллах, живущие ныне в городах Дагестанские Огни и Дербент, владеют арабским языком. Муталиб преподает арабский язык в школах города Дагестанские Огни. Рядом с Уртилем было село Думурхил Табасаранского района, жители которого переселились в город Дагестанские Огни. Это село тоже образовалось из четырех сел: Типлар, Цунтар, Желикар, Гъуллах. До сего времени сохранилось много исторических мест, подтверждающих это: остались разрушенные фундаменты домов, надгробные камни, где написаны имена людей и даты их смерти. До революции из уртильцев читать и писать по-арабски умели Гасратали и его сын Ханмагомед, Гюльмагомед и его сын Таиб. Таиб ходил учиться в село Кюрег Табасаранского района к Магомеду. Среди табасаранцев Магомед считался лучшим знатоком арабского языка. В селе нет участников Гражданской войны. Первым учителем был Урцмиханов Гасратали, который переселился в село Цанак. Первые учителя, которые работали в селе, - это Урцмиханов Бедирхан - Раджаб (из села Юхари-Ярак); Алиев Шамсудин (с. Кондик); Раджабов Гаджикерим (с. Урга). Школа была открыта в 1934 году. До войны в селе насчитывалось 19 хозяйств. В селе нет семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Вот имена участников Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за Родину: Адамов Гаджирамазан, Гасратов Гамид, Джумалиев Магомедаги, Рамазанов Халил, Раджабов Халид, Тагиров Султан, Таибов Рашид, Умаров Гаджиаги, Ярагиев Малаги, Гаджиахмедов Гаджиумар, Магомедалиев Гаджитагир, Магомедалиев Гаджиали. Вернулись домой с победой Шихов Гаджикерим, Джумалиев Беглер, Тагиров Абдулкерим. В настоящее время в селе двадцать одно хозяйство. Почти все дома новые. Крыши покрыты железом и шифером. Многие годы председателем Ляхлинского сельского Совета и председателем колхоза «Большевик» работал Шихов Мирзабала. В районных учреждениях работали Шихов Гаджикерим, Магомедов Казимагомед. Магомедов К.Г. в настоящее время работает главой Ляхлинской сельской администрации. На Северном флоте служит Ибрагимов Низамудин - капитан первого ранга, специалист по атомным установкам. Родом из селения Уртиль поэт Таибов Гаджимурад, который является членом Союза писателей Российской Федерации. Он выпустил несколько сборников стихов на табасаранском и русском языках. После окончания начальной школы учащиеся с 5 класса посещают Ляхлинскую СШ. В селе есть следующие учреждения: начальная школа, медпункт, ковровый цех, библиотека. Источник: mo-khivskiy.ru |
Лента новостей
04.05.2023 21.04.2023 30.03.2023 27.03.2023 23.03.2023 23.03.2023 21.03.2023 20.03.2023 18.03.2023 16.03.2023 13.03.2023 09.03.2023 02.07.2022 13.06.2022 06.05.2022 05.05.2022 03.05.2022 02.05.2022 ОПРОС
Рекламные публикации
12.09.2023 11.08.2023 ЛезгиЯр на Facebook
Статистика
Наша Кнопка Онлайнда авайбур: 1 Мугьманар: 1 Иштиракчияр: 0 ![]() Сегодня нас посетили: |